#777Нас давно просят объяснить, как мы выбираем источник для наших изданий. Каковы критерии выбора, оценок качества, звучания и т.д. Поэтому мы решили поделиться плодами нашего опыта и постараться дать объективною оценку тем фактам, которые нам удалось установить.
Наши методы основаны как на личном опыте, так и на материале из специальной литературы, особенно 60-70 годов. Большое количество информации было получено от хорошего знакомого, господина Е. Schulke, работавшего инженером на заводе грампластинок фирмы Electrola (Köln) в конце 70х - середине 80 годов. Он поделился с нами информацией о процессе производства грампластинок: патентах, технологиях, нормативных предписаниях, лицензиях и другими интересными фактами, за что мы ему бесконечно благодарны. И главное, конечно, это часы долгих прослушавиний, пробных оцифровок, сравнений акустических и технических.
Нашим опытом работы, мы хотели бы поделиться на примере альбома The Beatles "Abbey Road". Это был первый альбом группы, который был записан, сведен и издан полностью на транзисторном оборудовании, т.к. именно в это время EMI поностью обновило оборудование. Это в какой-то степени облегчило работу при отборе выборе экземпляра в отличие от других альбомов группы, где важно сравнить отдельно еще и первые ламповые издания.
Существует мнение, что оригинальные издания 1969 и особенно британское звучат звучит лучше всех. Так ли это на самом деле? Для начала, нужно сказать, что уникальность британских изданий Beatles состоит в том, что master cut для печати всех британских изданий (до 1988 года включительно) делал всегда один и тот же человек, легендарный мастеринг инженер
Harry T. Moss. Начиная с 70х он ставил свое клеймо на дорожке сбега (dead wax) „H.Т.М“. Он делал master cut и для многих других известнейших альбомов Pink Floyd, Paul McCartney, Manfred Manns Earth Band. Как известно из различных источников и подтверждают наши собственные тесты, его работы максимально близки к звучанию master tape. Во всяком случае линейность звука его master cut практически идеальная, и не зря коллеционеры винила предпочитают его работы. Подготовленное им оригинальное британское издание 1969 звучит безусловно отлично. В нашем случае, речь идет о коллекционном особо редком экспортном экземпляре на Parlophone, а не на APPLE. Но увы, сам винил шумноват, т.к. технология производства винила в 1969 году оставляла желать лучшего. Та же история, например, с немецким оригиналом, очень близким по АЧХ к британскому, и фрацузским, который еще и записан с более тихими высокими частотами и звучит „глуховато“.
#777А как насчет MFSL изданий? Как свидетельствует исследования и разьяснения, презентируемое на обложке "original master recording" не настолько уж соответсвует действительности, MFSL использовали мастера второго, а иногда даже третьего порядка (как для Magical mystery tour). А Abbey Road сделан вообще с мастера Capitol, а не Apple. В отличии от издателей из MFSL, инжинер Harry T. Moss работал не с чем иным, как с оригинальными мастерами. Причем гарантировано с первым поколением и уж точно, не записанными на пленку шосткинского обьеденения «Тасма». Но шутки в сторону, если внимательно сравнить АЧХ того же британского оригинала с MFSL, видно, у MFSL при хорошо поднятых низких и высоких частотах сильно утоплена середина, другими словами представляет так называемую улыбку („smile“). Кому-то такой звук и по душе, но с оригинальным звучанием у него мало общего. Поэтому MFSL был отложен нами в сторону. Но какой плюс в MFSL сразу заметен, это - качество винила.
Так где же тогда золотая середина? Может хваленый JAPAN PRO-USE edition? На различных форумах коллекционеров винила, пишут часто, что это "предел качества" и "эталон". После наших тестов, мы пришли к выводу, что и это не верно. Судя по спектрам, японцы поработали шумодавами, но как-то не аккуратно, даже при том, что это издание half speed masterеd, у него при почти таком же как у оригинала уровне низких частот, явно не хватает середины и верхов.
В результате, осталось сравнить между собой именно работы с матриц легендарного Harry T. Moss, где стало хорошо заметно, как с годами, росло и качество винила и опыт мастера.
Теперь результаты. Вот полный список кандидатов согласно занятым местам:1. Abbey road UK edition from Blue Box (YEX 749-6/YEX 750-4)
2. Abbey road UK edition (YEX 749-4/YEX 750-3)
3. Abbey Road Holland (1 A 062 04243)
4. Abbey Road UK Original First edition /export Parlophone PPCS 7088 (YEX 749-2/YEX 750-1)
5. Abbey Road Japan (EAS 80560)
6. Abbey Road first edition Japan (on red wax AP 8815)
7. Abbey Road original german first edition (1 C 062 04 243)
8. Abbey Road Capitol purple label 1978 re issue (SO-383) *Wally Traugott cut
9. Abbey Road Capitol white apple label limited edition 1995 (C1-0777 7)
10. Abbey Road german from Blue Box (1 c 072-04 245)
11. Abbey Road French early edition (2 C 062 04243)
12. Abbey Road PRO-USE Japan edition (EALF 97001)
13. ABBEY ROAD first US edition (so-383)
14. Abbey Road MFSL edition
Таким образом мы пришли к выводу, что многие постулаты о различных изданиях на виниле верны далеко не всегда, не всегда оригиналы лучше переизданий, а блестящие "рекламой" издания очень часто вовсе не звучат близко к оригиналу, и самое важное самим сравнивать, слушать, изучать факты, историю изданий, прежде чем утверждать, что либо. Наши исследования не претендуют на истину в последней инстанции, но как минимум у нас был собран достаточный материал для данного исследования.
Приятного прослушивания!