Король и Шут (аббревиатура КиШ) — российская хоррор-панк-группа. Группа наиболее известна благодаря своим текстам, представляющим собой короткие сказки-страшилки, обычно мистические или метаисторические. Сценический имидж группы включает в себя грим согласно тематике их песен.
Само название этой группы стало синонимом целого поколения в современном российском роке со своим мировоззрением, эстетикой и мифологией, которые оказали колоссальное влияние на сотни тысяч молодых людей по всей стране, что, в свою очередь, сделало её музыкантов новыми подростковыми кумирами, вольно или невольно принявшими эстафету у неизбежно взрослеющей Алисы. Её прогресс не был стремительным, но от этого он не менее впечатляющ: за десять лет — с конца смутных 80-х и до второй половины подверженных всяческим катаклизмам 90-х, когда манипуляции сознанием стали общепринятой в нашем шоу-бизнесе практикой, — Король и Шут прошёл путь от сцены клуба "TaMtAm" до стадионов и дворцов спорта без особой поддержки масс-медиа и серьёзных финансовых вливаний. Главными достоинствами группы все эти годы была магия её выступлений, неповторимый музыкальный язык: от прямолинейного русского рока до жёсткого харда с элементами арт-рока, и, несомненно, тексты, в которых буйная фольклорная фантазия повстречалась с брутальным скоморошеством.
Король и Шут появился в Санкт-Петербурге весной 1988 и ведёт своё происхождение от школьной группы Контора, которая возникла двумя годами раньше в одной из школ Красногвардейского района. В её состав входили одноклассники Михаил "Горшок" Горшенев (р. 7.08.73 в Ленинграде), гитара, вокал, Александр "Балу" Балунов (р. 19.03.73 в Ленинграде), гитара, вокал, Александр "Вася" Васильев бас, и Александр "Поручик" Щиголев (р. 8.04.73 в Ленинграде), барабаны. Под впечатлением от музыки THE CURE, EXPLOITED и SEX PISTOLS, а также набиравших обороты звёзд Ленинградского Рок-клуба (Объект Насмешек, Алиса, АукцЫон), они сразу начали сочинять собственные песни.
В 1988 по окончании восьмого класса Горшенёв поступил в реставрационное училище, где в одну группу с ним попал Андрей "Князь" Князев (р. 6.02.73 в Ленинграде), который обладал узнаваемым графическим стилем, собирался стать художником, а также писал своеобразные стихи, которые вызвали интерес у Горшенёва. К концу первого курса Князь влился в состав Конторы как второй вокалист, и они с Горшком начали сочинять новые песни, которые записывали на бытовую аудиотехнику. Эти записи сохранились, но пока не изданы.
В середине 1990, отрабатывая практику в реставрационной мастерской при Эрмитаже, Горшок и Князь придумали группе новое название Король Шутов. К этому времени Васильев ушёл и новым бас-гитаристом стал Дмитрий "Рябчик" Рябченко (р. 20.10.72 в Ленинграде). В 1991-1992 на полупрофессиональной студии Михаила Кольчугина (экс-Аудитория Б) Королю Шутов удалось записать четыре песни ("Мёртвая женщина", "Охотник", "Король и Шут", "В долине болот"), которые прозвучали в программе Джорджа Гуницкого "Рокси-Аудио" на ГТРК. Интересно, что функции директора и пресс-агента в Короле Шутов на этом этапе выполнял Саша Щиголев.
Немного позже группа дебютировала на сцене, выступив в студии ритма Игоря Голубева в зале бывшего Рок-клуба на Рубинштейна, 13, после чего немного подкорректировала своё название, изменив его на Король и Шут, что ярче подчёркивало наличие в группе двух авторов. В мае 1992 Поручик первым из музыкантов Короля и Шута отправился в армию. Его место занял младший брат Горшка Алексей "Ягода" Горшенев. Следующим призвали Балу, но всего через полгода ему удалось досрочно вернуться домой.
Весной 1993 Король и Шут попал в "TaMtAm", который в те времена был отчим домом для всех разновидностей рока — от ортодоксальных Пауков, Хулиганов и Вибратора до более экспериментальных Ножей для Frau Muller, Ausweis или Химеры.
В том же году Король и Шут предпринял ещё две попытки записать свои песни на студии Tse Tse Records, принял участие в "I Пивном Фестивале" во Дворце Спорта "Юбилейный" и сыграл концерт в московском клубе "Sexton FOZD". Уже под самый Новый Год в армию забрали и Князя.
За время его отсутствия группа закончила и издала на свои средства альбом Король и Шут. Кроме того, у неё появился директор — журналист, промоутер и знаток тяжёлой музыки Дмитрий "Шумный" Журавлёв. Король и Шут постоянно выступал в питерских клубах ("Полигон", "Ten", "Гора", "Арт-клиника", "Лесопилка" и т.д.) и совершил блиц-тур по московским клубам. В мае 1994 в строй вернулся Поручик, а Лёша Горшенев, который эти два года играл ещё и в Вибраторе, в 1995 организовал свою группу Кукрыниксы.
В 1995 выступавший со всё большим резонансом Король и Шут получил премию "Кактус", учреждённую клубом "10". Рябченко решил бросить музыку, а бас-гитару временно взял в руки Балу, тогда как соло-гитаристом стал некий Петя, так и не прижившийся в группе по причине пристрастия к разнообразным стимуляторам сознания. Потом Балу вернул себе гитару, а бас-гитаристом стал Григорий Кузьмин из Вибратора.
В конце года ряды Короля и Шута усилил второй гитарист Яков "Яша" Цвиркунов (р. 27.07.75 в Ленинграде), студент Финансово-Экономического Института и бывший участник панк-индустриальной группы AUSWEIS, с которой Король и Шут не раз пересекался на тамтамовской сцене. Они записал первую версию второго альбома Будь как дома, путник, выпущенную малым тиражом под лэйблом Always Records. В следующем июне этот состав принял участие в фестивале Театра DDT "Наполним небо добротой" на стадионе "Петровский", что вывело популярность группы на новый виток.
Сразу после фестиваля Гриша ушёл, а Балу окончательно взялся за бас. В августе-сентябре 1996 на питерской "Мелодии" (ПСГ) была сделана первая профессиональная запись Короля и Шута "Камнем по голове", финансировала и издала которую Kurizza Records. В октябре известный питерский битловед Коля Васин проводил в клубе "Полигон" ежегодный концерт в честь дня рождения Джона Леннона. Приглашённый им не без опасения Король и Шут не испортил праздника, лихо исполнив свою версию "Yellow Submarine".
23 мая 1997 они сыграли на рок-фестивале в московском ДК им. Горбунова, завершив программу уже проверенной "Yellow Submarine". В первых числах июля Театр DDT провёл свой второй фестиваль "Песни конца ХХ века", где Король и Шут выступал уже на правах состоявшихся артистов. Дружба с DDT помогла им получить льготный доступ к студии в ДК Железнодорожников, где в августе был зафиксирован ранний материал Короля и Шута, составивший новую редакцию альбома Будь как дома, путник (запись и сведение: Игорь Сорокин). В 2000 он был переиздан Nox Records.
В октябре 1997 Manchester Files переиздала альбом Камнем по голове на компакт-дисках. Месяцем позже в группе появился звукорежиссёр и клавишник по образованию Павел Сажинов (р. 28.04.71), который за год до этого перебрался в Питер из Архангельска, где был лидером популярной нововолновой группы Гипноз.
Тогда же творчество Короля и Шута привлекло внимание режиссёра питерского телевидения Наташи Крусановой, которая сняла для телепрограммы "Белая Полоса" посвящённый им получасовой музыкальный фильм, специально для него на ТВ были записаны четыре новых песни. Фильм имел успех и неоднократно шёл как по питерскими, так и по центральными телеканалами. Помимо этого, Наташа познакомила Короля и Шута с ветераном питерской панк-сцены, а ныне продюсером и звукорежиссёром Игорем "Панкером" Гудковым, который принял деятельное участие в судьбе группы, организовав ей серию концертов, часть которых была записана и снята на видео. В частности, именно Панкер со своим компаньоном Славой Пискуновым отснял концерт в "Полигоне", который лёг в основу первой видеокнижки Короля и Шута "Праздник Скоморох". Позже Шумный выпустил в Москве видео-фильм "Концерт на Манежной Площади". Летом 1998 известный клипмейкер Борис Деденёв снял на Леннаучфильме первый профессиональный клип для Короля и Шута "Ели мясо мужики".
Поскольку к этому времени музыка группы далеко ушла от канонов поп-рока, обнаружив тенденцию к усложнению аранжировок и использованию элементов фолка, готики и даже прогрессивного рока, её палитре потребовались новые краски, вследствие чего осенью 1998 в группе появились скрипачки Мария Бессонова (экс-AD LIBITUM) и Мария Нефёдова (р. 1.09.79 в Ленинграде). Правда, первая Маша быстро исчезла, так как играла, как минимум, ещё в полудюжине групп, зато вторая (до этого она участвовала в группах Башня Rowan, Музыка Т и Пилот) прописалась в Король и Шут надолго.
Один из очередных концертов группа вынужденно (Горшеневу пришлось лечь в больницу) отыграла в акустике. Его программа почти целиком состояла из песен Князя, написанных им ещё в армии, несколько более личных и камерных по характеру. Потом эта программа с рабочим названием "Любовь негодяя" была записана и доработана в условиях студии, получив имя Акустический Альбом. В его записи участвовали известная певица Марина Капуро (Яблоко) и обе скрипачки, а Сажинов даже сыграл на клавесине. Акустика заметно отличалась от других работ Короля и Шута, поэтому Горшенев даже предлагал издать её как соло-альбом Князева, но позже от этой идеи отказались.
С помощью московской почитательницы группы Елены Карповой, работавшей на центральном телевидении, альбом удалось "сосватать" ОРТ Рекордз, которую в то время возглавлял Иосиф Пригожин. Акустический Альбом был выпущен на кассетах и компакт-дисках и в считанные недели разлетелся по всей стране, привлекая к музыке группы тысячи новых поклонников, которые образовали неформальное сообщество, отчасти напоминающее Армию Алисы и выделяющееся на концертах и в толпе своим внешним обликом.
20 февраля 1999 Акустический Альбом был презентован в питерском Дворце Спорта "Юбилейный" и собрал пять с половиной тысяч зрителей, после чего аудитория группа начала расти в геометрической прогрессии. 6 марта в ДК им. Горбунова прошла московская премьера альбома. Продолжения контракт с ОРТ не имел (возможно, и к лучшему), и Король и Шут остался на свободе.
Ещё одной проблемой, возникшей у группы, которую всё активнее приглашали на гастроли, стало отсутствие полноценного менеджмента. Дима Журавлёв был занят своей телепрограммой "Лестница в небо" и не мог посвящать ей много сил. Одно время бразды правления в группе взяли на себя Балу и Цвиркунов (который, кстати, закончил Финэк), но это создало новые проблемы, Панкер предпочёл матёрым артистам более молодых Кукрыниксов, и тут очень кстати на горизонте группы Король и Шут возник Александр Гордеев (р. 18.04.65 в пос. Тимирязево Северо-Казахстанской обл.). Выпускник геофака Университета, успешный бизнесмен и блюзовый гармошечник, который играл с харьковскими группами Куку, Утро, Дождь и Разные люди, Гордеев впервые услышал Король и Шут на очередном фестивале журнала "Fuzz" и рискнул попробовать себя в роли его директора.
16 июня 1999 Король и Шут отыграл мощный концерт в клубе "Спартак". По инициативе Панкера и Алексея Деги он и был отснят и записан. Потом запись была доработана в студии "Добролёт" и легла в основу четвёртого альбома группы Ели мясо мужики, названием которого стала одна из её едва ли не самых популярных песен. Альбом вышел по заключённому ранее контракту с Manchester Files.
В этот период группа проводила на гастролях по несколько месяцев в году, поэтому работа над её следующим альбомом Герои и Злодеи была завершена в рекордные сроки. Записал его на "Добролёте" гитарист группы Алиса Женя Лёвин, а выпустила загадочная компания "Московские Окна" под выдуманным леблом Столица Продакшн.
С течением времени музыка Короля и Шута становилась всё более сложной и жёстко структурированной, что вызвало потребность в гитаристе, владеющем техникой современного металла. Найти его удалось совсем рядом: Александр "Ренегат" Леонтьев (р. 13.06.76 в Кишинёве) приехал в Питер в начале 90-х, недоучившись год, бросил Ветеринарный институт, с первого дня принимал участие в группе Кукрыниксы и как-то раз помогал Королю и Шуту на акустическом концерте. В то время Кукрыниксы быстро дрейфовали в сторону поп-рока, и жаждавшему более сильных музыкальных ощущений Ренегату оказалось не по пути с Горшеневым-младшим, поэтому в апреле 2000 он решил присоединиться к группе Король и Шут. В июле группа в составе питерской делегации побывала на рок-фестивале в Горном Алтае на берегах реки Катунь.
Весной 2001 Король и Шут с размахом отметил десятилетний юбилей. К этой дате уже сотрудничавшая с группой Мистерия Звука выпустила сборник лучших песен Собрание. Кроме того, состоялось грандиозное турне с концертами во всех крупных городах европейской части России, Сибири и Белоруссии. В его рамках Король и Шут дал концерты в ДС "Юбилейный" и на малой арене стадиона "Лужники" (Москва).
Тем же летом они стали главными хедлайнерами нового питерского фестиваля "Окна Открой!", после чего участвовали в нём ежегодно, несмотря на то, что это не всегда совпадало с их концертным графиком. Как-то раз группа приехала в ЦПКиО, где всё это время проходили "Окна…", на автобусе прямо с гастролей, в другой — начала выступление без четверти одиннадцать утра, потому что в час должна была летать самолётом через полстраны. На одном из фестивалей Горшок мужественно вступил в поединок с ОМОНовцами, которые избивали подростков.
В конце 2001 вышёл записанный по уже проверенному рецепту альбом Как в старой сказке. Видеоиллюстрацию к песне "Проклятый старый дом" сделал Валерий Хатин, автор клипов Насти, Deadушек и Кукрыниксов. Кроме того, в 2001 году компания Grand включила сборник песен группы в свою Энциклопедию Русского Рока.
В апреле 2002 Король и Шут был назван Группой Года и по версии журнала "Fuzz" и слушателями "Нашего Радио", а в мае неожиданно получил довольно официозную премию "Овация" как Лучшая Рок-группа Года (до них подобного признания удостаивался разве что Юрий Шевчук).
В октябре 2002 дискографию группы пополнил новый студийный альбом Жаль, нет ружья. В начале следующего года московское издательство "Нота-Р" выпустило книгу "Король и Шут: самая правдивая история самой невероятной группы", которая включала воспоминания музыкантов и близких к ней людей, содержание всех альбомов и тексты песен.
11 апреля компания Stop Time провела концерт Короля и Шута на крупнейшей концертной площадке Питера, в СКК. Вопреки маловерам, утверждавшим, что популярность группы на излёте и она не соберёт этот зал, концерт прошёл с полным успехом. Победа стала тем более убедительной, что была одержана на фоне конфликта, разгоревшегося между музыкантами группы и "Нашим Радио", владельцы которого по-московски самонадеянно считали, что именно они вывели группу в люди. Противостояние закончилось тем, что творчество Короля и Шута исчезло из эфира "Нашего Радио", что никак не отразилось на посещаемости концертов.
В марте Мистерия Звука выпустила во всех форматах (плюс DVD и VHS) запись концертов группы в "Лужниках" 18-19 октября 2002 под названием Мёртвый Анархист.
5 июня 2003 усилиями Гордеева под эгидой Король и Шут был открыт клуб "Старый Дом". Его стены украшала графика Князя, а общая политика имела целью поддержку традиций питерского рока. Клуб просуществовал два года и провёл сотни концертов (в т.ч. Алисы, Аквариума, Константина Никольского, Полковника и Однополчан) и несколько фестивалей, включая два полуфинала "Окна Открой!".
В феврале 2004 группу неожиданно покинула Маша Нефёдова, собравшаяся продолжить образование в США. Следом с Король и Шут расстался Гордеев. Тем не менее, группа продолжала много работать: 16 апреля она повторила опыт с СКК, при этом их разогревали ветераны британского панк-рока 80-х Goldblade, с которыми Король и Шут познакомился на предыдущих "Окнах…"), работала над новым материалом, 13 ноября представила следующий альбом Бунт на корабле!, а Горшок и Князь, помимо этого, занимались сольными проектами.
Индивидуальная программа Горшка, которая была подготовлена с музыкантами группы Бригадный Подряд, была показана в марте 2005 во Дворце Молодёжи, а позднее записана и издана.
К 2006 году новый состав группы Король и Шут окончательно укомплектовывается. Сергей Захаров становится новым бас-гитаристом, а Дмитрий "Каспер" Ришко — скрипачом. Группа решает обойтись без второго гитариста. В новом составе КиШ выпускает альбом Продавец кошмаров, песни из которого "Марионетки", "Маска", "Ром", "Отражение" и "Джокер" вновь попадают в хит-парады на радио. В новогоднюю ночь 2007 года на "Нашем Радио" музыкантами была рассказана сказка "Морозко", которую они перемежали песнями из альбома Продавец кошмаров.
15-летие группы.
В 2007 году группа с туром, посвященным 15-летию коллектива, с успехом гастролирует по России. Во всех крупных городах группа дает фееричные двухчасовые концерты. Наиболее яркими, как всегда, становятся концерты в Москве (аншлаг в "Лужниках") и Питере. Во второй половине года группа начинает плотную работу над новым альбомом. Звукорежиссёр группы Павел Сажинов переходит в основной состав группы в качестве клавишника. Его место занимает молодой звукорежиссёр Денис Неволин. Также у КиШ появляется постоянный фотограф группы Виктория Виатрис.
18 ноября 2008 года выходит десятый альбом Тень клоуна. Интересна концепция альбома: образ шута сменил зловещий клоун и его тень. Отсюда песни названы тенями, а тексты и стихи — полутенями. Альбом разделён на 3 смысловые части: первая — "Полутень клоуна", вторая — полутень "Заговор в суде", третья — полутень "Зомби", и один бонусный трек "Суфлёр", который положен на музыку песни "Смешной пистолет". Трек "Дагон", который появился в ротации "Нашего Радио" задолго до выхода самого альбома в хит-параде "Чартова Дюжина", не раз занимал первое место. Вообще, альбом можно считать по звуку очень хорошим. Все записи сделаны на высочайшем уровне и прекрасно сведены. Песня "13 рана", написанная Горшком на стихи Андрея Федечко из группы Солнце-Хмари поётся на смеси украинского и древнерусского языков и посвящена Нестору Ивановичу Махно. Самым оригинальным треком альбома можно назвать "A.M.T.V", в котором выражается протест против американского телеканала MTV.
В 2009 году группа объявила о начале записи unplugged-альбома. В записи приняли участие Горшок и Князь (вокал, музыка, тексты), Яша (акустическая гитара), Захар (полуакустическая гитара), Каспер (скрипка), Паша (пианино), Поручик (бубен). Также в CDK МАИ 10 апреля 2009 года был записан новый концертный DVD, чего группа уже не делала более 5 лет.
Музыка.
Стили музыки разных альбомов кардинально различались, варьируясь по звучанию от классического русского рока (Камнем по голове), элементов панк-рока (Король и Шут) и хардкор-панка (Как в старой сказке, Бунт на корабле) до акустических фолк-роковых периодов (Акустический альбом). Стилистика и музыка КиШ похожа на хоррор-панк группы, в особенности Misfits. Горшенёв, давний поклонник этой группы, часто появляется на концертах в её майке. Также отмечают влияние фолк-рока и фолк-металла. Сам коллектив часто позиционирует себя как панк-рок группа.