Яркие, узнаваемые, эмоционально окрашенные, почти всегда с характерными и своеобразными в поэтическом отношении текстами песни сделали РОССИЯН одним из самых необыкновенных феноменов в истории всего питерского рока, а их бунтарский дух и граничащее с анархией чувство внутренней свободы (за что их даже пытались причислять к панк-року), бурная история, полная смен состава, бесконечных странствий по клубам города и области, борьбы за выживание и поисков себя, сделали имя РОССИЯН поистине культовым.
Начало группе было положено в марте 1969 случайной встречей Саши Кроля и Жени Волгина на каком-то вечере в институте им. Бонч-Бруевича, где тогда учился последний. Кроль учился на вечернем в Корабелке, работал в НИИРА на Шкиперском протоке и играл там в группе со странным названием ICH WO? Волгин занимался приблизительно тем же в самодеятельности Бонча и к тому же был накоротке с легендарным АВАНГАРДОМ-66, у которых пела его жена Галя Тимофеева.
Как это часто бывает, взаимный интерес вылился в идею совместной группы. Имя ей дали быстро - раз и навсегда: "Я даже не скажу, как это вышло, - рассказывал двадцать лет спустя Кроль, - просто один из нас, теперь даже и не вспомнить, кто, сказал: есть хорошее название, РОССИЯНЕ." На том и порешили. (Любопытно, что впервые слово "россияне" употребил крупный политический деятель, проповедник и литератор, сподвижник Петра I Феофан Прокопович в 1719, т.е. ровно за двести пятьдесят лет до этого!)
В первый состав РОССИЯН вошли: Александр Кроль (р.6.09.49 в Ленинграде), бас, вокал, Евгений Волгин (р.28.08.48 в Ленинграде), клавишные, вокал, соученик Волгина по институту Александр Батист (р.28.10.47 в Ленинграде), гитара, вокал, и Сергей Романов, барабаны. Волгин с Батистом до этого играли дуэтом песни последнего - хотя по своей сути они тяготели, скорее, к эстетике КСП, электрические аранжировки РОССИЯН позволили обнаружить в них мелодическое изящество, чем-то близкое к поздним THE BEATLES.
Отцы-основатели
Уже через месяц новорожденная группа дала свой первый концерт: 27 апреля 1969 они выступили в популярном кафе "Эврика", где только что закончился конкурс "Золотой Ключ". В её программе было несколько инструментальных версий песен THE BEATLES и десяток собственных номеров. Как-то сразу было решено, что РОССИЯНЕ будут исполнять только свой материал: те, кто слышал группу на рубеже 70-х, помнят их вещи "Мальчики и девочки", "Белый мрак", "Жизнь и смерть" (Батист), "Осень" (Кроль), "Королём заколдованный туман" (Кроль-Батист) и т.д. После успешного дебюта выступления пошли одно за другим.
В начале 1970 к РОССИЯНАМ присоединился второй гитарист Владимир Птицын (р.27.11.49 в Ленинграде). До армии он работал вместе с Кролём и играл с ним в заводской группе. Он сразу начал подыскивать РОССИЯНАМ оплачиваемую работу и вскоре пристроил их в ресторан "У Причала". Барабанщик играть в ресторане отказался, но группа за ночь подготовила трёхчасовую программу без барабанов и на месяц устроилась в кабак. Потом их прослушали и взяли в "Невские Зори", после чего РОССИЯНЕ вполне легально музицировали на банкетах и свадьбах. Несколько месяцев у них барабанил Владимир "Тузик" Архипецкий из василеостровской группы РАДУГА.
В июне 1970 РОССИЯНЕ устроились в клуб "Факел" на Гаванской и играли там на танцах, чуть ли не еженедельно меняя барабанщиков (общим числом около двенадцати). В октябре в армию забрали Женю Волгина, и их осталось только трое, но это почти не отразилось на активности группы: она играла в ДК им. Кирова, аккомпанировала показательным выступлениям в "Факеле" секции атлетов-гиревиков, а весной выезжала на маёвки на спортивную базу близ озера Красавица.
Следующим летом группа переехала в клуб для трудновоспитуемых подростков и предприняла попытку объединиться с девичьим вокальным трио - вокальных возможностей Батиста РОССИЯНАМ было недостаточно. Из этого, разумеется, ничего (в плане музыки) не вышло, но одна из девушек как-то раз вспомнила своего приятеля, который, как она выразилась, "здорово орёт LED ZEPPELIN". Так в биографии РОССИЯН появился Георгий "Жора" Ордановский (р.2.10.1953 в Ленинграде).
Он увлёкся поп-музыкой и, конечно, песнями THE BEATLES ещё школьником; в середине 60-х начал осваивать гитару, пытался посещать музыкальную школу для взрослых, а потом играл на танцах с безымянным трио, в которое помимо него входили бас-гитарист Александр "Боцман" Лапин и барабанщик Кирилл Долиненко. Исполняли они какие-то англоязычные хиты, в т.ч. THE BEATLES, несколько рок-н-роллов и свои импровизации с псевдо-английскими текстами. В сентябре 1971 Ордановский влился в ряды РОССИЯН и вскоре обогатил их репертуар своей первой песенй "Боги".
По его предложению барабащиком РОССИЯН стал Долиненко; хотя, как позже вспоминали остальных музыканты, играл Кирилл в то время не особо сильно, но быстро схватывал свежие идеи и после первого выступления был принят. Одним из ярких событий той осени стал сэйшен с САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ в клубе у Финляндского вокзала.
Лето 1972 РОССИЯНЕ отыграли в Дивенской; в октябре отметились на одной из самых престижных площадок города, в Академии Художеств, после чего о них заговорили, но тут в судьбу группы опять вмешался военкомат: на этот раз, повестку получил Саша Кроль, в отсутствие которого РОССИЯНЕ развалились.
Жора и Кирилл тут же организовали группу ДИКИЙ МЁД, но к началу весны она распалась, после чего Долиненко пропал из виду, а Ордановский с весны до осени 1973 играл в джаз-роковом ВОЗРОЖДЕНИИ и хардовом РАССВЕТЕ. Батист, Птицын, отслуживший Волгин и иногда приходивший к ним в увольнение Кроль (он играл на тубе в оркестре Суворовского училища) пытались репетировать, но без особого энтузиазма.
Лишь в октябре 1973 бывшие РОССИЯНЕ встретились вновь. Случилось это на сэйшене в Финэке, где играла группа ОБРАТИ ВНИМАНИЕ. Они, прежде всего, и обратили внимание на её барабанщика, который играл заметно сильнее, чем остальные музыканты. После сэйшена случился джем, в результате которого Андрей "Кузнечик" Алексеев был завербован в ряды РОССИЯН. Родом он был из Сестрорецка, начинал в школьной группе ГОЛУБЫЕ ДЖИННЫ и однажды подменял в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Колю Корзинина.
Вскоре РОССИЯНЕ, которых стало шестеро: Кроль, Батист, Птицын, Волгин (в зависимости от ситуации он играл на гитаре, ф-но или басу), Ордановский и Алексеев снова начали выступать на сцене. В том же ноябре они нашли и пианиста. Олег "Алик" Азаров (р.17.10.54 в Лиепае) открыл свой послужной список школьной группой THE JINGLE BELLS; потом были NEW FACES и группа певца Володи Гладцына (экс-АВРОРА и т.д.), с которой Азаров отыграл сезон 1972-1973. Той же зимой он безуспешно прослушивался в САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, следующим летом репетировал в Корабелке с таинственным НОВЫМ САДКО, а затем с группой ОКЕАН, НЕБО, ЗВЁЗДЫ. Его появление в РОССИЯНАХ ускорило процесс реорганизации группы.
Большой состав, в котором часть музыкантов дублировала друг друга, дал один единственный концерт в ДК им. Ленсовета (декабрь 1973), после чего его окончательно покинули Птицын и Волгин.
С наступлением Нового 1974 Года РОССИЯНЕ, успев собрать более или менее работающий аппарат, начали подыскивать себе работу и при посредничестве тогдашних менеджеров играли на танцах в Сиверском, Юкках, участвовали в сэйшенах с МИФАМИ и ПЕТЕРБУРГОМ в Политехе, "Эврике" и т.п. В феврале Алексеева переманили МИФЫ, но его пост в РОССИЯНАХ принял Георгий "Жора" Блинов (р.17.04.50 в Ленинграде) - до армии он играл с НЕУДАЧНИКАМИ и в военмеховской группой ОМЕГА, которую собрал клавишник Ефим Штейнгард.
Весной 1974 РОССИЯНЕ дали два концерта в ломоносовском "Манеже", в мае проводили в армию двадцатишестилетнего Батиста; летом регулярно играли в Юкках (куда послушать их приезжала группа американских туристов), а также выступили в Можайском на сэйшене с ГЁЗАМИ и СОЮЗОМ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ ПОП.
В репертуаре РОССИЯН к концу 1974 стал преобладать материал Ордановского. Своеобразный поэтический строй его песен, несомненный мелодический дар и эффектная сценическая подача помогли ему стать лидером РОССИЯН и одной из наиболее влиятельных фигур на рок-сцене города, а сами эти песни, нередко построенные как притчи или басни - с неожиданной и ударной концовкой - помогли сделать имя группе.
В ноябре РОССИЯНЕ сыграли в серии организованных Юрием Байдаком сэйшенов на ул. Бабушкина (вместе с БОЛЬШИМ ЖЕЛЕЗНЫМ КОЛОКОЛОМ, ГОЛЬФСТРИМОМ, НУ ПОГОДИ! и АКВАРИУМОМ), а в феврале 1975 приняли участие в организованных видным музыковедом А.Г.Юсфиным "Музыкальных Средах" в Доме Композиторов, где также играли КОЛОКОЛ и АКВАРЕЛЬ.
Параллельно шли танцы в Орлино, Белогорке и Кобрино, где в марте 1975 у РОССИЯН украли аппарат. Азаров тоже ушёл к МИФАМ, а его место занял Олег Гусев (р.13.08.57 в Омске), студент музыкального училища при Консерватории и бывший участник ЗЕЛЁНЫХ МУРАВЬЁВ. Группа переехала в Александровскую и продолжала играть, вызывая всё больший интерес у городской публики.
Энергичный Гусев сразу начал менять курс в сторону более интересного ему в профессиональном отношении арт-рока и фьюжн. Вскоре в программе РОССИЯН появились его номера "Резиновое время", "Диалог", "Ты ли это" (на слова Ордановского) и т.д. В апреле ряды группы укрепил соученик Гусева Сергей Золотов, кларнет, тенор-сакс, вокал. В августе 1975 РОССИЯНЕ в компании ОРНАМЕНТА и т.д. выступили на ночном сэйшене с польской группой BREAKOUT. В сентябре Гусев уволил Блинова, который ушёл в группу Володи Гладцына, вернув за барабаны Андрея Алексеева, успевшего со времён расставания с РОССИЯНАМИ принять участие в студенческой группе самого Гусева, а затем в ЗЕЛЁНЫХ МУРАВЬЯХ.
В январе 1976 РОССИЯН оставил последний из отцов-основателей Саша Кроль, которого не устраивало направление их развития. На следующие полгода бас взял в руки ещё один студент муз.училища Борис "Боб" Аксёнов (его дебютом стал концерт с ЛОТОСОМ), однако, в мае он ушёл в ресторан "Кронверк", и его сменил Виктор Беридзе, некогда начинавший с Аликом Азаровым в группе ОКЕАН, НЕБО, ЗВЁЗДЫ, а позднее участник ОБЕРТОНА и ОРИЕНТАЛИ.
Всё лето 1976 метаморфозы РОССИЯН продолжались: Гусев искал оптимальный звук и состав. В июне к ним присоединился гитарист Игорь Романов, тоже студент муз.училища, который в то время аккомпанировал певице Валентине Дегтярёвой в том же "Кронверке"; Ордановский ещё оставался у микрофона, но к этому времени он, по сути дела, потерял какой бы то ни было контроль за творческим процессом, и в июле почёл за благо уйти. Тем же летом он пытался объединиться с обломками только что распавшихся МИФОВ, а позднее прослушивался в АРГОНАВТЫ, но это была не его музыка, и до конца года о Жоре не было слышно.
РОССИЯНЕ, тем не менее, продолжали играть. В августе из группы АЭРОПЛАН, делившей с ними площадку в Александровской, был ангажирован клавишник Александр "Шура" Алексеев. В конце лета Беридзе ушёл в группу гитариста Володи Сафронова (экс-ВЕРЕТЕНО, БЖК), и на бас вернулся Аксёнов. Осенью в армию загремел Золотов, а его место занял Рафик Кашапов, труба, вокал, но этот состав был перегружен амбициями и слишком разными музыкальными вкусами его участников, поэтому в октябре 1976 гусевская версия РОССИЯН (питерские меломаны между собой именовали их "гусиянами") развалилась.
Джаз-роковая фракция группы (Алексеевы, а чуть позже Золотов) выделилась в ДВЕ РАДУГИ с мощной секцией духовых и инструментальным по большей части репертуаром; остальные (во главе с Гусевым) впоследствии фигурировали под именем СОЛНЦЕ, потом влились в ряды АПРЕЛЯ, а ещё позже составили костяк питерского филармонического рока и в разное время играли в рядах АВГУСТА, ЗЕМЛЯН, ДИЛИЖАНСА, СОЮЗА и т.п.
Между тем, под Новый 1977 Год Батист, Кроль, Ордановский и Блинов опять встретились в одной компании, решив вернуть имя и песни РОСССИЯН к жизни. Правда, после единственного выступления в Кораблестроительном институте тридцатилетний Батист решил уйти, но оставшиеся втроём РОССИЯНЕ жаждали продолжения. Они устроились в дом культуры деревни Горбунки близ Стрельны и без помпы играли там на танцах, в то время как на сэйшенах в Питере вовсю сияло СОЛНЦЕ, которое многие по инерции часто называли РОССИЯНАМИ. Начиная с весны к старым коллегам начал присоединяться Алик Азаров, после МИФОВ работавший в ресторане "Кронверк", театре Бориса Эйфмана и оркестре Вайнштейна.
В феврале 1978 новым РОССИЯНИНОМ стал блестящий музыкант Юрий Мержевский (р.1.03.60 в Ленинграде), гитара, скрипка, бас - он закончил музыкальную школу им. Римского-Корсакова, после чего поступил в саму Консерваторию, а до РОССИЯН недолго играл на скрипке в Ленинградском Цирке. С его приходом аранжировки РОССИЯН стали заметно богаче и изобретательнее. Они играли на вечерах в общежитиях Корабелки, выступали в ДК им. Газа и т.д.
В начале июня Блинов решил уйти, и за барабанами появился Евгений Павлов (р.20.01.53 в дер. Манихино Волховского р-на Ленобласти), уже добившийся известности с БАРОККО. Через месяц откололся и слишком занятый на работе Кроль - бас пришлось взять в руки Мержевскому. Позднее Кроль и Блинов организовали свою группу, которая базировалась в ДК "Пролетарский" и, не афишируя себя, репетировали собственные песни.
Между тем, оставшиеся втроём РОССИЯНЕ неплохо проявили себя на сэйшене в Новом Петергофе в компании с джаз-рок группами ФРАМ и ДВЕ РАДУГИ. Тем не не менее, стабильности не было. На исходе лета находившийся в свободном полёте Азаров влился в группу барабанщика Игоря Голубева (экс-АЛЬБАТРОС, САДКО), а ряды РОССИЯН усилил выпускник Капеллы, клавишник Юрий Задоров. Они сыграли в кафе "Заря" с РЕКВИЕМОМ и группой Михаила Погодина, после чего Женя Павлов ушёл в ВИА НЕВСКИЙ АККОРД. РОССИЯНЕ опять оказались на грани развала.
К счастью, в том же сентябре в группу был рекрутирован сильный барабанщик Сергей Завьялов (р.17.03.53 в Ленинграде), обративший на себя внимание в группе САША-218 и выступавший на сэйшене в "Заре" с Погодиным. Он сыграл значительную роль в консолидации РОССИЯН и формировании её более жёсткого хард-рокового звучания. Другим новобранцем стал бас-гитарист, скрипач и певец Андрей "Вася" Васильев (р.18.02.60 в Ленинграде), выпускник той же школы, что и Мержевский, и его компаньон по цирковой эпопее, а позднее студент музучилища.
Упрочив состав, РОССИЯНЕ снова начали появляться на сэйшенах, проводимых новой генерацией подпольных менеждеров, как правило, в обществе ЗЕРКАЛА, ЗЕМЛЯН, АРГОНАВТОВ, РЕКВИЕМА и других героев смутного времени конца 70-х. На новом витке популярности группа радикально обновила и расширила свой репертуар, за короткое время вырвалась в число лидеров рок-сцены Питера и завербовала сплочённую армию поклонников, следовавших за группой в её странствиях по пригородам и сельским клубам.
В декабре 1978 РОССИЯНЕ играли в Москве с АРАКСОМ и ДИССОНАНСОМ; в апреле 1979 приняли участие в Тартусском Рок-фестивале (Эстония), а месяц спустя вторично побывали в Москве, где обзавелись массой почитателей. Тогда же в группу окончательно вернулся Алик Азаров; надо заметить, что РОССИЯНАМ - как и американцам GRATEFUL DEAD (игравшим, правда, несколько иную музыку) - всегда был присущ своего рода семейный дух: музыканты могли уходить и возвращаться, но они постоянно поддерживали дружеские отношения и, как говорится, болели за группу, что - на зависть многим - всегда делало их исключительно монолитным и цельным рок-н-ролльным бэндом.
Лето группа отыграла в Карташевской, а в августе опять началась чехарда с барабанщиками; Завьялов по личным обстоятельствам был вынужден уйти; две недели с ними репетировал профессионал Вадим Косов (ДИСКО и т.п.), но ему стиль РОССИЯН не был близок. Пару концертов с группой отработал Александр Рагазанов (экс-РАСКОЛЬНИКИ, ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ), причём, на одном из них она разогревала зал для барда Евгения Клячкина! Потом за барабанами мелькнула пара совсем незапомнившихся лиц, а в ноябре к РОССИЯНАМ прибился ветеран рок-движения Игорь Голубев (р.25.04.40 в Ленинграде). В том же месяце они приняли участие в открытии ЭКЛПМ, рок-клуба первой модели, а в декабре - всей группой - устроились работать в ЦВЗ "Манеж".
В этот период РОССИЯНЕ репетировали в ДК им. Цюрупы на Обводном, где в феврале 1980 к ним присоединился клавишник Александр Хаскин (экс-АНТАРЕС). До весны всё шло ни шатко, ни валко, но в апреле стремившийся к лидерству Голубев ушёл собирать свой ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН, а склонный к комфортным условиям жизни Мержевский - к Валентину Колпашникову, в ресторан гостиницы "Европейская". Одновременно с ними пропал и Хаскин. "Громыхающая телега" РОССИЯН - как цветисто обрисовал их музыку возродившийся в ту пору журнал "Рокси" - опять остановилась.
Новый набор в группу состоялся в апреле-мае 1980. Первым появился Сергей "Сэм" Семёнов (р.8.03.57 в Ленинграде), бас, гитара, вокал. До РОССИЯН он играл на танцах в Ленобласти, пел в группе ФРАМ и несколько лет отучился в Мухинском училище. Очередным барабанщиком стал живший в Ропше Евгений Мочулов (р.25.11.49 в Ленинграде) - он начинал в середине 60-х в школьных группах Ломоносовского района, потом играл в ПОЛЕВЫХ ЦВЕТАХ и РИФАХ, а в 1973 собрал ЧТО ДЕЛАТЬ? Помимо того, он принимал участие в группах РЕМОНТ и ЗАРОК. Вместе с Мочуловым пришёл и его старый знакомый Борис Калинин, занявшийся аппаратурой РОССИЯН.
В конце июня РОССИЯНЕ прослушались в ЛМДСТ и получили разрешение играть концерты легельно. В июле Мочулов, который располагал репетиционной базой в НПО "Буревестник" на Правом Берегу, перевёз РОССИЯН туда, а в августе в их техническую группу пришёля светооператор Александр Жаров. Тогда же некий умелец от шоу-бизнеса, соблазнив РОССИЯН деньгами и красивой жизнью на Югах, взялся устроить им турне по Крыму от Крымской филармонии. Взяв три купе, группа с песнями отбыла поездом в Симферополь и за месяц дала пятнадцать концертов, попутно наслаждаясь солнцем, морем и крымскими винами. Увы, по окончании гастролей умелец растворился в воздухе, оставив РОССИЯН на улице буквально без гроша!
На одном из новогодних выступлений в "Буревестнике" к РОССИЯНАМ примкнул гитарист и певец Владимир Ермолин (р.7.12.54 в Ленинграде), который играл с Мочуловым в РЕМОНТЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЗАРОКЕ.
21 февраля 1981 РОССИЯНЕ в числе первых восьми групп прослушалась в ряды вновь создаваемого Ленинградского Рок-клуба, а 7 марта вместе с ПИКНИКОМ, МИФАМИ и ЗЕРКАЛОМ приняли участие в его открытии. В мае они выступили на Международном Фестивале Политической Песни в Вильнюсе, по возвращении из Прибалтики успели на закрытие первого клубного сезона, где к РОССИЯНАМ на две песни присоединился Мержевский. (Ермолин к тому времени вернулся в ЗАРОК.) В сентябре группа три дня подряд играла в ЦПКиО, собирая толпы питерских хиппанов, а в октябре ещё раз сорвала аплодисменты москвичей, играя на аппаратуре "Dynaccord", любезно предоставленной им Александром Градским.
Можно смело утверждать, что в первый период истории Рок-клуба, с 1981 по 1983, РОССИЯНЕ были если не сильнейшей, то самой популярной и любимой в народе группой Питера - своей стихийной экспрессией, магическим обаянием концертного действа, духом не знающей запретов вольницы они превосходили и мэтров, и честолюбивых дебютантов. Ордановский быстро прогрессировал как автор песен, а его лучшие номера: "Будет день" ("Кто не с нами, тот против нас"), "Да поможет нам рок!", "Кровавый дождь", "О, какой день!", "Канарейки", "Карусель", "Придорожный лопух", "О мерзости" и т.п. - стали классикой питерского рока и звучат актуально даже спустя годы.
В апреле 1982 РОССИЯНЕ вторично посетили полюбившую их Литву, сыграв на четвёртом (и, как оказалось, последнем) фестивале "Opus 82", где их пути пересеклись с близкими по духу свердловчанами из УРФИН ДЖЮСА. 29 июля они со скандалом выступили в Летнем Театре ЦПКиО - слушая РОССИЯН, публика разгулялась настолько, что перепуганная администрация вызвала милицию, и чуть ли не половина зала была арестована прямо на выходе, а кое-кого даже засадили в тюрьму!
РОССИЯН репрессии, к счастью, почти не коснулись. Они давали концерты в Питере, ездили в Эстонию и снова в Москву, записали на радио пару своих песен и готовили новую программу. Васильев в конце июля ушёл работать в Ленконцерт - бас взял в руки Сэм, гитару Мочулов, а за барабаны вернулся Женя Павлов.
14 мая 1983 РОССИЯНЕ сыграли на I Фестивале Рок-клуба и разделили третье место с ПИКНИКОМ, ТАМБУРИНОМ и СТРАННЫМИ ИГРАМИ ("за принципиальность в реализации идей рок музыки") - кроме того, Семёнов был назван лучшим бас-гитаристом. После фестиваля Павлов снова ушёл, решив бросить музыку, и его сменил Валерий Морозов (р.1.09.53 в Ленинграде), прошедший через десятка полтора групп - от THE MIRACLE WINDS и КРАСНОГО И ЧЁРНОГО до ЧТО ДЕЛАТЬ? и ПЛЮСА, с которым он участвовал в том же фестивале.
Летом РОССИЯНЕ недолго играли на танцах в Токсово, а в июле дали свой последний концерт на рок-фестивале в Выборге. Вслед за этим ушёл Семёнов, а его место занял Георгий "Гоша" Соловьёв (р.18.10.60 в Ленинграде), бас, бывший участник групп ИГРА и СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК. В середине лета РОССИЯНЕ уединились на своей репетиционной базе и в течение пяти месяцев обстоятельно готовили новую программу, из ещё не игравшихся песен Жоры. Премьера была намечена на 19 февраля 1984, но состояться этому не было суждено: 13 января 1984, на Старый Новый Год, возвращаясь на электричке с загородной прогулки, Ордановский бесследно исчез где-то в районе поселка Семрино, а без него группа неминуемо распалась.
Первое время друзья и поклонники надеялись, что Ордановский объявится - кое-кто утверждал, что видел его или получал от него какие-то весточки, но со временем стало ясно, что он ушёл из этой жизни - по своей или по чужой воле - хотя лишь 10 мая 2001 Федеральный суд Красносельского района Санкт-Петербурга вынес решение о признании Георгия Ордановского умершим.
Хотя в годы расцвета новой волны кое-кто считал песни РОССИЯН архаичными, их влияние на музыку продолжало оставаться заметным ещё много лет. Среди тех, кого оно коснулось, можно назвать РОК-ШТАТ, ПАТРИАРХАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ, ПЕПЕЛ, ПРИСУТСТВИЕ и, конечно, DDT, питерский дебют которых состоялся на I Мемориале РОССИЯН в январе 1987. Они долгое время репетировали в том же "Буревестнике", а звукорежиссёром DDT (а потом директором Театра DDT) до лета 1998 был Мочулов. Кроме него с DDT в разное время работали Азаров, Калинин, Жаров и другие РОССИЯНЕ.
После 1987 Мемориалы РОССИЯНЕ проходили в Питере ещё три раза: в январе 1988 (ДК Железнодорожников), в мае 1990 (СКК) и в сентябре 1999 (ДК им. Ленсовета), когда при большом стечении народа было отмечено тридцатилетие легендарной группы. Помимо многочисленных гостей, участие в этом концерте приняли и новые РОССИЯНЕ - группа, которую собрал бас-гитарист Андрей Васильев (в неё также вошли гитарист Роман Прокофьев и барабанщик Алексей Соколов), восстановила около двадцати песен из их репертуара и исполняла на концертах, удачно продолжая россиянские традиции. К юбилею была издана кассета, включавшая как архивные записи РОССИЯН, так и новые версии их песен.
Надо заметить, что классичский репертуар группы, равно как и само её имя, время от времени возникает на сцене: в январе 1987 это был сводный бэнд из бывших РОССИЯН (Кроль с Васильевым) и музыкантов DDT. В феврале 1991 во Дворце Спорта "Юбилейный" на Десятилетии Рок-клуба под именем РОССИЯНЕ выступило трио в составе: Гоша Соловьёв, бас, вокал, Сергей Завьялов, барабаны, и Владимир Березин, гитара. (Они объединились полутора годами раньше, но поначалу называли себя АБОРИГЕНАМИ.)
Многие из тех тридцати с лишним человек, которые прошли через группу за годы её истории, остаются в музыке: Мочулов возглавляет промоутерскую компанию "Stop Time"; Гусев стал известным клипмэйкером; по прежнему на сцене Женя Павлов (ROCK'N'ROLL CITY, THAT ZEPPELIN), Игорь Романов (НЭП, АЛИСА), Володя Ермолин (ЗАРОК), Гоша Соловьёв (НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ), Шура Алексеев (СТАРАЯ АРМИЯ Александра Розенбаума), Саша Рагазанов (АКАДЕМИЯ ТИШИНЫ, ОРР), Андрей Васильев (ЗЛОДЕИ, НОВАЯ ЗЕМЛЯ).
В декабре 2005 в новой группе Сергея "Сэма" Семёнова (ранее WOLF BAND, THE WAY, КОМАНДА С) ДЯДЯ СЭМ опять встретились Роман Прокофьев и Алексей Соколов. По-прежнему связан с музыкой Сергей Золотов. Мержевский в 1986 эмигрировал в США и ушёл в академическую музыку. Первый соратник Ордановского, Александр "Боцман" Лапин, тоже остался в музыкальном бизнесе - аппаратурой его компании "Топ-импровизация" озвучивается едва ли не половина концертов в Питере, от DEEP PURPLE до тех же DDT.
К сожалению, жизнь не пощадила РОССИЯН ("я бы назвал всю нашу историю Лихолетьем", - однажды заметил с печалью основатель группы Саша Кроль) - с начала 90-х из жизни по разным причинам ушли бывшие участники группы Сергей Завьялов, Георгий Блинов, Игорь Голубев, Александр Жаров, Евгений Волгин, Александр Батист, Юрий Мержевский, Александр Кроль, Владимир Птицын.
Помимо изданной в 1999 кассеты "Россияне навсегда" и короткой записи с I Фестиваля Рок-клуба (кассета, Отделение Выход) сегодня творчество РОССИЯН широкой публике, к сожалению, недоступно, хотя в 2000-2001 звукорежиссёр Игорь Пленов отреставрировал два концертных альбома группы, сохранённых в коллекции фотографа Валентина Никитина.
Андрей Бурлака
http://www.rock-n-roll.ru/