Довольно популярная в середине 80-х, но незаслуженно забытая в наши дни, московская группа
Наутилус оказалась последним совместным предприятием в биографии
Сергея Кавагоэ и
Евгения Маргулиса, легендарной ритм-секции
Машины времени времён сэйшенов и подпольных рок-фестивалей.
Вместе
Евгений Маргулис и
Сергей Кавагоэ впервые вышли на сцену в составе уже набиравшей скорость
Машины в 1975. Четыре года, наполненные бурными репетициями, концертами, гастролями (главным образом, в Питере), записями и т.п., сделали их одной из лучших ритм-секций страны, а невзгоды, обычно сопровождающие жизнь самодеятельных музыкантов, сплотили и сдружили, а потому, когда в апреле 1979
Макаревич уволил
Кавагоэ,
Маргулис ушёл вслед за ним, положив тем самым конец одному из самых важных этапов в истории группы.
Тем же летом друзья, пригласив
Алексея Романова и
Алексея Макаревича из группы
Кузнецкий мост и
Андрея Сапунова из
Цветов, создали новую группу, не без намека назвав её
Воскресение, записали дебютный альбом, который произвёл в стране настоящий фурор, а осенью вывели её на сцену.
На рубеже 80-х
Воскресение было, безусловно, одной из наиболее популярных групп страны и кумирами московских хиппи, но под давлением обстоятельств распалось в октябре 1980. Дороги основателей группы разошлись:
Маргулиса пригласили в
Аракс (репертуар которого пополнил ряд песен
Воскресения), а
Кавагоэ на время оставил музыку.
Летом 1982
Сергей решил вернуться в рок-н-ролл и собрал группу
Наутилус в составе:
Юрий Шахназаров (бывший участник
Скоморохов,
Аракса, а затем музыкальный руководитель пугачёвского
Рецитала), соло-гитара,
Дмитрий Рыбаков (одно время работавший в тех.персонале
Машины времени), гитара, вокал,
Кирилл Покровский (экс-
Акцент), клавишные, саксофон, и сам
Сергей Кавагоэ, барабаны. Месяц спустя к ним присоединился и
Евгений Маргулис (бас, гитара, вокал), сидевший без работы после официального запрещения
Аракса. Аппаратом
Наутилус обеспечил будущий глава компании "Silence Pro"
Михаил Капник.
Несмотря на наличие громких имён, основные музыкальные идеи исходили от не слишком известных дотоле
Рыбакова и
Покровского, которые и сочинили большую часть репертуара группы, иногда с помощью коллег, хотя исполнял
Наутилус и кое-что из
Воскресения.
Группа дала пригоршню концертов, в феврале 1983 записала дебютный альбом (известный как "Погружение" или просто "Наутилус"), быстро разлетевшийся по стране, и на волне первых успехов попыталась устроиться на работу в одну из провинциальных филармоний, но это было в самый разгар антироковой кампании Минкульта и в мае, после того, как группе повсюду дали от ворот поворот,
Маргулис, "дабы не осложнять жизнь друзьям", ушёл в эфемерный
Глобус, приютивший обломки
Аракса.
Его место занял бас-гитарист
Кинематографа Сергей Миклашевский, но это не изменило ситуацию, и в том же августе
Наутилус распался.
Кавагоэ ушёл работать в цыганский ансамбль.
Миклашевского пригласили в
Глобус, где он по иронии судьбы опять сменил
Маргулиса.
Львов, а за ним и
Покровский на следующий год стали участниками
Арии и отметились на записи её дебютного альбома. Позднее первого пригласили в
Парк Горького, а второго в
Мастер. В 90-х
Покровский эмигрировал в Бельгию.
Шахназаров и
Рыбаков пропали из виду.
Тем не менее, в ноябре 1986, когда идеологический диктат начал медленно ослабевать,
Маргулис и
Кавагоэ, которые годом раньше снова встретились в
Аэробусе, бэк-группе
Юрия Антонова, а летом участвовали в записи альбома СВ "Москва и москвичи", возродили
Наутилус: в новую версию группы вошли
Дмитрий Рыбаков из оригинального состава, а также опытный музыкант
Сергей Гусев, гитара, синтезатор, и
Александр Белоусов (экс-
Глобус), барабаны.
Кавагоэ при этом переключился на гитару. (Напомним, что в
Машине времени он - в зависимости от обстоятельств - был то клавишником, то гитаристом, то барабанщиком).
В январе следующего года группа записала двадцатиминутный мини-альбом, звукорежиссёром которого стал
Игорь Новиков, выполнявший те же функции в
Воскресении и
Араксе. В его записи участвовал клавишник
Михаил Орлов. В апреле
Наутилус перешёл-таки на легальное положение, подписав контракт с филармонией.
За первый год работы группа накатала тысячи километорв гастрольных трасс, выступила на фестивале "Шахтёрские Зори" в Кемерове, была принята "на ура" в столичном ДК МАИ, заставила аплодировать слушателей в Зеленограде и Химках, а также существенно расширил свою звуковую палитру, когда в её составе появился поющий саксофонист
Михаил Рыбников.
Увы, бурный всплеск популярности отечественного рока в 1987-1988 оказал группе плохую услугу: пресса смаковала его социально-политический аспект, подростки жаждали сильных эмоций, а выход на сцену свердловских тёзок (которые, правда, поспешили изменить название, превратившись в
Nautilus Pompilius) внесло путаницу в сознание меломанов и устроителей концертов. Всё закончилось тем, что в январе 1988 Кавагоэ покинул
Наутилус и музыку вообще.
В 1995
Сергей перебрался к родственникам в Японию, где работал продавцом в музыкальном магазине сети "Tower Records" и преподавал язык в Токийском Университете русского языка. В середине следующего десятилетия его занесло в Канаду, где
Кавагоэ пару лет работал на радио, а 3 сентября 2008 умер у себя дома в Торонто от острой сердечной недостаточности.
Что касается других участников группы, то
Рыбникова пригласили в
Визит, а
Белоусов стал барабанщиком хард-рокового
Востока. Неутомимый
Маргулис при поддержке
Гусева и
Рыбакова два месяца спустя собрал новую группу, на этот раз предусмотрительно назвав её
Шанхаем. Она дебютировала 5 мая 1988, год спустя прекратила существование, но возродилась в конце 90-х как полигон для обкатки творческих идей и проектов
Маргулиса.
Весьма неожиданную карьеру в конце 80-х сделал бывший техник
Наутилуса и начинающий поэт
Андрей Лукьянов (песни на его тексты исполняли
Феникс,
Глобус,
Альфа и некоторые другие исполнители ): в начале 1988 он с помощью ветеранов московского рока собрал группу
Окно и со своими сатирическими песенками участвовал в фестивалях, мелькал в молодёжных телепрограммах и попал во все рок-энциклопедии.
Записи
Наутилуса не переиздавались, однако, в вышедший под маркой
Шанхая сольный дебют
Маргулиса "До свидания, друг" (1996) вошло по два номера из обоих альбомов этой группы 80-х.
Андрей Бурлака http://www.rock-n-roll.ru/