Вот что говорит сам Александр Иванов по поводу "Кратера" :
Группа "Кратер" была образована в 1984-м году Александром Ивановым, Александром Рыжовым, Владимиром Бажейкиным, Александром Фирсовым. Группа просуществовала год и записала два студийных альбома:
- альбом 1984-го года "В мире животных" песни - "Кубик Рубика", "Розовый закат", "Циклодол - блюз", "9 - й вал", "Серый дождь", "Поздно" и др.
- альбом "Кое - как" 1985г. песни - "Парус", "Ливень", "Скоростной трамвай", "Джуди", "Эмансипация" и др.
Альбомы выходили, в основном, на бобинах, которые распространялись Виктором Алисовым , культовым человеком московского видео .
Новой пробой пера стал совместный концерт с группой "Рондо" в ДК Горбунова. Потом неразлучная тройка Александров выступает от Волгоградской филармонии под оригинальной "вывеской" - шоу-группа "Ветер", после группы "Аракс". Затем было много упорного труда и более серьезного подхода к подбору стихов и сочинения музыки. Ансамбль зарегистрировался во Всесоюзном агентстве авторских прав как группа под управлением А. Рыжова. "Кратер" был положительно аттестован единым методическим центром и Межсоюзным домом самодеятельного творчества. Принимал участие в культурной программе XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
О группе "Кратер" Андрей Бурлака: Смутная пора середины 80-х оставила по себе, помимо лозунгов Перестройки и надежд на лучшее завтра, немало любопытных записей, которые в то время пользовались популярностью у поклонников магнитоиздата, несмотря на их невысокое качество и нередко полную анонимность (официальной рок-прессы толком не было, а художественное оформление не тиражировалось), а в наши дни оказались забыты. Между тем, в группах, которые сделали эти записи, начинали многие звёзды наших дней. Московский КРАТЕР из их числа.
Организовали его в феврале 1984 три приятеля, каждого из которых звали Александром. Было им тогда по двадцать два-двадцать три года, а работали все они до этого в провиницальных филармониях. Певец (и иногда гитарист) Александр Иванов (р.3.03.61 в Москве) школьником серьёзно занимался самбо и дзюдо, был призёром крупных соревнований, не раз побеждал в чемпионатах Москвы и был настроен на спортивную карьеру, хотя тогда же принял участие в постановке детской рок-оперы "Мальчиш-Кибальчиш" на сцене Дома пионеров на Воробьёвых горах.
В 1979 Иванова призвали в армию. Он служил в Восточной Германии, где был завсегдатаем репетиций солдатского ансамбля, а потом солистом созданного по его инициативе военного оркестра. По возвращении Саша думал вернуться в профессиональный спорт, а когда это не удалось, решил попытать счастья в шоу-бизнесе и летом 1981 укатил на гастроли по Казахстану с ВИА РАДУГА при Кзыл-Ординской филармонии. Потом были группы АЛЛО, АЭРОПОРТ и работа в Рязанской филармонии, где он столкнулся с ВИА СВЕРСТНИКИ, в котором тогда играли Александр Рыжов, гитара, и Александр Фирсов, бас.
Взяв имя КРАТЕР и объединив свои музыкальные заготовки, к весне они уже имели в репертуаре полтора десятка песен в разных жанрах (рэггей, новая волна, хард-рок, баллады) и на разнообразые темы ("Циклодол-блюз", "Кубик Рубика", "Старый таракан", "Серый дождь"). Автором большей части текстов стал журналист Андрей Лукьянов, позднее успешно сотрудничавший с АЛЬФОЙ и собравший группу ОКНО.
Перед записью на частной студии ряды КРАТЕРА усилили гитарист Владимир Бажейкин и барабанщик Константин Френкель (вестник самиздата "Рок-ревю" не без иронии отмечал, что племянник знаменитого советского композитора работал на барабанах "исключительно советского производства"). Клавишные партии исполнил коллега Иванова по АЭРОПОРТУ Виктор Григорьев, а часть вокальных спел Николай Парфенюк, тоже работавший в СВЕРСТНИКАХ, а прямо перед этим покинувший ФЕНИКС (на самом деле, АРАКС под маской).
За девять часов КРАТЕР успел перенести на ленту десять треков, звучавших довольно сыро. Группа планировала использовать их как демо-запись, но они сразу пошли в народ в виде альбома "Поздно". Позднее сами музыканты дали ему название "В мире животных".
Первой пробой сил стал для группы совместный концерт с другой только что родившейся группой, РОНДО, в ДК им. Горбунова. Парфенюк уже ушёл в СИНЮЮ ПТИЦУ, а троица основателей в мае устроилась в Волгоградскую филармонию, где их обозвали шоу-группой ВЕТЕР. Интересно, что до них под этим именем выступал тот самый ФЕНИКС!
Чтобы отвечать заявленному в названии шоу, Иванову пришлось вспомнить о своём спортивном прошлом: на сцене он делал сальто, садился на шпагат и т.д., но отработав в Волгограде три месяца, музыканты решили уволиться, когда дирекция филармонии предложила им сделать программу казачьих песен, что никак не ассоциировалось у них ни с роком, ни с шоу.
Вернувшись в Москву, КРАТЕР начал готовить новую программу и искать пути легализации. Они зарегистрировали свои песни в авторском агентстве ВААП как Группа п/у Александра Рыжова и даже получили роялти за песню "Серый дождь", которую взяла в репертуар певица Татьяна Анциферова (экс-СЕДЬМОЙ ОКЕАН). Второй альбом, записанный с меньшей спешкой, но тоже не слишком обстоятельно, получил имя "Кое-как" (известен также по первому номеру как "Эмансипация"), был закончен летом, имел сильный уклон в рэггей и первый реальных хит "Свет погашу" (звучал ещё в репертуаре АЭРОПОРТА).
Единый методический центр МДСТ принял у группы часовое шоу с элементами модного брейкдэнса и десятком новых песен, рекомендовав её в культурную программу XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, который проходил с 27 июля по 3 августа 1985. Для выступлений в Интерклубе опять были приглашены Бажейкин, Френкель и новый клавишник Владимир Бронштейн, но увы: фестиваль закончился, и в жизни КРАТЕРА опять наступило затишье. Попытки вместе устроиться в очередную филармонию потерпели крах, и осенью музыканты разошлись в разные стороны.
Бажейкин, сменив ещё несколько групп, в 1987 добился признания в РАУНДЕ; Рыжов и Фирсов пропали из виду, а Иванова композитор-песенник Владимир Мигуля пригласил в свой МОНИТОР, с которым тот записал несколько номеров и съездил на гастроли. Ещё в период КРАТЕРА Саша помог с репетициями и аппаратурой начинающей группе БРАВО. Её лидер Женя Хавтан сполна вернул долг, сообщив весной 1986, что руководитель РОНДО Михил Литвин обновляет состав и ищет нового вокалиста.
Александр Иванов был принят в РОНДО, с блеском дебютировал в его рядах на первой "Рок-Панораме", позднее перехватил у Литвина бразды правления группой, добился с ней всенародного признания, а в конце 90-х обратился к соло-карьере. Записи КРАТЕРА официально не издавались.
Андрей Бурлака
http://www.rock-n-roll.ru/show.php?file=encyclopedia/%CA/%CA%D0%C0%D2%C5%D0%20%282%29