Биография: Музыкант от Бога, харизматичная личность, оригинальный шоумен, уникальный по плодовитости композитор и продюсер, Принц (Prince) - независимо от того, как его в конце концов называть, - уже больше двадцати лет держит в напряжении поп-музыку. Со времен Beatles, пожалуй, не было больше артиста, который с таким же изяществом разрушал бы границы буквально всех существующих поп-жанров, заслужив признание представителей самых разных школ и направлений, уважение критиков и драгоценное внимание публики, готовой заплатить за хорошее удовольствие хорошие деньги.
Принц Роджер Нельсон (Prince Rogers Nelson), а впоследствии просто Принц, родился 7 июня 1958 года в Миннеаполисе, штат Миннесота. Своим именем он обязан Prince Roger Trio, коллективу, в котором его отец, Джозеф Нельсон (John Nelson), играл в конце 50-х. Несмотря на не самый обнадеживающий пример Нельсона-старшего, пианиста, который так и не сделал большой карьеры, мальчик с раннего детства нашел в музыке единственное надежное убежище от житейских неурядиц. А убегать ему было от чего. После развода родителей с новым спутником матери отношения у него не заладились. Удрав из дома, мальчишка поселился у отца, который и преподнес ему в подарок первую гитару. Настоящий музыкальный вундеркинд, Принц самостоятельно научился играть на 20 инструментах. И уже в средних классах школы возглавлял собственную группу Grand Central. В старшей школе его команда называлась Champagne и исполняла песни его сочинения. В 16 лет, с аттестатом зрелости на руках, Принс ушел из дома своих приемных родителей (его усыновила семья Andersons) и переселился к другу. Однажды знакомый инженер звукозаписи предложил ему бартер: в обмен на работу сессионного пианиста в его полное распоряжение предоставляется студия звукозаписи. Парень согласился и, записав партию клавишных, предложил заняться также бас-гитарой, барабанами, лид-гитарой и бэк-вокалом. Фактически самостоятельно он проделал работу целой группы. Технический персонал студии не мог оправиться от изумления. А для Принца этот случай предопределил всю его дальнейшую творческую судьбу.
Вдохновленный удачным стартом в родном городе, Принц нацеливается сразу на Нью-Йорк. Пообщавшись с представителями нескольких лейблов, он получает предложение предварительного контракта сразу от двух компаний. Но, как это ни банально звучит, сердцем он был прикован к родному Миннеаполису. Вернувшись из Нью-Йорка, музыкант проводит демо-запись трех композиций и отправляет кассету руководству лейбла Warner Bros. Свои впечатления они выразили в сухих цифрах: 19-летнему юноше предложили 100-тысячный бюджет и предоставили право полного контроля над дебютной пластинкой.
Изданный в 1978 году дебютный LP "For You" был в полном смысле слова его детищем. Принс исполнил все песни и самостоятельно записал партии абсолютно всех инструментов. И все-таки в бюджет категорически не уложился, чем шокировал спонсоров. Коммерческий эффект альбома был невелик (#163 в американском чарте), но сингл "Soft аnd Wet" принес артисту некоторую известность. Его следующий альбом "Prince" (1979), записанный в той же фанк-поп-стилистике, привлек гораздо большее внимание (#22 в чарте), в первую очередь благодаря хит-синглу "I Wanna Be Your Lover". Уверившись, что эта смесь фанка и R&B будет пользоваться определенным успехом, лейбл подобрал для Принца команду музыкантов: Cymone (бас), Гейл Чэпмен (Gayle Chapman) и Мэтт Финк (Matt Fink) (клавишники), Bobby Z (барабанщик) и Дез Дикерсон (Dez Dickerson) (гитара).
После первого успеха Принцу, который не переставал развиваться и испытывать на прочность новые жанры, пришлось столкнуться с равнодушием публики, не успевавшей за его эскападами. Пластинка 1980 года "Dirty Mind" ничем примечательным в чартах не отличилась, зато гарантировала музыканту самое пристальное внимание критиков, переходящее в дифирамбы. Еще бы: этот "тур де форс" одного человека объединил жесткий фанк, привлекательные мелодии в духе Beatles, мягкие соул-баллады и гитарный поп-рок. Вместе с тем ни один сингл с этого альбома не попал даже в Тор 40 (самая привлекательная композиция "When You Were Mine" не поднялась выше 45 строки). Немногие слушатели оценили и чрезмерную сексуальность, которую долженствовал воплощать и сам альбом и промо-тур. Рик Джеймс (Rick James), один из артистов, чьи концерты Принц открывал, весьма подозрительно относился к этому андрогинному персонажу и даже к его гитаре Fender Telecaster, украшенной фаллическими символами.
Через год музыкант представил публике новый альбом "Controversy", в котором с точно просчитанным внешним эффектом эксплуатировал шумиху, поднятую вокруг его чрезмерно откровенных высказываний и андрогиноподобного имиджа, возбуждавшего неизменное любопытство. В том же 81 году у Принца появился шанс апеллировать к широкой рок-аудитории, выступая на разогреве у Rolling Stones, но фаны "Роллингов" отреагировали на него своеобразно. Когда он предстал на сцене лос-анжелесского Coliseum перед 100-тысячной толпой, в развевающемся плаще и сведенном до минимума бикини, его решительно освистали. Пришлось спасаться бегством за кулисы.
Вместе с тем для покорения мейнстрима все было уже готово, чем артист и воспользовался. Его двойной альбом 1983 года "1999", пытавшийся навести мосты между инстинктом и интеллектом, начался для слушателей с появления трех ударных синглов: "1999", "Little Red Corvette" и "Delirious". Песни заполонили радиоэфир, видеоролики к ним не сходили с ротации только что основанного MTV, и как следствие, пластинка "1999" почти три года провела в американских чартах (ее тираж превысил три миллиона дисков). Принц подготовил отличное концертное турне, только подогревавшее интерес фанов к альбому и нетерпение в ожидании его будущих работ.
Как оказалось, даже это были только цветочки. В 1984 году, когда артист записал шестой студийный альбом "Purple Rain", ажиотаж, вызванный его музыкальными достижениями, мог тягаться со славой Beatles и Элвиса Пресли (Elvis Presley). 26-летний певец и композитор оказался обладателем одновременно альбома #1, сингла #1 ("When Doves Cry") и фильма #1 - по данным Billboard и кассовых рейтингов. Записанный вместе с его гастрольной группой Revolution, альбом настолько однозначно ориентировался на вкусы поп-аудитории, как ни одна его работа ни до ни после. Что и принесло свои щедрые плоды. "Purple Rain" не просто покорил американский чарт, он еще и оккупировал его 24 недели подряд. В богатой рекордами американской музиндустрии это 4-й результат за всю ее историю. Альбом появился в фонотеках 10 миллионов американцев.
В довершение всех приятных сюрпризов этого года, за автобиографический фильм "Purple Rain", в котором он же предстал в главной роли и сопроводил его звуковой дорожкой, Принцу аплодировали на ведущих церемониях награждения, и не только музыкальных. В феврале 85-го артист стал трижды лауреатом Grammy: за лучший R&B-трек "I Feel For You", за лучший саундтрек и как лучший композитор. А вскоре удостоился статуэтки Oscar за лучшее музыкальное сопровождение к фильму.
Неизменно поражает в биографии Принца не только масштаб и многогранность его таланта, но и продуктивность. Прошло всего десять месяцев после издания "Purple Rain", а у него уже был готов следующий диск "Around the World in a Day" (1985). Вместо того чтобы разрабатывать уже опробованную золотоносную жилу, композитор и певец пускается в причудливые психоделические дебри, пронизанные оптимизмом 60-х. Более спокойную работу ожидал и чуть более умеренный прием публики. Первый релиз на новом лейбле музыканта Paisley Park, альбом продержался на позиции лидера три недели. Но гарантированные два миллиона покупателей у него нашлись. Параллельно с собственными студийными экскурсами он находит время, чтобы записаться со своей очередной протеже (из бесконечного ряда вокалисток) по имени Apollonia, а заодно реанимировать карьеру шотландской поп-певицы Шины Истон (Sheena Easton), написав для нее хит "Sugar Walls", покоривший Тор 10 США.
Жизнь Принца вошла в полосу завидной творческой активности, удивительной как по качеству, так и по количеству. Правда, музыкант объявил, что сворачивает концертную деятельность, а его штаб-квартирой отныне становится шикарный студийный комплекс Paisley Park, сооруженный в центре Миннеаполиса. Он продолжал по традиции записывать каждый год по новому студийному альбому, поставлял новые композиции для своих протеже, снимался в кино, дебютировал как режиссер, сочинял саундтреки.
Пластинка 1986 года "Parade (Music from the Motion Picture "Under a Cherry Moon")" сопровождала вторую картину, в которой Принс снимался сам и которая стала его режиссерским дебютом. Весьма амбициозная работа, по своей странности и замысловатости "Parade" мог бы потягаться с любыми самыми смелыми экспериментами арт-рока 60-х. Но ни один "шестидесятник" не создал хита, подобного блестящему фанк-треку "Kiss", который, к слову, принес музыканту еще одну премию Grammy в 1986 году. Артист легко изменил обещанию больше не выступать вживую и отправился в турне со своей бэк-группой Revolution. По окончании гастролей команда пережила большие кадровые перестановки. К старому костяку музыкантов (Финк, Лидс, Брукс и Саффорд) присоединились новички: Sheila E, Марко Уивер (Marco Weaver) и Seacer.
Для двойного альбома 1987 года "Sign 'O' the Times" артист сочинил такое количество песен, что на одну опубликованную приходилось пять забракованных. Большая часть треков по традиции исследовала сферу чувственности и сексуальности. Кое-что из неиспользованных "излишков" досталось другим исполнителям, работавшим с его лейблом Paisley Park. Группа The Family первой записала оригинальную версию песни "Nothing Compares 2 U", которая спустя три года станет сокрушительным хитом, открывшим миру неповторимую ирландку Sinead O'Connor.
А артист продолжал бросать вызов общественному мнению, не стесняясь в выражении своих чувств. В 1987 году он подготовил свой наиболее откровенный альбом "The Black Album". Однако накануне даты релиза передумал его издавать, посчитав альбом слишком мрачным и аморальным. Руководство лейбла проявило полную солидарность с музыкантом, зато на помощь фанам пришли пронырливые пираты. Именно они обеспечили самых нетерпеливых меломанов нелегальными копиями (официально альбом был издан только в конце 1994 года).
Проходит год, и Принц представляет новый CD "Lovesexy" (1988), поддержав его тщательно подготовленным туром по США. Шоу сопровождаются оригинальными декорациями, которые включают даже баскетбольную площадку. Но для меломанов "Lovesexy" событием так и не стал. Впервые со времен "Controversy" 1981 года альбом Принца не попал в Тор 10. Нашлись доброжелатели, поспешившие поставить крест на его карьере.
Через год музыкант не оставил камня на камня от этих пророчеств. В 1989-м он записал дуэт с Мадонной («This Is Not a Love Song»), единственной из поп-артистов (наряду с Джексоном), которая могла соперничать с ним по популярности. А затем на экраны вышел блокбастер "Batman" с музыкой его авторства. Саундтрек в течение шести недель возглавлял Billboard 200. Хотя, по большому счету, альбом был повторением прошлых наработок, но соответствовать рыночным требованиям композитор по-прежнему прекрасно умел. Обсуждаемый желтой прессой роман Принца с актрисой Ким Бэсингер (Kim Basinger), киноподругой Супермена, заметно подогрел интерес к его персоне.
В промежутке между реализацией своих проектов Принц успел написать и спродюсировать альбом для госпел-дивы Мэвис Стэплз (Mavis Staples), альбом довольно успешный, хотя такая "переквалификация" музыканта многих удивила.
Менее удачным оказался фильм "Graffiti Bridge" и одноименный саундтрек к нему, изданный в 1990 году. Весь материал музыкант написал сам и записал вокал для половины треков. Саундтрек был единодушно назван коммерческим разочарованием, хотя на шестой строке американского чарта он все-таки отметился. А вот очередная студийная попытка "Diamonds and Pearls" (1991) подарила фанам хит-сингл "Cream" (пятый хит номер один в его карьере). Этот альбом он создавал в команде с музыкантами New Power Generation, своей самой талантливой и продуктивной бэк-группы: Tony M (рэппер), Рози Гейнс (Rosie Gaines; вокал), Майклом Блендом (Michael Bland; барабаны), Леви Сисером (Levi Seacer; гитара), Кирком Джонсоном (Kirk Johnson; гитара), Sonny T (бас) и Томми Барбареллой (Tommy Barbarella; клавиши). Они помогли артисту подтвердить композиторский класс в жанре ритм-н-блюза. "Diamonds and Pearls" стал его самым громким хитом с 1985 года (#3 в рейтинге Billboard 200).
В 1992 году Принц заключил новый контракт со своим первым рекординговым лейблом Warner Bros. Сумма поражала воображение - $100 миллионов за шесть альбомов. Но первый же лонг-плей, включавший весьма эксцентричные треки и оставшийся без названия, без обиняков намекал, что от Принца можно ожидать любых сюрпризов. И они не заставили себя ждать. В июне 1993 года Принц официально изменил свое имя на непроизносимый символ - графическое соединение мужского и женского символов O(+>. К этому странному шагу его побудило некое видение, посетившее его во время медитации. Эта новость вызвала замешательство, чтобы не сказать насмешки. А лейблу Warner Bros. ничего не оставалось, как рассылать издателям дискеты с изображением символа, который они должны были размещать на обложке альбома (неофициально он назывался "The Love Symbol"). Чтобы как-то сгладить негативное впечатление, произведенное всей этой историей, артист согласился подготовить компиляцию лучших вещей, вопрос о которой давно стоял на повестке дня. В октябре'93 вышли лучшие хиты экс-Принца на двух дисках (продавался также бокс-сет из трех CD, включавший би-сайды).
Неожиданное решение проблемы с именем предложил один находчивый журналист, назвавший исполнителя "артист, ранее известный как Принц". Длинно, но лучше, чем предложенное артистом ничего. Надо отдать должное преданным фанам экс-Принца: они воспринимали все его причуды как должное и без труда переключились на новое имя. А на остальное человечество смотрели как на узколобых консерваторов.
Тем временем у компании Warner Bros. появились причины для недовольства музыкантом и помимо истории с именем. По условиям контракта, лейбл владел всеми правами на мастер-копии его записей. А исполнитель был крайне недоволен тем, что ему не позволяют издавать столько музыки, сколько ему хочется. Мнения по этому вопросу разошлись настолько, что конфликт пришлось улаживать в суде. Склонный к экспрессивному выражению эмоций, экс-Принц устроил акцию протеста, появившись на публике во время церемонии награждения Brit Awards со словом "раб", написанным на лице. Он также пригрозил, что не опубликует ни одного действительно нового альбома на WB, а вместо этого, пунктуально выполняя свои обязательства перед лейблом, будет компоновать релизы из тех 500 с лишним неизданных песен, которые хранятся у него в загашниках.
Летом 1994 года Принс опубликовал новый сингл под своим отсутствующим именем на лейбле NPG - New Power Generation (распространением издания занимался маленький независимый лейбл Bellmark). Видимо, изрядно подогретая скандалом публика почувствовала музыкальный аппетит, и песня "The Most Beautiful Girl in the World" оказалась неожиданным хитом, добравшись до 3 строки Billboard Hot 100. Артист дал фору боссам Warner Bros., доказав, что в принципе может вполне обойтись и без них. В сентябре WB опубликовали альбом "Come", включавший последние записи певца под именем Принца. На обложке имелась уточняющая надпись "1958-1993", очертившая годы жизни и "смерти" Принца. Наследие Принца разошлось 500-тысячным тиражом.
Тупиковая ситуация с лейблом разрешилась только летом 1994 года, когда две стороны пришли к согласию: певец сможет найти себе других рекординговых боссов, записав еще два новых альбома для Warner.
Видимо, ощутив прилив вдохновения от злости, певец и композитор заканчивает работу над очередным диском "The Gold Experience" и выпускает его в конце 1994 года. Рецензии - восторженные, некоторые критики называют работу лучшей со времен "Sign o' the Times" 1987 года. А вот меломаны, видимо, рецензий не читают или не доверяют прессе. Коммерческий отклик далеко не соответствует количеству отпущенных эпитетов. Следующий релиз "Chaos and Disorder" (1995) был также ревностно превознесен музыкальными критиками, но исчез из чартов уже через четыре недели. Зато это был первый диск, изданный им совершенно самостоятельно на собственном лейбле NPG.
Подписав договор о дистрибуции своих записей с компанией EMI-Capitol Records Group, "артист, ранее известный как Принц" подготовил тройной CD под названием "Emancipation" (1996). Несмотря на довольно высокую цену, подборка дважды удостоилось платинового сертификата, а имя певца вернулось в фокус общественного внимания. Правда, издание, задуманное как шедевр, который будет пачками поставлять на рынок хит-синглы и годами не покинет чартов, обеспечив материалом для нескольких гастрольных забегов, не оправдало всех его концептуальных ожиданий.
Это был первый релиз, подготовленный певцом уже в качестве женатого человека. В феврале 1996 года он зарегистрировал отношения со своей бэк-вокалисткой Мэйти Гарсия (Mayte Garcia). В октябре у них родился сын, который прожил всего несколько часов. Но эхо этой моментально угасшей жизни можно услышать и сейчас - сердцебиение малыша музыкант сэмплировал в песне "Sex in the Summer".
С тяжелым осадком от всего пережитого, зато свободный от тирании рекордингового бизнеса, артист разрабатывает схему продажи своего очередного релиза через интернет. Новый бокс-сет на трех CD "Crystal Ball" (1998), включавший неизданные треки эпохи 80-90-х, относительно неплохо расходился через его официальный сайт Love 4 One Another. Утверждают, что исполнитель сумел заработать свои несколько миллионов, хотя и столкнулся с изрядным количеством самых неожиданных проблем, связанных с такой простой вроде бы вещью, как доставка диска заказчику.
В том же 1998 году он подготовил альбом "New Power Soul", которым от начала до конца занимался совершенно самостоятельно. Но из-за более чем скромной промо-кампании многие фаны даже не узнали о его появлении в продаже. Соответственно, и тираж оставлял желать лучшего.
Осенью 1998 года "Принц-Символ" скооперировался с постоянными членами NPG - Чакой Хан (Chaka Khan) и Ларри Грэхемом (Larry Graham; Sly & the Family Stone), с которыми отправился в длинный гастрольный тур, заглянув по дороге и в Европу. Во время одного из шоу, демонстрируя отличную физическую форму, певец повредил лодыжку и вынужден был отменить несколько концертов.
В канун 1999-го года компания Warner Bros. опубликовала промо-сингл "1999", который зазвучал по радио как гимн сменяющихся столетий и тысячелетий. Артист, не владеющий правами на оригинальную версию альбома, нашел неплохой выход из положения: записал семь разных вариантов песни, включая ремиксы, и выпустил EP под названием "1999 - The New Master". Оба "1999" шли плечом к плечу в рейтингах продаж. Для промоушена этого издания певец отыграл два шоу в Лас-Вегасе 1 и 2 января'99. В феврале он официально развелся со своей женой, с которой состоял в браке ровно три года. Конец столь бурного 1999 года он отметил изданием на лейбле Arista относительно успешного альбома "Rave Un2 the Joy Fantastic" (Тор 20 в США).
Вступив со всем человечеством в новое тысячелетие, музыкант предпочел исправить некоторые экстравагантные решения прошлого. В мае 2000 года "Символ" согласился снова стать Принцем. И издал в под этим именем компиляцию своих хитов "The Very Best of Prince" (2001). Как и последовавший за ним в том же году "The Rainbow Children", диск не сделал погоды на американской поп-сцене. Через год Принц озаботился подготовкой первого в своей 25-летней карьере концертного альбома. В основу "One Nite Alone... Live!" (2002) на трех CD легли материалы последнего турне, в котором прозвучали и лучшие вещи, созданные им за всю карьеру: "Nothing Compares 2 U", "Diamonds and Pearls", "Take Me with U" и другие.
Летом 2003 года Принц презентовал новую студийную работу "N.E.W.S.". Глубоко концептуальным было не только название, но и содержание диска. "North", "South", "East" и "West" - эти четыре композиции по 14 минут каждая и составили фабулу новой роботы. Идеальное продолжение LP "The Rainbow Children", "N.E.W.S." распространяется также через официальный сайт певца.
Четверть века назад стартовала музыкальная карьера Принца Роджера Нельсона. Не сосчитать, сколько звезд вспыхнуло и исчезло за это время. Принц - из тех шоуменов, которые заражены вакциной непотопляемости. Только один из примеров его актуальности: анализируя достижения шоу-бизнеса за последние 25 лет, редакция музыкального канала VH1 включила композицию Принца "When Doves Cry" в первую десятку лучших песен современности.
1. I Wanna Be Your Lover
2. 1999
3. Little Red Corvette
4. When Doves Cry
5. Lets Go Crazy
6. Purple Rain
7. I Would Die 4 U
8. Rasperry Beret
9. Kiss
10. Sign O The Times
11. U Got The Look
12. Alphabet Street
13. Thieves In The Temple
14. Get Off
15. Cream
16. Diamonds And Pearls
17. Money Don't Matter 2Night