Одна из самых популярных и, возможно, лучших групп Питера середины 70-х,
Большой Железный Колокол появился на свет в декабре 1973, когда распался звёздный состав легендарного
Санкт-Петербурга, и трое его участников решили пойти в рок-н-ролле собственным путём. Впрочем, к этому моменту у группы уже была богатая предыстория.
Основатель
Колокола,
Николай Корзинин (р. 18.12.51 в Ленингpаде) стартовал весной 1967, играя на гитаре и ф-но в школьной группе
The Red Scarfs хиты
The Beatles,
The Animals и других звёзд Британского Вторжения (школа была английской, так что с произношением у них проблем не возникало). Два года спустя он стал сооснователем
Викингов, которые базировались в общежитии Политехнического Института и тоже исполняли импортную музыку. Придя к мысли петь собственные песни на родном языке,
Викинги сменили имя и стали
Словянами (именно так, через "о", от понятия "слово").
В феврале 1972 лидер
Санкт-Петербурга Владимир Рекшан уволил ритм-секцию братьев
Лемеховых, и на пару следующих месяцев
Словяне, концертная судьба которых не раз сводила их с
Санкт-Петербургом, в полном составе стали его аккомпаниаторами. Этот альянс не мог продолжаться долго, и с наступлением лета распался. Тем не менее, в августе 1972
Рекшан реорганизовал группу: новым барабанщиком стал
Корзинин, бас-гитару взял в руки
Виктор Ковалёв (р. 24.10.48 в Ленинграде) из
Шестого Чувства, а его коллега
Никита Лызлов занял пост пианиста (а иногда перкуссиониста). Новый состав окончательно устаканился к ноябрю 1972, когда перед серией выступлений в Ломоносовским "Манеже" к
Санкт-Петербургу присоединился шестнадцатилетний виpтуоз, скpипач и гитаpист
Никита Зайцев (р. 6.02.56 в Ленинграде), до этого год игравший в Военмехе с группой
Гусляры.
В этот период
Санкт-Петербург пережил свои звёздные часы, став не только главным героем рок-н-ролльного Питера и законодателем его музыкальной моды, но и уникальным примером паритета талантов и амбиций, честолюбия и взаимовыручки, творческого соперничества и партнёрства, а баллады и блюзы
Корзинина стали отличным дополнением к рок-н-роллам
Рекшана.
Как это нередко бывает,
Большой Железный Колокол появился на свет по случайности. В мае 1973
Санкт-Петербург был приглашён выступить на ночном рок-фестивале в пригородных Юкках, который устраивал экс-гитарист
Шестого Чувства Игорь Солуянов, однако,
Рекшан в это время был на спортивных сборах, поэтому
Петербург выступил без него - в некоторых песнях
Корзинин брал в руки гитару, а
Лызлов успешно подменял его за барабанами. Осенью подобная ситуация повторилась ещё пару раз, причём, в одном случае, роль барабанщика выполнял
Андрей Алексеев из
Обрати Внимание (позже
Россияне,
Мифы,
Две Радуги), а в другом
Валерий Лебедев (экс-
Аэлита,
Фламинго,
Галактика).
К исходу 1973 расхождение
Рекшана и
Корзинина стало неизбежным, и в начале декабря, отыграв запланированные концерты и разделив аппаратуру,
Корзинин,
Ковалёв и
Зайцев покинули
Петербург. Взяв загодя придуманное название
Большой Железный Колокол, они дебютировали в новом качестве 25 декабря на сцене ДК им. Свердлова.
Корзинин окончательно переключился на гитару, а барабанщиком стал
Михаил "Майкл" Кордюков (р. 26.09.47 в Ленингаде), ранее участник групп Кочевники, Идея Фикс и
Экспериментального Оркестра Виктора Мосенкова.
В начале следующего года ряды
Колокола - по рекомендации молодого поэта
Аркадия Драгомощенко, на стихи которого был написан ряд песен
Корзинина - пополнил блестящий клавишник
Сергей Курёхин (р. 16.06.1954 в Мурманске), до этого игравший на танцах в Александровской и Приозерске с группой
Пост (что даже породило неофициальное название нового альянса:
Пост-Петербург).
20 января 1974
Большой Железный Колокол принял участие в полуподпольном рок-фестивале в ДК им.
Орджоникидзе, который организовали
Юрий Белишкин,
Василий Царёв и Ко.
Курёхин, ещё не имевший собственного инструмента, играл на "Матадоре" клавишника
Землян Жени Мясникова. На протяжение зимы
Колокол дал серию концертов в клубе Главной Водонапорной Станции, где группа тогда репетировала, однако, уже в феврале её покинул
Кордюков - в дальнейшем он всё так же кочевал из группы в группу, успев отметиться в
Гольфстриме,
Аквариуме,
Электростандарте и т.д, а позднее стал известным диджеем на радио.
Вскоре после этого ушёл
Курёхин, которому, по-прежнему, было не на чем играть. Полгода он озвучивал спектакли театра-студии
Эрика Горошевского "Радуга", потом играл в
Гольфстриме, различных ВИА и джазовых комбо, а в 80-х прославился как участник
Аквариума и лидер
Популярной Механики.
Пару концертов с группой отработал барабанщик
Валерий "Сава" Соколинский (
экс-Мифы), но не особо устроил
Корзинина и в штат принят не был, хотя остался в друзьях, позже изредка заглядывал на концерты
Колокола, чтобы сыграть на гармонике, дудочке или перкуссии, а осенью стал участником
Граммофона.
В этот момент на помощь
Колоколу пришёл сосед и старый приятель
Зайцева, сильный гитарист
Владимир Сафронов (р. 17.12.51 в Ленинграде); он начинал в 1966 в
Невидимках, а позднее играл с
Браминами,
Наутилусом,
Веретеном, собственным трио и т.д. По совету
Сафронова они переехали с Водокачки в бывший спальный корпус интерната №20, напротив 540-й школы (которую он в своё время окончил), а за барабаны был приглашён его друг
Николай Кошелевич: тот приехал в Питер из Минска, заканчивал среднее мореходное училище и по меркам тех лет был одним из сильнейших барабанщиков города. Помимо того, они с
Сафроновым владели солидным аппаратом, который был вскладчину куплен у распавшейся
Галактики.
В начале лета
Большой Железный Колокол чуть ли не ежедневно приглашали на выпускные вечера. Состав группы усилил
Ростислав Панфилов (р. 3.08.50 в Ленинграде), тенор-сакс, флейта, вокал. Иногда с ними играл гитарист
Гена Латышев, бывший коллега
Сафронова по
Веретену. Сезон завершился сэйшеном в какой-то школе вместе с
Россиянами - его устроил бас-гитарист последних
Саша Кроль.
Всё лето группа репетировала у себя на Московском проспекте, а к августу в их ряды влилась одарённая певица и гитаристка
Ольга Першина (р. 2.05.55 в Ленинграде), которая исполняла в программе несколько каверов британских и американских фолк-песен.
В начале осени у
Кошелевича умер кто-то из родных, он сорвался и уехал в Минск, после чего в
Колокол не вернулся. Позже
Коля работал в белорусских ВИА
Сябры и
Песняры - сначала барабанщиком, а потом звукорежиссёром. По словам
Сафронова, к концу 70-х он стал одним из самых известных в стране звукорежиссёров.
Несколько раз обновлённая группа, репертуар которой к этому времени пополнило множество новых песен, выступила в Питере, а в октябре 1974 по линии ЛДХС устроилась играть на танцах в доме культуры посёлка Левашово (его директор
Михаил Кузнецов был знакомым
Сафронова).
Корзинин занял в доме культуры должность художественного руководителя. Программа состояла из двух отделений: в первом
Колокол играл всякого рода эстраду и прочий официоз (типа танца конькобежцев), а во втором - собственный материал. С исчезновением
Кошелевича за барабаны вернулся сам
Корзинин.
Параллельно они играли на сэйшенах в городе - самые нашумевшие случились в ноябре, когда
Большой Железный Колокол дважды выступил в банкетном зале на Бабушкина вместе с
Ну Погоди!,
Гольфстримом,
Россиянами и
Аквариумом (для которого этот концерт был, фактически, дебютом на большой сцене).
В феврале 1975
Корзинин,
Ковалёв,
Зайцев,
Першина и
Панфилов уволились из Левашово, где остался работать
Сафронов, собравший там собственную группу.
Колокол опять оказался без крыши над головой, но, к счастью, на её пути встретился гитарист и певец
Владимир Козлов (р. 18.06.55 в Ленинграде) из распавшегося незадолго до этого
Союза Любителей Музыки Рок. У него была своя репетиционная площадка в двухэтажном особнячке на Васильевском, где
Колокол начал готовить новую программу. 26 февраля они сыграли на одной из "Музыкальных Сред" композитора и музыковеда
Абрама Григорьевича Юсфина в Доме Композиторов.
17 марта 1975
Большой Железный Колокол и
Мифы посетили Таллин, выступив в официальной программе Дней Молодёжной Музыки. Обе группы отсняло местное телевидение.
Колокол спел перед телекамерами песню "Позволь", но цензура не позволила выпустить её в эфир: у
Корзинина были слишком длинные волосы и оператор показывал только его руки и грудь, а
Зайцев играл с закрытыми глазами.
Мифам с их "Мэдисон-стрит" повезло больше.
Вскоре после этого с
Колоколом рассталась
Ольга Першина, которая позднее выступала с
Арсеналом,
Аквариумом и соло, большую часть 80-х провела в Великобритании, позднее вернулась в Питер и продолжила свою соло-карьеру на родине.
С марта по май
Колокол играл на танцах в Арктическом Мореходном Училище. Ещё одна крупная акция состоялась 7 мая, когда они вместе с
Авророй дали мощный концерт в Доме Архитекторов. С
Колоколом в этот вечер пел будущий
Орфей из знаменитой рок-оперы
Поющих Гитар, блистательный
Альберт "Алик" Асадуллин (экс-
Призраки,
Victor,
Фламинго,
Невская Волна).
В июне 1975
Большой Железный Колокол переехал в ДК "Детскосельский" в Пушкине, однако, условия администрации не устроили музыкантов и они, не выступив там ни разу, перебрались в Понтонную, где и играли до сентября.
Володе Козлову, однако, место приглянулось: он покинул
Колокол и собрал новую версию
Союза Любителей Музыки Рок, с которой работал там до конца года.
Между тем, выступая в Понтонной, музыканты
Колокола встретили
Александра Златкина, достаточно популярного в 60-х питерского клавишника и певца (он играл в
Искателях,
Авангарде-66,
Альбатросе,
Пришельцах, питерской
Синей Птице и т.д.), который к тому времени давно ушёл в профессионалы. Златкин предложил группе устроиться в Красноярскую филармонию, обещая большие деньги, весёлую жизнь и по меховой шапке на каждого. Они решили рискнуть, и в октябре 1975 улетели в Красноярск, где влились в новоорганизованный ВИА
Енисейские Зори. Помимо
Корзинина,
Ковалёва,
Зайцева,
Панфилова и
Златкина, ВИА насчитывал двух певцов, ещё одного гитариста, тромбониста и трубача.
За следующие полгода они исколесили весь Красноярский край от Хакассии до Норильска, в первом отделении аккомпанируя эстрадным певцам, а во втором исполняя собственные песни и несколько номеров
Jethro Tull, на полдороге от Канска к Ачинску уволили
Златкина, а в апреле 1976 вернулись в Питер и устроились в клуб посёлка Коммунар под Павловском.
Весной и летом они несколько раз выступали на сэйшенах (в частности, на проспекте Энергетиков с группой
Саша-218), лето провели, играя на танцах в Русско-Высоцком (где к ним вновь присоединился
Саша Златкин) и думая, как жить дальше. В августе 1976 кабацкий гитарист
Борис "Боб" Белявский соблазнил их непыльной работой на турбазе на горе Чегет.
Слава Панфилов отказался, и его место занял
Вячеслав Измайлов (сакс, флейта, аккордеон, вокал) из
Альбатроса.
Панфилов полгода спустя проявился в супергруппе экс-
Мифа Юрия Ильченко Воскресение.
Три месяца дела группы шли неплохо, однако, потом одна за другой начали возникать неразрешимые проблемы: в октябре
Зайцеву по семейным причинам пришлось вернуться домой, где он устроился на работу к эстрадной певице
Таисии Калинченко.
В марте 1977
Корзинин решил, что по горло сыт Чегетом, и тоже улетел в Питер. Фактически, история самого
Большого Железного Колокола на этом закончилась.
Ковалёв остался на Северном Кавказе, играя с новой группой, в которую вошёл
Майкл Кордюков (барабаны) и его коллеги по
Идее Фикс Владимир Желудов (гитара) и
Олег Иванов (клавишные). Впоследствии место
Ковалёва в этой безымянной группе занял бас-гитарист
ZA Валерий Черкасов.
Белявский вскоре эмигрировал в США.
Вернувшись в Питер,
Корзинин предпринял попытку собрать новую группу, в которой с ним опять играли
Зайцев и
Курёхин, а также коллеги последнего по
Гольфстриму Сергей Белолипецкий (гитара, вокал) и
Владимир "Гриня" Грищенко (бас). 17 марта они дали свой единственный концерт, выступив в абонементе
Владимира Фейертага в ЛЭТИ вместе с группой
Зеркало, после чего разошлись в разные стороны:
Курёхин,
Грищенко и
Белолипецкий стали участниками джазового комбо саксофониста
Анатолия Вапирова (правда, очень быстро там остался один
Курёхин);
Зайцев оказался в ресторане, потом в другом, позднее переехал в Москву и попал в группу
Цветы, в апреле 1987 участвовал в камбэке
Петербурга, а месяцем позже стал участником
DDT.
Корзинин нашёл работу в кафе "Сюрприз", где в конце 1977 собрал ещё одну недолговечную группу
Мифический Колокол с музыкантами
Мифов; по возвращении с Чегета
Вити Ковалёва они объединились с ним и
Володей Желудовым под именем
Риск.О!, выступая на нечастых в то время сэйшенах и работая в ресторанах. Одно время на гитаре с ними играл
Вячеслав "Вяча" Черных из
Белых Стрел.
Пару раз
Корзинин с
Рекшаном вновь выступали под именем
Санкт-Петербург, а осенью 1981 восстановили партнёрство на более прочной основе, взяв для свей новой группы прозрачный псевдоним
Город. Весной 1987 классический
Санкт-Петербург собрался ещё раз и на протяжение второй половины 80-х и в 90-х существовал, главным образом, как дуэт
Рекшана и
Корзинина, которым аккомпанировали сессионные музыканты.
Летом 1984 на студии
Андрея Тропилло Корзинин записал свой соло-альбом на стихи поэта
Андрея Соловьёва. Участие в работе принимали многие из бывших коллег и почитателей музыканта.
Тропилло, правда, так и не довёл работу до конца, поэтому его окончательное сведение осуществил на своей домашней студии старинный друг
Корзинина, флейтист
Андрей "Доктор" Соколов. Альбом "Камни Санкт-Петербурга" вышел в январе 1988 под лэйблом А-Студии и был удостоен высокой оценки на страницах журнала РИО и диплома на конкурсе магнитоальбомов журнала "Аврора".
В 1988
Корзинин и
Зайцев возродили идею
Большого Железного Колокола под названием
Неприкосновенный Запас (
Александр Бровко - гитара,
Юрий Задоров - клавишные,
Юрий Иваненко - бас, и
Юрий "Помидор" Соколов - барабаны - двое последних в начале 70-х играли в
Поющих Гитарах), записав с ним десяток новых песен и удачно выступив на фестивале журнала "Аврора" (1989).
В 90-х
Корзинин продолжал выступать с
Санкт-Петербургом, а также играл и записывался с
Разными Людьми,
Чижом & Co,
Храмом Мира,
СП Бабай и т.д.
Ковалёв, окончательно покинув музыку в начале 1984, работал телемастером, а позднее стал жертвой рассеянного склероза и долгие годы был прикован к постели. Он скончался в июне 2005.
К сожалению, многих из тех, кто прошёл через
Большой Железный Колокол, уже нет с нами: 10 июля 1996 умер
Сергей Курёхин, 23 августа 2000
Никита Зайцев. Помимо них, на протяжение 90-х из жизни ушли
Александр Златкин,
Никита Лызлов,
Валерий Соколинский,
Владимир Грищенко и
Владимир Желудов. Летом 1996 от остановки сердца во сне умер постоянный соавтор
Корзинина Андрей Соловьёв (р. 10.07.57 в Мурманске), который в 80-х сотрудничал ещё и с группой
Игры. После смерти поэта вышло два сборника его стихов.
Профессиональных записей
Колокола не сохранилось. Несколько номеров, в 1974 записанных на фестивале в ДК им. Орджоникидзе, были реставрированы в 2009. Кроме того, определённое представление о творчестве группы может дать соло-альбом
Николая Корзинина.
Андрей Бурлака http://www.rock-n-roll.ru/