Более половины текстов песен "Круиза" 81-82 годов "вышли из-под пера" поэта-песенника Валерия Сауткина, которому 20 сентября 2019 года исполнится 76! Его имя сейчас воспринимается как легенда, именно из-за его периода работы с группой "Круиз". Он был прилично старше музыкантов группы и их шефа Матвея Аничкина, но быстро сошёлся с ними, и плотно с ними сотрудничал, а затем и подружился...
Ниже приведены отрывки одного из интервью с Валерием от 2013 года (за полным вариантом сюда:
http://via-era.narod.ru/zludi/Sautkin/2013/Sautkin_3.htm ), думаю, оно будет познавательным.
...Году так в 81-ом мы с Пресняковым-старшим написали три композиции: «Один красив, другой умён», «Гонка», и «Средний человек». Хорошие, настоящие роковые вещи. Мы долго думали, кому бы их пристроить. И тут Сергей Рудницкий (клавишник "Аракса") рассказывает мне об одной новой команде:
- Появилась такая группа - «Круиз», играют здорово.
Он же организовал встречу с Севой Королюком и Сашей Мониным. Я показал тексты, ребятам понравилось. И было решено ехать к Преснякову в Медведково, чтобы послушать музыку. Петрович наиграл песни на фоно, напел, как мог, и тут же записал их на кассетку. Ребята забрали кассету и уехали, а я остался ночевать у Пресняковых. Утром они позвонили и пригласили на репетицию послушать, что наваяли за ночь. Репетировал "Круиз" где-то в районе метро «Новослободская». Мы поехали к ним на базу, а вместе с нами Юрий Маликов и Игорь Якушенко…
-Почему именно в таком составе?Маликов – понятно, руководитель и соавтор Преснякова. А Якушенко - прогрессивный композитор, к его мнению прислушивались...
...Мы приезжаем на базу. Там всё настроено, нас ждут. И они, как дали! Пластиночное звучание! Я просто ошалел. Шок! Смотрю на Преснякова – то же самое, на Маликова и Якушенко – то же...
Три вещи аранжировали за одну ночь и прекрасно исполнили! После этого мы быстро сдружились...
...Когда Вова (Пресняков-младший) был пионером, она (песня "Белый снег") ещё несколько лет лежала невостребованной. До «Круиза» почему-то не дошла. Правда дошли другие его песни: «Кошки» на стихи Владимира Лугового и моя «Красная книга».
«Кошки» - это первая песня Преснякова-младшего, которую он исполнил с «Круизом» на концертах в Москве в апреле 1982 года. Владимир выходил на сцену в пионерском галстуке – эффект был неописуемый!
- Второй песней была «Красная книга»?Историю создания этой песни я не помню. Не помню даже, что было в начале, музыка или текст. По-моему, музыка. У меня вообще такое впечатление, что единственный раз, когда Пресняков-младший написал музыку на готовый текст, это «Белый снег». Все остальные песни, и наши с ним в том числе, рождались с музыки, а потом я писал слова.
- Таким образом Пресняков-младший познакомился с музыкантами «Круиза», а у Вас пошло интенсивное сотрудничество с этой группой?Да, с Петровичем для «Круиза» мы написали три песни, а я на музыку других авторов еще четырнадцать или пятнадцать…
- То есть практически весь их первоначальный репертуар состоял из Ваших песен?В общем, да. За исключением песен Валерия Гаины - «Не позволяй душе лениться» на слова Николая Заболоцкого и «Сказка» на стихи Александра Мухоспева.
Александр Мухоспев это дореволюционный поэт. Его текст был найден Гаиной в каком-то очень старом журнале, и больше об этом поэте мне ничего неизвестно.
- Владимир Петрович Пресняков говорил, что Вам приходилось переделывать тексты «Круиза»?Да. Так, например, случилось с песней «Крутится волчок». Слова им написал Боря Доронин. В принципе, неплохая была песня, и они её уже исполняли, но текст, всё-таки, вызывал некоторые сомнения. Я видел, что её можно сделать лучше. Хотя основная фраза припева «…крутится волчок…» (или «кружится волчок») уже была, но если не считать её, то песня в итоге оказалась переделанной полностью. Более того, там сначала было два куплета (что-то типа «С утра до вечера весь день я кручусь, чтоб избежать паденья.» или «… в движенье весь я. Оно – основа равновесья.»). «Самоцветы» так и исполняли её, с двумя куплетами..., но потом прижился только один.
- В своё время в 1983-м году власти признали эту песню антисоветской. Что-то такое было?Может и было, но я лично ни о чём таком не знаю….
Вообще говоря, во времена «Круиза» часто происходили истории вроде вот таких признаний. Например, прошел концерт в Лужниках. После него в прессе - официальной или неофициальной - появляется статья. В частности, в подпольном и уважаемом в рок-тусовке журнале «Ухо» однажды появилась статья, которую написал человек, близкий к «Круизу», некий Михаил Сигалов, правда под псевдонимом. Он писал, что музыка мерзкая, что участники группы выглядят ужасно, хотя сам Сигалов на этом самом концерте подружился с «Круизом», делал совместное фото и пел ребятам хвалебные песни…. За свои подлянки, говорят, Миша был неоднократно бит…
- Возвращаясь к «Круизу»…...Часто, особенно после неудачной сдачи программы, выходили какие-то статьи, какие-то рецензии, которые сдавались в учреждения типа филармоний… .
Был, например, такой то ли чиновник, то ли критик по фамилии Грачёв, который написал разгромную статью в отношении песен группы «Круиз», и, особенно, по поводу текстов.
Например, про песню «Музыка Невы»: «Разве может быть прозрачная шёлковая вуаль? Что это такое?» И как резюме: «Это подражание Бальмонту…» . Он думал, наверное, что этим меня унизил (смеётся).
Конечно, в этих статьях аргументация не выдерживала никакой критики… Это же как раз был тот период - 1983-1984 годы - эпоха массовой переаттестации. А потом, в конце концов, и «Круиз» распался…
- А какая основная причина распада группы «Круиз»?Корень зла, как говорят французы, "шерше ля фам…".
В то время к группе «Круиз» прибилась некая Ольга Чайко, которая хорошо знала английский, работала переводчицей, сама пыталась писать тексты песен. Металась то к одному, то к другому и в итоге остановилась на Валере Гаине, хотя тот был женат. Она начала его «окучивать». Помнится, Валера спрашивал у меня совета, что делать. Я ему говорил, тут советов не может быть. Либо рубить канат, либо уж его не отпускать… Конечно, если бы знать, что всё так обернётся, я бы посоветовал ему не иметь дело с Ольгой.
Короче говоря, она сумела завоевать в его глазах авторитет, стала на него влиять и склонять к другой музыке. С её подачи появился рядом Паук с группой «Коррозия металла», почти все участники которой ранее работали грузчиками в «Круизе». И сразу возникла идея металлического рока с ориентировкой на Запад. Уже тогда у Ольги появились далеко идущие планы. В конце концов, ей удалось рассорить всех…
Они с Валерой сначала уехали в Германию, потом в США, затем последовал развод…
-Пресняков-старший говорил, что просил Вас не утяжелять словами некоторые песни, облегчать их восприятие.Да, это так. В те времена, особенно при работе с «Круизом», я ставил перед собой задачу – тексты не должны быть глупыми. Они должны работать не только на ноги, но и на голову, и при этом ещё хорошо восприниматься. Ведь текст песни ты не прочитаешь, на концерте у тебя нет времени для того, чтобы вдуматься в него. То есть, у слушателя нет возможности поработать над этими словами достаточное количество времени. Значит, текст должен восприниматься легко, но ни в коем случае не быть глупым. Как соединить одно с другим? Я пришёл к выводу, что здесь должен работать вариант поиска каких-то образов, за которыми стоит главный смысл. И именно этот смысл я хочу донести до слушателя. Вот, скажем, в том же самом «Волчке» образ волчка - это образ жизни. Пока он крутится, он живёт. И падает, когда умирает. Так и в жизни. В те времена на слуху была поговорка – кручусь, как волчок.
-Как живёшь?
– Кручусь как волчок!
- С какими композиторами Вам было наиболее приятно работать?С Пресняковым, потому что с ним всегда был тесный контакт. С Матецким. С Валерой Гаиной. С Сарычевым. Правда, с ним всего четыре песни написали. Кроме "Крутится волчок" для "Круиза", три - для "Альфы" - "Орёл", "Гордая скала", "Дай ответ". Сарычев сейчас в Америке, и со здоровьем у него не очень...