В 2013 году Пикник совместно с компанией Bomba Music представил концептуальную Красную Серию виниловых пластинок группы.
Альбомы, входящие в эту серию, объединяет не только цвет самого винила и общая стилистика дизайна. По мнению автора большинства песен группы, бессменного лидера Эдмунда Шклярского, именно эти пластинки можно объединить единым боксом Красной серии.
Для Красной серии выбраны альбомы, которые до сих пор не имели своего винилового воплощения (за исключением альбома "Танец волка"). Оформление пластинок тоже приведено к новым стандартам, в которых фантазиям оформителя нет необходимости ютиться на ограниченном пространстве CD.
Здесь превалируют спокойные и расслабленные философские притчи, - кажется, что группа играет ретро-вариант собственного стиля. Восточное пространство может сменять средневековая Европа, но состояние просветленности остается. По звуку ПИКНИК еще никогда не был так близок к АКВАРИУМУ.
Журнал "Fuzz"
Этот альбом очень схож с Вампирскими песнями, но оказался гораздо популярнее. «Жень-Шень», так же, как и предыдущий альбом, открывает слушателю новый, параллельный мир. Теперь «Пикник» пел не только в жанре арт-рока, но и нью-вэйв.
Википедия
Название диска появилось под впечатлением фильма "Дерсу Узала", когда за невзрачный корешок, нашедший его счастливчик мог поплатиться жизнью. Как и в альбоме "Иероглиф", здесь на полную мощь использовался компьютер. Эти ассоциации и повлияли на музыкальную атмосферу диска.
Пикник
1996 год.
После гастролей в Н. Новгороде группу покидают Евсеев и Ключанцев.
Бас-гитаристом становится Александр Рокин.
26 сентября снимается клип «Лицо» в клубе «Ватрушка».
Летом на лейбле «Союз» выходит антология ПИКНИКа на восьми дисках с книжкой-аннотацией Андрея Бурлаки.
(
http://www.piknik.info/ABOUT/index.php?id=15) Был записан альбом "Жень-Шень".
Этот альбом можно воспринимать как литературное произведение - по качеству текстов он того заслуживает. "Жень-Шень" - альбом с самой законченной композицией. Но начнем по порядку. Так как жанр все-таки музыкальный, то рассмотрим сначала мелодическое решение. В основном, на протяжении всего альбома можно проследить такие тенденции:
мотив восточный
ритмичность (в большей или меньшей степени)
высокие ноты,берущиеся голосом
повторяющиеся мелодические эпизоды
один-два выбивающихся из общей канвы эпизода
эксперимент над голосом / необычные мелодические элементы.
Кроме одной, все песни выполнены в близком стиле - восточный мотив + небыстрая, обволакивающая основа. Очень сильно выделяется на таком штилевом фоне шестая по счету песня под символическим названием "Шаги короля". Песня имеет очень сильное, необычное для "Пикника" вступление, выполненное в интересной аранжировке. Если честно, то при первом прослушивании я была сильно удивлена наличием текста. Остальные песни, если не идентичны, то, по крайней мере, очень близки друг к другу, так что отдельно рассматривать их просто не имеет смысла. Переходим к текстам.
Название альбома. "Жень-Шень" (правильное написание - "женьшень"). Женьшень является одним из наиболее известных лекарственных растений восточной медицины. На протяжении тысячелетий он использовался человеком для излечения самых разнообразных недугов и для поддержания жизненных сил в старости. К настоящему времени диапазон его применения расширился, а наши представления о механизме его действия легли на прочную основу знаний химического состава растения. Дикие и культивируемые формы, биотехнологическое сырье и промышленные препараты вошли в необозримый арсенал женьшеневой терапии. (
http://www.fegi.ru/PRIMORYE/BIOLOGY/jen.htm). Единственное упоминание в песнях: "так закипай же в крови, женьшеневый сок..." ("Смутные дни"). Весьма характерная для "Пикника" особенность - называть альбом словом, которое упоминается именно один раз вскользь (пример: "Стекло", "Харакири").
Мотивы, прослеживающиеся на протяжении всего альбома:
Основной мотив - мотив легкости. К последней песне его проявления усиливаются: "дышать, легко, душа, пустых, бледных, светать, летать, не чувствуя тяжесть, высоко, с ветром дружить, между небом и землей, даль, пропастью, парят, тень, пепел, хрупкие, прозрачнее, призраков, пыль, пуста, дшит ветер, в волнах кружить, беги, земля, из-под ног, лети, голова, вместе с листьями вниз, колышется, песня без слов, времени больше не будет. " На мой взгляд, это вполне можно воспринимать даже как чуть ли не проблески сюжета. Обратите внимание, что последняя песня (последней фразой) как бы проводит черту, подводит итог предыдущим весьма абстрактным понятиям. Я бы определила этот мотив еще и как мотив "отсутствия времени". По одному убеждению (которое я также разделяю), если вдруг остановится время, исчезнет гравитация, и люди смогут летать, подобно птицам... Похоже, не правда ли?..
Также ярко выражен мотив дискомфорта. Его проявления, напротив, к последней песне ослабевают: "перепутал, все будто не так, забывают, нет слова, не оставив нигде, прохожие бледны, мучают змеи дорог, струны отбились от рук, путь кончается, огонь, позабывший, с чего начать, ангелы, голыми пятками танцующие на свечах, пыль унылая, колесница стенает, нищего сума, край убогий, Король Чума, дни смутные, потеряешься". Принимая в расчет основной мотив, можно ли сказать, что мотив дискомфорта является его логическим продолжением? По тому же убеждению, упомянотуму выше, все предметы существуют только во времени. Если время исчезнет, ни один предмет невозможно будет сдвинуть с места. Они словно прирастут к своим позициям, и только человек сможет летать. Но при этом он не сможет ни открыть дверь, ни поесть, ни книжку почитать, условно говоря. Дискомфорт? В определенной степени, да.
Много внимания уделено мотиву места: " предметы покидают места, вошел не в ту дверь, кустах, город, в котором все заодно, Земля, нигде, пустые улицы, змеи дорог, круг (?), начинает светать (где?), под звездою под одной, откуда и куда, между небом и землей, конец всех путей, склон горы, над пропастью, дома с хрупкими и прозрачными стенами, дорога эта, пустая дорога, край убогий, лента дорог, волны, там, где колышется тайна." И это можно обобщить, получая более или менее определенную картину.Лично мне приходит на ум локальность (связывая, опять-таки с основным мотивом, получается, будто время остановилось только в каком-то одном загадочном месте, где у домов прозрачные стены...).
И осталось еще два мотива, на мой взгляд, играющие чисто вспомогательную функцию. Это мотив замедленности и мотив термический. Мотив замедленности: "замедляют шаг, скользить, (отрицание) мелькающих дней, сдержанных мер, медленно, минута торжественной лени, железных химер застывшие лица, времени больше не будет." Как мы видим, ничего нового нам этот мотив не открывает, он словно подталкивает нас к основному мотиву. И мотив термический, проявления которого чрезвычайно слабы, настолько, что сначала я даже не хотела выделять его в отдельный мотив, к тому же функция его неясна: "расплавься хоть и ты, закипай же в крови, женьшеневый сок, лед, алчный огонь".
Единственное, что приходит на ум, так это развитие темы дискомфорта. Больше предположений на этот счет у меня нету.
В качестве постскриптума. После проведения этого анализа я стала лучше понимать этот альбом. Выделила ключевую песню - "Песня без слов". И, в очередной раз, почувствовала душу и любовь, которую автор вложил в этот альбом.
Альбом "Жень-Шень" навсегда останется моим любимым "Пикниковским" альбомом.
Э.Васильева