Хотя эта питерская рок-группа первой половины 80-х не оставила после себя качественных записей, а её название сегодня вспоминают разве что в связи с именами игравших в ней музыкантов, ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР, без сомнений, имеет законное право на место в истории, а его музыка - сложись судьба группы чуточку более счастливо - могла бы украсить собой золотые фонды питерской рок-классики.
ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР организовал известный позже (а в то время двадцатилетний) питерский музыкант Святослав (Слава) Задеpий. Он pодился 30 июня 1960 в Ленингpаде, а его пеpвой настоящей гpуппой стали школьные ЗВЕЗДОЧЁТЫ, где он игpал на гитаpе и пел в 1976-1978.ЗВЕЗДОЧЁТЫ замахнулись, ни много, ни мало, на рок-оперу "Руслан и Людмила" (по мотивам поэмы Пушкина) - в то время весь отечественный рок, от мала до велика, мыслил исключительно крупными формами, операми, сюитами и концертуальными альбомами, хотя мало кто располагал соответствующими возможностями.
Осенью 1978 трое бывших ЗВЕЗДОЧЁТОВ влились в pяды конкурирующей группы ЛЕТАЮЩАЯ КРЕПОСТЬ, которая репетировала в одном из подростковых клубов на Петроградской стороне, балансировала между арт-роком, хардом и неизбежной в то время МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ и тоже стремилась играть собственный материал. В КРЕПОСТИ Задерий сменил соло-гитару на бас и вскоре стал одним из явных лидеров группы - наряду с гитаристом Алексеем Ильиным.
В мае 1980 в ЛЕТАЮЩЕЙ КРЕПОСТИ произошёл раскол, в результате которого Слава Задерий и их тогдашний барабанщик Алексей Полуэктов (ранее в КАКАДУ и ЗЕРКАЛЕ) ушли, организовав собственную группу, которая и получила имя ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР. Название было выбрано с умыслом: образ хрустального шара как сакрального символа из арсенала алхимиков и сердневековых мистиков был весьма популярен у западных хард-рокеров - от STYX до DEEP PURPLE - что сразу должно было настраивать слушателей на соответствующую музыку. Гитаристом ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА стал Владимир Богатырёв (р.01.09.61 в Ленинграде), игравший до этого в группе ЭРМИТАЖ, которая, как и ЛЕТАЮЩАЯ КРЕПОСТЬ, окучивала танцплощадки Всеволожского района.
Они устроились репетировать в ДК "Невский", но после первых же репетиций уже слишком взрослый, чтобы заниматься самодеятельностью, Полуэктов решил бросить рок-н-ролл. Пару недель группе помогал тогдашний администратор "Невского", сооснователь и первый барабанщикАКВАРИУМА Анатолий "Джордж" Гуницкий, но хард, конечно, был не его музыкой, да и занимался он тогда совсем другими вещами, поэтому стабилизировался состав ШАРА лишь к июню, когда за барабаны сел Михаил Нефёдов (p.10.01.61 в Ленингpаде), который до этого ни в одной серьёзной группе не играл, а держать барабанные палочки научился в родном ЖЭКе на Малой Охте. Боевое крещение они приняли на вечере в одной из школ Невского района, где играли и другие дебютанты, ДОРОГАи ПРОСТО ТАК.
В октябре 1980 ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР перебрался на новую базу, в клуб Главной Водопроводной Станции (ГВС) на улице Воинова, а его состав усилил певец, гитарист и автор ряда песен КАКАДУ Александр Старшинов. Следом за ним в ШАРЕ появился ещё один выходец из ЛЕТАЮЩЕЙ КРЕПОСТИ, клавишник Александр Кузнецов. (КРЕПОСТЬ к этому времени, фактически, распалась, а Лёша Ильин вернулся в музыку только в середине 80-х во главе группы НОКАУТ.)
Полноценный дебют ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА состоялся 16 ноября 1980 в клубе фабрики "Большевичка", когда они разогревали зал для РОССИЯНна сэйшене, организованном Олегом Калининым. В сезоне 1980-1981 группа выступила в городе ещё пару раз, в т.ч. в подростковом клубе на Лиговском в компании с ДНЁМ РОЖДЕНИЯ и ЗЕРКАЛОМ. Помимо того, они некоторое время работали на танцах в Парголово. Время от времени ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР устраивал сэйшена прямо у себя на Водокачке.
К лету группа добилась мало-мальской известности, однако, жизнь начала преподносить ей сюрпризы. В июне ушёл растерявший энтузиазм Старшинов. Его место занял непременный участник различных хиппанских проектов, флейтист и отчасти певец Михаил Малин. В разное время он сотрудничал с Игорем Голубевым (позже ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН), недолговечной супергруппой Александра Ляпина СТАЯ, с ПЕПЛОМ и т.п. Лето ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР отработал на танцах в посёлке с экзотическим названием Борисова Грива, запомнившемся музыкантам, главным образом, регулярными жестокими драками между местной молодёжью.
В сентябре с меркантильно-познавательными целями Малин, прихватив с собой гитариста Богатырёва, отправился на просторы Восточной Сибири не то рубить, не то, наоборот, сажать ёлки. К сотрудничеству с ШАРОМ были спешно привлечены участники трио ПРОСТО ТАК: Андрей "Кролик" Христиченко (р.1.10.63 в Ленинграде), гитара, вокал, Сергей "Клипс" Павлов (р.1.12.63 в Ленинграде), бас, и Юрий Шлапаков (р.27.04.63 в Ленинграде), барабаны - они встретились парой лет раньше, отдыхая на даче, год концертировали с эклектичным репертуаром собственного сочинения по квартирам своих и чужих друзей и несколько раз выступали вместе с ХРУСТАЛЬНЫМ ШАРОМ. Правда, при этом музыканты поменялись ролями: Христиченко стал певцом, Шлапаков - звукорежиссёром, а Павлов - светооператором. Пост гитариста занял чей-то приятель Валера, фамилии которого история - за краткостью его пребывания в группе - не сохранила.
ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР нового образца устроился на танцплощадку в Кузьмолово, а 21 ноября 1981 был принят в Рок-клуб. Загремевшего в армию Валеру сменил вернувшийся из сибирских вояжей и успевший отметиться в группе ТЯЖЁЛЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ Богатырёв. Дебют группы на Рубинштейна, 13 был назначен на конец года, однако, фатальное стечение обстоятельств (прорыв труб отопления, в результате которого часть ЛМДСТ оказалась затоплена водой!) повлекло за собой отмену концерта.
Более или менее полноценный концерт группы в Рок-клубе состоялся в январе 1982. Хотя особо удачным назвать его было трудно: скудная аппаратура съела достоинства и без того не слишком профессионально сыгранной музыки, он подтвердил, что у ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА есть мощный потенциал. Начинал ШАР с оpтодоксального хаpда, однако, к этому времени группе удалось отыскать начатки собственного, весьма хаpактеpного мелодического языка, в котоpом энеpгия прямолинейно-жёсткого pок-н-pолла двигала вперёд простодушные, но вполне оригинальные мелодии, а череда куплетов и припевов нанизывалась на выразительные хард-роковые риффы. На сцене ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР, в отличие от большинства совpеменников, пытался использовать элементы театpализации и пантомимы, костюмерию и макияж - по сути дела, это был чистой воды глэм в традициях SLADE или T.REX.
Репертуар ШАРА включал, главным образом, песни Задерия ("Продавец Песен" на стихи Глеба Горбовского и его собственная "Королева бара" были явными заявками на хит); часть номеров ("Розовый Бокал", "Лицемер" и т.д.) сохранились со времён ЛЕТАЮЩЕЙ КРЕПОСТИ и были сочинены Лёшей Ильиным, а ещё один потенциальный хит, "Моя герла живёт в общаге" (этакий парафраз фольклорного сюжета "Живёт моя отрада в высоком терему") принадлежал перу лидера группы ТЯЖЁЛЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ, а ныне известного художника Олега Котельникова.
Между тем, отношения группы с Рок-клубом складывались непросто: она была вовлечена в запутанный конфликт с разделом какой-то аппаратуры между ней и будущей МАНУФАКТУРОЙ; местные эксперты относились к ней скептически, а концертов практически не было.
Лето 1982 ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР провёл в Понтонной, а по окончании сезона впал в спячку. Вскоре после этого группу покинул Саша Кузнецов, место которого занял Константин "Швейк" Григорьев. Их второй концерт в стенах Рок-клуба, вместе со СТРАННЫМИ ИГРАМИ и ТАМБУРИНОМ, состоялся в марте 1983, но тоже не прибавил группе славы (к тому же, Володя Богатырёв собрался жениться и завязать с музыкой), поэтому сразу после него ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР распался.
В том же марте Задерий предпринял попытку собрать новый состав, в который были приглашены Алексей Ильин (экс-ЛЕТАЮЩАЯ КРЕПОСТЬ), соло-гитара, и Валерий Кирилов (в то время ПЕПЕЛ), барабаны, однако, первая же репетиция закончилась дракой, и затея умерла, не родившись. Последний гвоздь в гроб ШАРА был забит 3 апреля на бардачном концерте в Рок-клубе (Владимир Леви (ТАМБУРИН), КРАСКИ и Андрей Христиченко в сопровождении сводной группы, в состав которой входили Алексей "Рыба" Рыбин (экс-КИНО) и Слава Задерий, игравший на трубе), после которого половина гостей и музыкантов оказалась в ближайшем отделении милиции.
В том же 1983 Андрей Христиченко недолго репетировал с группой КСК, потом вместе с Павловым (который, покинув ШАР в начале 1982, успел отметиться в хард-рок группе АСТЕРОИД) затеял группу СЕМЕЙНЫЙ СКАНДАЛ, но она не пошла дальше репетиций и слухов, упорно ходивших в окрестностях "Сайгона". Году в 1984 они возродили ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР под усечённым именем ХРУ... ША...: Христиченко, бас, вокал, Павлов, гитара, и барабанщик Саша, по прозвищу "Спорт". Эта версия группы давала концерты в Питере, Москве и Рязани, записывала свой материал, а весной 1987 трансформировалась в ЖАВОРОНКИ.
Между тем, распустив ШАР, Задерий и Нефёдов организовали новый квинтет, в который пригласили двух участников группы ДЕМОКРИТОВ КОЛОДЕЦ и очередного вокалиста. За следующий год эта группа, сменив двух певцов, превратилась из ДАФНЫ в МАГИЮ, а чуть позже взяла новое имя АЛИСА, под которым и вошла в историю. Юра Шлапаков всё это время оставался с ними и тоже оказался в рядах АЛИСЫ.
Покинув в 1986 АЛИСУ, Задерий собрал группы НАТЕ! и MAGNA MATER. Нефёдов до конца 2003 был участником АЛИСЫ. В НАТЕ! в разное время играли Малин и бас-гитарист ЖАВОРОНКОВ Олег Малый. Кролик послеЖАВОРОНКОВ пел в МЕКОНИИ и АЙ-ХО! В 1990 он эмигрировал в Израиль, где играл с группами 17 МИГОВ ВЕСНЫ и А-КУСТИКИ, ЯГОДКИ. Павлов сотрудничал с ВНЕЗАПНЫМ СЫЧОМ, в 90-х успшно диджейстововал в клубах Европы и создал электронный проект HOLOPHONIC. Малин в середине 80-х изготовлял и продавал нэцкё, был первым проводником Брайана Ино по питерскому андерграунду, до НАТЕ! отметился вЦИВИЛИЗАЦИИ Z, тоже участвовал во ВНЕЗАПНОМ СЫЧЕ, занимался электронной музыкой (PHANTOM), имел неприятности с законом, а в 1996 умер от цирроза печени. В 2011 ушёл из жизни и Задерий. Богатырёв, Старшинов, Полуэктов и Кузнецов покинули сцену.
За время своего существования ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР сделал несколько концертных записей, которые имели хождание в магнитоиздате, однако, их песни так и не были записаны профессионально и, к сожалению, никогда не публиковались легально, хотя в 2001 в Питере была выпущена пиратская кассета с записью одного из концертов группы.
Андрей Бурлакаhttp://www.rock-n-roll.ru/show.php?file=encyclopedia