#777
Салиф Кейта: белый король черного континента
Источник: арт-дайджест «Солонеба»Малийский певец Салиф Кейта уникален и удивителен. Его называют золотым голосом Африки и вот уже более полувека музыкант восхищает мир своим задушевным, гипнотическим пением. Оставаясь верным традициям своего народа мандинка, Салиф, тем не менее, ухитряется привносить в свои композиции многообразие стилистик народной музыки со всего мира, добавляя при этом штрихи джаза, блюза и электроники.
Будучи прямым потомком легендарного правителя Сундьята Кейты, основавшего в XIII веке крупнейшую в средневековой Африке малийскую империю, Салиф Кейта попросту не мог стать музыкантом. По кастовой системе Мали особам королевской крови запрещено заниматься музыкой, это удел гриотов, потомственных певцов и сказателей.
Марабуты (западноафриканские мусульманские священники, некоторые из которых слыли пророками) предсказали отцу Салифа, что сына его ожидает величие, расплатой за которое будет большая жертва. Мальчик появился на свет в 1949 году в малийской деревне Джолиба на берегу реки Нигер. Он родился альбиносом, что стало поистине шоком для его семьи. Рождение белокожего светловолосого ребенка особенно у особ королевской крови считалось проклятием. Ходило поверье, что такое дитя обладает опасными демоническими силами. Даже отец долгие годы не разговаривал с сыном, и Салиф очень страдал от одиночества. С малых лет мальчик работал на семейной ферме, тренируя свой мощный голос на полях, где в его обязанности входило криками разгонять бабуинов и птиц. Увлекшись музыкой, Кейта с восхищением слушал местных гриотов и учился у них пению. Школа стала очередным испытанием для Салифа. Его появление в классе испугало сверстников. Позже одноклассники избегали и дразнили Кейту. Мальчик был смышлёным, но слабое зрение из-за его альбинизма помешало Салифу благополучно закончить школу, и в последствии перечеркнуло его намерение стать школьным учителем. Вопреки запрету отца юноша все больше интересовался музыкой, постоянно бренча на гитаре возле дома, что окончательно испортило его отношения с родителями.
В 20 лет Салиф покидает родной дом и уезжает в столицу Мали Бамако. В одном из интервью Кейта вспоминает: «Я плакал целых 20 лет. Когда меня выгнали из школы, единственной моей отрадой стала музыка. Тогда у меня было два выхода: стать преступником или музыкантом. Победила музыка». В Бамако Салиф два года жил на улицах и ночевал на рынке. Он играл на гитаре и пел в местных барах, кафе и ночных клубах. Высокий мощный голос Кейта производил неизгладимое впечатление на слушателей. Юное дарование заметил саксофонист Тидиан Коне и пригласил парня в свою группу The Rail Band, которая играла в ресторанчике гостиницы на железнодорожном вокзале.
Три года спустя Салиф присоединился к интернациональной команде музыкантов Les Ambassadeurs. Лидером группы был гвинейский певец и гитарист Канте Манфила, ставший учителем и наперсником музыканта-альбиноса. Команда играла в гостинице Бамако преимущественно для иностранной публики. В ее репертуар входили афро-кубинские, английские и французские номера. Когда политическая ситуация в Мали стала напряженной, музыканты перебрались в столицу Кот-д’Ивуар Абиджан и сменили название на Les Ambassadeurs Internationaux. В 1978-м году Салиф Кейта впервые попадает в настоящую студию звукозаписи, где вместе с группой записывает альбом Mandjou. Эта пластинка пользовалась локальным успехом, а заглавная композиция стала хитом и своего рода африканским музыкальным стандартом. В этой песне Салиф Кейта отдает дань уважения выдающемуся гвинейскому президенту Ахмеду Секу Туре, который годом ранее вручил музыканту престижный Национальный Орден Гвинеи. Где-то в тот же период Салиф Кейта знакомится с творчеством Стиви Уандера, Рэя Чарлза и Тины Тернер. Их пение и сценическое мастерство многому научили африканского исполнителя.
В декабре 1980-го Кейта и Манфила, финансируемые малийским бизнесменом, летят в Вашингтон, где за три месяца записывают два диска Primpin и Tounkan. Эти альбомы спустя пару лет выпустил лейбл Celluloid.
После распада в 1983 году Les Ambassadeurs Internationaux Салиф возвращается в Мали. Ему очень хотелось наладить отношения со своими престарелыми родителями, которые к тому времени уже смирились с его выбором профессии. Годом позже Кейта произвел фурор своим выступлением на Musiques Metisses Festival во французском городе Ангулем. Окрыленный успехом Салиф решает начать сольную карьеру и переезжает в сердце малийской общины во Франции, в парижский пригород Монрей, где проживает более 15 тысяч его соотечественников. В то время африканская музыка была последним писком моды. Представители фирм звукозаписи в буквальном смысле рыскали в поисках талантов. Однако Кейта не спешил связывать себя обязательствами контракта. Он довольно долго зарабатывал на жизнь, выступая на вечеринках и народных празднествах малийского сообщества.
В 1985-м по просьбе своего камерунского коллеги Ману Дибанго Салиф принимает участие в записи благотворительного сингла «Tam Tam Pour L’Ethiopie» в помощь голодающим Эфиопии. А два года спустя, наконец, выходит его долгожданный сольный альбом под названием Soro. Певцу всегда пророчили славу, и прогнозы эти целиком и полностью оправдались. Удачное сочетание африканской музыки с фанком, джазом и европопом принесло диску международный успех. В 1988-м Салифа пригласили в Лондон выступить на концерте, посвященном празднованию 70-летия Нельсона Манделы, который в ту пору все еще находился в тюрьме. Участие в этом шоу стало своего рода признанием принадлежности Кейта к звездам этнической музыки мировой величины. Впоследствии музыкант много гастролировал, был частым гостем на всевозможных фестивалях, сочинял музыку к фильмам и, конечно же, работал над сольными проектами, постоянно экспериментируя со звуком.
Альбом Amen 1991 года, который продюсировал известный джазовый пианист и лидер группы Weather Report Джо Завинул, стал большим прорывом в карьере музыканта и был номинирован на премию Грэмми. В записи диска приняли участие такие почетные гости, как Уэйн Шортер, Карлос Сантана и Шейк Тидиан Сек. Чуть позже студия BBC сняла документальную историю о жизни африканского исполнителя под названием «Судьба благородного изгоя». А в следующем году на экраны вышел фильм французского режиссера Патрика Гранпере «Ребёнок лев», к которому Кейта написал музыку и снялся в небольшом эпизоде. Очень иронично, но Салифу в картине досталась роль гриота.
Свою пластинку Folon 1995 года музыкант посвятил альбиносам, для которых пятью годами ранее основал благотворительную организацию SOS Albinos. На обложке диска запечатлена его юная племянница альбиноска по имени Нантетин. В том же году Салиф основал в Бамако собственную студию под названием Wanda Productions, на которой записывались восходящие звезды африканской музыки. Певец дал путевку в жизнь многим молодым талантам, регулярно выпуская серию пластинок «Салиф Кейта представляет…».
Название для альбома 1999 года Papa стало своеобразным посвящением самому себе, как родителю одиннадцати отпрысков в возрасте от 3-х до 20-ти лет, и данью памяти своему отцу, умершему в 1995-м. Диск этот записывался в Бамако, Париже и Нью-Йорке, а изюминкой альбома, без сомнения, стал дуэт с певицей Грейс Джонс.
Новое тысячелетие Салиф ознаменовал сотрудничеством с африканской супер-группой Ибрагима Сила Africando, играющей в стиле сальса. А год спустя музыкант открыл свой клуб в Бамако, названый Moffou, в честь однодырочной флейты, на которой он играл в детстве. Свой следующий альбом Кейта называет точно так же, Moffou. Критики по всему миру приветствовали триумфальное возвращение Салифа к акустическим корням, но для самого музыканта это был всего лишь очередной этап в его неустанных исканиях нового звучания. В заглавной композиции альбома спела знаменитая босоногая дива с Кабо-Верде Сезария Эвора. Пластинка стала необычайно популярной. Билеты на концерты музыканта в Соединенных Штатах раскупались в момент и Кейта во второй раз удостоился номинации на премию Грэмми. Выпущенный два года спустя альбом ремиксов Remixes from Moffou добавил в число поклонников исполнителя молодежный сегмент аудитории, отплясывающей на танцполах ночных клубов.
2004-й оказался важным поворотным пунктом в жизни Салифа Кейты: он решает окончательно переехать в Мали. Знаменуя свое возвращение на родину, музыкант устраивает три мега-концерта в Бамако и специальный день дебатов на тему «Развитие африканского сектора музыки и ее воздействие на борьбу с нищетой, СПИДом и другими пандемиями в Африке». Представителей ООН весьма впечатлила такая общественная активность и организаторские способности Салифа, и в ноябре его назначили послом музыки и спорта. Тогда же Кейта становится хедлайнером четвертого по счету фестиваля в Дакаре Africa Fête, который в том году поднимал очень актуальную проблему музыкального пиратства в Африке. А месяц спустя в ЮАР Салифу вручают специальную награду Kora Award за жизненные достижения.
Следующий год оказался не менее событийным. В апреле Салиф Кейта и Канте Манфила объединились, чтобы выпустить пластинку The Lost Album, которую они записали еще в далеких 80-х, выступая в Les Ambassadeurs. Этот диск не имел коммерческого успеха, но возродил интерес двух старых друзей для совместной работы в будущих проектах. Однако большую часть времени Кейта уделяет работе над своим новым диском. Альбом M’bemba вышел к концу года и стал еще одной яркой вехой в творчестве музыканта. Диск продолжил акустическую направленность предыдущей работы, собрал букет восторженных отзывов критиков и стал большим хитом в Африке, Европе и США.
Чуть позже, в 2007-м, певец решил попробовать свои силы на политической арене и выставил свою кандидатуру на выборы в законодательные органы Мали. Его активная социальная позиция не могла не отразиться и в музыкальном творчестве. Доказательством стал альбом La Difference, который вышел в свет в ноябре 2009 года. Впервые Кейта затронул в своих песнях глубоко личную и очень болезненную тему альбинизма, которая всегда была близка его сердцу. Он спел о разнице между людьми, объясняя свое отношение так: «Факт, что люди отличаются друг от друга, для меня не может быть проклятием. Бог создал нас разными. Мужчины не похожи на женщин. Черные отличаются от белых. Жизнь прекрасна, потому что мы разные. Я ведь нормальный человек, как и все другие. Я всегда хотел жить, не считая свою белую кожу каким-то ущербом. Но даже сейчас с альбиносами происходит много страшных вещей. Убийства и человеческие жертвоприношения из-за глупых суеверий и предрассудков. В Танзании альбиносов убивают, отрезают им части тела и продают. Это ужасно. Люди не должны приносить в жертву себе подобных. Мы живем в 21-м веке. Пришло время что-то сказать и начинать действовать. Это нужно остановить».
Еще в 2005 году певец создал «Всемирный фонд для альбиносов Салифа Кейты», который активно помогает и заботится о нуждах альбиносов по всему миру и в частности в его родной Африке. Например, им постоянно нужен солнцезащитный крем. Из-за повышенной чувствительности даже непродолжительное пребывание на солнце может вызвать рак кожи у самых юных альбиносов. Кроме того, представители фонда заботятся о том, чтобы дети альбиносы не становились изгоями и получали полноценное образование. Осенью 2010 года Салиф Кейта отправился в большое турне по восточной Африке, посвященное борьбе с предубеждениями против альбиносов. А чуть раньше, в июле, в Аддис-Абебе его назначили послом мира Африканского Союза. «Наша цель – каждый день стремиться к миру и безопасности. – Отметил Салиф на новом посту. – Своей музыкой я надеюсь принести людям радость и надежду. Я призову их сложить оружие, и мы сможем вместе трудиться над созданием лучшей Африки».
Остается надеяться, что общественно-политическая деятельность Салифа Кейты позволит музыканту выкроить достаточно времени для записи новых композиций. Ведь каждая свежая его работа ожидается поклонниками с большим нетерпением. И хоть самого певца не слишком заботят призы и отличия, все же приятно отметить, что за свой альбом La Difference Салиф Кейта получил одну из крупнейших наград в своей карьере, французскую ежегодную музыкальную премию Victoires de la Musique – ежегодную музыкальную премию, учреждённую Министерством культуры Франции. Выпущенный в 2009 году, альбом посвящён проблеме борьбы с предубеждениями и дискриминации в отношении детей-альбиносов в Западной Африке, в чём Кейта видит главную задачу своей жизни. Благодаря инициативе Салифа Кейты и его фонда в 2013 году Организация Объединенных Наций приняла первую резолюцию об альбинизме и с 2014 года день 13 июня Генеральной ассамблеей ООН официально был провозглашён Международным днём распространения информации об альбинизме (International Albinism Awareness Day).
Последним студийным релизом в дискографии великого артиста стал альбом Un Autre Blanc («Еще один белый»), выпущенный на французском лейбле Naïve при участии звёзд мировой сцены – бенинской певицы Анжелик Киджо, нигерийской исполнительницы Йеми Аладе, ивуарийского регги-исполнителя Альфа Блонди и мужской акапельной группы из ЮАР Ladysmith Black Mambazo. По словам самого Салифа Кейты, это его прощальный альбом: после полувековой карьеры 70-летний певец намеревается покинуть музыкальный олимп.
http://soloneba.com/salif-keita-white-king-of-the-black-continent/