БиографияРассказывает
Александр Шевченко: 1961 – 1973 - Родился в пустыне Кара-Кум вблизи границы с Афганистаном в городе Мары (в древности город Мерв, инфо о нем в сети интересная). Папа-офицер, мама-жена офицера, ну а я - сын своих славных родителей. Первые десять лет жизни помню плохо, но осталось чувство защищённости, спокойствия и детской сладости, а главное - время текло медленно и доооооолгоооо тянулись дни…
Свою первую песню Александр Шевченко написал в 12 лет. «Все, стихи и музыка, все пришло в одну секунду, – рассказывает Александр. – Спираль времени сжалась, она, как волшебная нить, проскользнула в невидимое игольное ушко – и понеслось».
С 1974 года (в то время он учился в 7 классе школы) и до открытия в 1979-м Ленинградского рок-клуба Александр Шевченко выступал в составе группы «Фаэтон». С 1979-го по 1982 год участвовал в группе «Фризби». Позднее Александр работал в Якутии, где родилась его первая сольная программа – «Двуединство». А в 1989 - 1991 годах солировал в коллективе «Зодчие» под руководством Юрия Давыдова.
Популярность к Александру Шевченко пришла в 1997 году, после выхода альбома «Будет все, как ты захочешь» его группы «Дежа вю». Однако кризис 1998-го заставил Александра изменить свои творческие планы и стать продюсером.
Среди известных «выпускниц» Александра Шевченко – Алена Свиридова и Алсу. Главные хиты Алсу – «Зимний сон», «Иногда», «Весна», «Все равно», «Вчера», «Осень», «Вместе и навсегда» – написал Александр. Он также писал песни для английской девичьей команды CLEA и для группы BodyRockers, в которой работал вместе с другом и коллегой Денисом Инголдсби. «Он открыл для меня всю музыкальную заграницу! Жаль, не приживаюсь я там!» – говорит Александр.
В 2010 году Александр Шевченко представил публике свой первый сольный альбом «Больше ничего». «Долгожданный, – говорит об альбоме Александр. – Я собрал в нем песни, которые вели меня по пути любви последние 12 лет.
Каждая из песен – маленькая история, случившаяся со мной за это время или же подсмотренная мной в моем близком окружении». Композиции с этой пластинки звучали на радиостанциях «Шансон», «Русское Радио», «Радио Дача», «Добрые Песни», «Авторадио» и многих других.
Сегодня Александр Шевченко продолжает заниматься продюсированием молодых исполнителей и планирует выпустить еще не один сольный альбом. «Спасибо тому, кто дал нам силы идти по пути Любви!» – говорит талантливый композитор, поэт и продюсер.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Долгое время песни Александра Шевченко были известны широкой публике исключительно в исполнении сладкоголосых поп-певиц. Согласитесь, мало кто из читателей Звуков способен воспринимать всерьез человека, который писал песни для Алсу, Жасмин и Ирины Аллегровой. Однако нельзя не напомнить, что один из хитов этого автора весьма органично звучит в исполнении питерской андеграундной команды Billy's Band. Тем не менее, в конце минушего года Александр резко бросил свое золотоносное хитмейкерство и выпустил дебютный сольный альбом под названием "Больше ничего", взяв на себя и исполнительские, и продюсерские функции. Что стало причиной столь резкой смены карьеры, как надо петь про любовь и почему свои песни лучше исполнять самому - Александр поведал Звукам, заглянув к нам на огонек...
Звуки.Ru: Александр, Вы долгое время были не только композитором, но и продюсером юной татарской дивы Алсу. Но это был не первый Ваш музыкальный проект, насколько я понимаю?
Александр Шевченко: Конечно, нет! До этого я собрал свой коллектив, и он назывался Дежавю. Пластинка под названием "Будет все, как ты захочешь" и одноименный трек надолго стали нашей визитной карточкой, и как бывает подчас, песня стала важнее, чем весь коллектив. Так было у Eagles, когда команда, имеющая 15 мировых хитов, начиная с "Tequila Sunrise", вдруг выдала "Hotel California". Так было у Саши Барыкина, когда "Карнавал-карнавал", такая прекрасная регги-фьюжн бригада, выдает "Я буду долго гнать велосипед". Там стихи замечательные – Николай Рубцов, поэт с трагической судьбой, и эту трагику судьбы он перенес на Барыкина. А мне достался рефрен "будет все, как ты захочешь" - он был настолько своевременен, что срезонировал сразу в нескольких географических местах. Почти одновременно я и Володя Шахрин из Чайф написали песни со схожим рефреном: у него появилась "Пусть все будет так, как ты захочешь", и мы только в этом году на фестивале "Старый новый рок" в Екатеринбурге вдруг поняли, что ничего уже не имеет значения - просто, видимо, небо рассылает эти мысли. Кто не проспал, тот услышал – вот и все. Двигаясь поступательно назад во времени, до "Дежавю" я привез в Москву и сделал певицей замечательную девушку. Ее звали Алена Свиридова.
Звуки.Ru: Как можно кого-то сделать певицей?!
Александр: Можно! Ведь есть понятие "певица" как профессия и "певица" как полет души, практически птичье состояние. Так вот, Аленка была актрисой российского драматического театра в Минске, а после нашего сотрудничества она стала певицей и автором со своей нишей на российской сцене. А до того я работал в группе Зодчие, откуда вышло много народу. Валера Сюткин как раз оттуда ушел с места солиста, и я это место занял. А до "Зодчих" я жил 4 года в тайге как волосатый хиппи, учил детей, ел то, что готовил собственными руками, пел музыку под гитару. А совсем до того, как я оказался в тайге, в 80-м году, мы и еще пяток команд открывали питерский рок клуб. И - ррраз - вот так и накопилось три десятка лет.
Если все это как в быстром кино прокрутить, то получится калейдоскоп: рок-клуб, хиппи, тайга, "Зодчие", Алена Свиридова, "Дежавю", дефолт 98 года... И сразу же после августовского дефолта в мою жизнь пришла Алсу. Потому как я вдруг раз - и стал песенным сочинителем. Как оказалось, это - тоже благодарное дело, если ты понимаешь, что должен сказать твой исполнитель, чтобы ему поверили. Именно здесь харизма исполнителя - правильно вложенная в ложе лука стрела.
Звуки.Ru: Именно Вы выбирали Алсу в качестве исполнителя, или Вас выбирали как автора?
Александр: Нет, к Алсу я попал волею судеб, у меня был один из фэнов - Валера Белоцерковский, благодаря которому Алсу состоялась как звезда.
Звуки.Ru: Я помню его вдохновенный рассказ, как к нему пришла страшно стесняющаяся Алсу и исполнила на прослушивании хит Уитни Хьюстон (Whitney Houstone) "I will always love you".
Александр: Да, она очень стеснялась, и она не до конца понимала, что происходит. Мне Валера показал демо-записи и сказал: "Можешь написать для девочки что-нибудь?". И там тембр у нее внутри одной октавы – это было так достоверно, что я удивился и спросил: сколько же ей лет? Узнав, что 15, удивился вдвойне – потому что, правда, там было ровно в два раза больше. Дальше этот вопрос про Алсу нам приходилось слышать довольно часто. Стинг (Sting) как-то сказал: "Господь Бог дал мне такой тембр голоса, что я буду петь вам газетную заметку, а вы будете меня слушать, потому что это не зависит ни от вас, ни от меня, ни от языка, на котором я это буду делать". Алсу - достойное подтверждение его слов.
Звуки.Ru: Вы сейчас поддерживаете отношения c Алсу?
Александр: Да, мы поздравляем друг друга с днем Рождения, с днем Рождения детей, но как активно действующий на сцене музыкант Алсу уже давно не работает. Мне, безусловно, жаль этого. Ведь Алсу выдали такой кредит доверия, который в последний раз выдавали Алле Борисовне Пугачевой в середине 70, когда она запела "Вы не верьте, что живу я". Когда тебе поверили - начинается то, что не имеет никакого отношения к музыке, это социальный феномен, феномен доверия.
Звуки.Ru: А Вы считаете, что музыкант обязан оправдывать кредит доверия, который выдает ему публика?
Александр: Конечно!
Звуки.Ru: Я буквально сегодня разговаривала с музыкантом, который говорил, что мнение публики здесь совершенно вторично.
Александр: Важно, чтобы музыкант был честен перед собой. Если он играет для себя, то почему же вы брали у него интервью? Зачем-то он записывает эти пластинки…
Звуки.Ru: А вот, кстати, очень скользкая тема и очень неприятная: зачем вообще надо записывать пластинки? Индустрия катится к чертям, музыку никто не слушает…
Александр: Никуда она не катится! Я скажу, что все это сеть поглощает какие-то потоки потребителей, готовых заплатить денежку за музыку. Сеть, безусловно, развращает нас своей доступностью, как уличная девка. И когда по договору либо за долю малую можно насладиться соитием с мировой музыкальной культурой...
Звуки.Ru: Так это же прекрасно!
Александр: Это, безусловно здорово, но я также считаю, что останутся пластинки, останется ощущение необходимости слушать музыку в альбомном ключе - от начала и до конца. С легкой руки наших масс-медиа и того музыкального рынка, который сложился на настоящий момент, мы почти отучили детей слушать музыку пластинками.
Звуки.Ru: Во-первых, не могу с Вами согласиться, в том, что это носит какой-то негативный характер. Смотрите: заходим, скажем, на какой-нибудь itunes.com – известный всем магазин, который продает на миллионы разной музыки, и у них в хитах всегда что-нибудь потрясающее бултыхается. И я четко знаю, что чтобы я ни выбрала – у них всегда найдется 10 каких-нибудь хороших песен неизвестных мне групп. Пять названий в хит-параде мне вообще ничего не говорят. Хотя, казалось бы, я слушаю музыки довольно много… И, если судить по хит-парадам их продаж и прослушиваний, у этой публики есть огромная незнакомая мне аудитория. Единственная сложность, которая меня подстерегает – необходимость фильтровать эту музыку, ведь входящий поток объективно велик.
Александр: Огромен!
Звуки.Ru: Музыки много, но я четко знаю, что все это мировое наследие мне реально доступно, и в случае, если мне не будет хватать музыки в жизни, я всегда могу туда нырнуть и найти что-то интересное. Конечно, я не могу не осознавать того, что это негативно сказывается на тех музыкантах, которые привыкли сидеть каждый в своем маленьком мире и писать "для себя". Ты сидишь, у тебя есть уютное гнездышко, а потом выясняется, что сидишь ты в стеклянном аквариуме, вокруг ходят, облизываясь, голодные кошки, а ты хомячок при этом.
Александр: Все дело в том, что есть еще две позиции, одна из которых называется "чукча не читатель, чукча писатель".
Звуки.Ru: То есть Вас не интересует внешняя среда?
Александр: Не в том дело то, чтобы не интересует – просто невозможно объять необъятное за тот хронометрически небольшой период жизни, который отведен тебе, чтобы что-то сделать.
В мире есть миллиарды людей, которые любят что-то почитать перед сном, послушать перед сном, посмотреть перед сном. И есть только тысячи людей, которые не спят по ночам, чтобы у этих миллиардов было что послушать, почитать, посмотреть. Поэтому не стоит даже ставить на одну полку слушателей и тех, кто все это вылавливает в мире тонких вибраций. Это разные пространства. Если тот, который должен не спать, чтобы читателям было что-нибудь почитать, тоже скажет "Эх, почитаю, посмотрю", и не будет работать, - то не состоится его миссия. У Господа там, наверху, есть по разнарядке 50 талантов поэтов, 53 плотника и 50 музыкантов, и он раздал всем, навесил один из них тебе на плечи – а ты вдруг говоришь: "чего-то не очень мне сюртук этот"… - Не хочешь? Хорошо! – Раз, и заберут на фиг! И дальше хоть обпросись – не вернут.
Звуки.Ru: Хорошо, если следовать Вашей логике, то в тот момент, когда Вы берете в руки гитару и начинаете работать, вы выполняете некоторую заложенную в Вас социальную или может быть душевную программу.
Александр: Да, это определенная миссия, конечно.
Звуки.Ru: Почему я не использую здесь слово "миссия" - оно подразумевает какой-то осознанных подход к процессу. А есть огромная формация музыкантов, которых просто разрывает: их прет, и они по-другому не могут. И, наверное, это одна из лучших музык.
Александр: Я так не могу, совершенно верно. Но также нужно понимать, что если ты можешь дать себе хоть какую-нибудь слабинку в этом деле, то тогда не занимайся больше музыкой.
Звуки.Ru: OK. Но при этом производится огромное количество однотипной "профессиональной" музыки, безликих попсовых и не очень интересных мелодий конвейерным способом...
Александр: Да люди - они тоже все с двумя руками, ногами, один пенис.
Звуки.Ru: И Вас не останавливает то, что Вы пишете, и одновременно вместе с Вами где-то еще один Владимир Шахрин уже занес руку над компьютером, чтобы написать что-то очень похожее…
Александр: Знаете, в чем все дело? У иудеев есть Тора, у мусульман есть Коран, у христиан есть Библия. А знаете, по какой книге живут буддисты и вот допустим, Китай? Более миллиарда народа... Их Библия - И Цзин, "Книга перемен". Устройство Книги перемен всем знакомо: бросаем хоть бамбуковые палочки, хоть монетки, строим гекосграмму. Шесть снизу доверху прерывистых или прямых. Сколько таких гексограмм? 64. И это - Библия. Нету больше никаких ситуаций, что могло бы в жизни с тобой случиться – ничего нового. И это гораздо глубже и старше, чем любая из религий. Мы сейчас говорим: а вот люди тоже же пишут. 64 ситуации. И все заключается только в той силе правды, количестве любви, которые ты туда вкладываешь. И осознанности. Больше ничего.
Звуки.Ru: Ну хорошо, а почему же Вы тогда взяли в руки гитару и начали петь? Ведь Вы могли точно так же это кому-то делегировать или подождать, пока это сделает кто-то еще. Нанять очередных таджиков от музыки. Почему это должно быть спето именно Вами?
Александр: Потому что мое чувствование всего этого происходящего, то, как это делаю я внутри всех этих песен, является оптимальным в моем понимании. Если во мне уж заложено то количество любви, которое я должен отдать, я это и делаю. Мне трудно объяснить, но если бы я не начал пить, ой, то есть петь,- я бы сдох. Не знаю, от чего. Я - ведомый в этом пути. Видимо, пришло время разбрасывать камни.
Звуки.Ru: Но при этом в названии Вашего альбома есть некоторая предзаложенная конечность.
Александр: Нужно послушать альбом, чтобы понять, что это бесконечность, потому что в принципе больше ничего.
Звуки.Ru: А ваше "больше ничего" сродни джексоновскому "это все", или это-то заявление другого характера?
Александр: Даже не знаю. Я не знаю, что думал Джексон, когда говорил об этом. Я говорил с его братом Тито, но он тоже не знает. А я вот еще не рассказывал, что мне как-то удалось в Британии принять участие в двух замечательных проектах, с моим ко-менеджером по проекту Алсу? Это такой славный человек Деннис Инн Голдсби (Dennis Inn Goldsbey), мы с ним сделали сначала коллектив, который называется Clea - девичий квартет британский, выше четвертого места мы нигде не были в Европе. А потом мы сделали с ним проект под названием Body Rockers. Один трек этого проекта стал больше, чем вся группа. Body Rockers – смесь рока с электронной музыкой, один мальчишка австралиец, другой – англичанин. Кес и Дилан. Трек их "I Like The Way Youn Move" довольно активно ротировался.
Звуки.Ru: Очень интересно. Целая интернациональная команда, которая занимается Вашими проектами из любви к искусству.
Александр: Когда я приехал в Стокгольм, я работал на той же студии, где работал Саша Кутиков, потому что дорожку мы туда протоптали с басистом группы Автограф - Леней Гуткиным . Я начал писать пластинку в России, это шло здорово, но очень долго. По не зависящим от меня причинам. И тогда Леня сказал: "Саша, у тебя есть привязки к географии или ты готов оторваться?" А я чего-то наработался за границей, и мне хотелось другого ощущения музыки. Он говорит: "Хочешь поехать в Стокгольм, и попробуем там все в течение месяца записать?" Я говорю: "На объяснение больше времени уйдет". Он говорит: "Спорно. Вот с кем бы ты хотел поработать в Стокгольме?" Я говорю: "А если я тебе скажу, что хочу поработать с музыкантами ABBA, то что?" - "Прекрасно. Музыканты "Аббы", еще кто?" Я вспомнил из шведов молодых и понятных мне по духу Eagle Eye Cherry. - "Замечательно. Давай, вспоминай еще, кого хотел". И вот за две недели мы собрали бэнд, и в нем оказался барабанщик "Аббы"...
Звуки.Ru: Ола Брункерт (Ola Brunkert)? Он же умер?
Александр: ...И после нее уже вот уже 10 лет A-HA - Пер Линдвалл (Per Lindvall) , а также гитарист Eagle-Eye Cherry, который работал с группой, начиная с "Desireless", первого их многогрэммийного альбома, Матиас Торелл (Mattias Torell), еще один гитарист - Себастьян Нилунд (Sebastian Nylund) – гитарист Селин Дион (Celine Dion). В общем, весь этот иконостас в итоге оказался у меня на пластинке. И я приехал с гитарой, за мной нет никакого бэкграунда для них , безусловно, – и они начинают шарить в интернете: кто-кто, "Бодирокерс"? То есть нет, понятно, ты там был менеджером в проекте, это хорошо. Но что ты поешь-то?
Звуки.Ru: А какие для них могут быть аргументы участвовать в таком проекте – просто заплатили деньги за сессионную работу, или что?
Александр: Безусловно, изначально они профессионалы и играют сессионно, это так. А дальше я просто взял гитару и спел им всю пластинку на русском языке - не на шведском и тем более не на английском. Они выслушали и говорят: общую мысль мы уловили, а можешь еще раз и переводить песни? Я спел и перевел. И ребята сказали: мы надеемся, у тебя нет никаких иллюзий, что ты - вокалист или что-то еще в этом роде? Я говорю – нет, иллюзий нет. Они говорят: все, что ты делаешь,- это такой сингер-сонграйтер. Поющий песенный автор. Типа Боб Дилан (Bob Dylan) или Леонард Коэн (Leonard Cohen).
Звуки.Ru: Да это определение и к Джонни Кэшу (Johny Cash) относится, и к кому только не...
Александр: И тогда они говорят: мы не будем делать "бэндового" звучания. В чем отличается сингер-сонграйтер – по саунду там ни один инструмент не должен быть эмоциональней, чем голос. Там ни партитурально, ни в саунде нет натяжек - очень корректно сыгранная пластинка. То есть их настолько захватило чувство происходящего внутри, что я даже на бытовую камеру снимал от ребят какие-то фидбэки, чтобы можно было видеть: глянул в интернет – раз, и видишь что там шведский музыкант сидит и рассказывает, какие удивительные ощущения он словил от того, что играет музыку на непонятном ему языке, а она ему тепла, близка и кайфова. Мы записали пластинку и радовались как дети. И ребята сказали: Саша, если ты надумаешь играть эту музыку в России, мы к тебе всем бэндом приедем, тебе это будет совсем недорого стоить! И я думаю, что мы обязательно сыграем все это однажды. В Кремле каком-нибудь.
Звуки.Ru: Но правильно ли я понимаю, что здесь эту музыку будет играть какой-то другой состав?
Александр: Здесь я пригласил людей, которые тоже участвовали в этой записи: на барабанах - Гена Гордеев, Виталий Кись. Мы раньше играли вместе, и в этой записи есть капельки таланта и глыбы души каждого из них. Нам со шведами удалось создать совершенно русскую пластинку - пластинку, где я благодарен за каждый звук, который есть, и за то, что там нет лишнего звука.
Звуки.Ru: Вот смотрите, очень смешной момент, вы, наверное, оцените. За полчаса до Вашего прихода ровно на вашем же стуле сидел у меня в гостях Василий К., который вот эту пластинку тоже записывал в Швеции и со шведами, и у него - абсолютно другой подход ко всей этой истории. Это совсем неформатная история, его музыка совсем никогда, видимо, не будет исполняться в Кремле или даже на сколько-нибудь большой площадке – разве что в Швеции маленьким бэндом. В Васином проекте народ собирался через MySpace и пересылал друг другу файлы по сети. У Вас же совершенно четкая ориентация на "большое" концертное исполнение.
Александр: Да, и мы в студии сразу же убрали всю цифровую аппарату, оставили только старый аналог. Там можно было найти мелотрон, несколько хаммонд-органов, несколько "Вурлитцеров", даже не "Родес".
Звуки.Ru: А что, "Родес" - отличная штука, трогательная. Звук хороший.
Александр: Да, суперштука. И по саунду все случилось настолько тепло, что мы вдруг послушали и сказали в ряде песне, в треке "Вероника", что я подпрыгнул и говорю: это мне напоминает то, как звучал Procol Harum в 72 году.
Звуки.Ru: А не страшно сейчас в 2000-х делать музыку 60-х и 70-х?
Александр: Нет, это не музыка 60-х. Мы можем представить себе, когда мы говорим о классической музыке, какой возраст у этой музыки?
Звуки.Ru: Классическая - в смысле академическая?
Александр: Ну да. А рок-н-ролл, про который мы уже закричали, что он сдох лет 30 назад, не родившись, - был мертворожден, по крикам апологетов. Это, конечно, ерундень полная: это настолько молодая музыка, настолько трансформирующаяся, ей только чуть более полвека! Чуть более. То есть на планете еще живы большинство людей, которые застали годы когда рок был годовалым ребенком, и очень многие - когда его не было вообще. А мы кричим, что старое - это новое. Твою дивизию, да кто мы такие, чтобы говорить что старое, что новое? То, что я играю – это мэйнстрим. Это ствол дерева, у которого есть корни (roots), а от них отходят какие-то побеги, но без ствола все бы осыпалось.
Звуки.Ru: А какие могут в мэйнстриме произойти открытия?
Александр: Кроме количественных - никаких. Что, он должен как-то искривиться? Это ж ствол. Открытия происходят не в мэйнстриме, а в том, что ты готов туда вложить. Да, и этих открытий всего 64, мы определились с этим с самого начала. Не более того. Основные открытия ждут человечество в области молекулярной-ядерной физики, скоро обещают адронный коллайдер снова запустить. И мы узнаем когда-нибудь принципы работы гравитационного поля на земле.
Звуки.Ru: А в рок-н-ролле открытий уже не будет?
Александр: Нам дано понятие музыки. Если спросить, что такое музыка – это что-то вроде вопроса "что такое любовь". Я как-то писал песню для певицы Жасмин...
Звуки.Ru: Уй, сейчас умру!
Александр: Она называлась "Долгие дни, длинные ночи", и это был один из ее первых синглов, довольно удачных. Музыку писал Саша Лунев, который потом писал песни Диме Билану. И однажды у Жасмин спросили по ТВ: "Джесси, скажите, а что это значит - "где длинные дни и долгие ночи, где так легко найти тебя и трудно потерять, где ничего не объяснить и сложно не понять"?". И она говорит: эту песню написал поэт, он, может быть, вложил туда смысл. Об этом наверняка лучше расскажет он сам.
Звуки.Ru: Вот почему я не люблю попсу: эти люди банально не понимают, о чем поют.
Александр: И вот ко мне пришли Джесси с мужем... тогда она еще была замужем....
Звуки.Ru: Может быть, если бы она поняла, о чем песня, он ей глаз бы не подбил.
Александр: Если бы поняли оба. Муж спрашивает у меня: Саша, а че это, действительно, что ли, как чемодан – и нести тяжело, и бросить жалко? Я говорю: значит так, Слава, давайте, я вам попробую как-то объяснить: "где так легко найти тебя и трудно потерять" – значит, что любовь - это данность, и если тебе дано любить, то ты любишь одинаково сильно закатный луч солнца, глаза мамы, первый шаг своего ребенка или любимого человека. Это не теряется уже никогда. Кому-то этого не дано – во какая жуть! – и если он не работает внутри себя, то он никогда не пробьет это. Искалеченный человек, искореженная карма. Это жуть, но если это дается, то it easy come – уже не теряется. А дальше, "где не объяснить и сложно не понять" – это если я тебя сейчас cпрошу "что такое любовь?", то ты начнешь мне долго объяснять, но вряд ли объяснишь. А теперь скажи - ты любил когда-нибудь или нет? И ты обязательно скажешь: да или нет. Потому что объяснить сложно, а не понять - невозможно.
Я в этих четырех строчках попытался вложить свое понимание любви. Да, это шифр, но успех песни состоял не в том, что Жасмин хорошо это спела, или что дорого был снят клип, а в том, что стрела послания была заложена в эту песню, и даже человек, на задумывавшийся об этом, получал некое количество любви. Это тот же самый социальный феномен, что и с Алсу. Я писал эти песни так, чтобы она в своих песнях давала ответ на вопросы, которые ее поколение перед собой только начинало ставить. И именно поэтому ей поверили. Потому что, прослушав все это, хочется спросить: послушай, а у тебя какая сейчас пластинка заряжена в плеере? А какую книжку ты прочитала недавно? А правда, что ты учишься в художественном колледже, а кто тебе вообще из художников ближе – Брейгель-младший или Тициан? Алсу могла вообще этого не знать, но у тебя никогда не возникало мысли спросить черненькую из Блестящих, какую книжку она прочитала. Это социальный феномен доверия. Если ты не задумываешься об этой составляющей работы, то тебе крайне тяжело будет оставаться до конца ответственным за каждое слово, которое ты говоришь. А именно ответственность - это то, чего не хватает сейчас людям, которые стоят на сцене. Раньше, в 70-е, мы думали: вот если бы у меня была такая гитара, как у Блэкмора, да я бы!.. Сейчас гитары есть любые, железо может быть привезено какое хочешь. Но дальше возникает вопрос: а что ты сказать хотел, мил-человек, или попросить об чем? И что ты за право получил право говорить перед миллионами? Вот ты вышел и говоришь: "ты пришла ко мне, ушла от меня" - но что-то не складывается. Ни правды в твоей музыке нет, ни любви.
О любви сейчас поют как кастрированные, как будто они не трахались ни разу в жизни и яйца им обрезали в детстве далеком.
Звуки.Ru: Правильно ли я понимаю, что Ваше видение ответственности исполнителя выразилось в том, что Вы, последовательно понаблюдав, как это делают внешние исполнители, которым Вы в уста вкладывали свои песни, сейчас взялись исполнять их самостоятельно? То есть это - тоже проявление ответственности за тот песенный материал, который Вы производите? И если да, то в чем заключается Ваша практика? Ведь музыка отосится к тем практикам, которые требуют постоянных ежедневных упражнений... Если сейчас придет очередная Жасмин, такая поющая кукла - Вы согласитесь отдать эти песни?
Александр: Скажу: нет. Все дело в том, что я пел изначально. Я придумывал и сочинял песни, когда еще не умел ни на чем играть. Они приходили ко мне и оставались. Я помню до сих пор. Я начал продавать песни, когда пришел первый кризис. Первая проданная мною песня – это 1998 год. Я не знаю, правильно ли я это сделал или нет. Я сделал это и отдал этой работе 12 лет. Целый гороскопический круг. Видимо, я должен был через это пройти, чтобы понять и осознать. Потому что с приходом следующего кризиса я уже ничего не продал. Я занял денег и записал эту пластинку. А можно было, допустим, продать песен с этой пластинки. И все просили бы. Время собирать камни, время разбрасывать.
09.12.2009, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)