«Birtha» — двухальбомная девичья рок-группа из Лос-Анджелеса (штат Калифорния), активная в 1968-1974 годах. Отличная музыка одной из ведущих женских блюз-роковых групп начала 70х.
Лос-анжелесская группа Birtha существовала уже 4 года и была довольна известна на Западном побережье, когда 6 ноября 1971 года другая женская рок-группа, Fanny, попала в ТОП-40 с песней «Charity Ball».
Музыкальная индустрия того времени была настроена больше на повторение и имитацию, а дельцы от музыки мигом смекнули, какой коммерческий успех это может принести. Сразу несколько ведущих фирм звукозаписи принялись за поиски женских рок-групп, играющих живьем, в результате чего группа Birtha - команда уже опытных женщин-музыкантов с двумя очень талантливыми вокалистками - неожиданно оказалась в большом спросе. Девушки из этой группы подписывают контракт с одной из самых известных звукозаписывающих фирм того времени - ABC-Dunhill.
Долгие годы работы над собой и известный профессионализм группы, казалось бы, обещали ей шумный успех, но два последующих альбома Бирты не удовлетворили ABC-Dunhill по уровню продаж (о качестве музыки никто не говорил, это никого не волновало). Поэтому, контракт был разорван и группа забыта.
Но музыка осталась. И даже сейчас оба альбома Бирты все еще великолепно звучат и слушаются на одном дыхании, несмотря на то, что прошло более 30 лет после их первых выпусков. Их весьма искренние и проникновенные песни до сих пор считаются одним из лучших примеров рок-музыки 70-х, несмотря на то, что коммерческий успех вроде бы ускользнул от женщин Бирты.
Розмари Батлер (Rosemary Butler) и Шелли Пинисотто (Shele Pinizzotto) - бас и гитара, соответственно, были друзьями еще с детства и обе очень любили рок-музыку. Когда началось восхождение Битлз в 1964, Розмари и Шелли, которые в то время ходили еще в среднюю школу, создали свою первую группу, под названием Rapunzels. Затем они обединились с другой женской рок-группой - LadyBirds и вместе «разогревали» публику на местном концертe Rolling Stones в 1965. Результатом этого выступления для Шелли стало то, что её пригласили на работу в качестве аранжировщика в местную студию звукозаписи. В 1967 обе девушки вновь встречаются. Теперь к ним присоединяется клавишница Шерри Хэндлер (Sherry Hagler) из Нью-Мехико, а чуть позднее девушка-ударник и феноменальная вокалистка Оливия (Olivia «Liver» Favela). Так возникла группа «Бирта», которая в течение четырёх последующих лет будет выступать в местных клубах и дискотеках. Опыт «живого» исполнения очень пригодится девушкам в дальнейшем, но…
Birtha была второй полностью женской командой, которой удалось выпустить альбом на главной звукозаписывающей студии страны. Но работа на таком уровне, конечно, не могла ни накладывать своего отпечатка. Хотя группа по-прежнему не желала быть такой, «как надо». Девушки нередко устраивали скандалы и продолжали свои прежние выходки, за что подвергались многочисленной критике. В свое время даже журнал «Плэйбой» отказывался печатать фотографии и статьи о них по «этическим соображениям» :!!!
Несмотря на это, другие музыканты, критики и просто слушатели неизменно поддерживали «Бирту» всякий раз, как только им представлялась такая возможность. Так же, как и женские группы Goldie and the Gingerbreads и Fanny в свое время, девушки из Birtha неизменно вызывали восторг публики своими живыми концертами. На фестивале рока в 1972 в Рокинхэме, Северная Каролина почти все музыканты вышли на сцену в майках со слоганами из альбома Birtha.
Оба альбома Birtha вызвали шквал эмоций, но не принесли коммерческого упеха. Студия ABC/Dunhill подписала с ними контракт в надежде на большой сбыт, но просчиталась. Ни тот, ни другой альбом не был чересчур продаваемый. Последней работой студии был выпуск сингла Birtha «Dirty Work» (Грязная работа).
Однако, эта песня была весьма «подкорректирована» помощниками директора студии Уолтером Бекером и Дональдом Фадженом. Оригинальная версия не была опубликована ни на одном из дисков, впрочем, и «коммерческий» вариант тоже не принес желаемого результата. После этого ABC/Dunhill разрывает контракт с Birtha, а вскоре и сама группа распадается. Продолжение карьеры удалось лишь одной Розмари Батлер (Rosemary Butler), которая еще долго исполняла бэк-вокалы для таких музыкантов, как Eagles, Bruce Springsteen, Jackson Browne, Neil Young, James Taylor, Bonnie Raitt, Linda Ronstadt, Joe Cocker, Neil Diamond, Michael McDonald, Roseanne Cash, Trisha Yearwood и многие другие. Однако путь полностью женской группы уже был пройден.
Рецензии:Bообще к женщинам в роке отношусь с огромным почтением, а уж к такому заводному, настоящему, отвязному хард-блюзу и подавно. Никаких попсовых штучек, никакой эксплуатации мнимого феминизма - только рок в чистом виде.
Четыре девушки - Розмари Батлер - бас, вокал, Шелли Пиниццотто - соло гитара, вокал, Шерри Хаглер - клавишные, и ударные и вокал - Оливия "Ливер" Фавела.
Группа была жутко популярна, с успехом гастролируя по всей Америке, от Аляски до Калифорнии. Девочки ставили на уши публику в клубах, на концертных площадках, в барах и студенческих кампусах, пока, наконец, в 1972 году не пришло время для серьезной, студийной работы. Они получили отличное предложение от студии Dunhill Records и выпустили, почти полностью на собственном материале, первый, одноименный диск. Концертная деятельность не прекращалась и в ближайшие два года они продолжали раскатывать по США, Канаде, и Европе, выступая самостоятельно или с такими культовыми командами, как Fleetwood Mac, The Kinks, Three Dog Night. Их тяжелый саунд позволял играть вместе с Элисом Купером, а качество музыки и профессионализм - выступать с Rosemary самим Королем, ББ Кингом. Гастроли занимали 250 дней в году, тем не менее, в 1973м "Birtha" сумела выпустить еще один студийный альбом, под названием "Cant Stop the Madness". Парадоксально, но вызывавшая бурю эмоций своими живыми выступлениями группа, "продавалась" не слишком успешно, хотя студийные пластинки были не менее замечательными. Объяснение этому не могли найти ни сами девушки, ни музыкальные критики, ни студия звукозаписи, разорвавшая контракт. Какое-то время подругам еще удавалось держаться вместе, гастролируя с прежним успехом, но, в конце-концов, время взяло свое, у каждой появились свои собственные планы и интересы и в 1975 году "Birtha" прекратила свое существование. Еще один парадокс - никто из девочек никак не проявил себя в дальнейшем на ниве музыкального творчества. Кроме Розмари Батлер (фото слева) , которая довольно долго выступала потом вместе с разными командами и исполнителями, от Eagles, до Джо Кокера. Так странно и неожиданно закончился путь этой группы, ярко сверкнувшей в начале 70х...
Birtha - Can`t Stop the Madness (1973)Второй, он же и последний альбом одной из немногих групп, которые бились за право существования All Woman рока. Мы уже знакомились с первой работой этих девчонок, которая принесла им известность, но отнюдь не коммерческий успех. Как можно было пояснить то, что выступая вживую они срывали аплодисменты и вызывали восторг, а диски не продавались? Надо ли искать причину в самом женском роке, или в нашей, мужской психологии? А ведь именно мы были и будем основными потребителями этого продукта, этой музыки.
Вопрос философский, конечно. И тогда, в 1973, на него не было ответа ни у участниц коллектива, ни у студии звукозаписи, которая рассчитывала на большие
барыши, которые не состоялись. Вообще, если вспоминать историю женского рока, то становится понятным, что полностью женские команды не смогли стать коммерчески успешными. Я имею в виду те группы, которые исполняли рок, или, по крайней мере, рокапопс, не беря в расчет всякий развеселый балаган, типа Бананарамы и ей подобных.
Fanny, Birtha, ISIS, The Runaways, и даже почти попсовые Bangles добивались только кратковременных успехов. В отличие от тех, кто выступал в смешанных составах - Blondie, Suzi Quatro, или Крисси Хайнд из Pretenders. Кстати, девочки из Runaways, уже после ухода из женских составов, сумели заявить о себе вполне громко, каждая в своем качестве. Джоан Джетт в глэме, Лита Форд в харде, даже выступая с Оззи. В общем, эта тема для целой диссертации и я что-то разошелся, вместо того, чтобы предложить вам просто скачать музыку...
Discography:1972 Birtha
1972 Can’t Stop The Madness
Line-up / Musicians:- Rosemary Butler / Bass, Vocals
- Sherry Hagler / Keyboards, Vocals
- Shele Pinizzotto / Guitars, Vocals
- Olivia "Liver" Favela / Drums, Percussion, Vocals
Produced by Gabriel Mekler ('72) & Christopher Huston ('73)
Official DR value: 11
birtharocks.comallmusicrockfaces.rudiscogs