Zut Un Feu Rouge
В переводе с французского что-то вроде «Аццки красное пламя». Группа появилась как таковая еще в 1977 году, однако первый свой концерт они дали по осени 1980 года в Линкопинге. Вообще, коллектив не был стабильным по составу, в нем все время насчитывалось 7-8 человек, и лишь только к 1982 году все более или менее устаканилось, в группе осталось пятеро музыкантов, которые и стали готовиться к записи альбома. Главным в коллективе был мультиинструменталист Ларс Йонсон, игравший на гитаре, скрипке, органе, перкуссии, а также умевший петь. Кроме него в группе был Матс Андерссон, игравший тоже на большом спектре инструментов – бас-гитара, гитара, аккордеон, орган; барабанщик Ларс Друид, а также пара саксофонистов Гуннар Йоханссон (тенор) и Клаус Фишер (альт). Правда, надо отметить, что на запись они отправились в сопровождении своих друзей, также частенько появлявшихся в группе, так что удивляться обилию людей на обложке диска в графе «состав» не стоит – большая часть из них занималась такими важными вещами, как «бэк-вокал» или играла на... телефоне.
Альбом тот назывался Kafka vs Chaplin, хотя полноценным пунктом в дискографии его можно назвать только при условии, что сама дискография также мала, как и этот альбом. Длинной он не достигает половины стандартной сорокапятиминутной пластинки, однако представляет собой весьма занятную вещь. Судя по музыки, в сражении Кафки против Чаплина победил скорее Кафка, больно уж абсурдность музыки вызывает скорее такие литературные ассоциации. В силу засилья духовых инструментов, основа авангардности коллектива лежит в современном джазе, однако общее жанровое «тело» музыки относится скорее к тому, что играли представители RIO и авангардного рока. В плане грязи и сумбурности Zut Un Feu Rouge напоминают скорее безумие французов Etron Fou или хлесткую шизофрению This Heat, впрочем, совершенно очевидно, что не обошлось и без Henry Cow – практически на всем лежит печать гитарных экспериментов Фреда Фрита. Даже, что бывает не так часто в плане шведских коллективов, относительно фолковой составляющей работы. Единственное, что не дает пластинке стать безоговорочным шедевром, это даже не общий уровень записи, а недостаточная продолжительность материала. Хотя, признаться, в плане идей, эти 20 минут весят больше, чем многие 2-х часовые опусы некоторых их земляков.
В 1985 году Zut Un Feu Rouge выпустили второй свой альбом Who's Afreud, а в 1986 году, прямо перед кончиной коллектива, записали несколько концертных кассет, которые были любезно переизданы лейблом Bauta Records в 2006 году под названием Explain This Country.
Коллектив просуществовал до 1986 года, принимая активное участие в альтернативной музыкальной жизни страны. Группа играла концерты в клубах и на фестивалях, появлялась на радио и вообще, вела активный образ жизни.
Сам же Ларс Йонсон записывал и сольные альбомы. Их было два. Первый появился в 1985 году под названием Music for the Dying Forest и представлял собой авант-рок, который замечательно вписывался в стилистическую картину Bauta, этакий пусть и не совсем откровенный RIO, но с явным тяготением к этому явлению. Пластинка вышла под именем J. Lachen, но это самая настоящая сольная работа. То есть, Йонсон сам сыграл на всех инструментах и спел, где надо. Вторая работа – Song From The City Of Decay - появилась в 1989 году и была несколько более сдержана по своему содержанию и более атмосферна, если сравнивать как с первым альбомом музыканта, так и с творчеством Zut Un Feu Rouge. Вообще, обе работы замечательно выстраиваются в эволюционный мост между той группой и коллективом Ur Kaos и являются важными работами для европейского авант-рока, а уж про Швецию и говорить нечего.
Естественно, Ларс пересекался с группой Kultivator, которые также существовали в то время и играли музыку, не только теоретически расположенную в том же географически-стилистическом кластере, что и Zut Un Feu Rouge, но и являвшейся соседями по лейблу. Особенно он был дружен с клавишником группы Kultivator Йоханом Хедреном, с которым он основал коллектив Ur Kaos, в который третьим музыкантом взяли басиста Матса Паульссона.
Этот коллектив, в отличие от своих исторических предшественников, опирался на несколько другие RIO-ориентиры. Если раннее творчество Ларса Йонсона вызывало ассоциации Etron Fou или, в лучшем случае, раннего Henry Cow, не отличаясь особой злобой и мрачностью, то вот как раз Ur Kaos исполняли более темную музыку и в ход шли уже ассоциации с Univers Zero. К сожалению, и этот коллектив не просуществовал так долго, как того хотелось бы, и записал за то время всего два альбома – Ur Kaos в 1987 и A Terrible Beauty is Born в 1990. Это если не считать того, что в 1999 году появилась и третья пластинка Av Sprucket Ut Är Valt Ett Inuti, работа над которой длилась три года, а сведение еще два.
В 1993 году произошло еще одно замечательное событие, в котором поучаствовал не только сам Ларс Йонсон и басист Никлас Биллстрём, на самом деле являвшийся работником лейбла Bauta, но также и великий барабанщик и знаковая фигура в мировом авант-роке Крис Катлер. Эта троица, плюс клавишник Стен Санделл, записали альбом Songs Between Cities And Waterholes, состоявший из четырех композиций, записанных в апреле 1993 года. Причем сам Йонсон написал только одну из них, так что к сольным альбомам этого музыканта пластинку вряд ли получится отнести. Равно как она не может уйти на счет Санделла, хотя тот и написал половину альбома. Четвертым номером программы шла композиция 13-го века Chansonnier Cangé. Вообще, Йонсон к подобной музыке тяготел очень давно, работая еще на собственными сочинениями, так что ничего удивительно в этом нет.
Еще одним проектом, с участием Ларса Йонсона является, No Margon, выпустивший в 1993 году свою единственную пластинку (естественно, на Bauta Records) Death Angel. В этот раз Ларс тесно сотрудничал со своим другом Ронни Эрсом, шведом, проживающем в Финляндии. Точнее говоря, Эрс как раз и был главой этого No Margon. По сути, конечно, Death Angel и альбомом-то полноценным не является. Скорее, это даже «расширенный сингл» всего с тремя композициями на борту. Но уж, что есть. В проекте также работали вокалистки Мариа Вассрин и Маргарета Нюлен, барабанщик Бьорн Виттанен, сопрано-саксофонист Ульф Андерсон и еще один гитарист по имени Тони Нюберг. Естественно, это был авангардный пост-модернизм, правда, созданный в весьма атмосферном ключе и с достаточно человеческим лицом, даже если сравнивать с предыдущими работами музыканта. Все это задумано было, по словам Эрса, ради того, чтобы «свести воедино все истинное зло и истинное добро, дабы превратить все это в музыку».
В середине 90-х активность деятельности Йонсона резко спала и новых проектов и групп он не создавал, увы. Лишь только изредка выходили новые альбомы старых его групп.
Источник:
MusicRelease.ru