В своё время, Стив Альбини был гитаристом и автором текстов чикагских провокаторов Big Black, успев проехаться по лицемерию американской культуры и черным юмором и грязным нойзом. Big Black развалились в 87 на пике популярности, но Альбини говорит, это к лучшему - нужно было уйти, чтобы не "злоупотреблять гостеприимством". Потом он начал успешную продюсерскую деятельность, работая с множеством андерграундных групп, иногда, правда, обращая внимание и на мейнстрим – Nirvana, Bush, Page & Plant. Сейчас он гитарист в Shellac, группе, чье кредо всегда было не изменять собственным вкусам (музыканты отменяли релиз второго альбома в течение 2 лет только потому, что музыканты не были довольны оформлением диска). Стиву Альбини все равно, если вы не слышали ни один из его проектов, если вы считаете, что звук на In Utero был слишком сырым, или если вы думаете, что он настоящий псих.
Сколько интервью ты даешь за год?Не могу подсчитать за год - где-то полдюжины в неделю.
Не находишь странным? Ты, наверно, самый интервьюируемый сейчас продюсер.Да, но я знаю, в чем дело. Прежде чем дошло до какого-то рода популярности, я вращался в мире панк-рок фанзинов. Поэтому многим я интересен не как продюсер или звукорежиссер, а как часть этого самого панк-рок мира. Журналисты из фанзинов заинтерсованы в интервью со мной ровно настолько, насколько им интересна их местная группа. Это свой, особый, мир.
Ты по-прежнему считаешь себя частью панк-сцены?Ну, все мои годы как музыканта прошли там. Поэтому, наверно, да, я до сих пор часть. Но я не испытываю особого энтузиазма по поводу той музыки, которую называют панк-роком сейчас.
Когда люди говорят "панк", они имеют ввиду лейблы, как Epitaph и Fat Wreck, забывая о таких группах, как Big Black. Я всегда считал Big Black панк-роком, это не 3-аккордный, так-называемый панк, что мы имеем сегодня. Все дебаты по поводу этого стали утомительны за последние годы.
Честно говоря, я не думаю, что такая музыка нуждается в каком-то определении. Что нравилось мне в этом стиле - отказ от каких-либо авторитетов и ориентиров в музыке, и вследствие этого - оригинальность. Если группа звучала не похоже ни на кого - она была моей любимой группой.
Я думаю, что панк получил такой резонанс в массах потому, что это было впервые в музыке, когда ты мог делать всё, что захочешь, не отчитываясь ни перед кем. Мог просто сказать - я хочу это играть ТАК. Потом это было утрачено, и группы, вроде Blink 182 - просто Backstreet Boys с гитарами.
Да, это применимо ко всему первоначальному и оригинальному. А потом последователи, не стоявшие у истоков, разрушают идею. Не думаю, что тот, чья жизнь изменилась с панк-музыкой, будет определять её, музыку, в терминах, вроде “стиль” и “звук”. Можно запрограммировать компьютер на звук Ramones, но того эффекта, какой оказывала сама группа, понятно, не будет.
Думаешь, это возможно - быть творческой, прогрессивной группой, оставаясь на мейджоре? Конечно, возможно, в том же смысле, что и построить дом под водой. Возможно, но не тем способом, как это делают в основной массе случаев.
В текстах своих песен ты всегда обходил стороной политику. Это было намеренно?
Ну, от неё вообще-то никуда не деться. Но я в этом участвовать не хочу.
Но, во времена Big Black и Rapeman, многие группы занимали политические позиции, тем не менее у вас никогда не было песен вроде ”Долой Рейгана”.
Ну, в нашей аудитории не было приверженцев правого крыла американской политики, так что не стоило про это и петь, повторяться. Это слабость многих групп. Много времени тратится на объяснение очевидных вещей, когда слушатель сам давно для себя решил. По мне лучше петь о чем-то своем, уникальном в своей персональности.
Твоя политическая позиция.Люди должны просто не вмешиваться в дела других. В первую очередь это относится к политике. Никого не должно касаться то, что человек делает со своей жизнью. Равный выбор и равные возможности. Заботься о себе и близких тебе людях, обращайся с другими с уважением, ты ведь требуешь уважения к себе. А власть должна просто дать возможность людям заботиться о себе самим, не мешать то есть.
Сменим тему. Тебя когда-нибудь беспокоило, что группы могут пойти на сотрудничество с тобой из-за твоего имени, а не твоих способностей, мол, у нас продюсер Стив Альбини, мы крутая банда!У меня было достаточно записей, проигнорированных и критикой, и публикой, поэтому если кто-то и пошел бы на сотрудничество из-за имени, они - просто не в курсе.
Но такие “большие” группы, как Bush и Nirvana, - они, искав сотрудничества с тобой, разве не надеялись с твоим именем завоевать уважение и в инди-кругах?Ну, уважение в инди-кругах денег не принесет. Не верю, что группы того масштаба особо заботились о том, что о них напишут в фанзинах. В этом случае они работали со мной не из-за этого, скорее наоборот.
Т.е. нанимая тебя, музыканты осложняли себе жизнь?Да, если говорить об их звукозаписывающих компаниях.. Есть широко распространенное мнение в мейнстриме, что я не тот человек, с кем нужно сотрудничать. Они считают меня занозой в заднице, после нескольких случаев, когда после сотрудничества со мной музыканты имели проблемы с лейблом. Это было всего несколько раз, так что это не особо значимо. Но люди в бизнесе, контролирующие поведение рок-звезд относятся к таким вещам серьёзно, потому как это подрывает их авторитет.
Но с такой группой, как Bush, давление должно было быть бОльшим, ввиду того, благосостояние скольких людей зависело от этого, чем, скажем при работе со Slint (которых ты тоже записывал).С Bush было довольно легко работать, как и со многими другими коллективами, в то время как я встречал множество андеграундных групп, настолько озабоченных собственным имиджем... Это не всегда верно, что инди-группы следуют своим инстинктам и за это их следует хвалить, а банды с больших лейблов - продажные шлюхи.
Хорошо. Говоря о деньгах - почему ты отказался от процентов с продаж In Utero, а взял ставку за сессию, которая была гораздо меньше в сумме?У меня этическая проблема с продюсерскими процентами. Это всё в корне неправильно. Не думаю, что то, что делаю я, так отличается от работы грузчика или сантехника, что мне должны платить как-то иначе. Моя схема - я сделал работу, мне заплатили, спасибо, до свиданья. Из мейнстрима качают деньги, а я в этом участвовать не хочу. Процент должен идти группе. Люди же, которые работали на группу, как я, например, должны просто получать ставку за сделанную работу, а не доить группу процентами вечно за то, что сделали один раз и в чем больше не участвуют. И в этом нет ничего восхитительного, что я поступаю так, все должны так делать.
Много примеров, когда продюсеры становятся почти частью группы, одним из участников, настолько они вовлечены в творческий процесс. Как Эно и U2, Flood и NIN.Именно, что почти. Они не едут в туры. Они не жертвуют временем, колеся по миру и продвигая запись. Большая разница между “быть в группе” и “не быть в группе”, так вот продюсеры и звукоинженеры НЕ в группе, это, по-моему, очевидно.
Но ведь ты можешь влиять на вкусы. Вот, например, стоит парень с 3 дисками и выбирает тот, на котором твое имя, потому что слышал где-то о тебе. Все равно я не настолько важен, насколько те люди, которые тратили время и энергию на написание песен, сочинение музыки и создание интереса к себе у того парня, который держит этот диск. Это были они - прежде всего. Надо различать людей, которые создают и творят, от технического персонала. Есть майки с логотипом группы, но нет ни одной с именем продюсера. Потому что группа - на первом месте.
Участвуя в группах, ты всегда подрабатывал и на обычной работе, чтобы позволить себе быть независимым. Смог бы ты время от времени выпускать по альбому на крупном лейбле для того, чтобы бОльшее число людей могло его услышать ?
Ты говоришь это, предполагая, что существует гораздо большее число потенциальных покупателей нашей музыки, чем мы имеем сейчас. Так думают многие группы, переходя с инди-лейбла на мейджор. И это не всегда срабатывает. Случается, что на мейджоре они продают меньшее число записей, чем они это делали на инди.
Я доволен числом продаж наших записей - и не стоит думать, что на самом деле по миру очень много людей, которые полюбили бы нашу группу, дай им только нас услышать. Нет. Человек найдет нужную ему музыку сам, достаточно просто сделать запись доступной.
15 октября 2001 года
перевод -
Sergelaz