(Rock) Franz Ferdinand - концерт в Австралии Big Day Out, Sydney 26/01/06
Страна: Австралия
Жанр: Рок
Год выпуска: 2006
Формат: MP3
Битрейт аудио: 256 kbps
Трэклист:
01 Jacqueline
02 Do You Want To
03 I'm Your Villain
04 Auf Achse
05 The Dark of the Matinee
06 This Boy
07 Take Me Out
08 The Fallen
09 Eleanor Put Your Boots On
10 Walk Away
11 Michael
12 Outsiders
13 This Fire
Доп. информация: Войти в историю можно по-разному. Как минимум — со щитом или на щите. Эрцгерцог австрийский Франц Фердинанд воспользовался вторым вариантом. Но вошел в историю не столько потому, что погиб от руки террориста, сколько оттого, что смерть его стала поводом к началу Первой Мировой войны.
Чем руководствовались четверо молодых шотландцев, выбирая для своей группы такое имя — одному Богу ведомо. Закончить свои дни так же, как и бедняга-герцог, не пожелают даже врагу. А вот поднять такую же волну… Что ж, можно попробовать.
Franz Ferdinand удалось произвести кое-какие тектонические сдвиги (пусть и не в мировом, но в локальном масштабе) в течение весьма короткого промежутка времени (конец 2003 — начало 2004). Их появление на британской сцене сопровождалось большим ажиотажем и стандартными заявлениями по типу «вот они — спасители рок-н-ролла!». Молодых шотландцев сравнивают с The Smiths, Joy Division, Interpol, Blur, The Strokes и еще целым ворохом персонажей «интеллектуальной» гитарной музыки. Ребята смеются и рассказывают, что хотели быть похожими на Duran Duran. Такими же шикарными и так же нравиться девушкам. Чтобы достичь последнего, группа придумала специальное правило: создавать такие песни, под которые бы не усидела бы ни одна девчонка. «С тех пор на наших концертах наблюдается визжащее бабье царство, — резюмируют музыканты. — Приятно!».
История Franz Ferdinand берет свое начало в 2001-м году. Вокалист Алекс Капранос (Alex Kapranos, род. 1974) и басист Боб Харди (Bob Hardy, род. 1980) познакомились еще будучи студентами Института Искусств Глазго (Glasgow School Of Art). Вскоре после исторической посиделки на кухне, в ходе которой Алекс уломал Боба на создание собственной команды, ребята повстречали Ника Маккарти (Nick McCarthy, род. 1979), ставшего впоследствии гитаристом группы.
Знакомство с Ником состоялось на одной из вечеринок — Ник попытался утащить стакан с горячительным напитком, который Алекс приготовил для себя. Дело едва не дошло до драки, но прежде чем схватить нахала за грудки, Алекс поинтересовался — а не играет ли тот на барабанах (барабанщики, знаете ли, те еще драчуны). Ник соврал, хотя имел консерваторское образование и всю свою сознательную жизнь играл на клавишных и на гитаре. Вскоре обман выплыл наружу, но было уже поздно: Ник отлично вписался в группу, и дабы не выгонять хорошего человека на улицу, ему поручили разбираться с гитарой.
Четвертым участником новоявленной группы стал Пол Томсон (Paul Thomson, род. 1978), по словам коллег — лучший барабанщик на весь Глазго. Имя группе подарила лошадка по имени Archduke («Эрцгерцог»), увиденная на скачках. Ребята начали спорить, насколько этично было давать скаковой лошади такую кличку. А уже логическая цепочка привела к эрцгерцогу австрийскому Францу Фердинанду. Ибо где эрцгерцог, там и Франц Фердинанд — одно без другого не ходит. Имя Franz
Ferdinand показалось музыкантам оригинальным и неизбитым. На том и порешили.
Первый свой концерт Franz Ferdinand дали в доме какой-то девушки, где устраивалась самодеятельная выставка «Girl Art». Хозяйке и ее гостям (а их было человек сто) понравилась концепция «пусть танцуют все девчонки!», и вскоре Franz Ferdinand стали пользоваться большой популярностью в локальных арт-кругах. Вокруг музыкантов начал образовываться круг единомышленников.
Увлеченные идеей создания своего сквота (по примеру Factory Энди Уорхола в Нью-Йорке), ребята нашли заброшенное здание на окраине Глазго и устроили там клуб Chateau, где играли, наливали и просто отрывались. Долго это безобразие продолжаться не могло: заскочившие как-то раз на огонек полицейские узрели облитую фальшивой кровью толпу («кажется, в тот вечер мы играли в вампиров»,
— вспоминает Алекс Капранос), схватились за сердце и свинтили забаву. Слава о крутых танцульках в Chateau разнеслась по всему городу. К заброшенному зданию на берегу реки Клайд потянулись сотни бездельников, но клуба уже не было: полиция пригрозила «владельцам» Chateau арестом и препровождением в места не столь отдаленные, если тусовка будет продолжать устраивать там свои сборища.
Бесславная кончина Chateau-1 не стала препятствием к продолжению массовых сборищ и гуляний неформальной шотландской молодежи. Побродив по околицам Глазго, ребята нашли еще одно подходящее по всем параметрам здание — «благо, в Глазго вообще много заброшенных домов», — говорят музыканты. Как выяснилось позже, в этом здании в конце 19-го века проходили заседания суда и выносились приговоры. К моменту своего обнаружения «фердинандовцами» здание пустовало уже более 30 лет. Здесь и разместился Chateau-2. Впрочем, и он долго не просуществовал: слишком уж громкими были тамошние вечеринки. Но к тому времени (а на дворе стоял 2003-й) Franz Ferdinand уже имели кое-какой вес в шоу-бизнесовых кругах.
Слухи о какой-то новой и совершенно чумовой группе из Глазго дошли до Лондона и один из независимых лейблов — Domino Records — предложил ребятам контракт на выпуск альбома. Дебютный сингл группы, EP «Darts Of Pleasure», вышел в сентябре 2003-го. Далее события разворачивались с пугающей скоростью. Уже в оябре «фердинандовцы» получили приглашение выступить на шоу Джулса
Холланда на BBC, а под новый год стали украшением обложки NME.
Выпущенный в начале 2004-го полноформатник под простым названием «Franz Ferdinand» попал на подготовленную почву. Записывали альбом в Швеции под руководством продюсера Тора Йохансона, работавшего с The Cardigans. Музыканты и продюсер поняли друг друга с полуслова: запись должна быть такой, чтобы создавалось впечатление концертного выступления. Уже в начале марта альбом
находился на вершинах чартов, а музыкальные газеты и журналы выходили под шапками «Лучшая новая группа года!». «Я просто ушам своим не верю — настолько хороши эти ребята!» — написал восторженный критик из музыкального журнала Spin, ознакомившись с альбомом. Обозреватели других изданий, не сговариваясь, также влепили диску максимальный балл.
Не стало дело и за Top of the Pops — наиболее популярной музыкальной телепрограммой Великобритании, куда приглашают только самых успешных и популярных музыкантов. «В детстве все мы, конечно, мечтали когда-нибудь попасть на Top of the Pops, — вспоминает Капранос, — но это было все равно, что мечтать стать космонавтами!».
Так в чем же дело? Действительно ли Franz Ferdinand являются ответом на самый насущный вопрос современности «где та молодая шпана?». И да, и нет. Слушателям нравится простота и незатейливость мелодий, под которые удобно танцевать; критикам по душе вменяемые тексты, беспардонный микс панка, рока и диско с умением «франц-фердинандовцев» втиснуть в одну композицию столько сюжетных ходов и музыкальных ссылок, сколько не наберется и на нескольких
альбомах Britney Spears.
Но полюбили Franz Ferdinand даже не столько за их арт-перфомансы и музыкальные экзерсисы (какие, впрочем, тоже чего-то да стоят), сколько за их независимость и искреннее нахальство. «Мы исполняем самую настоящую поп-музыку, — утверждает Алекс. — Она апеллирует прямо к природным инстинктам человека. Если ты покачиваешь ножкой под музыку — это уже поп. Nirvana играли поп-музыку. Sex Pistols и Velvet Underground делали то же самое».
Припертые к стенке, Franz Ferdinand дают следующее определение своей музыке: изобретательная, ритмичная, цепляющая, энергичная, страстная. «А вообще это зависит от того, кому объяснять, — говорит Ник. — Как-то один таксист спросил меня, в каком стиле мы играем, и я сказал, что это что-то вроде „поп-музыки с гитарами“. „А! Raw pop!“ — сразу же среагировал он. И я подумал про себя: „А ведь и правда!“.
Вскоре после выхода своего дебютного альбома Franz Ferdinand отправились покорять США и континентальную Европу, собрав урожай лестных отзывов и там и там. В Америке они выступили на
музыкальной конференции в Техасе SXSW, куда обычно приглашаются подающие надежду новички, и подписали контракт с американским отделением Epic (Sony) на миллион долларов. Во время посещения группой Австрии посмотреть на них пришла внучка эрцгерцога Франца Фердинанда. Того самого. Музыканты не распространяются об исторической встрече, ограничиваясь фразой: „А ниче так бабенка!“. Следуя своим извилистым гастрольным маршрутам, ребята успели заглянуть даже в
Сараево, где 90 лет назад закончил свою жизнь эрцгерцог. Памятуя о трагической участи Франца Фердинанда, музыканты долго не соглашались на эту поездку: „Там ведь горячие люди! Вспомнят имя, додумают и — пиф-паф!“. Но в конце концов согласились, логично рассудив, что их кончина славы никому не прибавит.
В апреле 2004-го интеллектуалы Franz Ferdinand в полном составе были приглашены на один день стать редакторами раздела культуры газеты Guardian. „Невероятно! — до сих пор не могут прийти в себя от изумления ребята. — Когда нам позвонили и предложили это дело, мы просто выпали в осадок!“.
Летом 2004-го Franz Ferdinand отбомбили все мало-мальски известные музыкальные фестивали, включая Гластонбери и T In The Park. А уже в августе их ждали Рединг и Лидс. Билеты на их сольные клубные выступления разлетаются мгновенно, а тиражи альбомов растут как на дрожжах.
Самое смешное заключается в том, что даже обретя звездный статус и титул „надежды современной рок-музыки“, „франц-фердинандовцы“ не собираются оставаться на сцене надолго. „Музыка — одно из средств творческого самовыражения, — считают они. — А средств таких много. Глупо метаться по
сцене всю свою жизнь. Потому и мы зацикливаться не собираемся. Самое большое счастье — это не думать о будущем. Понятия не имеем, где мы будем в 2008-м!“. Если им наскучит музыка, они всегда могут заняться чем-нибудь другим — живописью, дизайном, режиссурой. Но главный принцип таков: если уж чем занимаешься, отдавайся этому с потрохами. Такие вот умники-разумники.
По материалам
www.ultra-music.com/