Родилась Эния Бреннан, больше известная нам как Enya, 17 мая 1961 года в маленькой деревне Dore (Dobhair по-ирландски) в области Gweedore (Gaoth Dobhair) графства Donegal (произносится как Донегол - ударение на последний слог) на северо-западе Республики Ирландия. В этом местечке сохранился и старинный гэльский язык, и древние кельтские напевы. В семье она четвертая из девяти детей, причем ей посчастливилось иметь 4 братьев и столько же сестёр: Maire (1952), Ciaran, Pol, Deirdre, Leon, Eithne (1961), Bartley, Olive и Bridin.
В этой большой семье музыка была в большом почете, так как многие в семье были так или иначе связаны с ней. Известно, что семья не раз становилась призером различных музыкальных фестивалей.
Уже в возрасте 4 лет Эния проявила свой талант на музыкальном конкурсе одного ирландского фестиваля "Feisanna Cheoil". А в 11 лет она пошла в католическую школу в Millfordе, где изучала классическую музыки и исскуство. В 17 лет поступила в колледж и специализировалась в музыке.
В 1968 старшие братья Ciaran и Pol, и дяди Padraig и Noel O'Dugain сформировали ансамбль "Clann As Dobhair" (в переводе - "семья из Дора"), чтобы исполнять традиционную ирландскую музыку на фестивалях и т.д. Сменив название на "Clannad" и приняв в свой состав в 73 году старшую сестру Maire, ансамбль пошел к международному успеху, исполняя свой собственный и традиционный материал. Они записали очень много альбомов, и, насколько известно публике, продолжают записывать.
В 1980 году по совету менеджера Clannad Фахтна О’Келли Эния, которой к тому времени уже стукнуло 19, вошла в группу и приняла участие в записи двух альбомов: "Crann Ull" и "Fuaim". Кроме вокала Эния играла сначала на электропианино, а затем и на мощном синтезаторе. Работая с Clannad эпизодически, она покинула группу после европейского турне 1982 года. Причина этого до сих пор не ясна. Либо она последовала совету Ники Райана, который был в то пору менеджером Кланнада, либо повлияли какие-то личные мотивы.
Так или иначе, в 1982 году Эния покидает свой дом, и переезжает в Artane, это север Дублина, в дом Ники Райана и его жены Ромы, где размещалась их студия звукозаписи "Aigle". Там записывала свой альбом "Ordinary Man" Кристи Мур. Эния участвовала в записи трех композиций с этого альбома — таким было начало ее самостоятельной карьеры.
Фахтна О’Келли, покинув CLANNAD, не забыл Энию и, занявшись созданием документальных фильмов, поддержал девушку. Благодаря ему в 1984 году Эния получила свой первый заказ.
Рома Райан послала кассету с записями Энии знаменитому кинопродюсеру Дэвиду Патнэму, участвовавшему в создании таких известных фильмов, как "Полуночный экспресс", "Огненные колесницы" и "Крик тишины". Записи Энии понравились ему, и Патнэм заказал ей музыку к полнометражному фильму "The Frog Prince" ("Принц-лягушка"). Эния получила в свое распоряжение аж целую студию, где не только записывала вокальные партии, но и экспериментировала со звуком. Звукорежиссером этой записи был хорошо нам уже известный Ники Райан.
Позднее он же помог Энии получить заказ для BBC на создание музыкального сопровождения для большого документального сериала о кельтах, этой древней цивилизации, жившей на территории не только современной Ирландии, но и всей Северной Европы несколько тысяч лет тому назад. Сериал так и назывался "The Celts" ("Кельты"). Работа над музыкой к фильму заняла десять месяцев, так как включала в себя не только создание музыки, но и подбор музыки к настроению нескольких кельтских мифов. Она понравилась телезрителям, и создатели фильма в BBC решили издать избранные композиции к сериалу отдельным альбомом. Альбом был назван просто и незатейливо — "Enya", причем другие музыканты, участвовавшие вместе с Энией в записи, не упоминались там вовсе. Как и многие саундтреки, альбом не был замечен широкой публикой и стал популярен только после выхода следущего альбома певицы.
Альбом "The Celts" следует, наверно считать ее дебютом. Но почему-то общепринято мнение, что дебютным альбомом стал следующий диск певицы, вышедший в 1988 году под названием "Watermark". Он был под первым номером в не только в ирландских, но и в британских хит–парадах, и продержался 199 (!) недель в списках Billboard в США. "Watermark" принес исполнительнице коммерческий успех, расширив круг ее поклонников по всему миру. Было продано более 11 миллионов копий этого пронизанного мягкой лирикой и романтизмом альбома, ставшим платиновым в 14 странах мира. С "Watermark" связана нашумевшая история о том, что во время последней стадии записи этого альбома Эния, которой в то время было 26 лет, принимала наркотики (точнее, это были сильнодействующие медицинские препараты). "Сразу после того, как мы прибыли в Лондон для микширования, я поскользнулась и сильно поранила колено, — рассказывала она. — Пришлось работать, принимая сильные болеутоляющие средства, сидя за столом в студии и положив больную ногу на подушки...". По мнению критиков, это может служить некоторым объяснением абстрактной формы законченного альбома. А "мерцание" хора, причудливое, переливающееся многоголосье, заставило критиков внести в свой лексикон необычные термины — призрачный, эфирный, мистический. К их сожалению, для объяснения следующего альбома у критиков не нашлось столь веских оснований: физические травмы, как и чудесное исцеление с помощью медицины, больше не случались с Энией.
Интересно будет еще упомянуть, что она участвовала в записи первого сольного альбома Шинэд О’Коннор "The Lion And The Cobra" ("Лев и кобра").
После появления альбома "Watermark" исполнительница потратила целый год, летая и рекламируя его по всему миру. После ее возвращения, хотя она и получила звание певицы номер один в ирландском хит–параде, Энии никогда не приходило в голову устраивать какие–то концерты в клубах Дублина: "К сожалению, я не люблю шум. Я имею в виду, что он завораживает меня, но не нравится мне". Поэтому Эния вернулась к пианино в домашней студии Райанов, и с тех пор в течение примерно двадцати месяцев ее жизнь представляла собой долгие периоды работы в студии. "Со мной трудно работать,– говорит о себе Эния. — Я это хорошо знаю. Во мне есть строгость, которую я не могу с себя стряхнуть, как, например, я не могу идти по улице и есть, потому что в детстве воспитательницы учили меня, что это неприлично для леди. До сих пор я не стану есть на улице шоколадку". Столь интенсивная работа в студии была связана с упрямством и нерешительностью личной музы Энии и отчасти — с методами тщательного наложения голосов и звуков в студии. "Я трачу часы на обдумывание того, что последняя вещь, которую ты пишешь, будет последней вещью, которую ты напишешь вообще, — рассказывала она.– Я просто не могу прекратить, остановить все, а потом вернуться и продолжить работу над музыкой или сделать что–то еще".
Таким образом, следующий альбом исполнительницы "Shepherd Moons" ("Пастушьи Луны") вышел только в 1991 году. Его продюсером вновь стал Ники, а автором текстов песен — Рома Райан. Критики назвали этот альбом продолжением, второй частью предыдущего "Watermark".
С первой же небольшой композиции слушатель может легко узнать знакомые черты "небесной" музыки Энии. Присутствуют все особенности ее стиля: мягкий, переливающийся звук пианино, настойчивая мелодия, исполняемая на синтезаторе, и тысячи призрачных потусторонних голосов, создающих завораживающий мистический мир Энии. Эффект "Shepherd Moons" в том, что при прослушивании композиции альбома начинают сливаться одна с другой, как если бы Эния повторяла одну прекрасную фразу снова и снова.
"Мне пришлось прослушать композиции "Caribean Blue" и "How Can I Keep From Singing?", так как по ним снимались видеоклипы,– рассказывала она о работе над "Shepherd Moons".– Но я никогда не прослушивала весь альбом со времени той ночи, когда проводилось окончательное микширование. Я находила себе любое оправдание, чтобы не делать этого. А если честно, я никогда не чувствовала себя такой несчастной, как тогда, когда заканчивалась работа над этим альбомом. Это страх, что все твои чувства и все твои эмоции ушли в запись, и когда ты слушаешь, то не можешь жить в соответствии с настроениями этого альбома".
В отличие от большинства музыкантов, которые могут себе позволить записать целый ряд песен и выбрать лучшие из них, для "Shepherd Moons" было написано только 12 композиций, ровно столько, сколько и есть на альбоме. Эния, для которой, по ее словам, создание музыки никогда не было легким делом, назначает себе какое–то предельное время и, исчерпав это время, просто останавливается.
Эния отзывается о супругах Райанах, как о людях, на две трети ответственных за ее успех, называя "Энию" коллективным творением, как будто бы этот персонаж — нечто отличающееся от нее, нечто вне ее, что, впрочем, вполне в ее стиле. "Музыка должна была полностью захватить мою жизнь, потому что кто была Эния несколько лет назад? — утверждает исполнительница. — У Ники, Ромы и меня была идея, мы хотели ее реализовать, и чтобы осуществить становление Энии, потребовалось много времени. К счастью, много людей вокруг меня понимали это".
Ники Райан, по существу, вдохновил Энию начать сольную карьеру. "Есть много трений между мной и Ники, — рассказывает она.– Ники — такой человек, который после того, как ты поработаешь над чем–то в течение двух месяцев, может сказать: "Выбрось это. Ты можешь сделать лучше", если так он думает в действительности." О супругах Райанах и себе Эния отзывается как о "троице".
Кроме сольных альбомов, Эния написала музыку к нескольким фильмам, среди которых фильм Питeра Уэйра "Green Card" ("Зеленая карта"), Стива Мартина "LA Story" ("Это случилось в Лос–Анжелесе"), Питера Джексона "Властелин Колец".
После выхода "Пастушьих Лун" наступил длительный четырехлетний период молчания, во время которого появился сборник лучших композиций Энии, представляющий собой объединение причудливо "надерганных" кусков со всех выпущенных ею дисков.
И вот наконец–то спустя четыре года в 95–м Эния выпустила новый альбом с красивым названием "The Memory Of Trees" ("Память деревьев"). Ее долгое отсутствие могло вызвать подозрения, что мы больше вообще ничего нового в ее исполнении не услышим, хотя, если вспомнить, как тяжело дается Энии запись новых дисков, с какой тщательностью она выверяет каждый мельчайший фрагмент, особым образом накладывая звуки и создавая неповторимые многоголосья, этот период молчания не будет казаться столь уж странным.
Если критики назвали ее предыдущий альбом "Shepherd Moons" продолжением и по существу вторым томом дебютного "Watermark", то "Память деревьев" — это очередное продолжение, образующее вместе с вышеупомянутыми уже трилогию. Как по звучанию, так и, по построению, альбом похож на предыдущий. В обоих после нежного электронного вступления следует красивый хит: на "Пастушьих лунах" это была "Caribean Blue" ("Карибская синева"), здесь — "Anywhere Is" ("Где бы то ни было"). Вообще, как и на прочих альбомах, на "Памяти деревьев" можно услышать множество голосов, называемых критиками эфирными, мистическими и потусторонними. Эния продолжила удивлять нас своим "неискоренимым" романтизмом и какой–то тотальной, околдовываюшей женственностью.
А 20 июня 1996 года ее именем был назван астeроид, ранее имевший номер 6433. По некоторым сведениям, это был подарок ее фанатов на День рождения, но как-то странно получается: ДР - в мае, а подарок - в июне.
В 1997 на прилавках появляется сборник The Best Of Enya, с двумя новыми треками, которые мгновенно покоряют сердца многих людей. В этом же году она купила небольшой замок Ayesha Castle в деревушке Killiney (Килани - ударение на второй слог - прибрежный район в южных предместьях Дублина).
И снова наступил период молчания. Прошли промо-туры, реклама, съемки клипов, интервью. В это время были отмечены ее выступления перед римским папой, шведским королем и английской королевой. Эния, как человек замкнутый, и далекий от шума и суеты, долгое время потом просто не могла продолжать работу.
В 2000 году появляется следующий альбом, названный A Day Without Rain. В этой работе просматривается все тот же неповторимый стиль и талант Энии. Но назвать его продолжение трилогии из первых ее альбомом нельзя, так как появились что-неуловимо новое, что-то настолько яркое, что о ней заговорили снова, признав ее единственной и неповторимой в своем роде. За этот альбом, как и за 2 предыдущих (Shepherd Moons и The Memory of Trees) она получила Гремми и множество других, не менее популярных премий.
Последней ее работой пока считается написание музыки в первой части трилогии "Властелин Колец" (The Lord Of The Rings). Саундтрек May It Be так же триумфально прошествовал по многим странам и оставил след в душах многих людей.
Если честно, очень трудно написать что-либо о этой неординарной женщине. Очень много завязывается на стиле ее жизни. На ее замкнутости. Еще никому не удалось узнать что-нибудь об Энии такое, что можно было бы написать под грифом "Порочащее"...... Нет, очернить ее никому не удасться. Светлая душа, одинокая, без мужа, детей.... Она никому и никогда не позволит узнать что-либо большее о ней, чем надо знать людям. Когда-то она сама сказала "Многие люди знают музыку Enya, но не знают кто ее пишет".
Она не любит говорить о себе. Мы может узнать ее жизнь только через призму ее творчества и не более того. Ее личная жизнь всегда будет оставаться в тайне. И она имеет на это право [/hide]