http://www.iplugyou.ru/artists/dusty-springfield/about/Перфекционистка во всех своих начинаниях, жертва многих звездных пороков, композитор и продюсер, вынужденная скрывать свое авторство, Дасти Спрингфилд, не получившая музыкального образования и даже не знавшая нот, гениально одаренная и бесконечно обожавшая “черную” музыку, стала родоначальницей собственного стиля, который окрестили “белым соулом”, а заодно – одной из самых успешных певиц 60-х. Пресса титуловала ее Белой королевой соула, поклонники немели от восторга, слушая ее хрипловатый, чертовски сексапильный и чувственный голос, любители сплетен смаковали истории о ее странных романах, экстравагантных нарядах и вечной борьбе – с весом, алкоголем, наркотиками, папарацци и капризной модой, коллеги восхищались ее уникальным талантом и мужеством. Ее наследие – одна из фундаментальных страниц британской поп-музыки 20 века.
Мэри Изабель Кэтрин Бернадетт О’Брайен (Mary Isabel Catherine Bernadette O'Brien) родилась 16 апреля 1939 года в семье ирландских католиков в Западном Хэмпстеде, неподалеку от Лондона. Прозвищем Dusty (“пыльная”) родители наградили ее в раннем детстве – она была сорванцом и непоседой и редко выглядела аккуратной, чистенькой девочкой. Ее мать очень любила кино и пересказывали Мари содержание фильмов. Отец, работавший налоговым консультантом, увлекался музыкой и иногда выстукивал на ладошке дочери какой-нибудь ритм, предлагая ей угадать песню.
В доме часто звучала музыка – джаз, соул, свинг, мюзиклы. Родители слушали пластинки Гершвина, Коула Портера (Cole Porter), Каунта Бейси (Count Basie), Дюка Эллингтона (Duke Ellington), Гленна Миллера (Glenn Miller)… Самое яркое музыкальное впечатление детства – знакомство с творчеством американской джазовой певицы и актрисы Пегги Ли (Peggy Lee), которая стала первым кумиром Дасти. Она хорошо помнит и первую пластинку, которую купила сама: это была мелодия Ирвина Берлина “When the Midnight Choo Choo Leaves for Alabam” в исполнении Джуди Гарланд (Judy Garland). Музыкального образования Дасти не получила и, обладая от природы идеальным слухом и потрясающим голосом, она так до конца жизни и не научилась ни читать с нотного листа, ни записывать музыку.
Выпорхнув со школьной скамьи и раздумывая, куда бы податься, Дасти наткнулась на объявление семейного ансамбля Lana Sisters, приглашавшего девушек с хорошим голосом. Так в 1958 году началась артистическая карьера Дасти Спрингфилд, овладевшей в составе Lana Sisters искусством вокальной гармонии, научившейся работать с микрофоном на сцене и в студии. Приходилось ей и сниматься на телевидении, и подолгу гастролировать, причем не только перед соотечественниками, но и на военных базах – перед американскими солдатами.
В 1960 году она полюбовно рассталась с Lana Sisters и создала собственный семейный проект, включавший ее брата Даена О’Брайена (Dion O’Brien) и приятеля Тима Филда (Tim Field). Вариант названия The Springfields возник во время репетиций в Сомерсете посреди весенней зелени, репетиций, проходивших очень весело и громко, хотя и без особых успехов. Намереваясь записать настоящий американский альбом, трио отправилось в Нэшвиль, где и родилась пластинка “Folk Songs from the Hills”.
Прежде чем вернуться домой, Дасти заехала в Нью-Йорк, где услышала композицию “Tell Him” в исполнении The Exciters. Мелодия произвела на нее сильнейшее впечатление. Она и раньше питала слабость к “черным” вокальным группам, а теперь окончательно убедилась, что ее призвание – ритм-н-блюз, а не фолк и кантри, который исполняли The Springfields. Осенью 1963 года Дасти Спрингфилд в последний раз выступила с ансамблем, после чего ее пути с коллегами разошлись. Последней студийной записью The Springfields стал сингл "Say I Won't Be There”, финишировавший в британском Тор 5.
Сольная карьера Дасти Спрингфилд стартовала с блестящей песни “I Only Want to Be With You”, записанной еще в эпоху The Spingfields и изданной в ноябре 1963 года. Этот релиз вошел в историю британского шоу-бизнеса как первая запись, прозвучавшая в эфире программы ВВС “Top of the Pops”. На нехватку внимания певице жаловаться не приходилось, в радиоэфире и рейтингах продаж по обе стороны Атлантики сингл уверенно противостоял конкурентам. Пользуясь моментом, выпускающий лейбл начал поторапливать артистку с дебютным альбомом, который она и выпустила уже в начале 1964 года.
Пластинка, озаглавленная “A Girl Called Dusty”, состояла из любимых песен артистки, написанных разными композиторами. Несмотря на все старания занимавшихся оркестровками Айвора Рэймонда (Ivor Raymond) и Джонни Франца (Johnny Franz) “утопить” ее голос в гуще инструментов, им это, к счастью, не удалось. Певица смогла создать убедительный, целостный образ и продемонстрировать лучшие качества своего вокала. Диск “A Girl Called Dusty” нашел на родине артистки многочисленных поклонников. Важным аргументом в его пользу стали хит-синглы “Stay Awhile” и “Losing You”, отметившиеся в горячей десятке хит-парада. Естественно, не последнюю роль в успехе дебюта сыграли и выбранные ею мелодии. Над этой пластинкой она впервые работала с известными композиторами Бертом Бакараком (Burt Bacharach) и Холом Дэвидом (Hal David), а также c Джерри Гоффином (Gerry Goffin) и Кэрол Кинг (Carole King), чьи песни останутся в ее репертуаре на протяжении всей карьеры.
Первые же две композиции авторства Берта Бакарака, “Wishin’ and Hopin’” и “I Just Don’t Know What to Do With Myself”, изданные в 1964 году отдельными синглами в Великобритании и Америке, нашли активную поддержку у меломанов (“Wishin’ and Hopin’” вошел в горячую тройку поп-хитов).
Первое мировое турне Спрингфилд включало несколько концертов в Южно-Африканской республике. Однако этот африканский вояж в декабре 1964 года пришлось неожиданно прервать: на концерте в Кейптауне артистка выступила с критикой правительства ЮАР, высказав недовольство сегрегацией и расовой дискриминацией, за что была немедленно депортирована из страны.
Тем временем на родине подводили итоги уходящего года. По мнению читателей журнала “New Musical Express”, Дасти Спрингфилд стала лучшей британской артисткой 64-го года. Через год она снова удостоится этого титула.
Если Великобритания уже признала ее талант, то Европа не спешила присоединяться к хору дифирамбов. Когда в 65-м году певица приехала на песенный фестиваль в Сан-Ремо, куда привезла две песни, она выбыла из конкурса задолго до финала. Зато на одном из концертов она услышала мелодию “Io che no vivo (senza te)”, которую вскоре перезаписала в английском варианте, сочиненном для нее ее другом и будущим менеджером Вики Уикменом (Vicki Wickman). Сингл “You Don’t Have to Say You Love Me” стал одним из самых громких хитов в карьере певицы: №1 в Великобритании и №4 в американском рейтинге Billboard Hot 100. Позднее артистка называла эту мелодию старой доброй сентиментальщиной, что не помешало слушателям ВВС Radio 2 в 1999 году включить ее в число лучших песен всех времен.
1965-м годом датируются еще три популярных мелодии, записанные Спрингфилд: “Your Hurtin' Kinda Love”, “In the Middle of Nowhere” и “Some of Your Lovin'” авторства Кэроль Кинг. Они вышли как би-сайды и не попали на следующий студийный альбом “Ev’rything’s Coming Up Dusty” (1965), образец качественного, зрелого, прочувствованного соула. Наряду с сентиментальными номерами авторства Рэнди Ньюмана (Randy Newman), Энтони Ньюли (Anthony Newly) и других композиторов, Дасти привнесла и щепотку юмора, записав традиционную латиноамериканскую мелодию “La Bamba”. Как в лирической, так и в ироничной ипостаси она вызывала единодушные симпатии меломанов и не была обделена вниманием.
Большая поклонница американского лейбла Motown и созданного им фирменного стиля, Дасти Спрингфилд давно хотела познакомить широкую европейскую аудиторию с этой элегантной, нарядно декорированной музыкой, сплавившей лучшие качества ритм-н-блюза и поп-стиля. В апреле 65 года она взяла на себя роль ведущей специального телешоу “The Sound of Motown”, в котором также участвовали Стиви Уандер (Stevie Wonder), Марвин Гай (Marvin Gay), The Supremes и другие артисты, и исполнила в эфире две композиции в сопровождении соул-группы Martha Reeves and the Vandellas, подопечных Motown, и афро-американского инструментального ансамбля.
В 1966 году телевидение снова прибегнет к ее помощи, предложив ей стать хозяйкой цикла музыкальных программ и ток-шоу на канале ВВС TV под общим названием “Dusty”. К этому времени в активе певицы появится еще три новых сингла, “Little By Little”, “Going Back” и “All I See Is You”, отметившихся в Тор 20, а к концу года ее дискография пополнится первой коллекцией лучших песен под скромным названием “Golden Hits”. Вторая строчка в британском поп-чарте – лучшее доказательство успешности Дасти Спрингфилд.
Удача не изменила ей и в новом 1967 году. Для очередной серии бондианы “Casino Royale” она записала заглавную музыкальную тему “The Look of Love” - песню Берта Бакарака и Хола Дэвида. Композиция номинировалась на “Оскар” как лучшая песня из кинофильма и стала несомненным фаворитом в британском радиоэфире.
Однако к концу года оптимизма у Дасти значительно поубавилось. Шоу-бизнес жил по своим законам, “Лето любви”, собравшее в окрестностях Сан-Франциско около 100 тысяч хиппи, переломило тенденции музыкальной моды, героиней дня стала психоделия.
В новом сезоне телешоу “Dusty” по-прежнему пользовалось достаточной популярностью, но казалось уже вчерашним днем. Певица пыталась не терять связь со временем и, насколько позволяла стилистика записи, модернизировать звучание нового альбома “Where Am I Going?” (1967), название которого отражало ее внутренние сомнения. Превосходный по качеству альбом, включавший изысканные приджазованные версии современных шлягеров ("If You Go Away” Жака Бреля и др.), оказался не ко двору на британском музыкальном рынке. Такая же судьба коммерческого неудачника ожидала и следующую пластинку “Dusty… Definitely”, изданную через год. Попадание в Тор 30 рейтинга альбомов – лишь слабый намек на былую популярность певицы. Между тем эта работа была достойна гораздо более теплого приема, объединив очень разные по эмоциональному наполнению, но одинаково приковывающие внимание номера, такие как “Ain’t No Sunshine” и “I Think It’s Gonna Rain Today”.
Закатываться звезда Дасти Спингфилд отнюдь не собиралась. Песня “I Close My Eyes and Count to Ten” стала одним из самых громких британских релизов 68-го года, покорив 4-ю строчку хит-парада. На телевидении стартовал очередной сезон ее музыкального шоу “It Must Be Dusty”, в одном из выпусков которого она исполнила дуэтом с Джими Хендриксом (Jimi Hendrix) композицию “Mockingbird”. А в конце года Роджер Мур вручил ей премию журнала “NME” как лучшей британской артистке (уже в третий раз).
К концу 60-х певица начала чувствовать себя в Великобритании, охваченной прог-рок-революцией, настолько неуютно, что решила испытать свое обаяние на американской публике. Она подписала контракт с Atlantic Records (потому что этой компании доверила свою карьеру боготворимая ею Арета Франклин). Команда продюсеров, работавших над новым альбомом Дасти, впервые сделала главный акцент на ее обворожительном голосе, выдвинув его на первый план, а не утопив в оркестровках. Подготовленный с особым тщанием лонг-плей “Dusty in Memphis”, вокал для которого перфекционистка Спрингфилд записывала отдельно в Нью-Йорке, стал кульминационной точкой ее творческой карьеры.
Эта стильная, элегантная, интригующая запись нашла своих тонких ценителей, которых, по иронии судьбы, оказалось гораздо больше спустя 30 лет, чем в момент издания. Лонг-плей “Dusty in Memphis” в конце 90-х вошел в сотню лучших альбомов всех времен, по мнению музыкантов, опрошенных журналом “Rolling Stone” и телеканалом VH1, а также по мнению читателей журнала “NME” и зрителей Channel 4. В 2001 году альбом был занесен в Зал славы Grammy. А тогда, в 1969-м, этот шедевр прошел мимо массового слушателя, проигнорированный публикой по обе стороны Атлантики.
Больше других повезло синглу “Son of a Preacher Man”, лучшему номеру на пластинке. В 69-м трек вошел в десятку американских бестселлеров, а когда через 25 лет его перезаписали для саундтрека к фильму Квентина Тарантино “Бульварное чтиво” (Pulp Fiction), он разошелся в мире трехмиллионным тиражом.
Осенью 1969-го Спрингфилд готовила очередной сезон своего телешоу, которое теперь называлось “Decidedly Dusty”, и репетировала материал для нового студийного альбома. Он получил название “From Dusty With Love” и увидел свет в 1970 году, повторив коммерческую судьбу своего предшественника – оставшись почти незамеченным публикой. Относительно успешным оказался сингл “Brand New Me”, но и его меломаны явно недооценили. Зато цену таланту Дасти хорошо знали профессионалы: подготовленный газетой “Guardian” фолиант “1000 альбомов, которые вы должны услышать, прежде чем умереть”, включал и шестой студийный диск Спрингфилд.
Несчастливой оказалась судьба следующей работы “Longing”, забракованной лейблом из-за крайне низких продаж первого промо-сингла. Оригиналы записи были уничтожены, а мастер-копии, сохраненные продюсером Джеффом Барри (Jeff Barry), будут переизданы в 99-м году в комплекте специального подарочного издания “Dusty in Memphis”.
Вместо “Longing” в 1972 году в продаже появился лонг-плей “See All Her Faces”, представлявший собой сборник треков, записанных с 1969 по 1971 годы в студиях Англии и Америки. Слишком разношерстный, лишенный объединяющего стержня, он однозначно проигрывал на фоне своих предшественников.
Новые записи певицы, появлявшиеся в 70-е, критики то и дело сравнивали с триумфальной работой “Dusty in Memphis”, и сравнения эти были не в их пользу. Не оправдал ожидания прессы и альбом 1973 года “Cameo”, вызвавший прохладную реакцию. Эту пластинку Спрингфилд выпустила по новому контракту с американским лейблом, который не очень усердствовал в его промоушене.
А вот в неудаче следующей студийной попытки с рабочим названием “Elements” артистка могла винить только себя. В этот период она переезжает жить в Штаты, чтобы укрыться от надоедливого внимания прессы, которой она бесперебойно поставляла пикантные новости: алкоголь, наркотики, нестабильное состояние психики, странные связи. Еще в 1970 году артистка сделала шокирующее по тем временам признание в интервью газете “Evening Standard”: “Меня так часто называли извращенкой, что я сама в это поверила. Меня легко может завести и мужчина, и женщина. Я ухожу от одной и прихожу к другому. Многие люди ведут себя так же, и я не понимаю, почему мне этого нельзя”.
Не контролируя свое поведение, часто идя на поводу у своих слабостей, Дасти не раз оказывалась на больничной койке. Именно по этой причине сессии 1974 года так и не были закончены, а альбом, который должен был выйти под заголовком “Longing”, был частично переиздан только в 2001 году.
К полноценной студийной работе Спрингфилд вернулась уже в 1978-м, записав вместе с продюсером Роем Томасом Бейкером (Roy Thomas Baker) лонг-плей “It Begins Again” (1978). Его нельзя было назвать настоящим камбэком, большого успеха он не имел, едва мелькнув в чартах, но для артистки важен был уже сам факт возвращения к нормальной работе. Не откладывая в долгий ящик, вскоре она приступила к следующей записи и уже в 79-м году выпустила альбом "Living Without Your Love”, оказавшийся не намного популярнее.
Осенью того же года Дасти Спрингфилд после 8-летнего перерыва вернулась на сцену и дала серию клубных концертов в Нью-Йорке, проходивших с овациями. В Великобритании за ней настолько соскучились, что ее благотворительное шоу в Royal Albert Hall, первое после долгих лет, прошло с аншлагом. В зале присутствовали члены королевской семьи.
Пытаясь идти в ногу со временем, стилистику следующего альбома “White Heat” (1982) артистка модернизировала в духе последнего слова музыкальной моды, используя в аранжировках элементы нью-вейва. Спрингфилд искренне гордилась это работой, но ее старания не нашли поддержки у меломанов и понимания у критиков.
К этому времени злоупотребление выпивкой в очередной раз начало угрожать ее здоровью и психическому состоянию. К тому же не так давно она пережила бурный роман с канадской рок-звездой Кэрол Поуп (Carole Pope), одной из первых откровенных лесбиянок в шоу-бизнесе. Эта связь еще глубже погрузила ее в омут наркотиков и алкоголя. Дасти решила всерьез взяться за эту болезненную проблему и кардинально переломить ситуацию. До какого-то предела ей это удалось.
На повестке дня встал не менее болезненный вопрос – реабилитация в глазах своих поклонников. Первая попытка оказалась неудачной. Сингл “Sometimes Like Butterflies”, звучавший в шоу Питера Стрингфеллоу (Peter Stringfellow) и изданный на его рекорд-лейбле, вышел в версии, против которой певица категорически возражала (вокал записывался, когда она болела ларингитом). Песня была издана в 1985 году, но об этом мало кто узнал – в чартах она даже не появилась.
Первый успех после многолетней затишья пришел к Дасти Спрингфилд в 1987 году с легкой руки бойкого дуэта Pet Shop Boys. Нил Теннат пригласил артистку записать вокал для нового сингла “What Have I Done to Deserve This?”. Такой удачи она не знала уже давно: трек покорил хит-парады Великобритании и Соединенных Штатов, добравшись до 2- позиции в поп-чартах. Песня вошла на второй альбом Pet Shop Boys “Actually”, один из самых успешных в их карьере, и позднее издавалась на сборнике лучших хитов. Довольно удачно артистка поработала и с Ричардом Карпентером (Richard Carpenter), записав вокал для трека “Something in Your Eyes” с его альбома “Time”.
Сотрудничество с Pet Shop Boys продолжилось уже через год. Вскоре после выхода компиляции Дасти "The Silver Collection” певица снова встретилась с дуэтом в студии и записала мелодию “Nothing Has Beеn Proved” для кинофильма “Скандал”. Изданный отдельным синглом, трек финишировал в английском Тор 20, где через несколько месяцев оказался и еще один плод их совместной работы – энергичный, драйвовый сингл “In Private”, написанный и спродюсированный музыкантами Pet Shop Boys.
Спрингфилд поймала удачу за хвост и, вдохновленная последними сессиями, подготовила новый студийный диск “Reputation”, очень тепло принятый меломанами, что тут же отразилось и на уровне покупательской активности. Авторами и продюсерами половины треков выступили Нил Теннат и Крис Лоу. Критики приветствовали “Reputation” восторженными отзывами, отмечая долгожданное возвращение артистки в отличную форму.
К моменту выхода альбом Спрингфилд уже два года как уехала из Калифорнии и снова жила в Великобритании. Родина встретила ее довольно радушно. Даже коллеги, с которыми она когда-то конкурировала, забыли о старых недоразумениях и предлагали сотрудничество. В 1993 году артистка записала дуэт под названием “Heart and Soul” со своей главной соперницей в 60-е годы Силлой Блэк (Cilla Black).
В 94-м Дасти занялась подготовкой 13-го лонг-плея за 30 лет “A Very Fine Love” (для мэйджора Sony Records). Во время сессий, проходивших в Нэшвиле (а запись несла печать традиционного американского кантри), состояние певицы резко ухудшилось. Врачи диагностировали ей рак груди, но после курса химиотерапии болезнь отступила. Альбом “A Very Fine Love” вышел в 1995 году и включал кавер стандарта “Someone to Watch Me Over” Джорджа и Айры Гершвинов. Это была последняя песня, которую Дасти Спрингфилд записала в своей жизни. В рамках промо-кампании певица выступила в знаменитом телешоу Джулса Холланда (Jools Holland), исполнив мелодию “Where Is a Woman to Go” вместе с Шинейд О’Коннор (Sinead O’Connor) и Алисон Мойет (Alison Moyet).
В 1996 году болезнь снова вернулась и после трехлетней борьбы Белая королева соула ушла из жизни, не дожив полутора месяцев до 60-летнего юбилея. Ее глаза закрылись 2 марта 1999 года, в тот самый день, когда Дасти ждали в Букингемском дворце, чтобы вручить Орден Британской империи. А через 10 дней она должна была присутствовать на инаугурации в Зал Славы рок-н-ролла. На церемонии от лица певицы выступил Элтон Джон (Elton John), назвав ее лучшей белой исполнительницей соула, которых он знал.
Белая королева соула, Дасти Спрингфилд остается одной из самых популярных артисток британского шоу-бизнеса. Не раз признанная лучшей английской певицей, из всех сольных артистов “британского вторжения” в 60-е годы она произвела на американских меломанов самое сильное впечатление. Всего за семь лет, с 63 по70-й годы, ее каталог пополнился 26 международными хит-синглами. Читатели журнала “Mojo”, редакция журнала “Q” и артисты, опрошенные каналом VH1, неоднократно называли Дасти Спрингфилд в числе лучших рок-певиц всех времен.