Эта ипостась нашего героя задокументирована как дотошными историками молодёжных субкультур, так и летописцами рок-н-ролла. И уже вошла в анналы. Причём буквально – в 1985 году Йорма Кауконен как гитарист «Аэропланов» был внесён в Зал Славы Рок-н-Ролла.
Но «Аэропланы» - «Аэропланами», а была у Йормы и иная страсть, которая в сём славном коллективе, увы – не могла быть реализована до конца. Что ж поделать, человек – сложное существо. А Йорма любил акустический фолк-блюз. И не просто любил, но и играл его - с огромной любовью и удивительным вдохновением, синтезируя традиционное фолк-блюзовое акустическое звучание со своим уникальным стилем звукоизвлечения, которое ему помог выработать ещё один слепой старый негр, называвший себя Reverenger - Преподобным…
Впрочем, обо всём по порядку.
Детство, отрочество, юность или Его УниверситетыЙорма Кауконен появился на свет в Вашингтоне, округ Колумбия. Отец его был чиновником Иностранной Службы, и по долгу этой самой, далеко не самой загадочной, но в меру романтической службы – долгое время был вынужден проводить в путешествиях. Попутешествовал с ним и сын, с ранних лет отличавшийся интересом к музыке, и попутно впитывая в себя всё самое интересное из музыкальных культур, встречавшихся на маршрутах семьи Кауконенов – от пакистанских экзотик-инструментов до гавайской слайд-гитары. Вернувшись в Америку уже подростком, Йорма сам попросил купить себе гитару, и впервые, ещё неумело, начал путешествовать по грифу, пытаясь воспроизвести классические стандарты старых мастеров кантри – Роя Эшофа, семьи Картеров и иже с ними.
Тогда же он услышал и блюз. Всё. Предпосылки к музыкальной деятельности были уже сформированы, и зёрна кантри-блюза упали уже на вполне подготовленную почву. Но для рождения Музыканта не хватало главного – собственного почерка и стиля.
Уже в студенчестве, Йорма встречается со многими музыкантами, в частности с его будущим многолетним соратником Джеком Кэсиди, с которым они вместе мечтают создать рок-бэнд. Сказано – сделано, и через некоторое время появляется «Аэроплан Джефферсона». Однако – это уже другая опера, и наш рассказ – не о ней.
В начале 60-х Йорма уже вплотную приблизился к блюзу, и весьма пристально, но несколько удивлённо его разглядывал. Ведь блюз – это целая Вселенная, - так как же в ней освоится 17-летнему мальчику? Он ходил на концерты «блюзового шамана» Джона Ли Хукера, посещал выступления звёзд фолк-пьедмонского блюза – Сорни Терри и Брауни МакГи. И как раз пьедмонтский, «акустик-пальцевый стиль» и заинтересовал Йорму более всего.
Но кульминацией его поисков стала встреча с музыкой легендарного, удивительнейшего слепого чёрного блюз-, госпел- и спиричуэл-гитариста, который называл себя Преподобным Гэри Дэвисом. О его судьбе и песнях западными исследователями корневой американской музыки написано уже немало книг, но для Йормы – он сам стал как большая настольная книга. Игра Гэри Дэвиса настолько захватила молодого белого гитариста, что он понял – ЭТО – его. И это – навсегда.
До сих пор Йорма с большой нежностью и потрясающим «проживанием-песни-изнутри» исполняет некоторые номера Преподобного Гэри Дэвиса – человека, показавшего ему путь. «Death Don't Have No Mercy» - этот тревожный, мерцающий неподдельным трагизмом акустический гимн Дэвиса – заиграл на струнах у Йормы новыми оттенками, но нисколько не утратил своей сути. Вы ещё не слышали этого? Жаль…
Первые блюзы:
рецепты гитарной техники от Йормы и НаумоваСам Йорма вспоминал, что начал играть на гитаре с 16 лет. И когда играл кантри, и блюграсс, и когда уже подобрался к блюзу – говорил, что у него никогда не было желания стать сверхизвестным и супертехничным гитаристом. Он просто очень любил играть и петь. И его первой «музыкальной школой» - было всего лишь непрерывное музицирование. Когда он учился в колледже, - в любой свободный момент – он хватал гитару, и было крайне проблематично заставить его расстаться с любимым инструментом.
Любопытная параллель – в начале 80-х в городе Новосибирске аналогичной «гитарной манией» радостно мучился ещё один небезызвестный ныне и у нас, и в Нью-Йорке - акустический блюзмен и психоделик по имени Юрий Наумов.
«Техника –это дело десятое, - вспоминал Наумов. – Играть, импровизировать по 6-7 часов в день –вот это великолепно. А техника - придёт потом».
«Я очень любил просто играть и петь, - вспоминал Йорма. - Если у меня была хоть малейшая возможность – я играл часов по 8 в день».
Как мы уже упоминали, под влиянием Слепого Гэри Дэвиса, Кауконен начал экспериментировать с «пальцевым» стилем игры, известным как finger picker stile. Эта манера игры представлена в блюзе т.н. пьедмонтской традицией, где никогда не используется медиатор и игра слайдом. В finger picker stile – много общего и с традицией чёрного сельского рэгтайма, и отчасти – с кантри-музыкой. Великими учителями Кауконена, как и многих иных акустик-пальцевых гитаристов были такие легендарные для истории блюза персонажи как Блайнд Блэйк, Блайнд Бой Фуллер, Брауни МакГи. И Йорма – был хорошим учеником.
Хиппи–блюзовая юность Кауконена, или почему Клэптон не хиппи?Об этом написано – уже достаточно много. И тем не менее… Хэйт-Эшбери –мечта, ставшая реальностью – лишь для того, чтобы раствориться через несколько лет в памяти и мемуарах тех, кто дожил до их написания. А ведь часть истории белого блюза –лежит именно там.
И пусть британский блюз-монстр Эрик Клэптон, вспоминал о гастролях “Cream” в Калифорнии: “Честно говоря, там не было по музыке – вообще ничего интересного. Вообще, во всей Америке – за исключением явных гигантов блюза – ничего не произвело на нас впечатления. “Биг Бразерс”, “Джефферсон Эйрплэйн”, “Грэйтфул Дэд” – всё это было неинтересно”.
Потому и было. Что сам Клэптон – как и добрая половина британцев – ИГРАЛИ изощрённую музыку. А калифорнийские хиппи – ВНУТРИ музыки жили. И моменты техничности игры или супервиртуозности – народ на Хэйт-Эшбери волновали, как прошлогодняя картошка. Послушайте “Ранние Перформэнсы” Джэнис Джоплин. Есть там изощрённая музыка? И рядом не пробегала. А что там есть?
А есть там, помимо гитары юного Кауконена в доброй половине песен, – удивительная атмосфера, гармония и огромная любовь к тем старинным блюзам, которые самозабвенно выпевала далеко-ещё-не-звезда по имени Дженис. Лидбэлли, Бэсси Смит, Джесси Фуллер, Джимми Кокс - вот источники вдохновения того, хиппи-блюза Лета Любви. И если Клэптон, при всём своём несомненном таланте и любви к Роберту Джонсону сделал в репертуаре “Cream” джонсоновский “Crossroads” достаточно, простите, натужно, стараясь уложить непослушный дельта-блюз в прокрустово ложе импровизационного гитарного блюз-рока, то Йорма и Дженис – мало задумывались о том, как это выглядит со стороны. Они просто играли и пели, искренне радуясь молодости и любимой музыке. Потому что простой, старый акустический блюз – это зеркало человечьей души, а не искусно сфабрикованный блестящий фантик для коммерческих продаж.
“…я иногда любил людей и просто пел для них и вряд ли я смогу отдать им что-нибудь ещё…”Ю. НаумовБлюзы длиной в пол-века: новое и старое в Йормином зазеркальеЙорма, ещё до того, как собрал Hot Tuna, - сделал одну в своём роде удивительную вещь – он переоткрыл для белой публики, посещающей хиппово-психоделические концерты самые глубинные, самые древние, корневые, почти мифические блюзы. Судите сами – среди его любимых песен, постоянно кочевавших из репертуара одного концерта в другой на протяжении нескольких десятков лет – добрую половину составляет дремучая архаика. True Religion – не что иное как версия той самой вещи, которую в один из самых первых своих сеансов грамзаписи на «Парамаунте» в Чикаго увековечил отец техасского блюза Блайнд Лемон Джефферсон. Hesitation Blues – по материалам Пола Оливера задокументирован ещё в 10-х годах 20-го столетия, и приписывается авторству (хотя что есть авторство в блюзовой, глубоко народной традиции?) «отца блюза» джазмена У.К. Хэнди. Candy Man – ещё одна фольклорная классическая вещь, вызывающая из небытия памяти великолепные имена Миссиссипи Джона Харта и Преподобного Гэри Дэвиса. Keep Your Lamps Trimmed And Burning – как не вспомнить «райкудеровского» вдохновителя - великого Блайнд Уилли Джонсона?
И подобных примеров можно привести множество. Соль, суть, сердце того, что делал Йорма Кауконен – здесь, с этими песнями и с этими именами. Но Йорма не был бы Музыкантом с большой буквы, если бы играл всего лишь кавер-версии. Он же – создал неповторимый сплав из различных блюзовых традиций и направлений… и поселил их на грифе своей шестиструнки и мягкого, доброго, чуть печального и будто обволакивающего голоса. И каждый его концерт до сих пор – это сеанс фолк-блюзового акустического волшебства, неторопливый разговор голоса и гитары, медленных протяжных «разговаривающих» слоу-блюзовых нот, и быстрых, щёлкающих трелей рэговых «пьедмонтских» гитарных фраз, рассыпающихся из-под его пальцев. И его улыбка…
Это улыбка толстого, бородатого, добродушного человека, который не зря прожил свою жизнь. Играя любимую музыку. И вдохновляя других...
Что потом? Послесловие к биографииБиографическая канва жизни Йормы Кауконена – в общем, не сложна. Но разве в ней суть? Жил, играл, пел. В 1969 году вместе со старым другом Джеком Кэсиди – басистом «Аэроплана» организовал свой фолк-блюзовый проект Hot Tuna. Играли блюзовые программы – и в акустике и в электричестве. Великолепно выступили в Карнеги-Холле – с чёрным миссисссипским скрипачом (между прочим, 1918-го года рождения) Папой Джоном Кричем, который подыгрывал и “Аэроплану”.
Далее – заносило Йорму во всякое. К середине 70-х он в Hot Tuna экспериментировал со звуком, доходя до весьма жёсткого (но всё же никак не “хэви-метал”, как я с большим удивлением прочёл в одной интернет-энциклопедии), делал мисиссипские стандарты Мадди и Роберта Джонсона в гитарно-фанковой обработке. Но снова и снова возвращался к акустике и к СВОЕМУ репертуару. В 1994–м отпраздновал с друзьями четверть-вековой юбилей Hot Tuna. И до сей поры – более, чем весьма успешно концертирует. Был приглашён играть в турах с “Los Lobos” и “Black Crows”, Стэнли Джорданом, Кенни Баррелом и Стивом Морзом.
Открыл вместе со своей женой в горах – собственный гитарный лагерь, где обучает детей и подростков игре на гитаре по простому, мудрому и извечному принципу: ”Музыка – должна приносить человеку радость”. Оборудовал там классы, площадки для выступлений и всё необходимое. Даёт уроки. Записал несколько “инструкторских” видео. Часто заезжают к нему – для такой же преподавательской деятельности - друзья: Рори Блок, Арло Гатри, Джек Кэсиди и другие. И всё у него хорошо.
Живёт человек. Играет, поёт. И учит других тому, чему в своё время научился от одного слепого негра - находить собственные пальцевые тропинки на грифах таких простых и таких удивительных шестиструнных акустик. Потому что музыка – должна приносить людям радость…
Персонально рекомендуемо к прослушиванию автором сего опуса:1. Hot Tuna 72-04-03 Carnegie Hall NYC * with Papa John Creech
mp3files.int.ru
2. Hot Tuna live-70
mp3files.int.ru
3. Сольный акустический концерт Йормы 1964-го года
mp3files.int.ru
4. Сольный альбом Йормы 1974-го
mp3files.int.ru
5. Йорма и Майкл Фалзарано - акустический концерт 2000 г.
mp3files.int.ru
6. Дженис и Йорма (концерт под пишущую машинку)
mp3files.int.ru
Ну, и сами путешествуйте.. если интересноСсылки: http://www.jormakaukonen.com/ http://www.hottuna.com/П.С. Отдельное Спасибо - Сергею Николаеву из Йошкар-Олы, благодаря которому - мы можем услышать Йорму и Дмитрию Александрову - первому порекомендовавшему мне Hot Tuna.Илья Верховский (
www.my-blues.com )
http://blues.bip.ru/?show=jorma