Roy Harper. Collection - 14 albums - 1969-2001
If I could be born again, I'd love to be able to fly, etc…
"You'd wanna be a sparrow then… wouldn't you", She said.
"not now I can sing", I said.
I'd have to be that bird who sings in to the teeth of December gale, same damned thing I've enjoyed doing all my life. The old Stormcokc. And there's the nest there, in the back garden, in the apple tree. Picky taken by one of the only thrushes ever to hold a camera. The same old gale still blowing........
From album "Stormcock"
Кто такой Рой Харпер? Почему музыканты из LED ZEPPELIN снимают перед ним шляпы? Почему он исполнил вокальную партию в "Have a Cigar" на альбоме "Wish You Were Here" группы PINK FLOYD?
Описать музыку Роя Харпера довольно-таки сложно, да и вообще, описывать музыку словами - дело бестолковое. Но я все-таки попробую. Основы своеобразной гитарной техники и характерного "фирменного" харперовского вокала были заложены им еще в ранних работах, а к 1970 году его неординарный стиль можно считать уже вполне сформировавшимся. Начиная с этого года, его работы в чём-то перекликаются с музыкой Jethro Tull, Led Zeppelin, Pink Floyd, King Crimson. Его основное отличие от этих групп заключается в том, что он фактически не использует distortion, предпочитая чистый гитарный звук, да и вообще, в его музыке гитара является явно доминирующим инструментом. В большинстве материала он не задействует других инструментов, а ударные и бас зачастую просто отсутствуют на его альбомах. В основном, для достижения эффекта наибольшей эмоциональности он использует клавишные и скрипку или целые оркестровые вставки. Вообще, эмоциональность - основная характерная черта его стиля. Веселых и простеньких песен у него практически нет. Большинство его вещей либо глубоко лиричные и романтические, либо мрачные, агрессивные, наполненные чувством протеста, но в них отчетливо слышны меланхолия и безысходность. Развлекательной его музыку назвать никак нельзя. Скорее всего, его стиль можно охарактеризовать как арт-рок, с заметным влиянием блюза и фольклорных мотивов.
Рой Харпер родился 12 июня 1941 года в Манчестере. Его мать умерла через месяц после родов, и его воспитанием занималась в основном мачеха. С самого детства Рой интересовался литературой (в основном поэзией) и музыкой. Сначала он был большим поклонником блюза, особенно Huddie Leadbetter и Bib Bill Broonsy , а так же исполнителей фольклора, типа Woody Guthrie. Когда ему было 18, он впервые услышал Майлза Дэвиса (Miles Davis), который произвел на него сильнейшее впечатление. Собственно говоря, именно с него Рой стал интересоваться серьёзной музыкой.
В 14 лет он со своими братьями Дэвидом и Гарри сформировал группу De Boys. Они пытались исполнять модный в те годы скиффл, но из этой затеи ничего не вышло, так как никто из них толком играть не умел. В 15 лет Рой убежал из дома, где атмосфера стала совсем невыносимой. Отец требовал от него прилежной учебы и получения высшего образования, а мачеха, бывшая членом секты свидетелей Иеговы, чересчур уж ревностно заботилась о спасении его души. Вскоре его призвали в армию в Королевские ВВС. Но служба пришлась ему не очень-то по душе, и он пытался хоть как-то скрасить армейскую жизнь тем, что играл все тот же скиффл в любительской группе. В конце концов, для того, чтобы выйти из состава ВВС, Рой симулировал нервный срыв и был направлен в армейский госпиталь в психиатрическое отделение, где его лечили электрошоком. Там он провел четыре месяца. Потом он был переведен в Ланкастерский психиатрический институт, в котором он выдержал всего два дня. После того, как его там трижды сильно избили, Рой убежал в одной пижаме через окно в туалете с помощью своей подруги, которая, ко всему прочему, была от него беременна. Они планировали пожениться, но эксцентричная подруга удрала от него на следующий день после побега из больницы. Этот период жизни Роя нашел свое отражение в песне "Committed" из его дебютного альбома.
Несколькими днями позже, Рой был арестован в Лондоне за участие в антиправительственных выступлениях и попытку взобраться на часовую башню в St. Pancras Station. Год он провел в тюрьме, где был назначен ответственным за тюремную библиотеку. Именно там он всерьез заинтересовался литературой и стал читать Штейнберка, Ницше, Керуака, произведения поэтов - битников. Там же он начал сам писать стихи. "Все эти злоключения заставили меня с головой окунуться в отчаянное творчество. Мне помогало только убеждение - убеждение, что моя голова должна остаться в целости и сохранности. Внезапно для меня стало очевидным, что вся моя жизнь должна стать попыткой выразить себя. Это было для меня одновременно и удовольствием и облегчением" - вспоминал он впоследствии.
После освобождения из тюрьмы, Рой начал выступать в небольших лондонских клубах, а то и просто на улице, зарабатывая себе на жизнь. Вскоре он осел в фолк - клубе "Les Coustins" в Сохо. Там нередко выступали такие музыканты, как: Paul Simon, Joni Mitchell, Al Stewart, Long John Baldry, The Incredible String Band, John Martyn, Cat Stevens, Donovan. В 1966 году небольшой инди - лейбл под названием "Strike" предоставил ему возможность для записи дебютного альбома. Этот альбом получил название "The Sophisticated Beggar" (Искушенный Нищий) и был записан всего за два дня. Помещение фирмой предоставлено не было, и Рою приходилось записываться где попало, вплоть до курятника на ферме его друга Пьерра Туббса. Рой сам продавал свои пластинки на Оксфорд Стрит. LP был неплохо принят, а следующий - "Come Out Fighting Genius Smith" закрепил успех.
В 1968 году Рой Харпер отыграл серию бесплатных концертов в лондонском Гайд Парке, представляя на суд публики материал следующего альбома "Folkjokeopus", который вышел в 1969 году на Liberty records.
В начале 1970 года Рой был представлен Питеру Дженнеру (Peter Jenner) - продюсеру, "открывшему" в свое время Pink Floyd. Впоследствии, с его помощью Рой подписал контракт с компанией Harvest Records (подразделением EMI), и выпустил 10 альбомов, записанных на студии Abbey Road. Первый из них - "Flat, Baroque and Bersek" (Плоский, Причудливый и Неистовый) вышел в 1970 году. В его создание так же внесли свою лепту музыканты из группы THE NICE: Кит Эмерсон (Keith Emerson), Ли Джексон (Lee Jackson) и Брайан "Блинки" Дэвисон (Brian "Blinky" Davison). Одна песня из него - "I hate the White Man" (Я ненавижу белого человека), посвященная теме геноцида индейцев, до сих пор популярна в Англии. Еще одна вещь ( "Another Day") - лирическая баллада о любви, так же получившая довольно-таки широкую известность, была впоследствии исполнена такими музыкантами, как "This Mortal Coil", Kate Bush, Peter Gabriel. 1970 год стал для Роя Харпера переломным. Он стал пользоваться авторитетом у любителей серьезной рок музыки. В этом же году в своем третьем альбоме Led Zeppelin посвятили ему свою вещь "Hats off to Roy Harper" (Шляпы прочь перед Роем Харпером), написанную его пожизненным близким другом Джимми Пейджем (текст песни).
В 1971 году выходит следующий LP Харпера "Stormcock" (Буревестник), который и сейчас считается лучшим в дискографии музыканта. Альбом включает песню "Same Old Rock", в записи которой участвует Джимми Пейдж (Jimmi Page) под псевдонимом S. Flavius Mercurius. В ней сильно заметно влияние арабской музыки.
По признанию самого Роя Харпера, эта вещь написана под впечатлением от поездки в Турцию, где он услышал по радио музыку, которая сильно поразила его. "Это была очень энергичная музыка, до крайности, какой-то дикий танец. Это было безумно, действительно безумно".
В 1972 году Рой сыграл роль Майка Престона в фильме "Made" (в отечественном прокате "Сделано в Англии") - реалистической картине на социальную тему. По соседству с ним в фильме играли голливудские знаменитости, в том числе Кэрол Уайт (Carol White). Фильм был выбран, чтобы представлять Англию на кинофестивале в Венеции. Рой так же был ответственным за музыку для этой картины. Саундтрек к фильму был выпущен в виде альбома под названием "Lifemask". В этой работе ему так же помогал Джимми Пейдж.
Кадр из фильма "Made"
14 февраля 1974 года Харпер участвовал в ставшем впоследствии легендарным концерте в London's Rainbow вместе с Jimmi Page, Keith Moon, Ronnie Lane. Материал, записанный во время этого выступления, вошел в двойной концертный альбом "Flashes from the Archive's Oblivion". В записи так же принимал участие Йан Андерсон (Jan Anderson) из Jethro Tull. В тот же день (в День Святого Валентина) был выпущен седьмой альбом Харпера "Valentine".
В 1975 году Рой собрал группу Trigger в составе: Bill Bruford (Yes, King Crimson); Chris Spedding (Sparks, Jack Bruce); Dave Cochrain (Albert King). Они выступили в качестве группы поддержки у Pink Floyd в туре по Великобритании и выпустили альбом "HO", который получил отличные отзывы в прессе, в основном благодаря лирике Харпера.
В этом же году он участвовал в записи "Have a Cigar" для альбома Pink Floyd "Wish You Were Here". Он вспоминал впоследствии: "Во время работы над альбомом Уотерс написал песню, которая не подходила для его вокального диапазона. Голос Гилмора так же плохо вписывался. Поскольку я был способен работать в более высокой тональности, они попросили спеть меня. Я думаю, что я сделал работу хорошо, так как все были довольны результатом". Впервые Рой исполнил эту вещь на концерте. Не было никаких предварительных репетиций. Уотерс предложил Харперу спеть за полчаса до выступления. Сначала тот даже принял предложение за шутку.
"Have a Cigar" - песня о шоу-бизнесе. Надо заметить, что это больная тема для многих музыкантов. Описывается сцена подписания контракта межу группой и менеджером, который приглашает музыкантов в шикарно обставленный офис, предлагая им дорогие сигары, рассказывает им о том, как ему якобы интересна их музыка, восхищается ей, при этом предлагая контракт на совершенно кабальных условиях. В конце разговора он спрашивает: "А, кстати, кто из вас Флойд?" По слухам, подобный случай действительно произошел однажды с Pink Floyd в Америке.
Несмотря на успех, Trigger вскоре распались. Это произошло из-за заметного ухудшения состояния здоровья Роя, связанного с его врожденной болезнью легких. По совету врачей, он перебрался в сельскую местность. В 1976 году он приобрел ферму с 20 акрами земли в Herefordshire Hill, где занялся разведением овец элитных пород.
В 1977 году он выпустил альбом "Bullinamingvase" с участием Paul & Linda McCartney, а в 1980 "The Unknown Soldier" при поддержке его старых друзей Andy Roberts, David Bredford, Steve Broughton. Это альбом включал "Short and Sweet" - песню написанную совместно с Дэвидом Гилмором, где тот исполнил партию соло гитары, а в одном из треков Харпер поет дуэтом с Кейт Буш (Kate Bush). Вскоре Рой совместно с Марком Томпсоном (Mark Thompson) основывает компанию "Public Records" и в 1982 году выпускает LP "Work of Heart". В записи участвуют: Tony Franklin (Jimmi Page, The Firm) / Bob Wilson (Steve Gibbon's Band) / George Jackson / Dave Morris. А в 1984 году, тиражом всего 880 экземпляров, выходит "Born in Captivity" - являющийся рабочей версией альбома "Work of Heart". Весь тираж был распродан во время турне 1985 года. Он был записан Харпером дома в одиночку за один день, причем по многим отзывам, рабочая "сырая" версия гораздо интереснее студийной. Там Рой гораздо более открыт и эмоционален. В течение 1984 года Рой Харпер активно сотрудничал с Джимми Пейджем, результатом чего стало их выступление на Cambridge Folk Festival и совместный LP "Whatever Happened to Jugula". В Великобритании этот альбом попал в топ 20 и вызвал всплеск интереса к другим работам Харпера.
Вскоре, в связи с ухудшением здоровья, Рой был вынужден отойти от активной музыкальной деятельности. За 5 лет с момента выхода "Whatever Happened to Jugula", было издано только два концертных альбома. Вернулся к студийной работе он только в 1990 году, выпустив великолепный LP "Once", с участием Dave Gilmour и Kate Bush. Альбом восстановил статус Роя Харпера, как одного из самых авторитетных рок музыкантов и
вызвал почти единодушно благоприятные отзывы.
В 1993 году Рой в суде отстоял права на
все свои предыдущие альбомы и основал лейбл Science Friction. Сначала им был переиздан на CD "Flat Baroque and Bersek" с великолепным буклетом в 40 страниц, содержащим фотографии и воспоминания Харпера о том периоде его жизни.
В 1994 году он предпринял широкомасштабное турне по Великобритании и Ирландии, где в его выступлениях нередко принимали участие старые друзья Йан Андерсон, Кейт Буш, Дэйв Гилмор, Джимми Пейдж. В течение этого года на Science Friction было переиздано в формате CD большинство предыдущих работ Роя Харпера. В 1996 году он принял участие в записи tribute to Jethro Tull "to Cry You a Song", а в 1997 году на шести CD был выпущен сборник BBC Sessions, включивший его выступления с 1969 по 1978 год. Вскоре здоровье Роя Харпера снова заметно ухудшилось, и он был вынужден долгое время посвятить лечению, но в результате применения новых методов операционной хирургии, ему удалось значительно улучшить свое физическое состояние и продолжить активную работу. 12 июня 2001 года в Royal Festival Hall в Лондоне состоялся концерт, посвященный его шестидесятилетнему юбилею.
В 1995 году с альбомом "Light at the End of the Kennel" дебютировал сын Роя Харпера Ник. Собственно говоря, его дебют состоялся уже в 1984 году, когда Ник Харпер участвовал в записи "Whatever Happened to Jugula". А с 1991 года он принимает активное участие в концертах и студийных работах отца.
P.S.
Еще во время службы в армии, Рой заслужил прозвище "неудачник", которое оправдывал всю свою жизнь. Несмотря на высочайший профессионализм, упорную работу и существенную поддержку именитых друзей, ему так и не удалось приобрести популярность в широких кругах любителей рок музыки. То ли, действительно, просто не везло, то ли это связано с тем, что Рой упорно отказывался хоть сколько-нибудь комерциализировать своё творчество. Трудно сказать, почему те, с кем он вместе начинал в середине шестидесятых, добились успеха, а Рой, не уступавший им как музыкант и поэт, так и остался во втором эшелоне, став авторитетным музыкантом только для небольшого круга поклонников. Как и у многих людей, не получивших должной оценки тех, для кого он работал, отдавая всего себя, у Роя, при его гипертрофированной гордости и максимализме, стали развиваться некоторые нездоровые комплексы, граничащие с манией величия. Относительно вышедшего в 1971 году альбома "Stormcock', он выразился, что это "величайший альбом в истории рок музыки", а себя определил как лучшего гитариста планеты. Но, учитывая его склонность к максимализму, как в творчестве, так и в некоторых оценках, простим ему эту слабость.