Группа
«Poll» - одна из самых известных, а возможно и самых лучших греческих поп-формаций конца ’
60-х - начала ’
70-х, исповедующих в своем творчестве психоделический фолк с элементами прогрессивной музыки и тяготением к изысканной хипповой и социально-эротической поэзии. Несмотря на свое англоязычное название, команда пела исключительно на греческом языке и периодически использовала для написания своего названия греческую транскрипцию (
Πολλ), возможно, для того чтобы запутать составляющих «черные списки» цензоров так называемого режима полковников.
«Чёрные полковники», или же просто
Хунта - военная диктатура правого толка в
Греции в
1967—
1974 годах, которую возглавляли
Георгиос Пападопулос (1967—1973) и
Димитриос Иоаннидис (1973—1974).
Хунта пришла к власти под предлогом борьбы с «коммуно-анархической» опасностью, её политическая доктрина основывалась на принципах корпоративизма. Лидеры хунты, как правило, были родом из бедных районов и испытывали неприязнь к «излишне либеральным» взглядам жителей крупных городов, поэтому под «коммунистической опасностью» они понимали всё, не укладывавшееся в рамки их традиционных представлений — например, западную рок-музыку.
Группу
«Poll» принято по праву считать одним из коллективов, которые стояли у истоков становления формирования рок-музыки на территории
Эллады.
«Poll» с их мелодичным «фловер-повер» рокофолком, замешанным на стройных вокальных гармониях и звуках двенадцатиструнной акустической гитары, ситара и бонгов, имели вполне устойчивый коммерческий успех среди молодежной аудитории. Последовавший в дальнейшем переход от хиппи-рока к электрифицированному фолк-року позволил
«Πολλ» подняться к самой вершине национального рок-пантеона '
70-х. Коллектив создал ряд значимых музыкальных произведений, которые послужили мощным творческим импульсом для развития прогрессивной музыки в южной части
Балканского полуострова и впоследствии были золотыми буквами вписаны в историю греческого рока. Среди них в первую очередь нужно выделить такие композиции как
«Έλα Ήλιε μου» (Come, My Sun),
«Στην Πηγή μια Κοπέλα» (The Source Of A Girl),
«Αετοί» (Eagles),
«Η Γενιά μας» (Our Generation) и особенно антивоенный гимн
«Άνθρωπε αγάπα» (Humankind Love One Another).
Костас ТурнасДуховный лидер группы
Костас Турнас (Κώστας Τουρνάς) родился в
Триполи (ном
Аркадия)
23 сентября
1949 года и был третьим ребенком в семье
Вангелиса и
Софии Турнас. В этом городе он провел свое раннее детство, пока в десятилетнем возрасте ему не пришлось переехать вместе с семьей в
Афины в поисках лучшей жизни. Интерес к музыке он начал проявлять еще в начальной школе и вскоре, повинуясь неудержимому внутреннему импульсу начал брать уроки игры на гитаре. В
13 лет создает свою первую группу, которая играет латиноамериканские песни. В
15 Костас начинает самостоятельно сочинять, много экспериментирует и пишет тексты на английском и греческом языках. В
1965 году он входит в состав группы
«The Teenagers» в качестве гитариста и в ее творческих «недрах» знакомится с будущим участником
«Poll» Робертосом Константиносом Уильямсом (Ροβέρτος-Κωνσταντίνος Ουίλλιαμς), более известным в дальнейшем как
Роберт Уильямс (Robert Williams).
«The Teenagers» не смотря на свой любительский статус, были коллективом весьма авторитетным в кругах любителей нарождающейся греческой молодежной культуры. В свое время они даже сумели выступить на поп-шоу
Нико Масторакиса (Nikolaos Mastorakis) на афинском стадионе
«Панатинаикос» - уникальном спортивном сооружении из белого пентеликонского мрамора, возведенном в
329 году до н. э. В древние времена стадион был местом проведения
Панафинейских игр, а затем более двух тысяч лет спустя по инициативе
Евангелиса Заппаса на нем в
1896 году были проведены первые в современной истории
Олимпийские игры. Не менее легендарной была и личность самого
Масторакиса – скандально известный репортер, радио ди-джей, продюсер и кинорежиссер, друг
Джона Леннона – он был организатором первого в истории
Греции международного рок-концерта в
Афинах с участием
«The Rolling Stones» 17 апреля
1967 года. Однако вернемся к
Костатасу Турнасу. Летом
1967 года он формирует свой первый профессиональный ансамбль, играющий танцевальную музыку в различных клубах в окрестностях
Афин и в курортном местечке
Камена Вурла. Однако в скором времени он почувствовал усталость от необходимости постоянно крутиться как белка в колесе, зарабатывая на жизнь бесчисленными низкооплачиваемыми выступлениями. И решил, что настал момент оставить музыку как профессию. Тем более что впереди маячил призыв в греческую армию в качестве резервиста. Перед тем как отдать почетный гражданский долг своей греческой родине
Костас распродал весь поднакопившийся за это время музыкальный инвентарь, включая электрогитары, усилители и микрофоны. Для утешения своего творческого начала он оставил лишь простую акустическую гитару, с помощью которой во время службы он будет сочинять новые песни, часть из которых войдет впоследствии в репертуар будущей группы. Поначалу он записывал свои сочинения на бумаге, а позже во время увольнений - на старенький монофонический магнитофон, позаимствованный у друга. В один прекрасный день
Костасу посчастливилось посмотреть антивоенный фильм
«Клубника и кровь», который потряс его до глубины души и радикально изменил его творческое мировоззрение. В результате появилась песня
«Люди любят» (Άνθρωπε αγάπα), которая была невероятно мощной по своему эмоциональному импульсу и настолько точно выражала пацифистские настроения преобладающие тогда в среде греческой молодежи, что сержант-резервист сухопутных войск вооруженных сил
Греции Костас Турнас понял, что он не имеет больше права таить от общественности свой творческий потенциал, и что настало время для решительных действий.
Роберт УильямсКостас при участии
Роберта Уильямса и двух своих друзей
Джо (гитара) и
Марии (вокал) записывает любительскую демо-версию песни
«Άνθρωπε αγάπα» и с помощью бывшего флейтиста группы
«First» Маки Папатеодору передает ее руководству греческого отделения немецкой фирмы грамзаписи
«Polydor». Песня, лицам ответственным за репертуар компании, понравилась, и они продекларировали возможность заключения контракта на запись в ближайшей перспективе. Воодушевленный положительной реакцией акул шоу-бизнеса
Костас совместно с
Робертом Уильямсом немедленно сочиняют новый шедевр под названием
«Солнце Мое» (Έλα Ήλιε μου). Перед встречей с продюсером
«Polydor» Костасом Фасоласом (Κώστας Φασόλας) и окончательным подписанием контракта обе песни записываются в новом исполнении при вокальной поддержке
Марии Мозе (Μαίρη Μοσέ) и
Насии Санто (Νάσια Σαντή) по прозвищу
«Сэнди». К официальной записи в профессиональной студии приступили весной
1971 года, еще до окончания воинской службы
Костаса Турнаса. Название для нового коллектива выбрали с помощью англо-греческого словаря, ткнув в первое попавшееся слово на раскрытой наугад странице. Наверное, слово было не первым, и не вторым, и даже не десятым, но нам ли здесь обсуждать устоявшиеся законы рок-н-рольного мифотворчества? Помимо
Костаса Турнаса,
Роберта Уильямса, и упомянутых выше вокалисток
Марии и
Сэнди, в записи участвовал также
Спирос Мавройяннис (Σπύρος Μαυρογιάννη), игравший на ситаре и губной гармонике. Вследствие чего помимо других своих музыкальных достижений группа
«Poll» вошла в историю греческого рока как первый на территории
Эллады коллектив, использовавший этот экзотический инструмент в записи.
Ставрос ЛогаридисПродюсер сингла
Костас Фасолас предложил участникам
«Poll» в качестве эксперимента проверить на записи голос одного, по его словам весьма интересного вокалиста. Так в музыкальной биографии группы появился
Ставрос Логаридис (Σταύρος Λογαρίδης).
Ставрос родился в
Стамбуле в
1953 году, его дед (в монашестве
Афинагор) был регентом в церкви
Святого Георгия. Его отец играл на гитаре, мать на аккордеоне. Сам он начал играть на гитаре лет в
10, когда впервые услышал популярную музыку ’
60-х. В возрасте
14 лет он создает группу
«The Juniors» и в том же году еще один коллектив –
«Sphinx», который занимает первое место на музыкальном конкурсе газеты
«Hurriyet». В
15 он переезжает в
Афины, где подписывает с фирмой
«Polydor» контракт на выпуск одиночной пластинки на
45 оборотов в минуту под названием
«Ήταν μια μικρούλα και μελαχρινούλα». Он также сотрудничает в студии с клавишником группы
«Charms» и участвует в записи музыки к нескольким кинокартинам. Когда директор греческого отделения
«Polydor» предложил
Ставросу помочь чрезвычайно перспективным музыкантам в записи
«очень хороших песен», то он отнесся к этому весьма скептично, дипломатично пытаясь объяснить руководству, что не в его моральных принципах участвовать в различного рода «корпоративных» мероприятиях ради достижения корыстных целей, поскольку он привык выстраивать свои музыкальные связи на основе дружеских отношений, а не в угоду холодному коммерческому расчету. Но так он все-таки был связан по рукам деловыми отношениями с лейблом, ему пришлось все же уступить настойчивому давлению менеджмента и отправиться в студию, к делающим свои первые шаги на ниве звукозаписи участникам
«Poll». Но когда
Логаридис услышал песню
«Άνθρωπε αγάπα», написанную под явным влиянием психоделических «цветочных» гармоний
Вудстока, и увенчанную абсолютно новаторским текстом, созвучным радужным, и вместе с тем радикальным настроениям молодого поколения
Греции того времени, он пришел в такой неописуемый восторг, что спел ее на одном дыхании с невероятным эмоциональным подъемом. И его дальнейшее участие в группе больше ни у кого не вызывало сомнений.
Вскоре в группе появился полноправный барабанщик
Костас Папаиоанну (Κώστας Παπαϊωάννου), в прошлом участник группы
«Cinquetti».
Ставрос Логаридис берет на себя роль басиста, и группа, завершив процесс формирования своего состава, начинает усиленно готовиться к предстоящим концертным выступлениям. Поступивший в продажу дебютный сингл распродавался рекордными темпами, что позволило им подняться на новую ступень развития и попасть в элитную когорту лучших греческих групп.
«Poll» выступают в столичных клубах, их приглашают на национальное телевидение, их мчузыка звучит во
Дворце Спорта в
Салониках в совместном концерте с известными греческими группами
«Socrates Drank the Conium» и
«Pelóma Bokioú». В конце
1971 года обласканная музыкальной фортуной команда приступает к записи своего первого полноформатного винилового диска. К этому моменту формат ансамбля сократился до квинтета; во время тернистого пути к вершине музыкального Олимпа они потеряли двух своих изначальных участников: ситариста
Спироса Мавройянниса и вокалистку
Марию Мозе.
Дебютный альбом группы
«Anphrope», считается наиболее удачной творческой работой из оставленного коллективом в качестве музыкального наследия винилового диптиха ’
70-х. В продаже этот диск появился упакованным в сумку из грубой льняной мешковины (наподобие тех, которыми пользуются греческие крестьяне) с напечатанным на ней трафаретным логотипом группы. Дополнительным сюрпризом для слушателей был огромный цветной плакат с изображением группы вложенный внутрь этого оригинального винилового издания. Стоит признать, что подобное решение само по себе было весьма смелым шагом для музыкальной индустрии
Греции тех лет и бесспорно свидетельствует о наличии нетривиального подхода к пластиночному маркетингу у участников группы. В настоящее время цена этого уникального комплекта составляет порядка
300 американских долларов. Диск был записан в одной из студий
«Коламбии» на
8-дорожечный магнитофон. Весной
1972 года
«Poll» порадует своих поклонников выходом второго сингла с песнями
«Η Γενιά μας» (Наше поколение) и
«Αετοί» (Орлы), в записи которых предположительно принимала участие певица
Деспина Глезу (Δέσποινα Γλέζου) подвизавшаяся в то время в роли вокалистки группы
«Νοστράδαμος». Однако триумфальное продвижение пластинки было омрачено тем обстоятельством, что цепные псы диктатуры
«черных полковников» осуществляющие цензуру музыкальных произведений запретили трансляцию обеих этих песен на радио и телевидении из-за их неприкрытого свободомыслия.
Осенью
1972 года выходит второй, и последний полнометражный диск
«Poll» записанный в той славной эпохе семидесятых. Состав группы скукожился к этому моменту до размеров квартета. Из-за белой обложки и отсутствия названия к пластинке прилепился, по аналогии с двойным альбомом
«The Beatles», неофициальный титул
«Белый альбом» (White Album). Не обошлось без оригинальных дизайнерских идей и в этот раз. В конверт пластинки был вложен цветной
12-страничный буклет с комиксом, нарисованным
Костасом Турнасом. В нем была проиллюстрирована вся история группы от момента ее зарождения до записи финального диска, а сами участники группы предстают в виде космических супергероев. На этой пластинке
Костас Турнас больше не претендует на роль основного автора музыки группы и дает возможность проявить в полной мере свой композиторский талант
Роберту Уильямсу и
Ставросу Логаридису.
Уильямс написал для пластинки две изысканные баллады, украсившие своей нежной чувственностью безмятежную атмосферу диска –
«Рассвет» (Ξημερώνει) и
«Вы будете свидетелем» (Δε Θα 'Σαι Μάρτυς), а
Логаридис еще раз подтвердил своими композициями
«Как прошла зима» (Σαν Πέρναγε Ο Χειμώνας) и
«Ритм» (Ρυθμός) не только свой уникальные вокальные данные, но необычайно высокий авторский потенциал. При записи звукового полотна пластинки участникам
«Poll» помогали приглашенные музыканты:
Ари Тасули (Άρης Τασούλης) (орган и фортепиано),
Стелиос Фотиадис ( Στέλιος Φωτιάδης) (бас),
Костас Кавакос (Κώστας Καβάκος) (скрипка),
Гьорус Цупакис (Γιώργος Τσουπάκης ντραμς) и
Такис Маринакис (Τάκης Μαρινάκης) (барабаны).
Группа по-прежнему с неизменным успехом выступает в различных городах
Греции, но это уже больше не тот единый коллектив, каким он был раньше. Слишком уж в разные стороны теперь направлены индивидуальные творческие интересы участников, которые требуют своего воплощения с помощью другого подхода, других музыкальных персоналий.
Ставрос Логаридис первым «демобилизуется» из сплоченных некогда рядов коллектива и на своем последнем выступлении на кинофестивале в
Салониках «Poll» фигурирует в другом, срочно «подлатанном» составе - с
Микисом Мичу (Μίκης Μίχου) на басу и
Арис Тасулис (Άρης Τασούλης) на фортепиано. Когда в конце
1972 года выйдет в свет их прощальная, третья сорокапятка с записью песен
«Μολυβιές Φωτογραφίες» и «Οσες Φορές» - группы практически уже не будет в живых.
И это конец истории этого славного греческого коллектива. Они, конечно же, реанимируют
«Poll» еще пару раз, отдавая тем самым дань ностальгии по ушедшей молодости, но дважды в одну и ту же не войти. Не стоит и пытаться.