Замечательное боксовое издание великого композитора. Под спойлером я разместил статьи о композиторе и о исполнителе для интересующихся.
Роберт Александр Шуман (Schumann) - знаменитый германский композитор, родился 8 июня (27 мая) 1810 года в саксонском городе Цвикау, умер 29 (17) июля 1856 года. Композиторский дар проявился у Шумана очень рано. Его импровизации, его дирижирование маленьким оркестром товарищей по гимназии, когда ему было 12 лет, указывали на то, что в нем таится истинное музыкальное дарование. Хотя он, по желанию матери, и поступил в Лейпцигский университет, но занятия юридическими науками не особенно удачно подвигались вперед, так как Лейпциг - этот музыкальный центр Германии - давал много пищи его музыкальной натуре. К этому времени, т. е. к 1828-1829 годам, относится изучение им игры на фортепиано у Фридриха Вика. Шуман перешел в гейдельбергский университет в надежде, что в этом городе, далеко не столь богатом музыкой, он найдет больше времени для университетских занятий; но и тут его стремление к музыке не ослабело. Знакомство с профессором гейдельбергского университета Тибо, большим знатоком музыки, советовавшим Шуману обратить внимание на свой талант, а также письмо Вика к матери Шумана, убеждавшего ее согласиться на перемену карьеры сына, вызвали решительный поворот в деятельности Шумана: в 1830 году, переселившись в Лейпциг, он окончательно посвятил себя музыке. Сначала он занялся игрой на фортепиано, но упорная работа над развитием пальцев привела к анемии правой руки, вследствие чего он обратился к композиции. Занятия у теоретика Дорна до 1832 года, изучение сочинений Баха, обширное знакомство с музыкальной литературой, чему немало способствовали многочисленные концерты в Лейпциге, быстро развили музыкально восприимчивую натуру Шумана и уже в 1833 году он выступил с ор. 7, impromptu ор. 5 и др., который впоследствии стали в ряд его знаменитых сочинений. В 1834 году он предпринял издание газеты: "Neue Zeitschrift fur Musik", восстававшей против рутины и музыкального застоя, с энергией и убеждением пропагандировавшей все талантливое. На столбцах этой газеты Мендельсон, Берлиоз, Шопен, Лист, Гиллер, Гаде, Брамс нашли достойную оценку своих дарований. Журнальная деятельность Шумана продолжалась до 1844 года. В 1854 году его статьи о музыке и музыкантах вышли отдельным изданием ("Gesammelte Schriften uber Musik und Musiker", нов. изд.. Лпц., 1875). В 1834-1835 годах Шуман закончил свои бессмертные произведения для фортепиано - симфонические этюды ор. 13 и карнавал ор. 9. Позднее им были написаны: сонаты g-moll и f-moll, гениальнейшая фантазия c-dur, ор. 17, "Davidsbundlertanze" ор. 6, "Kinderscenen" ор. 15, "Крейслериана", "Faschingschwank" ор. 26 и пр. Наплыв творческой силы в 1836-1839 годах был у Шумана так велик, что, по его собственным словам, он "мог бы сочинять все дальше, дальше без конца". Особого распространения сочинения Шумана в то время не имели; им сочувствовали только такие знатоки, как Мошелес, Лист и отчасти Мендельсон. Страстно желая жениться на дочери Вика, Кларе, Шуман стал заботиться об увеличении своих материальных средств. С этой целью он намеревался перевести свою газету в Вену, рассчитывая на больший круг читателей. Поездка в Вену не увенчалась успехом, но, благодаря ей, Шуман познакомился с неизданными сочинениями покойного Шуберта, содействовал изданию многих из них и ознакомил публику с симфонией Шуберта c-dur, которая, после первого ее исполнения в Лейпциге, под управлением Мендельсона, вскоре обошла весь музыкальный мир. С женитьбой Шумана на Кларе Вик, в 1840 году, совпадает поворот его деятельности в сторону вокальной музыки. Более ста песен, из которых очень многие составляют перлы творчества Шумана, были написаны в течение одного года, в том числе знаменитый цикл песен "Dichterliebe". В 1841 году Шуман написал свою первую симфонию и начал вторую d-moll (впоследствии вышедшую под названием четвертой). В том же году написаны им симфониетта (увертюра, скерцо и финал) и фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии составившая первую часть знаменитого фортепьянного концерта a-moll. В 1842 году Шуман обратился к камерной музыке: в один месяц он написал три квартета, посвященные Мендельсону, затем квинтет для фортепиано и струнных, посвященный Кларе, квартет для фортепиано и струнных и трио. В 1843 году Шуман перешел к новому для него роду сочинения: он написал обширную кантату "Рай и Пери", на слова Томаса Мура, принятую как в Лейпциге, так и Дрездене с энтузиазмом. В том же году Шуман начал сочинение музыки к "Фаусту" Гете, но нервная болезнь от усидчивого труда помешала дальнейшей работе. Журнальная деятельность тоже была им оставлена. Путешествие в Россию, куда Шуман сопровождал свою жену, имело благодетельное влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского была исполнена первая симфония Шумана, но особого значения, в смысле успеха композиций Шумана, его поездка по России не имела. В 1845 голу Шуман принялся за контрапунктические сочинения, написав шесть фуг ор. 60 на темы b, a, c, h, четыре фуги ор. 72, каноны; затем он докончил фортепьянный концерт a-moll и сочинил вторую симфонию c-dur. В 1847-1848 годах он написал оперу "Геновефа", в 1850 году данную в первый раз в Лейпциге без выдающегося успеха, хотя знатоки, как например Шпор, отнеслись к ней с большим уважением. Окончив оперу, Шуман с увлечением принялся за сочинение музыки в "Манфреду" Байрона, окончил музыку к "Фаусту" Гете, написал цикл "Bilder aus Osten" в четыре руки. Музыка к "Фаусту" была исполнена одновременно в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 году, в сотую годовщину дня рождения Гете. С 1850 года начинается капельмейстерская деятельность Шумана в Дюссельдорфе, которая с каждым месяцем становилась тягостнее для него, хотя Дюссельдорф и представлял прекрасную арену для успешной пропаганды его сочинений. Ко времени пребывания Шумана в этом городе относятся: третья симфония es-dur (написанная в один месяц), увертюры "Мессинская невеста", "Герман и Доротея" и "Юлий Цезарь", легенда "Странствование Розы" (1851), месса, реквием (1852), концерт для виолончели с оркестром, Tpио g-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для фортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к "Фаусту", фантазия для скрипки и оркестра и пр. (1853). К 1852 году имя Шумана настолько уже стало популярным, что в Лейпциге целая неделя была посвящена исполнению его произведений, но эта "шумановская неделя" имела лишь средний успех. Зато в следующем году успех концертов из сочинений Шумана в Голландии превзошел все ожидания. Шуман всегда отличался сдержанностью, молчаливостью, преобладанием мрачного настроения. Иногда его преследовали галлюцинации, во время которых ему как бы являлись Шуберт и Мендельсон, диктовали ему тему. В 1852 году появились первые признаки душевной болезни, скоро достигшей полного развития. Помещенный в 1854 году в санаторий близ Бонна, Шуман скончался через два года. В 1880 году, на сумму, полученную с трех концертов, был поставлен памятник Шуману на его могиле в Бонне.
Композиторская деятельность Шумана продолжалась 24 года (1830-1853). Первые 10 лет были посвящены преимущественно фортепьянным произведениям, в которых Шуман сказал новое слово. Удивительное слияние самобытности с красотой, без всякой примеси деланности, широкий полет фантазии романтика идеалиста - все это придает фортепьянной литературе Шумана особенное значение. Даже в технической стороне фортепьянных произведений Шумана, даже в пассажах, видны изобретательность и самостоятельность. Как богатый и своеобразный гармонист, как мелодист, полный необычайной прелести, выразительности и широты, Шуман стоит на большой художественной высоте. В его сочинениях чувствуется национальная струя. К наиболее гениальным произведениям Шумана, отличающимся богатым музыкальным содержанием и новизной фактуры, принадлежат в особенности фантазия с-dur, карнавал и симфонические этюды, а также фортепьянный концерт а-moll с оркестром. От фортепьянной литературы Шуман перешел к вокальной. На его романсах и песнях лежит печать глубокой выразительности. В этой области Шуман выдвигал не только музыкальную сторону, но и поэтическую, сливаясь вполне с текстом, обращая внимание на малейшие его детали. Он, так сказать, не перекладывал стихотворения на музыку, но воспроизводил их в звуках. Аккомпанементу Шуман придавал особое значение и ставил его в органическую связь с вокальным текстом: это - скорее фортепьянная партия. Для своих романсов и песней Шуман пользовался стихами Кернера, Рюккерта, Гете, Эйхендорфа, Гейбеля, Байрона, всегда выказывая тонкий вкус в выборе текста. Наиболее близок к лирическому дару Шумана был Гейне, стихотворения которого в особенности вдохновляли композитора. В области симфонии, за которую Шуман взялся после романсов, он не стал мировым композитором; тем не менее его симфонии заняли очень видное место в музыкальной литературе, не смотря на далеко не виртуозную, хотя местами и своеобразную инструментовку, не смотря на формы, не являющиеся, в большинстве случаев, новым словом в искусстве. Сила симфоний Шумана заключается в богатстве и свежести музыки, полной чудных картин и образов. Среди четырех симфоний, первое место занимает третья es-dur, так называемая рейнская. Обаятельна симфония b-dur, которую сам Шуман хотел назвать весенней симфонией. Четвертая симфония, помимо своих высоко музыкальных качеств, выделяется оригинальностью формы, связанной с тематизмом. Из увертюр крупнейшие - к "Манфреду" и "Геновефе". В камерной музыке и в концертной Шуман дал замечательные образцы, способные вызывать восторг и достойные глубокого изучения по совершенству фактуры. Творчество его с особенной силой сказалось в квартете и квинтете для фортепьяно и струнных. Оперная форма не далась Шуману вполне: его опера "Геновефа" редко появляется на сцене. Кантата, не требующая сценических условных приемов, более подходила в натуре Шумана: его "Рай и Пери" - одно из капитальнейших вокальных его произведений. Столь же замечательна и музыка к "Манфреду" Байрона и "Фаусту" Гете. В духовной музыке Шумана (мотет, месса, реквием) скорее чувствуется обаятельный лирик, чем истинно духовный композитор. Деятельность Шумана охватывает почти все области музыкального искусства. Если вспомнить, сколько духовной силы вложил Шуман в свои произведения, сколько он перечувствовал, передумал, испытал волнений, создавая чудные музыкальные образы, то станет понятным ранний конец его творчества. Шуман умер 46 лет, в том возрасте, когда многие другие художники только входят в более широкую область деятельности.
Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. "Энциклопедический словарь".
Исполнитель: Jorg Demus
Артистическая биография Демуса во многом сходна с биографией его друга Пауля Бадура-Скоды: они ровесники, росли и воспитывались в Вене, окончили здесь Музыкальную академию, одновременно начали концертировать; оба любят и умеют играть в ансамблях и вот уже четверть века составляют один из популярных во всем мире фортепианных дуэтов. Много общего и в их исполнительском стиле, отмеченном уравновешенностью, культурой звука, вниманием к деталям и стилистической выверенностью игры, то есть характерными чертами современной венской школы. Наконец, сближают двух музыкантов и репертуарные склонности - оба отдают явное предпочтение венской классике, настойчиво и последовательно пропагандируют ее.
Но есть и различия. Бадура-Скода несколько раньше завоевал известность, причем, известность эта базируется прежде всего на его сольных концертах и выступлениях с оркестрами во всех крупнейших центрах мира, а также на педагогической деятельности и музыковедческих трудах. Демус концертирует не так широко и интенсивно (хотя тоже объездил весь мир), не пишет книг (хотя ему принадлежат интереснейшие аннотации ко многим записям и изданиям). Его репутация зиждется в первую очередь на самобытном подходе к интерпретаторским проблемам и на активной деятельности ансамблиста: помимо участия в фортепианном дуэте, он завоевал славу одного из лучших аккомпаниаторов мира, выступал со всеми крупнейшими инструменталистами и певцами Европы, систематически сопровождает концерты Дитриха Фишера-Дискау.
Все сказанное отнюдь не значит, что Демус не заслуживает внимания просто как пианист-солист. Еще в 1960 году, когда артист выступил в США, рецензент журнала "Мюзикал Америка" Джон Ардойн писал: "Сказать, что игра Демуса была солидной и значительной, вовсе не значит принизить его достоинства. Просто это объясняет, почему она оставила ощущение скорее тепла и удобства, чем подъема. В его интерпретациях не было ничего причудливого или экзотического, и никаких фокусов. Музыка лилась свободно и легко, самым естественным образом. А этого, кстати говоря, вовсе не легко достичь. Это требует большой доли самоконтроля и опыта, которыми и обладает артист".
Демус - до мозга костей венец, и его интересы сосредоточены почти исключительно на австрийской и немецкой музыке. Причем, в отличие от Бадура-Скоды, центр тяжести приходится не на классиков (которых Демус играет много и охотно), но на романтиков. Еще в 50-х годах его признали выдающимся интерпретатором музыки Шуберта и Шумана. Позднее программы его концертов состояли почти исключительно из произведений Бетховена, Брамса, Шуберта и Шумана, хотя иногда в них встречались также Бах, Гайдн, Моцарт, Мендельсон. Еще одна область, привлекающая внимание артиста,- музыка Дебюсси. Так, в 1962 году он удивил многих своих почитателей, записав "Детский уголок". Десять лет спустя неожиданно для многих вышло в записи Демуса полное собрание - на восьми пластинках - фортепианных сочинений Дебюсси. Здесь далеко не все равноценно, не всегда хватает пианисту необходимой легкости, полета фантазии, но многое, по мнению специалистов, "благодаря полноте звучания, теплоте и изобретательности, достойно встать в один ряд с лучшими интерпретациями Дебюсси". И все же австро-немецкая классика и романтика остаются основной сферой творческих поисков талантливого артиста.
Особый интерес вызывают, начиная с 60-х годов, его записи произведений венских мастеров, сделанные на роялях, относящихся к их эпохе, причем, как правило, в старинных дворцах и замках с акустикой, помогающей воссоздать атмосферу первозданности. Появление первых же пластинок с произведениями Шуберта (самого, пожалуй, близкого Демусу автора) критика встретила восторженно. "Звук поразителен - музыка Шуберта становится сдержаннее и тем не менее красочнее, и, несомненно, эти записи чрезвычайно поучительны",- писал один из рецензентов. "Самое большое преимущество его шумановских интерпретаций - их утонченная поэзия. Она отражает внутреннюю близость пианиста к миру чувств композитора и всей немецкой романтики, который он передает здесь, нисколько не теряя своего лица",- отмечал Э. Кроэр. А после появления пластинки с ранними сочинениями Бетховена в прессе можно было прочесть и такие строки: "В лице Демуса мы нашли исполнителя, чья плавная, полная раздумий игра оставляет исключительное впечатление. Так, судя по воспоминаниям современников, мог бы играть свои сонаты сам Бетховен".
С тех пор Демус записал на пластинки (как самостоятельно, так и в дуэте с Бадура-Скодой) десятки разнообразных произведений, используя при этом все доступные ему инструменты из музеев и частных собраний. Под его пальцами наследие венских классиков и романтиков предстало в новом свете, тем более что значительную часть записей составляют редко исполняемые и мало известные сочинения. В 1977 году он, вторым из пианистов (после Э. Ней), был удостоен высшей награды Бетховенского общества в Вене - так называемого "Бетховенского кольца".
Однако справедливость требует отметить, что его многочисленные пластинки отнюдь не вызывают единодушного восторга, и чем дальше, тем чаще слышны и нотки разочарования. Все, конечно, отдают должное мастерству пианиста, отмечают, что он способен проявить экспрессивность и романтическую полетность, как бы возмещая суховатость и отсутствие настоящей кантилены у старых инструментов; бесспорны поэтичность, тонкая музыкальность его игры. И все же многие согласны и с претензиями, высказанными недавно критиком П. Косее: "Записывающая деятельность Йорга Демуса заключает в себе нечто калейдоскопическое и тревожное: чуть ли не все маленькие и большие фирмы издают его пластинки, двойные альбомы и объемистые кассеты, репертуар простирается от дидактических педагогических пьес до поздних сонат Бетховена и концертов Моцарта, исполняемых на молоточковых фортепиано. Все это несколько пестро; тревога же возникает, когда обращаешь внимание на средний уровень этих записей. День содержит всего 24 часа, даже такому одаренному музыканту едва ли под силу с равной ответственностью и отдачей подходить к своей работе, производя на свет пластинку за пластинкой". Действительно, подчас - особенно за последние годы - на результатах работы Демуса отрицательно сказываются излишняя поспешность, неразборчивость в выборе репертуара, несоответствие возможностей инструментов и характера исполняемой музыки; нарочито непритязательный, "разговорный" стиль интерпретации ведет иногда к нарушению внутренней логики классических произведений.
Многие музыкальные критики справедливо советуют Йоргу Демусу расширить концертную деятельность, тщательнее "обыгрывать" свои трактовки и лишь после этого фиксировать их на пластинку.
Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.