Прослушивание песенок:
Чтобы заинтересовать самых маленьких, взрослым следует пересказывать перед каждым прослушиванием несколькими простыми фразами содержание песенки, а после прослушивания нарисовать для малыша (показать в книге) соответствующий рисунок или слепить пластилиновую фигурку. Изображайте звуки, которые издает предмет или зверь, стараясь рассмешить малыша. Чередуйте рассказ с пением соответствующей песенки под фонограмму. Хвалите за любую попытку повторить возглас-звукоподражание, даже если малыш только шевелил губами.
После окончаний песенок:
С 1-2 лет ребенок может с помощью взрослого начать петь окончания песенок- звукоподражания. Для этого взрослому следует несколько дней в присутствии ребенка петь эти песенки-караоке, демонстрируя для показа соответствующую игрушку или картинку, а также иногда побуждать ребенка подпевать окончания песенки под фонограмму или без.
Пение песенок:
С 2-3 лет с помощью взрослых ребенок может петь легкие песенки целиком. Очень важно, чтобы ребенок чисто спел первый звук песенки. Можно сначала попеть один слог на этом первом звуке или спеть название ноты. Пение одного слога особенно важно для плохо говорящих детей. Но и для детей постарше оно также полезно. Удобно петь на слоге «ма», «му», «ду», «ля», «та», также можно петь слоги- звукоподражания из этой песенки. После нескольких попыток ребенок обычно подстраивается голосом к первому звуку. Если ребенок не может подстроиться голосом к ноте, подскажите, что надо петь «тоньше» или «толще», играйте эту ноту на инструменте, показывайте, как он спел, а как надо спеть. Важно помочь ребенку лучше слышать свой голос. Предложите ему одно из заданий:
1. петь, закрыв одно или оба уха ладонями
2. петь в картонную или резиновую трубку, направив один конец к уху (в концы трубки вставлены воронки)
3. петь в микрофон, чтобы слышать свой голос из динамиков. Если в песенке несколько нот, следует предварительно «подстроится к каждой».
Игра на синтезаторе, ксилофоне или пианино для малыша:
Взрослые, даже не зная нот, смогут легко научиться играть эту музыку для своих малышей, если на клавиши приклеят наклейки с названиями нот, а на листочке запишут ноты мелодии по порядку словами или первыми буквами слов, например Лошадка: С С Р Р М М Р Р С – С – С .
Обратите внимание, что в песенках - Кукушка, Мама, Ам, На лошадке, Бычок, Бим-бом, Ослик, Ворона, Мишка, Ау, Понарошку, Заинька – вместо ноты ФА надо играть ФА ДИЕЗ (черная клавиша справа от ФА). А в песенках – В машине, Щенок - вместо ноты СИ надо играть СИ БЕМОЛЬ (черная клавиша слева от СИ). В песенке Жук надо играть вместо МИ – МИ БЕМОЛЬ.
Игра на инструменте вместе с малышом 2-3 лет:
Для того, чтобы сыграть знакомую легкую песенку, попросите малыша помочь Вам. Ребенок сидит у Вас на коленях или справа от Вас лицом к инструменту и держит Ваш указательный палец правой рукой, «помогая» Вам играть. Вы предлагаете подпевать, подсказываете слова очередной фразы в вместе поете и играете. Через некоторое время малыш будет ритмично и правильно играть Вашим пальце окончания песенок.
Можно играть одну песенку вдовеем: взрослый играет саму песенку, а малыш – окончание на одной нотке. Ребенок будет охотно играть рукой куколки, петь за нее. А взрослый может петь песенку со словами или нотами, заранее указывая пальцем, на какую клавишу надо нажать.
Игра на инструменте для детей 4-5 лет:
Дети 4-5 лет могут играть с небольшой помощью взрослых, а затем и сами более легкие песенки на синтезаторе или пианино.
Песенки – Дождик, Дятел, Часы, Кукушка, Мошка – играются на 1-2 клавишах. Такие песенки детям легче играть, напевая слова.
Песенки – Лошадка, Паровозик, Бим-бом, Ворон, Пальчики играются на 5-7 клавишах, и их ребенку легче играть, напевая вместо слов ноты.
С 3,5-4 лет дети уже могут играть песенки по буквенной записи. Предварительно взрослый на листочке записывает большими буквами ноты мелодии (словами или первыми буквами слов). Например, песенка «Сидит ворон»: СМФФММР-СМФФММР- (после долгой ноты ставится черта). Листок с буквами-нотами следует положить близко к клавишам, взрослый указывает букву-ноту, ребенок играет указательным пальцем и поет мелодию нотами. Позже ребенок сможет, играя мелодию, петь песенку не нотами, а словами. Песенки с использованием черных клавиш разучиваются в последнюю очередь. Занятия не должны длиться более 10 минут, и взрослый должен хвалить малыша даже за самые маленькие успехи.
Развитие абсолютного слуха:
На фонограмме на треках 1-9 записано звучание отдельных нот для развития абсолютного слуха у малышей.
Игры-упражнения для запоминания звучания нот следует проводить с малышами 2 раза в день по 2 минуты. Такие упражнения можно выполнять и без фонограммы при наличии настроенного пианино или синтезатора, тогда руку играющего следует закрыть листком бумаги.
Предлагаем использовать следующее игровое оформление для угадывания ноты на слух:
1. Пуговица – на столе три листочка, на каждом написано название ноты или нарисован рисунок, обозначающий ноту (ДО – дом, МИ - мишка). Под одним из листочков лежит пуговица. Малыш слушает ноту, затем ищет ее на клавишах.
2. Прятки – 2-8 клавиш синтезатора или пианино размечены буквами или рисунками. Малыш слушает ноту, затем ищут ее на клавишах.
3. Ягоды – нарисовано несколько тарелок (сначала 2-3) с соответствующими нотам рисунками или буквами. Если малыш угадал, какая нота прозвучала, то рисует на тарелке ягоду.
4. Охотник – рядом с мамой – игрушка(добыча), а ребенок стоит в другом конце комнаты. После каждого правильного ответа ребенок делает шаг вперед.
Сначала рекомендуется одну ноту из двух, затем из трех и т.д. Ноты запоминаются в следующем порядке: сначала только ДО, СОЛЬ, затем добавляется ДО второй октавы, затем нота МИ. Потом РЕ, ФА, ЛЯ, СИ. Очередная нота добавляется, когда малыш почти без ошибок угадывает прежние ноты.
Запоминанию звучания нот помогает ежедневное пение малышом отдельных нот по памяти (с повторным пением под фонограмму или синтезатор для корректировки звучания). Пение нот по памяти также должно происходить в игре. Подробнее о развитии абсолютного слуха – на сайте
www.m-w-m.ru