#777
Блик Басси: душа нараспашкуИсточник: арт-дайджест «Солонеба»
Если существует такое общепринятое понятие как музыка мира, то камерунского певца, гитариста и композитора
Блика Басси, несомненно, можно назвать человеком мира: он дорожит своими корнями, обладая при этом натурой путешественника и душой, распахнутой всем культурам планеты. Сам исполнитель окрестил свой стиль фолк-афро блюзом, что и правда дает некоторое представление об истоках его музыки, в звучании которой переплелись ритмы Западной и Центральной Африки, элементы джаза, бразильской босановы и блюза.
Блик Басси родился и рос в Яунде, столице Камеруна. Его отец занимал пост губернатора, поэтому казалось, что Блику уготовано судьбой в будущем стать высокопоставленным государственным служащим. Но к счастью для любителей музыки он был непослушным ребенком. И дабы обуздать строптивого отпрыска, отец на целых два года отправил мальчика на проживание к его бабушке и дедушке в небольшую изолированную деревеньку Минтаба, расположенную на полпути между Яунде и экономической столицей Камеруна Дуала. Блику тогда было десять лет. Люди, привыкшие к удобствам благоустроенных городов, без труда поймут степень суровости подобного наказания.
Мальчик, который рос в мегаполисе, в обеспеченной африканской семье, наслаждаясь прелестями комфорта, внезапно оказался отрезанным от всех благ цивилизации и был вынужден обитать со своими родственниками в лесу без водопровода, электричества и без музыкальных записей. Никаких тебе больше прослушиваний любимых родительских пластинок — джаза, соула и бразильских песен. Кроме того, у Блика совершенно не оставалось свободного времени. Его распорядок был такой же, как и у остальных местных школьников: часы ходьбы от дома до школы и обратно, а затем, вместо обычной еды после обучения, возникала проблема, как научиться эту самую еду добывать. Блик мог делать свою домашнюю работу только в светлое время суток, а в остальной отрезок дня он должен был работать, чтобы прокормить себя, занимаясь охотой, рыбалкой, собирательством и окучиванием грядок. Но мальчик все-таки умудрялся выкраивать время, чтобы учиться музыке, благодаря своему дяде, который, отнюдь не поощряя племянника в этом занятии, все же оставил в его распоряжение свою гитару.
Кто знает, как сложилась бы судьба музыканта, если бы не ссылка в деревню, ведь именно здесь юный Блик узнал о наследии своих предков — культуре народа басса, что впоследствии послужило фундаментом для формирования его уникального саунда. Повседневная жизнь в Минтаба сопровождалась музыкой и Блик – с удивлением и восторгом – открыл для себя такие музыкальные жанры как болобо, дингома, бекеле, хонго и ассико. «У жителей деревни были однообразные будни: проснулись утром, отправились на работу, вернулись к шести часам вечера. Ни кино, ничего подобного, — вспоминает Басси. – Поэтому все развлечения, которыми мы довольствовались, это когда играли свадьбы или организовывались какие-то празднества. И для каждого события у нас были разные жанры музыки. Люди в Минтаба не слишком разговорчивы, но они много поют во время повседневной работы. В пении они выражают свои эмоции, обнажая душу. Моя мать пела с утра до ночи. Именно она разожгла во мне любовь к музыке и научила меня петь. Вернувшись в дом моих родителей, я снова начал слушать записи Марвина Гэя, Жилберту Жила и Нэта Кинг Коула. Я понял, что хотел бы смешать красоту моей культуры басса с другими музыкальными стилями, которые меня вдохновляли, чтобы создать собственное звучание».
Немного повзрослев, Басси уже не испытывал ни малейших сомнений в том, что бюрократической карьере он предпочитает жизнь странствующего музыканта. Свою первую группу The Jazz Crew Блик создал, когда ему было семнадцать. В ее репертуаре уже явственно проявлялось влечение исполнителя к слиянию жанров. Позднее The Jazz Crew переросла в Macase — инновационный джаз-фьюжн коллектив, черпавший вдохновение в традиционных мотивах. Три вокалиста команды пели на трех разных языках Камеруна. Группа, активно выступавшая в камерунских клубах, моментально полюбилась публике. Команда записала два альбома: Etam в 1999-м и Doulou в 2003-м, собрав за свои релизы целый ворох региональных и международных наград, в числе которых RFI Prize, MASA, KORA Awards и CICIBA Prize.
Именно в составе Macase Блик начал возрождать басса, как язык, который можно использовать в современной музыке и который, как он считает, должно ценить молодое поколение. Басса очень богат образами, пословицами и непереводимыми двойными смыслами. Будучи тональным языком группы банту, каждый слог в нем может иметь до пяти значений, в зависимости от тона, в котором он произносится. Народность басса, к которой принадлежит Блик, ныне насчитывает около миллиона человек. Согласно преданиям, это кочевое племя родом из Египта, разбросанное на протяжении веков из-за войн и миграций по центральной и юго-западной областям Камеруна. Несмотря на стремительную урбанизацию, музыкальные жанры здесь до сих пор поражают удивительным разнообразием, а мелодия и ритм – это непременные составляющие культуры басса.
Камерун часто называют Африкой в миниатюре, что весьма недалеко от истины. В стране насчитывается более 250 языков, на которых говорят разные этнические группы, каждая из которых обладает собственными традициями. Однако Блик опасается, что его родной язык может просто исчезнуть. Музыкант боится, что Африка теряет не только свои собственные языки и традиции, но также и свою историю. «За последнее столетие история Африки создавалась чужаками, приехавшими из других стран. Вот почему так много молодых людей в Камеруне не знают родных языков. И я думаю, что это очень пугающе, — говорит Басси. — Если ты потеряешь свой язык, ты потеряешь свое наследие. Поэтому я призываю молодежь вернуться на землю предков и познакомиться с собственными традициями. Ведь мы сами пишем нашу историю».
На протяжении десяти лет группа Macase успешно гастролировала по просторам Африки, успев засветиться и на ряде европейских фестивалей. Но в душе у Блика росло острое чувство разочарования в связи с отсутствием инфраструктуры для артистов в Камеруне. В 2005-м он решил покинуть команду и переехал в Париж. Здесь Басси с головой окунулся в бурлящую музыкальную жизнь французской столицы, выступая с такими исполнителями как Ману Дибанго, Шейк Тидиан Сек, Локуа Канза и Этьен Мбаппе.
Свой дебютный сольный альбом Léman, который записывался в Париже и в Бамако на студии Салифа Кейта, Блик Басси выпустил в 2009-м. Этот диск воплотил в себе удивительно гармоничное сочетание западноафриканских ритмов и мелодий Центральной Африки, приправленное элементами самбы и соула. Влияние кумиров детства, которых Блик слушал на виниловой коллекции своих родителей, наиболее очевидно проявилось в его теплом, лиричном вокале и гитарных ритмах в стиле босанова. Название альбома Léman в переводе означает «зеркало». «В зеркале вы можете видеть, что находится позади вас, — поясняет Басси. – По правде говоря, Léman – это о моем прошлом и о том, каково это быть африканцем. Я сочинял и держал в голове эти песни на протяжении пяти лет. Каждый элемент – это частичка меня. Это здорово, наконец, записать эти треки и играть их на сцене для публики. Песня «Bolo», к примеру, о том, как приходится покинуть свою страну и скучать по ней. Многие африканцы вынуждены уезжать из родных мест, чтобы зарабатывать на жизнь. Я сам – прекрасный тому пример. Но мне нравятся мои путешествия в разные страны, потому что я всегда ищу новый музыкальный опыт. Одна из моих поездок привела меня в Мали и другие державы Западной Африки. Как следствие, музыка малийских гриотов присутствует в инструментальном сопровождении (кора, нгони), а также в гармониях и мелодиях этого альбома».
Увлекшись исследованием музыкальных связей между Камеруном и Бразилией, свой второй альбом Hongo Calling, который вышел на лейбле World Connection в 2011 году, Блик Басси задумал как музыкальную хронику своего путешествия. Следуя по трагическому «рабскому маршруту» из Камеруна в Бразилию проездом через Бенин, Сенегал и Кабо-Верде, исполнитель приглашает слушателей в настоящее живое приключение по разнообразным ландшафтам звука, сквозь время и пространство, через различные вариации традиционной музыки хонго и ассико, отмечающих ритм сельского быта, — будней и праздников, хороших дней и плохих. В ходе своего странствия Басси находит недостающее звено между двумя континентами, которые сотни миллионов лет назад были одним материком.
Мягкий, чувственный вокал Блика уже сам по себе объединяет музыкальные пейзажи, которые он пересекает. На Hongo Calling Басси шагнул значительно дальше, чем на Léman, раздвинув акустические горизонты за пределы африканских берегов до самого Рио-де-Жанейро, где записывалась большая часть альбома. В работе над диском поучаствовали некоторые из выдающихся исполнителей современной бразильской музыки: басист Артур Майя, певец и гитарист Ленине и его давний партнер Маркос Сюзано, который в большинстве треков исполнил партии на перкуссии. В композициях явственно прослеживается связь между знаменитой бразильской самбой и камерунским ассико, не уступающими друг другу в динамичности. И хоть за рубежом большую известность приобрели такие музыкальные жанры, как бикутси и макосса, стиль ассико очень популярен во всем южном Камеруне, а своим происхождением он обязан именно народу басса. Изначально это была музыка для исцеления, которая помогала вводить пациентов в состояние транса, как в ритуалах Вуду. Но с приходом христианства и ислама ассико постепенно утратил древние корни спиритуализма, эволюционировав в заводной, ритмичный танец. А стиль хонго, давший название альбому, — это будничная музыка, которую также используют во время похорон.
В прессе творчество Блика Басси часто сравнивают с музыкальными изысканиями его соотечественников: саксофониста и вибрафониста Ману Диабанго, басиста Гая Нсангуе, принявшего участие в записи Hongo Calling, и Ришара Бона, который тоже украсил игрой на гитаре и перкуссии звуковую палитру этого альбома. Разумеется, каждый из этих музыкантов по-своему обогатил мировую музыку, популяризируя культурное наследие Камеруна. Но Блик, бесспорно, останется в памяти потомков за то, что он открыл слушателям неизвестный доселе музыкальный репертуар народности басса. Кроме того, Басси выявил связь между музыкой его африканских предков и Бразилией, первой остановкой его музыкального странствия по злополучной дороге рабства.
С тех самых пор, как Блик Басси начал профессионально выступать на сцене, музыканту прекрасно удается поддерживать связь со своими камерунскими корнями. На его альбоме Akö (который в апреле 2015-го выпустил французский лейбл Nø Førmat!) эта связь создается сквозь призму блюза, открывая аудитории новые широты творчества исполнителя. «Когда я рос в Минтаба, был один старик, который странствовал из деревни в деревню, — вспоминает Блик. — Это всегда превращалось в настоящее событие, когда этот парень со своей гитарой появлялся в нашем селении. Он пел обо всем, что знал и видел, и говорил на басса, хотя молодежь в большинстве своем не могла его понимать. И вот когда я слушал записи легендарного блюзмена Скипа Джеймса, он мне очень напоминал этого старика. Это помогло мне создать связь между Джеймсом и тем парнем, и я начал писать тексты о старом и о новом поколении». Это старшее поколение также нашло свое отражение в названии альбома Akö, — так называют друг друга пожилые люди в Камеруне.
В своей работе Akö Блик вовсе не пытался копировать блюзовую музыку, по своему обыкновению он переплел различные жанровые элементы в яркий звуковой узор, представив слушателям совершенно новый вариант стиля. Этот диск стал, пожалуй, наиболее личным альбомом в карьере Басси. Изначально исполнитель даже не собирался знакомить мир с этой музыкой. «В прошлом году я решил записать песни только для себя, и не выпускать диск», — признается Блик. Он пригласил виолончелиста Клемента Петита и тромбониста Фиделя Фурнеро аккомпанировать его голосу и гитаре на первых записях треков. Однако намерение избежать официального релиза давало брешь всякий раз, как кто-нибудь из знакомых слышал эту музыку. Песни дышали невероятной искренностью и были уж слишком хороши, чтобы лишать аудиторию возможности с ними познакомиться. Исполняя композиции на языке басса, который мало кто понимает, Блик Басси без труда находит способ эмоционального общения с публикой. Он поет о деревенском быте и о поисках истины, и не смотря на то, что музыкант живет сейчас в небольшой деревеньке Кантин на севере Франции (куда он переехал сразу после выпуска второго альбома), довольно далеко от места своего рождения, он способен найти дорогу домой. Блик Басси с легкостью делает это при помощи блюза или, как он его называет, фолк-афро блюза.
http://soloneba.com/blick-bassy-soul-wide-open/