Летом 95-го музыканты направляются в 3-недельный тур по городам восточного побережья, успех которого показал, что the VSS отныне являются частью не только местной, но и национальной сцены. "Мы играем на оба побережья, поэтому не могу назвать нас исключительно колорадской командой".
Этим объясняется и переезд группы в Сан-Франциско зимой 95-го. Кей собирается продолжать работу над лейблом Gold Standard Laboratories (GSL), который он создал еще в 1993-м. Однако он понимает, что ему придется отказаться от места менеджера Боулдеровского Клуба 156 Университета Колорадо, одного из тех, что на тот момент определяли панк-рок. Но, наблюдая за бесконечным количеством групп, играющих панк-рок, Кей понимает, что настало время двигаться дальше. "Создавая the VSS, я рассчитывал, что это станет нечто намного интересное, чем то, чем я занимался последние 3 года. Мы не хотим ограничивать себя в панк-роке."
1996 год. Единственный LP Nervous Circuits. И вот что говорят парни о записи и издании этого превосходного релиза.
Сонни Кей:“Nervous Circuits” был записан в начале осени 1996 года. Группа переехала из Боулдера в Сан-Франциско и сняла репетиционную базу в районе Тендерлойн, в котором на тот момент установился высочайший уровень преступности в городе. Мы долгое время не могли найти подходящий лейбл, записи выпускались со значительным опозданием, да и не в том виде, как нам хотелось бы. Но однажды я встретился с Лансом Ханом в баре Bottom of the Hill, и он был удивлен, что до сих пор никто не предложил нам записать LP. В общем, в скором времени наш альбом уже был на очереди к изданию в студии Honey Bear, которая, к слову, была «ответвлением» Revolver USA, также принадлежащей Лансу. Можно сказать, это событие стало толчком к дальнейшему нашему продвижению на сцене.
Выжив после безумного лета, во время которого Джош подменял гитариста Unwound во время их тура по западному побережью, мы, наконец, сели за запись альбома где-то в середине августа. Мы все рассчитывали, что этот альбом подытожит серию выпущенных синглов и ЕР, но никто из нас не предполагал, что это будет наш единственный LP. Мы никогда не скрывали своих музыкальных предпочтений, особенно Дейв, и лепили странный гибрид, взяв понемногу от Birthday Party, The Cure времен Pornography, Гэри Ньюмана/Tubeway Army, ранних Public Image Limited, Swans и The Doors. Не помню, чтобы мы хоть раз сидели и долго спорили, мы были на одной волне, представляя собой коллективный разум. Равнодушие к хардкору, которое пустило свои корни в Angel Hair, в The VSS только расцвело, хотя мы и понимали, что именно «хардкорщики» посещали наши концерты. У нас были и союзники в лице Mocket, Satisfact и Brainiac. Проще сказать, мы пытались выбраться из коробки, противоставляя глупой задавленной серьезности, именуемой в то время «эмо». Мы старались привнести холодной отчужденности и эстетической затененности в звучный мир самобичевания и личной скорби, в котором красовались группы лейблов Ebullition, Council, Repercussion, загнанные в рамки действительно стоящих Rites of Spring.
Как помню, я очень долго сидел над текстами. Да, сейчас это дается мне с легкостью, могу писать как по команде, но тогда это было нелегко. Я часто ездил в Беркли в Национальной Лаборатории Лоуренса в попытке расслабиться, смотря на Золотые Ворота и постукивая ручкой в пустой лист бумаги. Сейчас уже понимаю, что это была попытка смириться с печальной действительностью моего существования. Ведь я вырвался из небольшого студенческого городка и приехал в огромный калифорнийский мегаполис, где меня, как выпускника колледжа, скорее всего, ожидала черная работенка. Я боролся с этим, но в то же время понимал ненадежность своей/нашей ситуации. Мы разрушали общественное строение панк-сцены, частью которой неизбежно стали. Но сложность была в том, чтобы говорить о некоторых вещах так, чтобы их тяжело было понять, т.е. я стремился к чему-то абстрактному, поэтическому, сложному, вызывающему.
Альбом был записан в конце октября в Денвере, кульминацией чего стало наше 30-минутное выступление на складе в канун Хэллоуина. В конечном итоге, этот альбом стал единственным. Могу сказать, это была небольшая возможность для 4 человек, готовых начать с чего-то старого в надежде прийти к новому.»
Дейв Клиффорд:”Оглядываясь назад, могу сказать, что этот альбом стал основным и самым вдохновляющим проектом, в котором мне приходилось участвовать. Несмотря на проблемы с записью, сведением и моими ограничениями как барабанщика, меня больше всего поразило, что во время записи все казалось возможным. Хоть мы и старались создать звук, воплощающий наши самые странные цели, он не звучал избито и банально.
На тот момент, мы с Энди Ротбардом (басистом/клавишником) жили в небольшом доме на несколько человек к югу от Сан-Франциско, в Эксельсиоре. В течение дня мы выматывались на работе, а затем тут же ехали на 3-4-часовую репетицию и так 5 дней в неделю. Как-то мы с Энди слушали диск Stooges “In Miniature”, и я подумал, почему бы не попробовать сыграть нечто похожее.
В другой раз я из своей комнаты слышал играющую запись Леонарда Коэна у Энди наверху. Приглушенная и измененная через толстые стены гитара Коэна звучала как грохочущий механический гул тысячи синтезаторов, а голос – как протяжная многоголосая колыбельная. Примерно так родился этот глухой стук в треке “Nervous Circuits”.
Все то время, что мы работали над записью, мне казалось, что я никогда не слышал музыку с эстетической стороны, а скорее ради настроения, вслушиваясь, как определенные звуки растекались в новый мощный, неповторимый голос. У нас было море звуковых идей и мы, не задумываясь, старались из воплотить.
На тот период я интересовался такими «напыщенными» философами, как Антонен Арто, Жиль Делёз и Феликс Гваттари, чьи идеи я старался перенести на музыку. Помимо этого слушал ритмичные «этнические» песни, как например балийский гамелан, болгарские народные песни, а также Funkadelic, соул 60-х, словом, что угодно, кроме современного андерграунда. Я начал играть на барабанах всего за год до того, как мы начали писать альбом, и поэтому мне было тяжело избегать игры в стиле Jesus Lizard, которого многие придерживались в то время. В то время как вместе мы внесли огромное количество идей и веяний, каждый нашел для способ к видению абстрактного, отвлеченного и созданию уникального. Это время навсегда запомнится мне тем общим понимание цели и совпадением художественных взглядов, которым мы были объединены”.
Оглядываясь назад, можно сказать, что после Нирваны борьба звукозаписывающих лейблов за "новый успех" чуть не уничтожила андерграунд как таковой. В попытке оградить свою субкультуру от "мусора", музыканты середины 90-х старались вообще избегать все, что, по их мнению, испорчено мейнстримом. Именно в такой среде и появилась команда Angel Hair из Боулдера, вошедшая в первую волну, как их позже назовут, скримо-групп. Прямой и агрессивный панк-рок Angel Hair был с восторгом встречен публикой. "В 90-х на заре Нирваны и Green Day было очень тяжело оставаться "настоящими", - говорит Сонни Кей, вокалист Angel Hair и выпускник Университета Колорадо в Боулдере 95-го года. "Нам просто нравилось играть, и это была большая возможность для нас".
Однако эта возможность исчезла, когда Кей по возвращении из рождественской поездки обнаруживает, что группа распалась. Он решает направить свои усилия в новом направлении, создав the VSS, группу, которая впоследствии изменит облик панк-рока. Но это будет долгий и тяжелый путь, достигнувший своей высшей точки в 2008 году, когда переиздается альбом "Nervous Circuits". Кей переезжает в Лос-Анджелес, где почти в течение 10 лет вместе с гитаристом Mars Volta Омаром Родригез-Лопезом работает над их совместным лейблом Gold Standard Laboratories (GSL). На концертах группа использовала электронику, синтезатор, освещение, словом, то, чем сегодня никого не удивишь, но что было кощунством для любой панк-команды того периода.
"Это было больше похоже на бой, в котором все равно проиграешь." - говорит Кей. "Мы находились в среде панк-рока, где основу составляла DIY сцена, сосредоточенная преимущественно в Европе, которая была настолько политизированной и пуританской, что к нам отнеслись равнодушно, но с осторожностью. Люди были возмущены, что мы засоряем их драгоценный панк-рок, и этого можно было ожидать. Все шло в своей логической последовательности."
Помимо всего прочего, группой заинтересовался панк-зин "Maximum Rock'n'Roll", который до появления Интернета, являлся одним из законодателей вкуса. Все группы жили и умирали за то, чтобы MRR говорил о них, и о the VSS он... ничего не сказал. "Maximum Rock'n'Roll так ничего и не написал о нас, потому что у нас были клавишные", - считает Кей. "Зин, уже как целая организация, оказывал огромное влияние на массы".
Как вспоминает Кей, даже дома их не принимали с положенным радушием:
"Первый концерт мы устроили в Боулдере у меня в подвале, где за 3 месяца до этого состоялся последний концерт Angel Hair (январь 1995го), и публика по сути не изменилась, но они ничего не поняли." Виргил Дикерсон, владелец денверского Suburban Home Records и аналогичного ему Vinyl Collective, в 1995-ом был студентом Университета Колорадо и работал с Кеем над университетским Program Council, организовывая концерты в Клубе 156. По его словам, разница между прямолинейным подходом Angel Hair и звуком The VSS была огромной.
"Когда я впервые услышал the VSS, был просто озадачен, даже не понял, что они делают." По его словам, музыкальная сцена на тот момент состояла в основном из поп-панк и традиционных рокерских команд.
"В Боулдере они были белой вороной".
Джейсон Хеллер, редактор местного журнала Onion, так же играл в одной из местных команд, когда the VSS только собрались.
"Большего всего меня выбил синтезатор. В любом другом случае я бы подумал, что это слишком наворочено, но, оказалось, они пытались придать своей музыке духа 80-х."
Кей не жалеет, что поставил the VSS на путь революции. Его привлекала нетрадиционность, противоречащая сущность команды.
"Главная причина всех наших действий - это закостенелость национальной сцены, которая все больше обращалась к пуританским обычаям. И это просто становилось скучно и предсказуемо."
Но были и те, кто видел перспективу в the VSS. Среди них был Ланс Хан, ныне покойный фронтмэн панк-группы J Church и владелец Honey Bear Records. Хан согласился издать пластинку, но Кей не поддержал идею, и пластинку, и дело свернулось.
"В течение последних 10 лет это было невозможно. В GSL я постоянно получал письма, с вопросами об альбоме", -говорит Кей.
Он вместе с другими членами группы начали планировать ремастеринг альбома, но, когда в 2007-ом GSL перестал существовать, ребята начали искать другой лейбл, чтобы переиздать "Nervous Circuits". И выбор пал на Hydra Head Records, лейбл, известный своим вниманием к деталям и выделяющимися обложками к пластинкам и дисками.
"Их самих привлекла эта идея, и они готовы были сделать все, что мы попросим. Мы, естественно, согласились."
Сейчас Кей работает над новой группой вместе в Рокки Крейном, гитаристом его последнего проекта Year Future. По его словам, обе группы - самостоятельные образования, иные по стилю и возникшие в результате творчества the VSS.
"Изначально все создавалось как способ выразить уважение к той эстетике, которая была отвергнута и презираема хардкором того времени. Вот то, что мы пытались донести до людей."
В июне 2012 года The VSS объявили, что хотят сделать небольшой реюнион, переиздать LP, семерки и совершить концертную прогулку по Америке.
Никакой конкретики более они не объявили, так что ждём.