Garrison Fewell (Гаррисон Фьювел или Фьюел или Февел... - как кому нравиться... ) - великолепный джазовый музыкант, гитарист, композитор,
импровизатор, преподаватель музыки в знаменитом - Berklee College of Music, вдобавок - известный коллекционер вин и просто - огромной души человек -
безвреммено ушедший в 2015 году от тяжёлой болезни... Гаррисона Фьювела иногда называют Биллом Эвансом от гитары...
и вправду - его манера игры очень напоминает игру и музыкальное мышление Билла Эванса...
- как писал его большой друг -
Stephen Keogh -
"Гаррисон Фьювел был великим музыкантом, и и даже больше - нежели просто музыкантом. Он выступал по всему миру со многими великими людьми.
Он выучил несметное количество студентов игре гитаре и сольфеджио.
Его доброта и позитивный дух пронизывал все, чем он занимался, будь то учить или играя концерт,
отводя свой под дом концерты, или проектирование и почерк каждой отдельной обложки компакт-диска.
Его терпение было огромно со своими учениками, а иногда даже со своими коллегами.
В сложных и иногда хитроумный ситуации, в туре он был миротворцем. Он был большим другом.
Несмотря на то, что его болезнь была известна о всем, будучи поставлен диагноз рака в декабре 2013 года,
для всех стало шоком, когда пришло известие о его смерти.
Его всегда будет не хватать - так много была его музыка и его присутствие.
«Пламя лучше всего видно в темноте»
Дорогие друзья! 14 октября 1953 года родился гитарист, которого называют «Билом Эвансом гитары», Garrison Fewell.
Этот удивительный музыкант относился к успеху, скажем, несколько по–философски. Пат Мартино, его учитель, заметил как–то Гаррисону,
что не очень–то стоит стремиться к быстрой известности, и посоветовал ему руководствоваться пословицей дзэн–буддизма «пламя лучше всего видно в темноте».
А для того, чтобы его действительно стало видно, нужно дать ему время разгореться. Есть красота яркая, контрастная, а есть скрытая, незаметная на броском фоне.
Вот её–то и исповедовал Фьюэлл, запомнивший слова своего учителя.
Гаррисон учился в 60–х годах в Филадельфии, а его отец, считая, что лучшей жизненной практикой для сына будут путешествия,
после окончания им института дал ему денег на долговременную поездку по Азии и Среднему Востоку. Гаррисон объездил Турцию,
Иран, Афганистан, Израиль, горы Гиндукуша, побывал в Пакистане и Индии, проехал по маршруту легендарного Великого Шелкового пути.
Везде он набирался опыта, чтобы узнать что–то новое о музыке этих стран, поиграть с местными исполнителями, и позже отражал в своих сочинениях.
В 1973 году он поступил в колледж Беркли в Бостоне. Тогда он играл в основном блюзовую музыку и рэгтаймы.
Как он сам говорил тогда: «Первые джазовые пластинки, которые я купил, поступив в Беркли, были «Where Would I Be» Джима Холла и «The Visit» Пата Мартино.
Они помогли мне определить мою концепцию гитарного звучания — в особенности глубина и насыщенность гитары Мартино".
После окончания колледжа Гаррисон продолжил учиться: он считал, что качество игры определяется не скоростью пальцев гитариста, а количеством и качеством его музыкальных идей. Учителями музыканта были Ленни Брю (Lenny Breau) и недавний кумир — Пат Мартино — музыкант и мистик одновременно. Его стиль обучения был довольно прост и доступен: демонстрировать ученику процесс создания музыки без всяких подробных пояснений. Такой метод, предполагающий ко всему прочему уже известную предварительную подготовку, развивает интуитивное чувство композиции. Фьюэлл волей–неволей должен был угадывать ход мыслей Мартино, подстраиваться под них и пытаться понять, что движет им и почему результат этот зачастую так далек от тех академических образцов, которые ему преподносили в колледже. Основным принципом, усвоенным молодым гитаристом в процессе своего превращения в профессионала, стало осознание того, что совершенствоваться и искать новое можно, да и нужно, постоянно.
Нужно отметить, что Гаррисон даже слишком хорошо усвоил этот урок, поэтому он с большой неохотой «выпускал в свет» свой первый альбом, считая, что тот недостаточным образом «доведен до ума». Такого рода опасения оказались напрасными: в 1993 году альбом «A Blue Deeper Than The Blue» сразу же был отмечен как лучший джазовый альбом года в самом Бостоне, лучшая запись года в чартах журнала «Coda» и вошел в десятку всеамериканского опроса «Десять лучших джазовых альбомов года», проводимого агентством «United Press International». Да и следующие два диска тоже не остались незамеченными. Как писал про альбом «Are You Afraid Of The Dark» менеджер нью-йоркского клуба «Blue Note», где вживую записывались все его пьесы, «живая запись с магическим саундом, который сразу понравился слушателям».
Третий его альбом, вышедший в 1997 году, называется «Reflection Of A Clear Moon» («Отражение ясной луны»). Записан он был в Будапеште дуэтом с пианистом Ласло Гардони во время европейского тура. В этом альбоме еще яснее прослеживается философское настроение гитариста.
До самой смерти, в 2015 году, он со своим квартетом выступал на самых различных международных джазовых фестивалях, а его гастрольный опыт включает концертные туры с Tal Farlow, Benny Golson, Fred Hersch, Herbie Hancock, George Cables, Don Friedman, Jim McNeely, Hal Galper, Larry Coryell, Buster Williams, Cecil McBee, Cameron Brown, Steve LaSpina, Billy Hart, Kenny Wheeler, Tim Hagans, Dusko Goykovich, Cecil Bridgewater, Billy Harper, John Tchicai, Steve Swell, Roy Campbell, Jr., Khan Jamal, Norma Winstone и другими музыкантами.
Использованы материалы статьи Евгения Долгих "Jazz-квадрат".
garrisonfewell.com