Полное имя-Жан-Батист Фредерик Исидор Тильманс
Дата рождения-29 апреля 1922 (88 лет)
Место рождения-Брюссель, Бельгия
Страна-США
Профессии-губная гармоника
гитара
художественный свист
Жанры-джаз
Барон Жан-Батист Фредерик Исидор Тильманс
(род. 29 апр. 1922 г., Брюссель, Бельгия)
по прозвищу Тутс — бельгийский джазовый музыкант,
гитарист, известный своими игрой на губной гармонике
и художественным свистом. Считается одним из крупнейших
мастеров игры на губной гармонике XX века.
Творческий путь
Тильманс начинал как гитарист. В 1949 г. в Париже он принял участие в джем-сешне вместе с Сидни Беше, Чарли Паркером, Майлзом Дэвисом, Максом Роучем. В 1949 и 1950 годах он участвовал в европейских турне Бенни Гудмена, осуществив в Париже свою первую запись вместе с товарищем по оркестру, саксофонистом Зутом Симсом. В 1951 г. ездил в турне с бельгийским артистом Боббеяном Схупеном.
В 1952 г. Тильманс переехал в Соединённые Штаты, где работал с Чарли Паркером, Майлзом Дэвисом и Диной Уошингтон. Он играл и записывался с музыкантами такого разряда, как Элла Фицджеральд, Джако Пасториус, Пегги Ли, квинтет Джорджа Ширинга, Куинси Джонс, Оскар Питерсон, Билл Эванс, Пол Саймон, Билли Джоэл, «Хэппенингс», Аструд Жилберту, Шерли Хорн, Элис Режина и другие.
Тутс Тильманс — автор джазового стандарта «Блюзетт», где он использовал унисонное звучание свиста и гитары. Впервые записанная Тутсом в 1962 г. с текстом Нормана Гимбела, песня снискала крупный успех сразу нескольким певцам по всему миру, и впоследствии была многократно перезаписана и переиздана автором в различных студийных и концертных исполнениях. Фирменную игру Тутса также можно услышать в музыке к фильмам Полуночный ковбой, Жан де Флоретт, Шугарлендский экспресс, Якудза, Турецкие наслаждения, Побег, Французский поцелуй, Dunderklumpen (также озвучание одного из персонажей), Том и Томас, а также во многих телепрограммах, напр., «Улица Сезам». Его свист и гармошку можно услышать в рекламных роликах «Олд спайс», идущих в эфир многие годы.
В восьмидесятых годах Тильманс выступал с бас-гитаристом, композитором и лидером группы Джако Пасториусом в различных составах от дуэта до «мини-биг-бэнда» на альбоме «Word of Mouth». В 1983 г. участвовал в записи альбома Билли Джоэла «An Innocent Man»; его фирменная гармошка звучит в песне «Leave a Tender Moment Alone». Годом спустя, он появился на записи Джулиана Леннона «Too Late for Goodbyes» с альбома «Valotte». И «An Innocent Man», и «Valotte» были спродюсированы Филом Рамоне. В 1984 г. он записался для альбома Билли Экстейна «I Am a Singer». В девяностых Тильманс вступал в проекты, связанные с этнической музыкой. В 1998 г. он выпустил альбом во французской эстетике под названием «Chez Toots» (игра слов: фр. «chez tous» звучит идентично), включивший франкоязычную версию «The Windmills of Your Mind» в исполнении приглашённого вокалиста Джонни Матиса. Этот диск по-прежнему хорошо продаётся.
Наиболее значительные работы:
The Sound (1955, Columbia)
Man Bites Harmonica (1958, Riverside)
Only Trust Your Heart (1988, Concord)
Footprints (1991, Universal)
The Brasil Project (1992, BMG)
The Brasil Project vol 2. (1993, BMG)
Compact Jazz (1993, Verve)
East Coast, West Coast (1994, Private)
Aquarela do Brasil (1995, Universal)
Chez Toots (1998, Windham Hill)
The Live Takes, volume 1 (2000, Quetzal)
Hard to Say Goodbye, the very best of Toots Thielemans (2000, Universal)
Toots Thielemans & Kenny Werner (2001, Universal)
One More for the Road (2006, Verve)
Оскар Питерсон - Live at the North Sea Jazz Festival, 1980, (1980, Pablo)
Помимо известности в качестве состоявшегося музыканта, он любим за свою скромность и лёгкость в поведении. В родной Бельгии он также известен тем, что называет себя «уличным парнем» на старобрюссельском сленге. Он получил единую почётную докторскую степень обоих Брюссельских свободных университетов, а в 2001 г. возведён в бароны королём Альбертом II. В 2005 г. был номинирован на звание величайшего бельгийца в соответствующем телешоу. Во фландрийской версии он занял двадцатое, а в валлонской — сорок четвёртое место. В октябре 2008 г. удостоен высшей джазовой награды США — «Джаз мастер» агентства NEA. 23 января 2009 г. выступил с Филипом Катрином на праздновании столетия со дня рождения Джанго Рейнхардта.
Влияние в исусстве
Тильманс, должно быть, оказал значительное воздействие на «Битлз» (в частности, на Джона Леннона) во время безвестного периода становления группы. В 1959 г. Леннон, выступая в немецком Гамбурге в составе ещё никому не известных «Битлз», порой заходил в клуб (иногда с Харрисоном «на буксире»), в котором выступал Тутс в составе квинтета Джорджа Ширинга. Леннон, безусловно, был очарован игрой Тутса, а также его гитарными предпочтениями: Тутс играл на американском короткомензурном «Рикенбэкере».
Основываясь на услышанном, Леннон принял решение приобрести ольховый цвета «элдергло» «Рик 325 Капри» о трёх звучках и с коротким грифом, о чём Джордж Харрисон расскажет через многие годы. Эта знаменитая гитара, произведя культ, превратилась в своего рода «Святой Грааль» всех гитар. Леннон многократно вносил в неё доработки, включая перекраску в чёрный цвет «джетгло» в сентябре 1962 г., однако это именно та гитара, на которой он в 1964 г. играл в составе «Битлз» на судьбоносных первом и третьем выступлениях в шоу Эда Салливана. Существует даже снимок, на котором Тильманс запечатлён на выставке «Рикенбэкер» с той самой гитарой, которая впоследствии будет принадлежать Леннону.
Personnel includes:
Toots Thielemans (harmonica);
Edu Lobo, Milton Nascimento (vocals);
John Clark (French horn, hornette);
Mark Isham (trumpet)
Eliane Elias (piano)
Mike Lang, Dave Grusin (keyboards)
Gilson Peranzzetta, Ivan Lins (keyboards)
Ivan Lins (keyboards, vocals)
Joao Bosco, Djavan, Dori Caymmi (guitar, vocals)
Lee Ritenour, Oscar Castro-Neves, Luis Bonfa (guitar)
Eugene Friesen (cello)
Luiz Bonfa, Dori Caymmi, Gilberto Gil, Caetano Veloso, Joao Bosco, Capinan (violao)
Brian Bromberg, Marc Johnson, Jamil Joanes (bass)
Steve Schaeffer, Teo Lima (drums)
Cassio Duarte, Bira Hawal, Paulinho Da Costa (percussion)