Информация взята из комментариев к скриншоту с моей странички в контакте (
вот ссылка)
"Итак, что у нас тут. Прошло четыре месяца. Я начинал монтаж Iris, но из-за отсутствия свободного времени и свежей головы сделал полторы песни и отложил всё до новогодних каникул...
На скриншоте видно, что монтаж закончен. Сейчас запущен долгий процесс рендеринга всего, завтра с готовым роликом я поеду к брату и посмотрю всё это на большом мониторе. Найденные косяки исправлю и снова отрендерю. Плюс добавлю титры.
Техническая информация:
снималось всё на две камеры. Вася стоял с HDV-камерой (разрешение 1440x1080 с соотношением пикселя 1.333, 50 кадров в секунду, интерлейс) на балкончике, снимал всё со штатива. Я же стоял справа от сцены, под конец решил размять ноги и бегал по клубу с AVCHD-камерой (разрешение 1920x1080, квадратный пиксель, 50 кадров в секунду, интерлейс). Звук отдельно не писался, поэтому за основной звук было решено взять дорожку с Васиной камеры, благо расположение было вплотную к пульту звуковика и камера совершала минимальные движения.
Ещё был парень Паша, который снимал всё тоже на что-то HD-шное по другую сторону от пульта. Но договориться о получении записи с ним не удалось. Наверно, так оно и лучше.
Монтировал всё, как и прежде, в Вегасе. К тому моменту появилась десятая версия, в которой я не обнаружил одного неприятного глюка, чему был обрадован! Изначально я решил проект делать в разрешении 1280x720, так как большими мониками большинство из нас не обзавелось, а так как я предвидел, что придётся в каждой сцене брать не полный кадр, а только часть его, никакого смысла в Full-HD не видел.
К счастью, на работе компьютер не потянул такой тяжеловесный проект. К счастью, потому что там получилась бы полная херь: меня каждую минуту бы отвлекали, а отсутствие профессиональных мониторов, как дисплеев так и акустических, внесло бы свои погрешности и в не без того посредственные исходники.
Загрузив и выровняв дорожки в Вегасе я понял, что для работы придётся их ещё раз переконвертировать, ибо:
- они обе интерлейсные
- при съёмках с рук картинка дрожит
- одна камера разделила всю запись на две части, сделав между ними паузу в несколько кадров (круто повезло, что это пришлось аккурат на момент между песнями)
- в том формате, в котором сохранили камеры, тормозит даже предпросмотр
И вот что я сделал:
- видео, снятое с рук и порезанное камерой на две части, пересохранил Вегасом в беспотерьный файл одним куском (50 гигов вышло), засунул в VirtualDub и прошёлся плагином Deshaker (естественно, настроенным), который сгладил все рывки камеры и на выходе сделал такой же большой файл. Ох сколько работы он мне прибавил, на самом деле!
- оставив тяжёлый файл для финального рендеринга, сделал ещё один, со сжатием с потерями. В итоге вышел пятигиговый не помню уже что, то ли avc, то ли mpeg2, фиговенького качества, который очень шустро бегал в Вегасе.
- видео, снятое со штатива (там где пиксель неквадратный) деинтерлейсил и привёл к нормальному разрешению 1920x1080 с квадратным пикселем самим Вегасом и сохранил как lossless-файл, тоже 50 гигов
- и сделал "лёгкую" версию для монтажа
Затем началась работа над звуком. Второй раз я решил этот вопрос в начале, а не в конце работы. Ибо, слыша звук десятки часов в процессе работы, можешь параллельно доводить его до ума. Я уже говорил, что звук взял с Васиной записи. Хоть он звучал и лучше всех фанатских записей, выложенных на ютуб, вместе взятых, всё же он был дерьмовым. Да-да. День или два я пытался сделать его более приятным на слух. Вырезал резонирующие частоты, часами сидел перед мониторами и в наушниках, подправляя эквалайзер, потом понял, что уши привыкли к неправильному балансу, и исправление панорамы я делал уже "по приборам" - смотрел исключительно на волюметры и крутил ручку L-R.
Потом мне что-то ударило в голову и я решил сделать звук четырёхканальным, чтобы "передать атомсферу" зала... не, просто ради эксперимента. За дополнительные surround-каналы взял звук, что записала камера, на которую я снимал (нет, ни в коем случае не тот же звук, что в передних, кинутых в surround с задержкой и понижением громкости, плюс эхо. Никогда не делайте так! Это идиотизм!). Плюс в этом то, что мне слышны были другие, скажем, аплодисменты, чем человеку, стоящему на балкончике. И это действительно привносило интересные ощущения при просмотре! Но звук оказался тоже бубнящим и пердящим, и с ним так же я синл часами, пропуская через эквалайзеры и эквалайзеры. Была, правда, неприятная штука: видимо, от повышенного шума микрофоны иногда клинило, и в записи появлялся ТРЕСК. Очень громкий и противный. Но прямо в комплекте Вегаса я нашёл плагин, который убирает там всякие резкие всплески амплитут, скажем там, с записи с винила. Выставив его на максимум, без заметных искажений полезного сигнала, все короткие трески улетучились! Не знаю уж, как он работает, но всё получилось гладко и чисто. Правда, остались длинные по продолжительности трески, с ними никакой плагин бы не справился, и я просто забил на них.
Ещё косяк, который остался на записи - это клиппинг всего и вся в левом канале в особо громких "бум-бум", записанных на Васину камеру. Это, конечно, тоже ничем не вырежешь и никуда не денешь.
Вот, со звуком всё. Теперь о видео.
Был раздосадован, так как отснятый материал получился качества далёкого от того, что я ожидал. Я, конечно, расчитывал, что у нас будет запись ещё с одной камеры, но всё обломилось, поэтому я решил исправлять каждый косяк диким монтажом. И первые полторы песни, что я сделал ещё в том году, им изобиловали: постоянные переходы от одной сцены к другой, потом обратно, потом опять туда. "Имитация" нескольких камер, используя картинку с одной (к прмеру, в моментах, где музыканты расположены далеко друг от друга, я накладывал друг на друга приближенные части кадра с каждым из них). Но одна опытная девушка Кристина сказала, что всё это говно и курам на смех, и, сделав уже всё до конца, я пересмотрел старую работу, ужаснулся и всё переделал уже с новым видением.
Незабываемый геморрой мне подарил плагин Deshaker. Призванный сглаживать резкие перемещения камеры, делая картинку похожей на использование стедикама (гы-гы!), он сглаживал не только мелкую дрожь рук, но и тупо перемещение кадра от одного музыканта к другому и банальный зум! Из-за чего каждое движение кадра сопровождалось появлением чёрных полос по краям экрана: небольших при лёгкой тряске и огромных при резких поворотах и зуме. И мне приходилось вручную, в каждой долбанной сцене, изменять размеры результирующего кадра, чтобы не дай бог чёрная полоска вылезла на экран, да ещё так, чтобы картинка от моих манипуляций не дёргалась! Короче, веселья хватало!
Как ни странно, монтаж занял несколько дней. Он не был похож на то, что я представлял себе месяц назад, не был похож на тизер Closer to real, который я сваял за полчаса через пару дней после концерта и выложил в инет. Повторюсь: пришлось всё переделать, что начато было до этого.
Изначально хотелось просто выцепить интересные моменты, заснятые каждой камерой: "О, тут я поймал басиста, о, а там классный аккорд делает гитарист, о, а тут солист круто так руками разводит, и в фокусе получилось сразу с обоих камер, надо всё объединить". Потом мне вставили мозги на место, и дальнейшая работа была нацелена уже не на сохранение каждого удачного кадра, а на создание видеоряда для беззапаривательного просмотра зрителем.
Закончив видео пришло время заменять рабочие "лёгкие" исходники на тяжёлые lossless пятидесятигиговые файлы. Картинка преобразилась - я удивился! Ещё дабы сделать ощущение, будто снималось всё на более дорогие камеры (не для понта - так лучше смотреться будет) чуть-чуть сузил диапазон освещённости, из-за чего слабые шумы, появляющиеся на пороге тёмно-тёмно серых и самых светных тонов исчезли. И, посмотрев на это всё, я залез в настройки проекта и повысил разрешение до 1920x1080 (перечитываем первое сообщение - вначале хотел делать 1280x720).
Заменив видеодорожки, пропал звук, потому что он шёл вместе с видео. Дело в том, что в тупом Вегасе нет возможности взять и изменить источник. Но есть ухищрение: к примеру, у нас есть файл video1.avi, которое весит не много и подходит для работы с ним. Но для сохранения конечного видео надо использовать исходник более лучшего качества, а он у нас лежит в файле video2.avi. Делаем так: сохраняем проект и закрываем Вегас. Переименовывем video1.avi во что-нибудь. Запускаем Вегас и открываем последний проект. Он ругается, что файл video1.avi не найден, и предлагает забить болт на него или указать его месторасположение. И указываем ему video2.avi, который по разрешению и длительности такой же, просто весит в 10 раз больше и качества получше. Этот файл подгружается и благополучно служит нашим целям!
Так вот, убрав рабочие файлы, с которыми шли аудиодорожки, я лишился аудио, поэтому вернулся к проекту, где всё было ещё со звуком, и сохранил каждую дорожку в отдельный файл (48 kHz, 16 bit, PCM audio), вырубив предварительно все налепленные плагины-фигагины и вернув громкость по умолчанию. Подменив видеодофайлы я подгрузил звук из сохранённых WAV'ок, включил все улучшайзеры. Проверил - работает.
Так вот, сейчас на Большом компе сохраняется всё моё видео в H.264, со стереозвуком (передние каналы). Квадрофонический звук я сохраню отдельной дорожкой (AC3?), а когда разберусь с контейнером MKV, засуну всё в один файл.
Ипануцца!"