Лидер питерской группы «Торба-на-Круче» (
www.torba.ru) Макс Иванов подчеркивает, что ударение в его фамилии надо делать на втором слоге — как и в случае с известным русским поэтом-символистом Вячеславом Ивановым. Макс тоже не чужд романтики, пусть и не серебряного, а электронного века — его слог весьма изыскан и аллегоричен, а в музыке чувствуется некий чувственный надлом и трогательная взволнованность. Однако в этом в не меньшей степени повинен брит-поп, который «Торба-на-Круче» одной из первых в России взяла на вооружение. Обновленный вариант второго альбома «Торбы-на-Круче» — «Час времени» — представил новые песни наряду с уже хорошо знакомыми старыми композициями («Фонарик», «Зима», «Поговори со мной», «Здравствуй, проходи»). Таким образом, поклонникам не пришлось ждать очередного номерного диска, чтобы услышать уже звучащие по радио свежие хиты.
«Сансара» (
www.sansara.ru) появилась на свет в Екатеринбурге, родине уральского рока. А отцы уральского рока — это, как известно, «Чайф». Лидер «Чайфа» Владимир Шахрин сразу заприметил молодых талантливых земляков, предложил им поддержку и даже выступил продюсером их дебютной «полнометражки». А на третьем диске — «Зверобой» — отцы и дети исполняют дуэтом песню В. Шахрина «Я видел металл...» — нет, не о трудной шахтерской доле, а о расставании с идеалами юности. Впрочем, «среднерусское» происхождение не помешало «Сансаре» впитать в свою музыку влияния со всего мира — от классики отечественного рока до брит-попа, пост-панка и электронной психоделии. На каждом альбоме группа обновляет свой стиль, экспериментирует с саундом и сценическим имиджем. Одно остается неизменным — очаровательный картавящий вокал Александра Лебедева, автора песен и стихов, обладателя лучезарной открытой улыбки и рыжей шевелюры.
Расставание с культовыми «Ночными снайперами» положило начало сольной карьере Светланы Сургановой (
www.surganova.su). Подобно Андрею Макаревичу, она решила поэкспериментировать с нетрадиционными для рока составами и собрала свой «Оркестр», пригласив к совместной работе суперпрофессиональную латино-группу «Север Комбо». Первый альбом «Неужели не я» (2003) удивил слушателя некоторой салонностью и стилевой эклектичностью: шансон, босса-нова и частушки, саксофон, балалайка и электроника, — все было смешано в пестрый и изысканный коктейль. Диск «Возлюбленная Шопена» (2005) более типичен для рока по саунду, но при этом выдержанно-концептуален: его музыкально-драматургическое единство (подчеркнутое соединяющими треки фортепианными интерлюдиями) и художественная сложность оказались для отечественного поп-рока явлениями фактически революционными. Тем не менее хиты в этом альбоме тоже есть, и радиоэфир тому подтверждение. Так что Светлана Сурганова вполне нашла себя в свободном плавании по волнам российского шоу-бизнеса. Единственное, о чем могут сожалеть ее поклонники, — это о том, что Света так редко играет сейчас на скрипке.
Группу «Л.О.М.О.» (
www.lomo1.ru) называют одним из самых впечатляющих дебютов 2004 года. Однако история команды началась гораздо раньше, в их родном Усть-Каменогорске, где пауэр-трио (гитара, барабаны, бас/вокал) записало три альбома и достигло вершин местной популярности. Далее ребята решили круто изменить свою судьбу: переехали в Москву, собрали собственную студию и фактически начали все с нуля, добравшись в итоге до «Нашествия» и выпуска альбома на столичном лейбле. Группа исполняет качественную тяжелую альтернативу с примесью электроники. Хит «Этажи» уже хорошо знаком многим, но в piano version он выходит на сборнике впервые.
Русскому парню с баяном Федору Чистякову (
www.fedor-chistyakov.ru) не надо мазать лицо гуталином, чтобы сойти за негра, пусть даже и кубинского. Ибо то, что он играет и поет, — и есть по сути своей блюз. Чистяков совмещает в рамках одной программы традиционные джазовые мелодии 30-х годов, советскую лирику военных лет, бразильские и аргентинские танцы, детские песенки и блюзовые «запилы» — и получается это органично, неординарно и, главное, от души. Не успел еще радиоэфир прийти в себя от мегахита «Ондатр» (одноименный альбом 2003 года), как уходивший в творческое подполье Федор выдал новый диск «Блюз кубинского негра». В его записи участвовали хорошо знакомые нам молодые блюзмены из группы «Станция мир», а многие уже известные по предыдущим пластинкам (и не только) песни зазвучали еще более мощно, энергично и оттяжно.
Записать альбом с джазовыми музыкантами — детская мечта Андрея Макаревича (
www.makar.info), которая воплотилась летом 2002 года, когда и появился «Оркестр креольского танго». На дебютном диске «И т.д.» прозвучали новые песни Андрея, которые по тем или иным причинам не вошли в альбом «Машины времени»; вторая пластинка «Тонкий шрам на любимой попе» состояла из сочинений любимого Макаревичем Марка Фрейдкина. За два с половиной года «ОКТ» стал одним из наиболее востребованных российских джазовых коллективов. Поэтому запись концертного альбома, состоявшаяся 5 мая 2004 года в московском «Ле Клубе», была вполне логичным шагом. «Я думал об этом с самого начала, с момента создания «Оркестра», — рассказывает Андрей Макаревич. — Когда столкнулся с джазовыми музыкантами, мне очень понравилось, что они настолько друг друга чувствуют, настолько свободно себя ощущают в музыке, что импровизируют постоянно. А когда музыкант импровизирует, создается ощущение, что он играет это впервые. Мне хотелось записать концертную пластинку, во-первых, чтобы передать это состояние, а во-вторых, чтобы показать разницу между студийным и концертным вариантом». Тесная, непосредственная связь исполнителей со слушателем получила отражение в названии альбома — «От меня к тебе».
«Истинный новый романтик» Павел Кашин (
www.kashin.ru) поет песни о любви и разлуке, о времени, о жизни и о себе. Оказывается, галантность, искренность и интеллигентность в наше жестокое время все еще в цене, а культ Прекрасной Дамы не способны отменить даже реалити-шоу с их леденящим душу цинизмом. Павлу Кашину стоило бы родиться в XIX веке — в изысканных гостиных его сонеты и романсы звучали бы куда органичнее. Но и на стыке новейших времён рафинированная лирика Павла вызывает горячий слушательский отклик, она врачует душевные раны, дарит тепло, дает шанс стать чуточку лучше и светлее. Альбом «Десятка» (песня из которого вошла в наш сборник) стал не только юбилейным, но и поворотным в дискографии Кашина. Из тайного кумира для избранных Павел превратился во всеобщего любимца, а сольные концерты в больших залах и радиоротации стали лучшим подтверждением его несомненного таланта.
«Счастье» — пятый альбом питерской группы «Мультфильмы» (
www.multfilmy.ru) и первая по-настоящему взрослая, самостоятельная их работа. Записанная без помощи сторонних саундпродюсеров, пластинка звучит на удивление свежо, уравновешенно и разнообразно. Музыканты сделали заметный крен в сторону электроники, а также использовали в записи такие новые для себя инструменты, как саксофон и ситар. «У меня в личной жизни произошли большие изменения, и это достаточно чётко прослеживается на альбоме», — откровенничает лидер группы Егор Тимофеев. Думается, эти изменения — к лучшему, иначе альбом не получился бы таким счастливым и полным любви.
Как верно подмечено, после весны 99-го всякой рок-певице придется смириться с тем, что ее с кем-то сравнивают. А уж после того, как должность девочки-скандала стала вакантной, аналогий точно избежать не удастся. Особенно для такой в высшей степени эпатажной особы, как Мара (
www.maramusic.ru), чей дебютный альбом «Откровенность» шокировал публику своей сексуальной раскрепощенностью и необузданной эмоциональностью. На самом деле «Мара» — это группа, солистка которой поет и пишет песни столько, сколько помнит саму себя. Старт проекту дало знакомство с продюсером Дмитрием Гройсманом, а перед широкой публикой Мара впервые выступила на «Нашествии-2003» в эфире «Нашего радио». Песня «Angel Schlesser» вошла во второй альбом Мары «220V» и стала радиохитом.
Питерскую группу «Кукрыниксы» (
www.kukry.ru) часто сравнивают с ее «большим братом» «Королем и шутом», однако команда давно уже стала совершенно самостоятельной. С Михаилом «Горшком» Горшенёвым лидер «Кукрыниксов» Алексей «Ягода» Горшенёв, кстати, не так давно объединился в составе «Рок-Группы» — собранного Юрием Шевчуком отряда бойцов с попсой. Действительно, панк-роковые «Кукрыниксы» никак не упрекнешь в пристрастии к «легкому жанру», хотя запоминающийся мелодизм им, безусловно, присущ. Каждый год «Кукрыниксы» стараются порадовать поклонников новым альбомом (в наш сборник вошел хит из прошлогоднего диска «Фавориты солнца»), а между делом Лёша Горшенёв успевает писать рассказы, которые выкладывает на сайте группы.
Услышав питерскую группу «4ехов» (
www.4ehov.ru), Антон Павлович вряд ли пришел бы в восторг, но вот молодому поколению она вполне по вкусу. Ядреная смесь регги, шансона и хауса с провокационными текстами и ёрническим вокалом не оставляет равнодушным никого, кто прослушает до конца хотя бы одну композицию. Эмир Кустурица, концерт которого в Петербурге открывал «4ехов», говорят, тоже увидел в этих ребятах родственную душу. Свою дискографию коллектив начал альбомом «The Best» — зачем мелочиться, когда хороших песен накопилось так много? «Это первая и, возможно, единственная моя пластинка, — рассказывает лидер коллектива Павел Евлахов. — Искренне надеюсь, что она понравится слушателям».
Не так много девушек играют на бас-гитаре и при этом еще и поют. Даша Давыдова, она же ЖЖ-юзер poreva, не только играет и поет, но еще и сочиняет песни для своей группы «Плед» (
www.pledmusic.ru), у которой уже вышло два альбома. Среди любимых команд Даша называет Hole, Sonic Youth, Babes in Toyland, Elastica и Breeders, а стилистику совей группы определяет как «инди-рокапопс». Очаровательный и веселый хит «Волосатые ляжки» поклонники Давыдовой полюбили еще за несколько лет до выхода на диске (как и скандальную песню «E&E», побившую рекорды скачиваний в Интернете), хотя на самом деле творчество «Пледа» не ограничивается эпатажем — это острый и ироничный взгляд молодой женщины на «мужской» мир и вообще на окружающую действительность.
Подготовила Елена САВИЦКАЯ
(по материалам веб-сайтов групп и
www.nikitinrecords.ru)