Соуми: новый африканский джазИсточник: http://soloneba.com/somi-new-african-jazz/«Одни считают меня африканской, но не джазовой исполнительницей. Другие полагают, что я джазовая певица, черпающая вдохновение в африканской музыке. Но меня абсолютно не заботит жанр. Главным критерием для меня является искренность в моих песнях…»
СоумиМузыка американской певицы африканского происхождения Соуми с самого начала ее карьеры вырвалась за пределы стилистических категорий. Она по наитию использует в своем творчестве те или иные жанровые элементы, будь то джаз, соул, лаунж или R&B, просто потому, что они идеально вписываются в ее концепцию исполнения.
Лаура Кабасоуми Какома, или просто Соуми, родилась в американском городе Шампейн, штат Иллинойс, а ее родители родом из Руанды и Уганды. Когда Соуми было три года, отец девочки поступил на работу во Всемирную организацию здравоохранения и семья переехала в Замбию. Несколько лет спустя он получил должность на факультете Иллинойского университета в Урбане-Шампейне и семейство снова вернулось в Америку. Как и многие дети иммигрантов в Соединенных Штатах, Соуми росла, слушая традиционные мелодии с родины своих родителей вперемешку с американской музыкой. Мать Соуми не была профессиональной певицей, но она обладала красивым голосом и бережно хранила в памяти множество угандских народных песен, которые часто пела дочери. При этом она не меньше любила и поп-музыку 1950-1960-х, поэтому в доме постоянно звучали песни Элвиса Пресли и Перри Комо. Отец Соуми предпочитал этническую музыку и регги, нередко слушая, например, записи группы пигмеев из центральной Африки. Сама исполнительница вспоминает, что в детстве с друзьями каждое воскресенье после церкви с удовольствием пересматривала «Звуки музыки». «Благодаря Джули Эндрюс я мечтала стать певицей», — признается Соуми. Важной частью ее детства стала и западная классическая музыка. Соуми начала играть на виолончели, когда ей было восемь, и постоянно слушала радиостанцию классической музыки.
Несмотря на мечты, поначалу Соуми не думала, что музыка – это жизнеспособный вариант карьеры. После средней школы она окончила факультет антропологии и африканских исследований в Университете штата Иллинойс, а позднее получила степень магистра в области сценического мастерства в Школе искусств Тиша при Нью-Йоркском университете. В африканской культуре песня является частью повседневного быта, но для ребенка из семьи иммигрантов в Штатах выбрать музыку своей профессией — это очень смелое решение. «Я выросла типичным представителем американского среднего запада, при этом пытаясь осознать свою национально-культурную специфику и возродить связь с Африкой, – говорит Соуми. – В конце концов, я приняла как должное привилегию быть американкой африканского происхождения. Это переосмысление помогло мне решить, чем именно я хочу заниматься. И музыка стала очевидным выбором». Определившись с жизненным призванием, Соуми начала исполнять джазовые стандарты, создавая собственный стиль, который сама она окрестила «новый африканский джаз».
Дебютный альбом Соуми под названием Eternal Motive вышел в свет в 2003 году на лейбле SanaaHouse Productions. Если углубляться в сравнения, то жанрово диск балансирует на грани между стилистикой Дайан Ривз, Ниной Симон, Леттой Мбулу и поздними работами Ди Ди Бриджуотер. Ее следующая полновесная работа Red Soil in My Eyes появилась в 2007 году. Сингл из альбома «Ingele», исполненный на одном из африканских диалектов, надолго обосновался в чарте World Music еженедельника Billboard, добравшись в итоге до лучшей десятки. В записи диска принимали участие западноафриканский джазовый гитарист Лионель Луэке, трубач Джереми Пелт и джазовый пианист Тору Додо.
«Со временем я стала больше работать с джазовыми музыкантами, чем с исполнителями соула и R&B, — признается Соуми. – Мне безумно нравится открытость джазового сообщества. Здесь можно постоянно импровизировать, будучи частью ансамбля. Я многому научилась у джазовых музыкантов, с которыми имела удовольствие сотрудничать. Состояние непрерывной импровизации может быть очень комфортным. Джаз стал для меня уютным пристанищем. Это здорово, когда тебя окружают искусные импровизаторы. Я получила классическую музыкальную подготовку и привыкла играть строго по нотам. А поближе познакомившись с джазом, ощутила настоящую музыкальную свободу. К тому же импровизация дает неисчерпаемые возможности маневрировать между западными и африканскими жанрами».
После гастролей по США, Европе и Африке, Соуми вернулась в Штаты и подписала контракт с инди-лейблом ObliqSound, на котором в 2009-м вышел в свет ее третий альбом If the Rains Come First, дебютировавший на второй позиции в Billboard World Chart. Песни для этого диска Соуми написала сама и некоторые из композиций исполнила на суахили и угандских диалектах. В работе над альбомом певице помогали Тору Додо, нью-йоркский гитарист Дэвид Гилмор и ее давний наставник — легендарный южно-африканский трубач Хью Масекела.
В 2011 году на лейбле Palmetto Records Соуми выпустила свой первый концертный альбом Live at Jazz Standard, на котором запечатлена запись ее шоу в престижном джазовом клубе Нью-Йорка. Американский журнал JazzTimes охарактеризовал живые выступления Соуми как «бесстрашное прямодушие Нины Симон смешанное с красотой вокала Дайан Ривз», а еженедельник Billboard, не скупясь на определения, назвал певицу «элегантной, трепетной и пленительной».
Почти сразу после концертного релиза Соуми на целых полтора года уехала из Соединенных Штатов в нигерийский город Лагос. Объясняя почему для своего путешествия она выбрала именно Нигерию, ведь ее предки родом из других стран, певица сказала: «Я решила отправиться в Лагос, потому что увидела много параллелей между ним и Нью-Йорком. Там так много культурной энергии! В настоящее время это крупнейший экономический центр Африки, расположенный к югу от Сахары. Здесь кипит творческая жизнь. Этот город без сомнения можно назвать культурным гигантом Африки». Когда Соуми приехала в Лагос, у нее не было конкретного плана действий. Она просто решила документировать происходящее, создавая своего рода архив, чтобы в любое время иметь возможность вернуться к нему и все хорошенько обдумать. Поэтому она везде носила с собой маленький цифровой диктофон и записывала случайные моменты: разговоры на таможне, на улицах и самые разнообразные звуки. Иными словами, она вела звуковой дневник.
В Лагосе не было культурной инфраструктуры небольших клубов, как в Нью-Йорке, поэтому Соуми тестировала свои новые композиции на нигерийской аудитории, выступая в салонах и художественных галереях, камерная обстановка которых создавала более близкий контакт с публикой. Это постепенно переросло в целый ряд концертов, на которые певица часто приглашала местных музыкантов. Для Соуми было очень важно поработать с материалом до того, как она окажется в студии звукозаписи. Поэтому она сочиняла и делилась своими песнями с публикой в Лагосе, попутно исследуя идею салонов, которую создали итальянцы еще в 14-м веке и необычайно популяризировали французы в 15-м. Как правило, хозяйками салона были выдающиеся женщины, собиравшие в интимном кружке своей гостиной величайших мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и писателей. И Соуми действительно удавалось воссоздать подобную атмосферу близости аудитории и исполнителя.
Результатом полуторагодичного пребывания в Нигерии стал новый альбом Соуми, озаглавленный The Lagos Music Salon, — уникальная, трогательная, завораживающе прекрасная и чувственная коллекция музыки без границ. Изюминкой диска стали маленькие забавные фрагменты из аудиодневника певицы, которые дают прочувствовать слушателю окружение, культуру и людей. Этот альбом, вышедший летом 2014-го на Okeh Records, дочерней компании мэйджор-лейбла Sony Music, американская газета Boston Globe, захлебываясь от восторженных эпитетов, назвала «ярким сиянием с отливом почти невозможно совершенного космополитизма». Сложно не согласиться, ведь свои композиции Соуми исполняет не только на английском, но и на нескольких африканских языках.
Конечно же, Соуми поет и романтические песни о любви, но в большинстве своем треки на The Lagos Music Salon пронизаны социально-культурной остротой текстов. В своих композициях она рассказывает о загрязнении окружающей среды, об ужасах геноцида, о судьбах женщин, которым приходится заниматься проституцией, отбеливать кожу, и о тех несчастных, что подверглись изуверскому обычаю женского обрезания. Желая отдать дань уважения Нине Симон, Соуми создала собственную версию ее классической композиции «Four Women», которую назвала «Four African Women». Это не совсем кавер-версия в традиционном понимании, скорее дополнение, несущее аудитории взгляд с другого континента. «Нина Симон с ее природной красотой, прямотой и искренностью — для меня неиссякаемый источник вдохновения, — говорит Соуми. — Я мечтала каким-то образом выразить свою признательность. Композиция Нины – это квинтэссенция судеб чернокожих женщин в США. А я разделила ее видение со своим, поведав историю о тяготах африканских женщин».
Когда Соуми впервые начала исполнять друзьям свои новые композиции, она очень переживала, что ее рассказы могут оказаться слишком тяжелыми для восприятия. «Это горькая ирония, что я танцую, веселюсь и наслаждаюсь моментом, музицируя с коллегами, но при этом пою о страданиях, — говорит Соуми. — Но Лагос именно такой. Находясь в центре этого чудесного города, ощущаешь восторг и воодушевление и в тоже время постоянно сталкиваешься лицом к лицу с мрачными реалиями бытия».
В качестве приглашенных гостей в записи The Lagos Music Salon приняли участие нигерийско-американский трубач Амброуз Акинмузир, бенинская певица Анжелик Киджо и американский рэпер Common. «Я была очень счастлива, что Анжелик Киджо согласилась стать частью моего проекта, — признается Соуми. – Это так здорово, что она добавила свой замечательный голос в защиту прав африканских женщин». Песня «Lady Revisited», которую в дуэте исполнили певицы, — еще одна дань уважения легенде. На этот раз нигерийскому музыканту и борцу за свободу, вошедшему в историю, как Фела Кути. В своей знаменитой композиции «Lady» он обращается к африканской женщине, а Соуми в «Lady Revisited» решила ему ответить. «Версию, которую я сделала, это ведь не кавер, — говорит певица. – Мне просто хотелось почтительно кивнуть Феле».
За активную гражданскую позицию Соуми часто называют современной Мириам Макеба. Подкупающие своей искренностью композиции певицы внесли свой скромный вклад в пост-геноцидное урегулирование, поспособствовав восстановлению мирных отношений в Руанде, куда она была приглашена правительством спеть перед сотнями людей на устроенном в стране культурном фестивале. Соуми также стала основательницей некоммерческой организации New Africa Live, занимающейся поддержкой современных африканских музыкантов, артистов, художников и писателей. В 2011-м она была удостоена гранта Фонда Дорис Дюк, в рамках которого певица работала вместе с франко-ливанским трубачом Ибрагимом Маалуфом. Свой совместный проект под названием La Femme («Женщины»), инспирированный недавними политическими и социальными изменениями в Северной Африке и на Ближнем Востоке, музыканты впервые представили в мае 2013 года на 19-м ежегодном джазовом фестивале Мэри Лу Уильямс, проходившем в вашингтонском Центре Кеннеди. А в 2013-м Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун попросил певицу выступить на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в ознаменование Международного дня памяти жертв рабства и трансатлантической работорговли.
Сейчас Соуми живет в Нью-Йорке и выступает перед аудиторией по всему земному шару, исполняя композиции на нескольких языках, большая часть из которых – африканские. Певица утверждает, что вдохновение к ней приходит благодаря жизненным переживаниям и осознанию того, что она — африканская женщина. Женщина, которая чтит свои корни, любит семью, поэзию и свободу. Это утверждение нашло свое отражение и в последней на сегодняшний день студийной работе певицы с символичным названием Petite Afrique («Маленькая Африка»).
Подробнее