Дептфордская трилогия
Год выпуска: 2012 г.
Автор: Дэвис Робертсон
Исполнитель: Ерисанова Ирина
Жанр: Зарубежная проза, роман
Издательство: нигде не купишь
Прочитано по изданию: СПб, Азбука - Классика, 2004
Название: Пятый персонаж
Цикл/серия: Дептфордская трилогия
Номер книги: 1
Перевод с английского: Михаила Пчелинцева
Оцифровано: alkoshmarik
Очищено: alkoshmarik
Тип аудиокниги: аудиокнига
Аудио кодек: MP3
Битрейт аудио: 96 kbps
Время звучания: 11:57:58
Описание:
Робертсон Дэвис - крупнейший канадский писатель, мастер сюжетных хитросплетений и загадок, один из лучших рассказчиков англоязычной литературы. Он попадал в шортлист Букера, под конец жизни чуть было не получил Нобелевскую премию, но, даже навеки оставшись в числе кандидатов, завоевал статус мирового классика. "Пятый персонаж" (охарактеризованный самим Джоном Фаулзом как "одна из тех редчайших книг, которой бы не повредило, будь она подлиннее") - это хроника нескольких жизней, имеющая фоном детективный сюжет, это книга о дружбе-вражде знакомых с детства людей, о тайне, завязавшей их судьбы в тугой узел. С неповторимо тонким психологизмом, используя все известные миру архетипы, Дэвис исследует феномен случайности и закономерности в судьбе трех выходцев из одного городка. Первый станет миллионером и политиком, второй - всемирно известным фокусником, третий - историком и агиографом. Одному из них суждено погибнуть при загадочных обстоятельствах, двум другим - разгадывать загадку.
На этот роман крайне сложно написать внятный и при том развернутый отзыв, слишком велика для этого концентрация событий. Поддавшись желанию рассказать о произведении хоть что-нибудь, легко впасть в грех непозволительного многословия, чтобы с изумлением обнаружить впоследствии, что ты пытаешься переписать сам роман. Да, лучшим отзывом на роман будет он сам, но, подумав, я вынужден был отказаться от заметки в духе иллюзорных критиков и ограничиться лишь краткой информацией о произведении.
Первое произведение Дептфордской трилогии связано с жизнью Данстана Рамзи, историка, агиографа и просто неординарного человека, играющего в этой книге роль Рассказчика. Внешне похожая на автобиографию книга затрагивает временной отрезок длиной более чем в 50 лет, начиная с осени 1908 года, ведь именно тогда произошел роковой случай, повлекший за собой множество событий. При сравнительно небольшом объеме романа плотность событий, происходящих как в физическом пространстве, так и в пространстве, связанном с психикой героев, очень велика. Чувства героев переданы очень живо, и в то же время книга не вязнет в подробностях.
Поражает то, что в книге очень насыщенная проблематика, причем Дэвис не чурается и острых нравственных проблем, которые более щепетильный автор мог бы и обойти стороной. И это всегда именно проблемы, это не антураж, приплетенный ради красного словца и коммерчески выгодной остроты, не несущий при этом особой смысловой нагрузки. «Пятый персонаж» — настоящая отдушина для тех, кто ждет от хорошо написанной книги не только выполнения развлекательной функции. К тому же книга остается живой, не пытаясь сойти за мудреный философский трактат, и при чтении романа у меня ни разу не возникло ощущение, что какая-то из сторон — идейная, психологическая или стилистическая доминирует над остальными.
Важное место в романе занимает религиозная проблематика, рассматриваемая с различных позиций. Более того, религия и отношение к религии — одна из ключевых тем всего произведения, с ней связано множество сюжетных линий. Впрочем, научная сторона исследований Данстана Рамзи интересна сама по себе, а его увлеченность предметом исследований постепенно передается и читателю.
Дэвису удался и портрет эпохи, того мира, что окружал Рассказчика во время его жизни. Восприятие Рамзи убедительно и не оставляет ощущение нарочитости или искусственности. Мелкая деталь здесь, штрих там, и вот уже полузабытая сейчас эпоха оживает. Роман отлично проработан.
Многое значит и само название романа. Несмотря на то, что смысл его раскрывается на первых же страницах, прочувствовать и понять его читатель сможет только ближе к финалу. Роль «пятого персонажа» — это не столько роль, сколько символ, судьба и объяснение всей книги.
Рассказчик Рамзи — центральная фигура этой книги, но широкую известность в ту эпоху получили совсем иные фигуры. Бой Стонтон и Пол Демпстер — воплощения этих фигур. Судьбы Данни, Боя и Пола связал крохотный канадский городок Дептфорд, их малая родина. Три таланта, проявившие себя в разном, три видения мира, пусть и не взаимно ортогональных, но отличающихся очень сильно. Различаются ценности, различаются и принятые персонажами нормы. В их умелом сопоставлении кроется еще одна сильная черта произведения.
Романтика и рационализация, сдержанность разума, судьба и случай, мир духовный и мир материальный, вера в Бога, в святого и в самого себя… Банальное противопоставление сущностей — слишком простой прием, слишком наивная модель, чтобы ее можно было использовать в таком романе.
«Пятый персонаж» стал для меня очередным открытием, неожиданным и долгожданным. Накопленную за последние месяцы литературную усталость наконец-то смыло дождем нужных слов. Умная и глубокая книга вдобавок оказалась живой и пронзительной. Тем более это удивительно потому, что этот роман — не столько книга частностей, пусть и разобранных верно, и изложенных точно, сколько книга типов и метафор.
#777
Название: Мантикора
Цикл/серия: Дептфордская трилогия
Номер книги: 2
Перевод с английского: Григория Крылова
Оцифровано: alkoshmarik
Очищено: alkoshmarik
Тип аудиокниги: аудиокнига
Аудио кодек: MP3
Битрейт аудио: 96 kbps
Время звучания: 11:08:37
Описание:
Мантикора, вымышленное существо,чудовище с телом льва, головой человека и хвостом скорпиона. Мантикора- вторая книга "Дептфордской трилогии", в которой читатель встречается с героями первой части, только в рассказах Дэвида Стонтона, сына богатого и известного адвоката Боя Стонтона.
В первой части трилогии на представлении Айзенгрима из зала прозвучал вопрос : "Кто убил Боя Стонтона?", после ответа на который в Канаде началось новое расследование убийства и шумиха... Этот вопрос задал Дэвид Стонтон, главный герой "Мантикоры", известный адвокат, алкоголик, который после тех событий отправляется в Цюрих на лечение к психотерапевтам, чтобы разобраться в себе.
Знакомство и работа Дейви с доктором Иоганной фон Галлер, которая длится на протяжении года, позволяет увидеть жизнь главных героев "Пятого персонажа" с другой точки зрения. Читатель становится свидетелем юнговского психоанализа, в результате которого узнает всю жизнь Дэвида Стонтона, о детстве богатого наследника, о его первой любви, о его первом сексе, о непростых взаимоотношениях с отцом, о его матери и сестре. Каролина, сестра Дейви, тоже играет не последнюю роль в жизни Дэвида, мы узнаем много интересного о ее характере.
В рассказах Дэвида, можно узнать также о Нетти, хранительнице очага Стонтонов, которая, как оказалась, знает все секреты семьи Стонтонов, о смерти матери Дэвида. Леола Крюкшанкс, мать Дейви, в его рассказах видится читателю с позиции ее детей, в отличии от рассказа в первой части Рамзи Данстаном.
После лечения Дейви решает отправиться на Рождество в соседний городок, где он встречает Рамзи, Айзенгрима и Лизл и соглашается провести время в их компании в загородном доме Зоргенфрей.Эта встреча со старыми знакомыми отца, помогает ему окончательно разобраться в себе, подружиться с этими людьми и задать еще раз вопрос о смерти своего отца. Правда однозначного ответа он не получает, может читатель трилогии все же узнает о смерти Боя Стонтона в третей части "Дептфордской трилогии"........... ???
Находясь под впечатлением от первого романа условного цикла, я принялся за второй, лишь немного отдохнув. К счастью, такая поспешность не принесла мне разочарования. Такого рода романы попадаются не так часто, как хотелось бы, и читаются по-особенному. Ты медленно и завороженно перелистываешь страницы, с каждой минутой все глубже погружаясь в мир текста.
«Мантикора» достаточно сильно отличается от «Пятого персонажа». В теории эти романы можно читать по отдельности, поскольку изложенной во втором романе информации уже хватает для того, чтобы читатель мог построить непротиворечивую, цельную версию происходящего. Тем не менее, гораздо лучше читать произведения последовательно, как делал я — тогда складывается гораздо более полная картина. Общие для двух произведений сюжетные моменты излагаются в каждой из книг с разных позиций, что только добавляет правдоподобия.
Главный герой произведения — Дэвид Стонтон, сын погибшего при странных обстоятельствах Боя Стонтона, успешный уголовный адвокат, слабостью которого является склонность к выпивке. Жизнь семьи Стонтонов, которую Данстан Рамзи наблюдал со стороны, теперь разворачивается перед читателем изнутри. Впрочем, о самом Бое читатель узнает не так много нового, гораздо больше внимания уделено отношениям в семье.
В отличие от предыдущего романа, гармонично сочетавшего несколько проблемных направлений, в «Мантикоре» акцент сделан на психологии человека. Это обусловлено и внешней сюжетной линией повествования: Дэвид Стонтон лечится в Цюрихе у психоаналитика, его воспоминания приурочены к сеансам психоанализа. В дебри психоанализа вслед за своими персонажами забирается или, по крайней мере, пытается это делать и сам автор. Замечу, что эта часть произведения вызвала у меня наименьший отклик, поскольку я никогда серьезно не интересовался ни психологией вообще, ни психоанализом в частности. Возможно, если бы я приемлемо разбирался в вопросе, все было бы по-другому.
Интересно, что в одной области мое восприятие «Мантикоры» инвертировано относительно восприятия предыдущего романа. В первом романе типы, архетипы и обобщенные модели поведения проступали сквозь факты-частности невольно, словно бы по воле читателя, а не автора, спроектировавшего соответствующим образом роман. Второй же роман изначально воспринимается как история-частность, в которой уже автор устами персонажа-психоаналитика выявляет обобщенные основы, формулирует и объясняет образы вроде той же мантикоры.
Основную сюжетную линию образует последовательность воспоминаний главного героя. Смутные и отчетливые, подробные и обрывочные воспоминания — все они нашли свое место в книге. Наибольшее внимание уделено детству и юности героя, а также кратковременному периоду времени уже после смерти отца. При этом общая картина будет более отчетливой, если при чтении держать в уме воспоминания Данстана Рамзи. Какие-то сцены из воспоминаний Дэвида вызывают сочувствие и сопереживание, какие-то — боль. Отдельные эпизоды его жизненного пути вызывают неприязнь и даже отвращение. Всякое было в его жизни, и потому истории «из первых рук» веришь особенно сильно. Отмечу, что язык и стиль повествования варьируются в зависимости от описываемой ситуации, что вносит отдельный вклад в убедительность повествования.
Незадолго до финала, впрочем, линия воспоминаний обрывается, уступая место происходящим «сейчас» событиям. Дэвида ожидает еще одна переломная встреча, заставляющая вспомнить тот вопрос, который и «привел» Дэвида в Цюрих. Кто же убил Боя Стонтона? Однако с течением времени этот вопрос теряет связь с гибелью Боя, становясь метафорическим. Расплывчатость вариантов ответа накладывает на него отпечаток, и вопрос становится своеобразным символом поиска.
И все же, несмотря на все свои достоинства, второй роман в моих глазах немного уступает первому, чуть-чуть не дотягивая до высшего балла. Я не могу обосновать это ощущение, опираясь только на логику, используя только аналитические инструменты. Возможные причины такого отношения раскиданы по всему отзыву, определить же, какая из них на деле является ключевой, вряд ли возможно без самоанализа. А это неплохо согласуется и с самим произведением.
#777
Название: Мир чудес
Цикл/серия: Дептфордская трилогия
Номер книги: 3
Перевод с английского: Григория Крылова
Оцифровано: alkoshmarik
Очищено: alkoshmarik
Тип аудиокниги: аудиокнига
Аудио кодек: MP3
Битрейт аудио: 96 kbps
Время звучания: 14:24:45
Описание:
"Мир чудес" - это третья, заключительная часть "Дептфордской трилогии", в которой можно узнать все о непростой жизни великого фокусника современности Магнуса Айзенгрима, ведь Айзенгрим согласно "Романа о лисе" это кровожадный волк, который на всех нагонял страх, но на самом деле был не так уж плох!!!
Но начнем сначала... на Би-би-си решили сделать часовой фильм о великом французском иллюзионисте Жане-Эжене Робере-Гудене, умершем в 1871 году и на главную роль фильма пригласили Магнуса Айзенгрима, которому будут помогать его друг Рамзи (хорошо известный читателю по первой книге) и его верная подруга Лизл (о которой мы узнаем во второй части)...Во время съемок фильма, Магнус решает рассказать свою историю жизни, что являлось бы хорошим подтекстом к фильму. Ведь подтекст- это то, о чем герой думает и что знает, в противоположность тому, что он должен говорить по сценарию, на самом деле читатель услышит исповедь...
Айзенгрим начинает рассказывать свою историю, которая завораживает до последней страницы. Из рассказа можно узнать о похищении маленького мальчика, Пола Демстера из Дептфорда волшебником Вилларом, который перед этим надругался над ним, о его путешествии с "Миром чудес" Уонлеса, о балаганной и кочевой жизни с участниками этого представления, на протяжении многих лет, Пол выступает на представлениях внутри необычной цирковой фигуры Абдуллы.
В следующей части рассказа Айзенгрима читатель узнает о его встречи в Лондоне с Сэром Джоном Тресайзом и его женой Миледи, которые были известными артистами на театральной сцене. Магнус становится двойником Сэра Джона, причем не только на театральной сцене, где ему приходится заменять актера, но и в жизни, о любви Магнуса к Миледи и выступлениях на театральных сценах.
После расставания с Тресайзами Магнус впервые посещает Зоргенфрей и знакомится с Лизл, кстати из рассказов Магнуса читатель узнает много интересного и о Лизл, судьба которой очень интересна и вместе они добиваются славы на весь мир.
И в конце этой книги нас опять возвращают к встрече трех главных героев этой трилогии: Рамзи, Магнуса и Боя и наконец-то можно узнать ответ на вопрос, который мучает читателя с первой книги..."Кто убил Боя Стонтона?"
Дэвис Робертсон - Дептфордская трилогия [Ирина Ерисанова, 2012 г., 96 кбит/с, MP3] - версия оцифровки от
shniferson.
Доп. информация: Релиз
Клуба Любителей Аудиокниг, спасибо! Благодарность уважаемым
alkoshmarik,
Вася с Марса,
tvk за предоставленную книгу и обложку!