DAVID CROSS. «ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ»Дэвид Кросс был участником одного из наиболее важных в истории рок-музыки коллективов, King Crimson, однако оценить его вклад в музыку группы стало возможно лишь спустя почти двадцать лет после его ухода, когда Дэвид один за другим выпустил четыре великолепных сольных альбома, в которых нашли своё продолжение идеи классического состава группы образца 1972-74 г.г. На первую репетицию King Crimson Дэвид пришёл в возрасте 23 лет, пропустив похороны собственного дедушки. В течение неполных двух лет он записал с группой три великолепных студийных альбома, отыграл больше сотни концертов и ушёл, почувствовав, что музыка группы становится слишком жёсткой для его нежной скрипки.
Несмотря на то, что звездой Дэвид так и не стал, нельзя сказать, чтобы в жизни ему не везло. Долгое время он писал и играл в различных театрах, преподавал, учился, записывался время от времени, но всегда старался заниматься именно тем, что интересовало его в настоящий момент. В конце 80-ых он практически заново начал музыкальную карьеру, записав свой первый (!) сольный альбом.
Известность Кроссу вернула последняя на сегодняшний день его работа (бессовестно растиражированная нашими «пиратами»), «Exiles» — альбом, в записи которого участвовали двое бывших коллег Дэвида по King Crimson: Роберт Фрипп (Robert Fripp) и Джон Уэттон (John Wetton), а также легендарный лидер Van Der Graaf Generator Питер Хэммилл (Peter Hammill). Дэвида приятно удивил тот факт, что его музыку знают в России, и он с радостью согласился дать интервью специально для «Music Box»
MB: Скажи, пожалуйста, ты сам захотел научиться играть на скрипке или всё-таки это было желание родителей?
DC: Возможность обучаться игре на скрипке появилась у меня в школе, в возрасте девяти лет. Мои родители меня поддержали и за один фунт стерлингов купили мне в комиссионном магазине маленькую скрипку. Правда, у неё не было мостика, но это быстро исправили. Скрипка оказалась что надо.
MB: Скрипка не очень-то привычный инструмент для рок-н-ролла. Почему ты вообще решил играть в рок-группе?
DC: Я с детства мечтал стать поп-звездой и полагал, что быть членом рок-группы, нечто довольно близкое к этому.
MB: Пожалуйста, расскажи немного о своей первой группе.
DC: Начал я выступать ещё в школе. В той группе я играл на акустической гитаре, внутри которой просто болтался микрофон. Мы тогда пытались исполнять «The House Of The Rising Sun».
MB: А тебе доводилось слышать музыку КING CRIMSON до того, как ты присоединился к группе?
DC: Я их не слышал ни разу, пока не познакомился с Робертом (Фриппом). Но до того момента, как окончательно сформировался новый состав, я послушал кое-что. Насколько помню, до знакомства с Робертом я даже «Schizoid Man» не слышал.
MB: И тебе понравилось?
DC: Мне почему-то показалось, что это подходящая музыка для какого-нибудь фильма. В ней отсутствовала прямолинейность, присущая рок-музыке, слышанной мною прежде.
MB: Интересно, а как КING CRIMSON сочиняли музыку? Она писалась на базе импровизаций, или один из участников просто приходил с какой-нибудь идеей, а потом вы вместе работали над ней?
DC: Она писалась по — разному. Оба из перечисленных тобой способов мы использовали.
MB: Ну а «Larks? Tongues In Aspic. Part I» как была написана?
DC. Частично мы нарезали её из записей. Ну и каждый из нас, конечно, привнёс свои идеи.
MB: Что, по твоему мнению, было самым большим достижением того состава КING CRIMSON, в котором ты принимал участие?
DC: Самым главным для нас была постоянная потребность экспериментировать, рисковать, максимально использовать представляющиеся возможности — это было прекрасно.
MB: А могло что-нибудь заставить тебя остаться в группе? Твой уход был неизбежен?
DC: Я думаю, что ухода было не избежать.
MB: Кстати, многие слушатели давно задаются вопросом, почему Фрипп заменил некоторые из твоих партий на концертном альбоме «U.S.A.» студийными записями Эдди Джобсона? Я слышал немало записей выступлений КING CRIMSON того периода, твоя игра была великолепна. В чём же дело?
DC: Только Роберт сможет тебе ответить. Я этих записей не слышал. Сказать по правде, в то время я считал, что играю паршиво, поэтому совсем не удивился.
MB: Ты поддерживал отношения со своими бывшими коллегами по King Crimson после ухода?
DC: Только с Биллом (Бруфордом) общался некоторое время. Мне не очень удаётся «поддерживать отношения».
MB: А работы КING CRIMSON 80-ых или 90-ых годов ты слушал? И если да, то что ты о них думаешь?
DC: Конечно, я слушал некоторые из них. Это очень впечатляет. Ещё мне понравилось, что в группе сохранилось чувство юмора.
MB: Скажи, пожалуйста, не сохранились ли какие-нибудь записи твоих музыкальных проектов середины 70-ых?
DC: С THE CLEARLIGHT ORCHESTRA я записал один альбом, который называется «Forever Blowing Bubbles». ASCEND почти не записывались, хотя где-то должна сохраниться пилотная запись программы для Тэмз Телевижн с участием этой группы.
MB: Почему ты решил уйти из рок-музыки в театр? И поскольку большинство читателей не имеют ни малейшего представления об этом периоде в твоей жизни, не мог бы ты рассказать подробнее о своих театральных работах. Что за пьесы вы ставили? Твои любимые роли?
DC: Да, мне надо бы поподробнее об этом в своей биографии написать. Даже не знаю… Я получал удовольствие ото всех своих театральных ролей. Особенно мне нравилась недолговечная постановка под названием «Тот мир», написанная, поставленная и отрежиссированная мной совместно с английским писателем и актёром Дином Алленом в октябре 1995 года. Это было своеобразное переложение легенды об Орфее и Эвридике вперемешку с японской народной сказкой о любви и смерти, где я исполнял роль одной из теней. К этому спектаклю я написал музыку, часть которой стала потом базисом для композиции «Hero» с альбома «Exiles». А ухода как такового из музыки в театр не было: и в том, и в другом присутствует элемент игры, а мне нравится играть.
MB: Хорошо, вернёмся к музыке. После ухода из КING CRIMSON ты время от времени работал в качестве сессионного музыканта, а собственную группу создал только в конце 80-ых. Отчего этот процесс так затянулся? И, кстати, как ты познакомился с участниками THE DAVID CROSS BAND?
DC: Ну это долгая история… Если говорить о музыке, сперва я создал многочисленную группу в Ирландии, с которой некоторое время выступал. Потом я в Англии провёл несколько лет, подтвердивших, что играть джаз мне не дано. Я усиленно изучал скрипку, улучшал свои способности к импровизации, работал с разными командами. Потом сформировал этакую джазово-импровизационную группу под названием THEY CAME FROM PLYMOUTH, которая постепенно начала перерастать в рок-группу. Ну а после этого я собрал собственно рок-группу. Дэн Морер нашёл меня сам, когда я с THEY CAME FROM PLYMOUTH играл в каком-то пабе на севере Лондона. Потом мы с ним вместе принимали участие в записи «Low Flying Aircraft». С Шэйлой Мэлуни я познакомился, когда читал курс лекций. Остальных мы нашли по объявлениям в «Мелоди Мэйкер».
MB: Пожалуйста, расскажи о другом важном проекте, с которым ты связан последние несколько лет, группе Radius. Как ты попал в эту группу?
DC: Я неплохо знал Джеффа Серле, и однажды он попросил меня принять участие в фестивале WOMAD вместе с Research. После фестиваля Джефф и собрал RADIUS.
MB: Кстати, существуют ли неизданные записи с твоим участием?
DC: Не в виде законченного альбома, конечно, но несколько композиций есть. Такие записи есть и у меня самого, и у музыкантов, с которыми я играл.
MB: А какую музыку ты сам слушаешь?
DC: По правде сказать, я сейчас довольно редко слушаю музыку.
MB: А какую музыку тебе больше нравится исполнять: авангард, прогрессив, джаз или классику?
DC: Даже не знаю, как на этот вопрос ответить. Скажем так, мне нравится импровизировать с другими музыкантами, независимо от стиля исполняемой музыки. Но быть частью хорошо сыгранной группы и исполнять отрепетированный материал мне тоже очень нравится.
MB: А какими инструментами ты пользуешься сейчас?
DC: Сейчас я использую скрипку Zeta Violin, процессор Art, комбо от Peavey.
MB. А на чём ты играл в КING CRIMSON?
DC: Это были скрипка Vincent со звукоснимателем Barcus Berry, Pete Cornish Pedal Board.
MB: Твой переход на электронное звучание обусловлен появлением новых технологий, или же ты подбираешь инструменты и оборудование под уже имеющиеся идеи?
DC: И то, и другое.
MB: Почему ты решил создать собственную записывающую компанию, Noisy Records?
DC: В первую очередь, чтобы установить более тесную связь между собой, музыкантами, с которыми я работаю, и нашей аудиторией. Ну и чтобы объяснить всем, что я понимаю под «шумной» музыкой.
MB: А ты собираешься выпускать работы других музыкантов на своём лэйбле?
DC: На первом этапе я постараюсь представлять музыку других подходящих по стилистике артистов, продавая их диски через Noisy Records и размещая файлы с их музыкой на своём сайте. Позднее надеюсь самостоятельно издавать работы таких музыкантов.
MB: Чем ты занят в настоящее время?
DC: Я повышаю свои навыки работы с компьютером. На днях закончил последнюю композицию для следующего альбома RADIUS, который будет называться «Civilizations». Мик Пол и я здорово продвинулись в работе над моим новым сольным альбомом.
MB: А на новом альбоме ты не собираешься работать со своими бывшими коллегами по КING CRIMSON, как это было на «Exiles»?
DC: Пока могу сказать, что тексты для нового диска будет писать Ричард Палмер-Джэймс, который работал с King Crimson в 70-ых. Я говорил с ним на днях, и он полон энтузиазма.
MB: Огромное спасибо за интервью. Уверен, после выхода нового альбома будет что обсудить.
DC: Спасибо. Я тоже на это надеюсь.
Авторы: Георгий ХУРОШВИЛИ, Георгий ГАВРИКОВ
1999 год.