"…команда AFFINITY, со своей потрясающий вокалисткой Linda Hoyle, которую теперь можно смело звать одной из лучших певиц по эту сторону Атлантики" - такими словами встречала пресса Великобритании появление новой группы. Но, как известно, за словами часто стоит и нечто большее.
Истоки AFFINITY проистекают из малоизвестной команды из Sussex University THE ICE, игравшей с 1966 года. Квартет в составе Glyn James (vocal), Steve Turner (guitar), Lynton Naiff (organ), John Carter (bass), Grant Serpell (drums) добился умеренного успеха своим подражанием PROCOL HARUM. Два сингла группы, Anniversary/So many times и Iceman/Whisper her name, вышедшие соответственно в 1967м и 1968м годах, на суд публики поп психоделию, где основное место отводилось партиям "хаммонда" Наиффа. Но отсутствие успеха со стороны крупных компаний и внутренние разногласия привели к распаду THE ICE.
В 1969 году Наифф и Серпелл добавляют в состав гитариста и барабанщика и приступают к репетициям. Но лишь с появлением в группе вокалистки Linda Hoyle дела пошли в гору. "Слушая голос Линды Хойл, нельзя не поймать себя на мысли, что вот как должна была бы звучать Беси Смит, родившись она в наше время. Игра и импровизации органиста и гитариста преисполнены оригинальности и живого огня" - писали об AFFINITY в Daily Mail.
Такая бурная реакция на молодой ансамбль (их называли даже английским ответом JEFFERSON AIRPLANE) позволила быстро подписать контракт с крупнейшим на тот момент лейблом - Vertigo. Да и демо запись включившая три вещи - убойный кавер I am the walrus, авторская композиция You met your match и ранняя версия All along the watchtower - так же произвели впечатление. Дебютный диск был подготовлен в считанные сроки и появился в продаже в 1970 году.
Говорить о нем можно лишь в тонах - шедевр, гениальная работа, альбом всех врем. Музыканты представили мягкий, но одновременно динамичный джаз-рок с небольшим налетом блюза и психоделии. I am and so you are со всей своей яростью и напором великолепно открывает пластинку. Далее следует гимн хаммонду - на протяжении семи минут "Ночной полет" дарит самое искрометное соло на органе за весь 701 год. Томный голос Линды на мрачной балладе Mr.Joy придает композиции окраску неких темных и таинственных сил. А 12-минутный джем на тему All along the watchtower окончательно доводит слушателя до экстаза. Блестящая работа!
Команду великолепно приняла пресса. "Органист Наифф уже виртуоз в своем жанре, в то время как группа, пожалуй, лучшее, что мы получили в этом году (1970!!!)" - писали в Sunday Times. Но среди слушателей альбом остался незамеченным. Все это привело к трениям внутри группы - временами музыканты давали инструментальные концерты, без их певицы, порой выдавали чуть не фолковые или соул концерты, оставаясь в тени "фтронтменши". Но в 1971 году, после выхода менее яркого, нежели пластинка сингла Eli's coming/United states of mind, группа распалась.
Линда Хойл в 1971 году записала для Vertigo свой сольный альбом "Pieces of me", который получился довольно эклектичным, так как на ряду с фолк-номерами включал и хард-роковый материал. После этого она исчезла из поля зрения музыкальной прессы. Барабанщик Серпелл присоединился к SAILOR, органист Наифф отправился в турне с TOE FAT (группа Cliff Bennett), а басист Mo Foster стал известным сессионным исполнителем. Он играл в группах Рея Фенвика (Ray Fenwick) FANCY и команде легендарного Джеффа Бека (Jeff Beck).
В 1973 году инструменталисты AFFINITY, без своей героини собрали заново группу, чтобы сопровождать певца Майка Дабо (Mike D'Abo) на его альбоме "Down at Rachel's place". На этом история одной из лучших групп Англии заканчивается.
Affinity, Filareth 13.11.2006, 17:08В роковой музыке, когда какое-то новое веяние оформляется в самосоятельный жанр, появляются и тут же лопаются, подобно мыльным пузырям, группы-однодневки. И после мощной, но кратковременной волны энтузиазма интерес к жанру понемногу иссякает, появляются всяческие "пост-" и "нео-", а в жанре остаются не скажу - самые талантливые, а скорее, самые стойкие, везучие и пронырливые. Их-то мы и называем "столпами" и "титанами".
Тем, кому повезло меньше - довольствуются сравнениями с "титанами". Самые же "невезучие", кто был потоплен пучиной нахлынувшей конкуренции, пребывают в практически полном забвении, живя малой известностью в очень узких кругах, грозящей превратиться со временем в книжную пыль энциклопедий.
На рубеже 60-х/70-х годов во время бурного развития новых для роковой музыки жанров, получивших обобщенное название "прогрессивный рок", в большом количестве плодились коллективы, выступающие под флагом новомодного течения: кто-то обретал творческую свободу, перейдя в прог-рок из психоделии, кто-то приходил из джазовой среды, были выходцы и из академических кругов. Так или иначе, но переход в прог-рокеры носил массовый, почти эпидемический характер. Реакция со стороны звукозаписывающих лейблов, весьма чутко реагирующих на изменения в творческом климате, последовала тут же. Стали появляться специальные отделения, предназначенные для выпуска альбомов "прогрессивных" исполнителей. Decca открыла известный всем Deram, EMI - подразделение Harvest, ну а мегагигант Phonogram основал Vertigo.
В 70-71-х годах на подобных лейблах было записано несметное количество альбомов, едва разошедшихся тысячным, а то и более мелким тиражом. В частности, дебютный (и единcтвенный) альбом Fuzzy Duck был продан в количестве около сотни штук, а единственный диск Dr.Z - и того меньше. И это тем более обидно, что коллективы в массе своей состояли из очень талантливых музыкантов и композиторов, обладающих незаурядными способностями и хорошим вкусом.
Однако, из всего сонма групп-однодневок, выпустивших за всю свою, как правило, двух-трехлетнюю историю не больше двух дисков, я искренне жалею только о двух коллективах: Cressida и Affinity. Безусловно, и прочие группы тех времен, будь то Blossom Toes или Catapilla, имели заслуженное право на долгую карьеру. Однако, именно Cressida и Affinity лично для меня остаются наглядным примером так и нереализованного (вернее, недореализованного) колоссального творческого потенциала.
О "Крессиде" я расскажу позже, а сейчас хотелось остановиться на другом весьма своебразном британском коллективе - Affinity.
Группа, существовавшая еще с психоделической эры, была порождена блюзовым бумом в Англии, ярчайшими представителями которого среди прочих были Fleetwood Mac, Ten Years After, Cream, и, между прочим, Jethro Tull. Тем не менее, новый коллектив, состав которого, помимо неординарных способностей каждого из исполнителей, отличался присутствием басистки, достаточно быстро уловил прогрессивные тенденции в роковой музыке тех времен и начал активно смешивать джаз, фолк и хард-рок и на блюзовой основе. Получившаяся смесь - нечто среднее между американскими героями-психоделистами Jefferson Airplane и ранними кентерберийцами навроде Caravan и Egg, тем не менее, выглядела едва ли не привлекательнее перечисленных "первоисточников", что блестяще подтвердил вышедший в начале 1970-го года на Vertigo сингл "Eli's Coming”/”United States Of Mind", а чуть позже и одноименный с группой дебютный альбом.
Группе было, чем похвастаться. В стандартной для тех времен роковой пятичленной раскладке ударные-гитара-бас-клавиши-вокал выделялся, прежде всего, выдающийся, харизматичный вокал Линды Хойл. Своеобразный голос Линды критики сравнивали и с Джулией Дрисколл (Julia Driscoll из Oblivion Express), и с Грейс Слик из Jefferson Airplane. Однако, по своему артистизму и многобразию тембров Линда ничем не уступала, а может, даже превосходила своих более знаменитых коллег. Ее разнообразный вокал вобрал в себя и экспрессивность Сони Кристины из Curved Air, и утонченность Сэнди Дэнни, и экстравагантность Шер.
Из музыкантов Affinity выделялся, прежде всего, клавишник Линтон Нейфф, который своей разнообразной и очень искусной игрой, напоминающей то знаменитых клавишников кентерберийской сцены Дэвида Стьюарта, Стива Миллера или Майка Рэтлиджа, то хард-роковых органистов на манер Джона Лорда, фактически определил уникальное звучание группы. На альбоме группы тонкие органные атмосферные текстуры Нейффа перемежаются с неистовыми и протяженными соло, а клавесинные переборы - с меллотронными пассажами.
Басистка Мо Фостер и ударник Грант Серпелл составили очень грамотную и изобретательную ритм-секцию. Синкопы и уместные сбивки, сопровождаемые пульсирующей басовой линией, создающей контрапункт к основной мелодии - все это на протяжении альбома выглядит очень эффектно и подтверждает несомненный талант музыкантов.
Джаз-роковый гитарист Майк Джопп, отдав солирование на альбоме на откуп клавишнику, тем не менее удачно дополняет общую звуковую палитру альбома своими риффами и мелодичными переборами, а на "Three Sisters" можно услышать редкое, но великолепное гитарное соло.
Сам альбом, содержащий, наряду с оригинальными творениями коллектива, 11-минутную обработку дилановской "All Along The Watchtower", продемонстрировал и тягу группы к стилистическому ранообразию: джаз-роковая "Night Flight" соседствует с меланхоличным фолком "Mister Joy"; здесь есть величественная "атмосферная" баллада "I Wonder If I Care As Much", и напористая "I Am And So Are You" с эффектно звучащими медными духовыми.
К сожалению, после выхода альбома группа приказала долго жить. В 1971-м году Линда Хойл выпустила там же, на Vertigo свой единственный сольный альбом "Pieces Of Mine". Примечательно, что в качестве аккомпанирующего состава для Хойл выступила группа Nucleus, а часть материала для альбома написал никто иной, как Карл Дженкинс, которому через каких-то два года суждено будет стать "мозгом" Soft Machine. На альбоме, во многом напоминающем диск Affinity, представлена добротная смесь блюза, фолка и соул - стилей, как нельзя лучше подходящих для своеобразного голоса Хойл.
Остальные члены группы Affinity после ее распада продолжили свою музыкальную карьеру преимущественно как сессионые музыканты.
К сожалению, ничего не известно о том, существуют ли концертные записи группы - ведь, группа выступала и "живьем". Нет сведений и о возможных архивных материалах, не вошедших в альбом. И таким образом все официальное творческое наследие Affinity вместилось на один компакт-диск, изданный в 1993-м году фирмой Repertoire и переизданный в России в 2001-м по "лицензии" ведущей конторой по археологическим раскопкам и нафталину в лице "Азия Рекордз".
Для всех любителей "прогрессивного" рока, почитателей британского джаз-рока, да и просто людям, умеющих ценить артистичный женский вокал и неравнодушных к оригинальной и разнообразной музыке, я всячески рекомендую ознакомиться с работами Affinity.