Эта парижская прогрессив-формация появилась на музыкальной сцене в самом конце 60-х годов. Основал «Magma» барабанщик с классическим образованием, Кристиан Вандер. Сын джазового пианиста, он пошел сначала по стопам своего отца, играя в различных джазовых и ритм-энд-блюзовых коллективах. Однако потом его сильно взволновало духовное и экологическое будущее Земли. В связи с этим Кристиан придумал свой идеальный фантастический мир – Кобайя. Этой планете и жизни кобаяйн и были посвящены практически все альбомы собственного вандеровского проекта «Magma». В этом, а также в присутствии самого Вандера заключалось постоянство коллектива. А вот про состав группы никак нельзя было сказать то же самое – разве только то, что флуктуации происходили с завидным постоянством. На протяжении существования коллектива в нем успели поучаствовать такие музыканты, как Клаус Бласкез, Гай Калифа, Клод Энгель, Янник Топ, Бернард Паганотти, Патрик Готье, Фрэнсис Моуз, Рене Гарбер, Жан-Люк Мандельер, Бено Видерманн, Дидье Локвуд, Тедди Ласри, Мишель Херве, Флоренс Бертье, Даниэль Денис, Клемент Бэйли и многие другие. Одно время вместе с «Magma» выступала и жена Вандера, Стелла, фигурировавшая в роли вокалистки. В 1970-м вышел в свет дебютный двойник группы, с которого и началась история Кобайи. Поскольку все действие происходило в далеком будущем и на далеком расстоянии от Земли, Вандер придумал специальный кобайянский язык, на котором и исполнялись все песни. Музыка «Магмы» была странной, красивой и неземной, поэтому воспринималась обычными слушателями с трудом, ибо требовала от них полностью открытого восприятия. Соответственно сложно было говорить о каком-то коммерческом успехе или присутствии в чартах. Если в начальной стадии коллектив несколько раз выезжал за границу и побывал в Англии и в Америке, то все последующие годы «Magma» не покидала пределы Франции. Тем не менее, вплоть до 1977 года Вандер продолжал разрабатывать кобайянскую тему, регулярно тасуя состав своей команды. Но ничто не вечно под луной, и в 1978 году Кристиан распустил группу. Однако дело, начатое им, не умерло, а было продолжено бывшими участниками «Magma» в различных других формациях, таких как «Art Zoyd», «Univers Zero», «Ensemble Nimbus», «Happy family», «Ruins». Камбэк «Магмы» состоялся в 1980 году, а в 1984-м группа удосужилась наконец-то выпустить очередной студийник, «Merci». В отличие от предыдущих релизов, на кобайянском прозвучали лишь два трека, а остальные песни были исполнены на французском и английском. Начиная с середины 80-х годов Кристиан Вандер занимался сольной деятельностью, а также посвятил себя новому проекту под названием «Offering». Еще одно возвращение к «Magma» состоялось в 1992 году, когда вышел альбом «Les Voix De Magma».
Александр Радюк. Цивилизация Кобайя. История группы Magma (VIP, №20 (61) от 3 июня 2005 г.)
В космосе есть две планеты, которые известны меломанам, но неизвестны астрономам – Гонг и Кобайя. Но если “Гонг” Дэвида Аллена (смотри “VIP” №12 от 1 апреля 2005 г.) – это веселые потхэдовые пикси и октавные доктора, озабоченные тем, чтобы на планете было вдоволь конопли, то “Кобайя” Кристиана Вандера – лидера французской группы Magma – некая нешуточная мистическая и утопическая цивилизация, которую создали музыканты, бежавшие от земного хаоса, войн и разрушений.
Несмотря на различия, планеты эти двигались по одной орбите – как правило, концерты Gong и Magma были совместными. Дополняя друг друга как инь и ян, они давали незабываемые представления.
История группы Magma началась в 1969 году, когда Кристиан Вандер – барабанщик-виртуоз, ученик своего знаменитого джазового коллеги Элвина Джонса и поклонник Джона Колтрейна, решил создать свой проект.
В то время во Франции доминировала посредственная и безвкусная музыка, беззаботный поп и шансон. И в это безоблачное мещанское болото вторглась мрачная Magma, чья музыка сразу же пришлась не по вкусу корпоративной прессе. Некоторые журналисты даже называли их “фашистами” и “нацистами”, поскольку музыканты облачались в черную униформу с большим агрессивно-красным логотипом “Magma” на груди, на шею же надевалось стальное ожерелье. Музыканты отвечали газетчикам взаимностью. О своих встречах с журналистами Вандер рассказывал как о схватках с врагом: “Я все время бил палочкой в тарелку, надеясь, что хотя бы один из них загнется”.
Джелло Биафра из панк-группы Dead Kennedys назвал Magma одной из самых злых и грубых групп в мире прог-рока. Существовал даже такой плакат – “Do Not Play Magma For Your Girlfriend” (“Не включай своей подружке Magm’у”).
Вандер создал еще и специальный “кобаянский” язык, на котором в быту общались все члены группы. Этот язык можно классифицировать как “германизированный французский с германскими и славянскими корнями”. На нем были записаны и шесть первых альбомов группы.
Групп, равных Magm’е во Франции в те времена не было (скорее всего, нет и сегодня). Если не брать во внимание Gong, где играло много французских музыкантов, можно вспомнить лишь группу Ange. Таким образом, Magma представляла собой “кузницу кадров” французского рока: Клаус Баскиз, Янник Топ, Рене Гарбер, Дидье Локвуд, Франсис Моуз, Тедди Ласри – список этот велик. Но, в первую очередь, это Кристиан Вандер, чьи музыкальные увлечения весьма разнообразны. Он в равной степени увлекался современной академической музыкой и модерновым джазом. Среди его любимых композиторов были Вагнер и Стравинский, Барток и Штокгаузен, Колтрейн и Сан Ра. Для Magm’ы, играющей в редкой манере арт-рокового модерна, Вандер писал сложные полиритмические композиции, и каждый из альбомов “кобаянской” тематики был концептуальным. Для непосвященных музыка этой группы сложна и непонятна, странна и, в то же время, притягательна. Речь же шла о контактах с внеземными цивилизациями, галактических войнах и конце света. Ритмы вуду, фольклор, вокал на манер классических опер русских композиторов, контрапункты в стиле Карла Орффа, элементы джаза, рок-драйв, напоминающий Weather Report – эта гремучая смесь прямо-таки сшибала с ног.
В результате интенсивной гастрольной деятельности группа добилась популярности среди “золотой молодежи”, но говорить о присутствии Magma в чартах как-то даже неприлично – настолько их музыка была некоммерческой. Как результат, доходы группы были очень малыми, и на гастролях музыкантам приходилось останавливаться на квартирах своих поклонников. Несколько удивительным выглядит тот факт, что Magma была весьма популярна в Штатах, где их пластинки выходили почти одновременно с французскими оригиналами.
Помимо совершенно нового, просто уникального, музыкального стиля “цойл” (“zeuhl”), немалый интерес представляет и созданная Вандером сотоварищи “кобаянская” мифология. Знакомство с нею слушателей началось в 1970 году с двойного альбома “Magma. Kobaja”. Далее последовали “1001 Degrees Centigrzade” (1971), “Mekanik Destruktiw Kommandoh” (1973) и “Kohntarkosz” (1974), в которых группа выложилась по полной. Венцом первого этапа “магматического” творчества стал вышедший в 1975 году сногсшибательный “концертник”. На альбомах “Udu Wudu” и “Attahk”, вышедших соответственно в 1976 и 1978 годах, наметился явный уклон в сторону джаза, и, видать, в какой-то мере исчерпав запас идей, Вандер решает распустить группу.
Первый “камбэк” Магмы произошел в 1980 году. За три последовавших года было выпущено три альбома “Retrospektiw”, на которых был заново сыгран старый материал. А собственно новый альбом под названием “Merci” вышел в 1984 году. И это означало, что Theusz Hamtaahk (история Кобайи) подошла к концу. Ведь кроме двух вещей на кобаянском, остальные были на французском и английском.
Но конец истории планеты Кобайя отнюдь не означал окончания проекта Magma. После экспериментов с проектом под названием Offering (акустическое пиано, бас, флейта и барабаны), Вандер возрождает Magm’у и записывает новый альбом “Les Voix Oe Magma” (1992). Так что история группы продолжается до сих пор. И в разных направлениях. Помимо собственно Magm’ы, участники группы развивают идеи Вандера в командах с такими странными названиями, как Zao, Wejdorje, Art Zoyd, Univers Zero etc.
А в апреле 2004 года состоялось историческое событие: Magma дала единственный концерт в Москве. Однако российская музыкальная пресса, в том числе журнал “Classic Rock”, промолчала. Быть может, старинная вражда “ушельцев-кобаянцев” и “газетчиков-землян” проявилась и здесь, а может, наши музыковеды просто не знают, что такое Magma. Но как бы там ни было, но мы-то знаем, что это – удивительная группа. Можно, конечно, и не принимать утопических идей об идеальной планете, но слушать их “магическую” музыку – одно удовольствие. Правда, не для слабонервных. Хотя на планете Кобайя есть место для всех. Так что присоединяйтесь!
Газета "Коммерсантъ", №75/П (2914), 26.04.2004
Magma изверглась на Москву
В Москве выступили легенды прогрессив-рока — французская группа Magma. На сенсационном концерте рок-классиков в Клубе на Брестской побывала ИРИНА Ъ-КУЛИК.
Французская музыкальная сцена знает выдающихся шансонье, прославленных эстрадных звезд и продвинутых электронщиков. Но настоящие французские рок-легенды не локального, но всемирного значения можно пересчитать даже и не по пальцам — не наберется и пяти имен. Существующая с конца 1960-х группа Magma — одна из этих легенд.
С самого первого своего диска Magma поет на наречии жителей планеты Кобайя, а альбомы группы складываются в настоящий эпос, повествующий о далекой планете и странствиях земных астронавтов, открывающих для себя мир внеземной цивилизации. Вся эта история, конечно, отдает наивным романтизмом в духе Толкиена (вдохновившего немало рок-команд, в том числе ранний Pink Floyd и Yes) или примерно тогда же вышедшим на телеэкраны сериалом Star Trek. В 1980-е Magma даже породила волну фэнского движения "Кобайя — новая цивилизация", адепты которой вели себя не менее безумно, нежели толкиенисты или трекеры — разгуливали по улицам в черных мантиях с капюшонами, говорили о просветлении души и раздавали всем брошюры на кобайянском языке. Но Magma не просто создала еще одну хипповскую ролевую игру, они настоящие музыкальные новаторы, яркие представители джазового прогрессива, чья виртуозная и умная музыка никогда не впадала в аляповатость, часто свойственную арт-року.
В России с Magma, конечно, знакомы. Но, наверное, многие давние поклонники французских авангардистов были удивлены, что легендарная команда приехала в Москву и будет вот так запросто играть в Клубе на Брестской. Вообще-то группа приехала в Россию поучаствовать в петербургском фестивале СКИФ памяти Сергея Курехина, но благодаря усилиям компании Caviar Loundge, уже привозившей в Москву разные музыкальные редкости вроде бывшего участника The Can Хольгера Шукая, легендарной тусовщицы 1980-х Лидии Ланч или неоарт-роковых Legendary Pink Dots, согласилась сыграть и в Москве.
Со дня своего основания Magma не распадалась и не собиралась заново — группа существует непрерывно, но постоянно меняет составы. Из урожденных кобайянцев в нынешней Magma остался только ее создатель и бессменный лидер Кристиан Вандер, один из крайне редких в рок-музыке фронтменов-ударников. Кроме него можно вспомнить разве что Роберта Уайта да Фила Коллинза. Правда, и лидер Soft Machine, и возглавивший опопсовевший Genesis господин Коллинз еще и вокалисты. Кристиан Вандер по-прежнему остается барабанщиком. На концерте он выглядел экстатическим демиургом-громовержцем. Остальные участники нынешней Magma — блестяще выучившие кобайянский язык новички, одетые, как в униформу Звездного флота, в майки с эмблемой группы.
Magma выступала с огромным для клубного пространства составом — четыре вокалиста, два клавишника, два гитариста. Возможно, именно благодаря молодой крови московское выступление Magma стало не мемориальным вечером воспоминаний, а по-настоящему мощным концертом. Едва ли не впервые в Москве прогрессив звучал не как академическая эзотерика и не как старомодно-громоздкий экспонат из рок-музея, но как музыка, по-прежнему изумляющая своей новизной и необычностью. Больше всего московская программа Magma напоминала этакую космическую "Carmina Burana", которой джазовые аранжировки позволяют бесконечно развиваться, разрастаясь в грандиозные, но при этом органически гибкие звуковые конструкции. В маленьком клубном пространстве это явление живой легенды выглядело особенно фантастическим — словно всплывшая в ванной субмарина или мерцающая разноцветными огнями летающая тарелка, приземлившаяся на огороде.
Скопипастил из одиночной раздачи Monju35, надеюсь, ты не в обиде