Minimum Vital: Прожиточный минимум прог-рока
С тех пор, как Майк Олдфилд затерялся где-то в своих заигрываниях с различными культурами, а проще говоря, элементарно иссяк, сложно найти столь же легкую, красивую, радостную музыку без всяких претензий на Высокое Искусство и при этом мало того, что опирающуюся своими стопами на плотные пласты арт-рока и фолковой музыки, но еще и не банально-пошлую. Да, в 80-х и 90-х было сделано много попыток найти опорную точку на этой очень интересной грани, однако многие попытки прогрессивщиков выглядят, простите, неубедительно. Разве что за несколькими исключениями. Одно из самых интересных подобных исключений - французский коллектив Minimum Vital, со временем сэволюционировавший до практически поп-музыки, но при этом, по крайней мере до альбома Espirit d'Amor, вызывающий живой интерес и добрую улыбку на лице.
На самом деле, любовь группы к легкой развлекательной музыки объяснима вполне очевидными причинами. Молодые братья Тьери и Жан-Люк Пэссан - а они и есть по сути своей ядро коллектива - в детстве были сильно увлечены молодежной поп-музыкой, даже первый их коллектив, который они сколотили моментально, как только научились держать музыкальные инструменты в руках, был ориентирован на исполнение смеси молодежной музыки и классических рок-н-рольных хитов. Страсть к поп-культуре естественным образом разрешилась любовью к группе The Beatles, а несколько лет спустя к группе Yes в общем и альбому Relayer в частности. По большому счету старт музыкальной жизни братьев можно отсчитывать от 1979 года, когда появился их первый продукт совместного творчества - группа Rocking Chair. По рассказам самих музыкантов, было очень интересно и весело, однако играть они категорически не умели. Вообще, жизнь и становлении карьеры братьев Пэссан интересна с той позиции, что практически все, что они умеют, чего они добились - это продукт реализации их страстей и фанатских увлечений в музыке. Так Тьери дико восторгался клавишными чудесами Тони Бэнкса и отправился на уроки классического фортепиано. Жан-Люку же спать не давали выкрутасы на акустической гитаре Стива Хоу и Стива Хаккета, так что и он на три года отдал себя в руки классического образования, долгое время отдавая предпочтение именно акустической версии своего инструмента и только некоторое время спустя взял в руки электрическую. Да и до сих пор он нет-нет, да исполнит сольную гитарную пьесу на каком-нибудь альбоме, тряхнув стариной, что называется.
picЗатем пришло увлечение средневековой музыкой, всем тем, что было до Баха. Пришел интерес и к группе Gentle Giant, которую музыканты выделяют из всех столпов арт-рока как наиболее удачливых селекционеров древних европейских традиций, джаза и поп-музыки. Так что к 1982 году оба были и морально и технически подкованы и готовы играть прогрессивный рок в ее инструментальном, но самом, что ни на есть твердом варианте. Так появился коллектив Concept, куда был завербован барабанщик Франсуа Перон и басист Эрик Ребейоль. И, если последний остался с братьями на долгие годы, то Франсуа был заменен уже на следующий год Антуаном Филлоном, который пришел в группу в один год с флейтисткой Анной Кола. Ребята играли джаз-рок, более уместный, скажем, в местечке Кантербери, чем во Франции.
Несмотря на то, что музыканты больше репетировали, чем выступали (за то время они умудрились появиться на сцене только один раз), они неожиданно для всех, в том числе и для себя, выиграли один конкурс-рок музыки, который гарантировал им запись в студии в Бордо и подарил путевку в жизнь. Так в 1985 году появилась пластинка Envol Triangles, вышедшая уже под именем Minimum Vital, так как со старым названием были определенные проблемы, связанные с авторскими правами. Название, кстати, не должно смущать, особенно тех, кто норовит его перевести на английский манер. С французского оно переводится всего лишь как <прожиточный минимум>, коим для музыкантов группы, по их словам, является всего лишь музыка. Были мысли назвать коллектив Maximum Vital, поиграть, так сказать, словами, но так уж сложилось, что осталось именно то название.
Вскоре на группу наткнулся Бернар Гуфье, представитель лейбла Musea, и сделал им предложение, от которого те не смогли отказаться. К тому времени группу покинули и Анна и Антуан, на барабанах уже играл Кристоф Годе и в таком составе группа подготовила, записала и выпустила в 1987 году вторую свою пластинку - Les Saisons Marines. В этот раз стиль группы очутился где-то в районе скорее прогрессив-рока, чем джаз-рока, однако отличительной чертой пластинки стало присутствие интонаций средневековой музыки. Даже несмотря на то, что сами музыканты не очень лестно отзываются о своих первых работах, многие меломаны, чьи интересы расположены в подобной музыке, предпочитают именно более раннее творчество. Хотя тут все просто - практически с каждым альбомом наблюдалась завидная закономерность: музыка группы становилась все более качественной с точки зрения мастерства и записи, и при этом более доступной и красивой (читай - <популярной>), так что нет ничего удивительного, что достаточно весомая часть <прогстеров> достаточно прохладно относится к подобной стилистической лестнице.
picКак и многие музыканты, связавшие свое творчество не с самой популярной музыкой, выжить на одни только средства от продаж дисков и концертов не получалось и оба брата работали на постоянной работе. Тьери - архитектором, Жан-Люк - библиотекарем. Правда, надо отдать должное, что подавляющая часть музыкантов, что работала у них в группе, являлась музыкантами по профессии. Но, среди всей этой бытовой суеты, группа находила силы и время на небольшие гастроли по стране, а к 1989 году на запись нового альбома. Это, можно уже твердо сказать, историческое событие, состоялось в новой студии на юге Франции, в городе Периго, под управлением звукорежиссера Жана-Поля Тромбе. Речь идет о создании самой лучше, по словам самих музыкантов и некоторых поклонников группы, пластинки группы - Sarabandes, появившейся в 1990 году. Именно эта пластинка первая из всех работ Minimum Vital была переиздана да компакт-диске в 1991 году.
Ровно в том же году началась долгая, кропотливая и тяжелая работа над новым диском. Группа к тому времени почувствовала необыкновенную тягу к пению. Они были под впечатлением нескольких разновидностей фолклорных пений, в том числе и бретонского образца, однако не могли в должной степени овладеть техникой, манерой и интонацией ни одного из этих языков и стилистик. Так что музыканты хитро выпутались из этого противоречивого конфликта желаний и возможностей - они пошли по пути, который проторили до них именитые соотечественники из Magma - придумали свой собственный язык. И пусть язык Minimum Vital не обладал такой четкой структурой и вообще никак не переводился на <человеческий>, как кобайский, однако служил он той же самой цели - наиболее точно и органично сочетаться с исполняемой музыкой. Иногда музыканты пользовались словами из реально существующих языков, но в целом горе тем, кто пытался перевести хоть что-то, исполненное на этой тарабарщине - даже сами братья признают, что понимать там нечего и незачем, вокал они использовали как еще один инструмент, необходимый для придания танцевального характера материалу.
На этом проблемы не закончились. И, если с вокалом им оказали помощь, за что спасибо Джеки Визрон, то с барабанщиком дела обстояли исключительно туго. Мало того, что Кристоф Годе откровенно не понимал, какого черта от него требуют, так еще его заставили играть только на электронных инструментах. Как результат - вышедший с муками и болью в 1991 году альбом La Source сами музыканты называют холодным, электронным и с кучей ошибок. Положение не исправили и концерты с данным материалом, которые проходили, кстати, при присутствии легендарного гитариста национального масштаба Филиппа Ковэна из группы Uppsala. Братья даже подумывали если не о самоубийстве, то уж об убийстве группы точно. Единственное, что сдержало их от такого опрометчивого поступка - это уже написанный новый материал. И, так как его исправлять не было особого желания, решили освежить состав группы.
Репрессия коснулась всех, за исключением старого друга - басиста Эрика Ребейоля. Были приглашены Шарли Берна (играть на барабанах) и Соня Неделек (петь). С притоком новой крови жизнь в группе забурлила. Гастроли продолжились с новым рвением, музыкантов даже пригласили в Штаты на знаменитый фестиваль Progfest. И им так хотелось что-то выпустить, пока не готов новый студийный альбом, что решили остановиться на концертном видео Les Mondes de Minimul Vital, появившемся в марте 1995 года, а уж на следующий год группа отправилась в студию и снова долго и упорно трудилась над новой пластинкой с несколькими просто убойными поп-хитами Esprit d'Amor. Любовь к вокалу на ней достигла своего апогея, братья Пэссан задумались о том, чтобы использовать не только женский, но и мужской тембр в своих <песнях>, а у Сони, как нельзя кстати, оказался под рукой очень талантливый ученик Жан-Баптист Феррацци. Кстати, во время записи этого альбома, они слетали на фестиваль в Рио-де-Жанейро, так что латиноамериканские акценты пластинки имеют под собой определенную историческую базу, а сам альбом, появившийся в апреле 1997 года так понравился самим музыкантам, что тут же был назван лучшей своей работой.
Год 1998 увидел выход весьма интересного концертного альбома Au Cercle de Pierre, записанного на основе выступления в Бордо, который неожиданно содержал очень старые и редко исполняемые песни группы. В это же время писался и новый материал, который накопился к 1999 году в количестве, достаточном для записи нового альбома. Однако все не так просто, братья увлеклись новым своим проектом - Vital Duo и новая пластинка группы Minimum Vital появилась только пять лет спустя.
Как можно догадаться из названия, Vital Duo - это дуэт братьев из Minimum Vital, играющих акустическую музыку, целенаправленно созданную на основе музыки средневековья, хотя любителям <медиавал>-музыки особо не стоит перерывать полки музыкальных магазинов, никаких претензий на то, чтобы исполнять именно средневековую музыку там нет, все стилизовано под реалии современного прогрессив-рока. На счету этого дуэта пока только один альбом, появившийся в 2001 году - Ex Tempore и один концертный DVD - Le Jardin Hors Du Temps, который братья Пэссаны настоятельно рекомендуют к просмотру в силу того, что, мол, оно и студийный альбом очень хорошо, но то, что мы делаем на концерте оно и вовсе ах как прекрасно.
Тем поклонникам Minimum Vital, которые по каким-то чудным обстоятельствам не воспринимают этакий <урезанный> по составу и чуточку <иной> по музыке вариант своей любимой группы, впрочем, пугаться особо не следовало - в 2004 году группа вернулась на сцену и выпустила так долго пролежавший в закромах материал на альбоме Atlas. Впрочем, и этим активность группы не ограничилась, до сего дня группа поучаствовала в записи трибьюта группе Magma, Жан-Люк выпустил собственный альбом Pierrots & Arlequins, а Musea - 3-хдисковый бокс-сет .
Alexey Petuhov (smarty)