Давайте начнем с процесса создания нового альбома. Были ли музыканты опять разбросаны по четырем различным студиям Европы, как во время работы над первым диском?
Да, тогда все действительно были в разных студиях, но в этот раз мы все-таки собрались вместе, в Швеции, всего на несколько дней, чтобы поработать над композициями. После этого мы опять разъехались и продолжили работу, как и в прошлый раз, по отдельности. Так что у нас было пять дней в Швеции, а затем снова происходил обмен компакт-дисками по почте.
Изменилось ли что-то в процессе записи без Дэвида Джексона?
Без Дэвида в самом процессе ничего не изменилось. Он сообщил мне, что на этот раз не сможет участвовать в проекте, поскольку очень занят – а не потому что не хочет. Таким образом у нас появился Тео Трэвис, великолепный музыкант. Он также приехал в студию на пару дней, чтобы записать свои партии и уехать снова – конечно, что-то изменилось. Каждый музыкант, появившись в студии, привнес какие-то изменения – но так даже интереснее!
Не показалось ли Вам, что работать над альбомом «на расстоянии» гораздо проще – в студии никогда не возникает споров...
(смеется) Это не так просто, как кажется – ведь большинство обсуждений проходило по телефону – в основном между мной и Ройне Столтом. Нам приходилось довольно плотно согласовывать каждую деталь проекта, чтобы быть уверенными, что все получится так, как задумано. Так что по телефону мы говорили очень много. Я отправлял ему через Интернет файлы mp3, затем звонил узнать, что он об этом думает, мы обменивались идеями, я что-то изменял и снова высылал mp3, опять звонил... Вот так это и происходило – заняло кучу времени, но было здорово! Это хорошо и это работает!
Я слышал, что однажды даже пропала почтовая посылка (с записями)?
Да, в прошлый раз случалось и такое. Но теперь все обошлось без подобных неприятностей.
Говорите ли Вы музыкантам, что конкретно от них хотите, или же предоставляете каждому полную свободу?
Я подаю людям идеи. Я не люблю диктат, я лишь говорю: «давай попробуем так» и у каждого появляются уже свои собственные задумки. В этот раз так и было. Я был в студии, когда Золтан записывал партию ударных – я, конечно, не говорил ему: «делай то, делай это». Наоборот: «мне бы понравилось, если бы ты попробовал это», «а может быть вот так». В конце концов все вышло примерно так, как мне это и представлялось.
В итоге насколько сильно отличается альбом от того, как все было задумано изначально?
Сперва весь альбом был у меня в голове и я вполне представлял себе, как он должен звучать. Но я также знал, что каждый музыкант может сделать – это легко позволяло спрогнозировать конечный результат. Разумеется, диск непохож на те первые наметки, которые я записал самостоятельно. А окончательный вариант все же очень близок к тому, как было задумано с самого начала.
Какая композиция лично Вам нравится больше всего?
На новом альбоме – пожалуй, первая вещь – “The Winning Game”. Она получилась именно такой, какой она мне представлялась. Эта песня для меня очень много значит, в ней столько интересного – она звучит всего 12 минут, но воспринимается, как гораздо более длинная, потому что в ней очень много событий и они хорошо друг с другом связаны. Я очень доволен тем, как эта вещь у нас получилась.
Первый и последний треки сильно отличаются от всего того, что можно было услышать на предыдущем альбоме – они более экспериментальные.
Да, последняя вещь – “A Gap In The Night”, самая длинная на диске.
“The Winning Game” пожалуй даже более необычна...
Мы хотели записать такой альбом, который бы понравился тем, кто уже слушал первый – “The Music That Died Alone”. Второй диск в некотором роде является продолжением первого. Но нельзя все время делать одно и то же, хочется чего-то нового. Поэтому в “The Winning Game” было использовано несколько идей из другой моей группы – Parallel Or 90 Degrees, а я замешал все это на саунде The Tangent. Еще мы экспериментировали со множеством разных вещей – Ройне пробовал далать звук, похожий на Pink Floyd с Дэвидом Гилмором, нет, даже скорее с Сидом Барреттом - чего мы только не делали! Пускали гитары через Moog, пробовали разные стили вокала... Местами это звучит похоже на The Tangent, но эксперименты немного изменили направление нашего движения – и это хорошо как задел на будущее.
Забавно что Ройне Столт, похоже, недолюбливает “A Gap In The Night” – а ведь эта вещь очень похожа по стилю на эпики The Flower Kings.
Вам так кажется? Он не был в особом восторге. Этот трек явно не его любимый.
Не каждый слушатель может легко воспринять двадцатиминутную композицию. Как Вы сами относитесь к таким произведениям – например, в исполнении The Flower Kings?
Мне очень нравится, как они это делают – надо сказать, что The Flower Kings являются одной из моих любимых групп, я очень часто слушаю их записи. Два дня назад я как раз был на их концерте в Ротерхэме (Англия) – они как всегда были великолепны. Да, я люблю длинные песни, я люблю «вгрызаться» в музыку, проводить с ней некоторое время, наблюдая за ее развитием, изменением, превращением во что-то новое – по-моему, в этом смысл прогрессив-рока. Есть разница в просмотре получасового телеспектакля и полнометражного художественного фильма – я люблю смотреть фильмы, чтобы можно было усесться поудобнее и получить удовольствие от погружения в его атмосферу. Также и с музыкой: я всегда чувствую волнение каждый раз, когда сажусь и ставлю “Tales From Topographic Oceans” и слышу, как Джон Андерсон начинает: “Dawn of light lying between a silence and sold sources…” Это 20 минут прекрасных ощущений, столько всего содержится в этой музыке и каждый раз ты слышишь что-то новое. Тоже самое я чувствую и в музыке The Flower Kings, например в “The Truth Will Set You Free” с альбома “Unfold The Future”. Есть люди, которые считают длинные песни скучными – ну, вообще-то некоторые длинные песни действительно скучны! Но хорошие вещи – просто потрясающи, они могут так много дать слушателю. Нет какого-то правила, которое бы гласило, что нельзя делать композиции длиннее пяти минут.
Такие композиции несомненно заслуживают не одно прослушивание...
Да, их открываешь для себя со временем, постепенно настраиваясь для восприятия – это и есть прогрессив-рок. Поэтому, наверное, сейчас очень мало людей его слушает – ни у кого нет времени, чтобы наслаждаться музыкой на таком уровне.
Окончательное сведение и мастеринг альбома были целиком под Вашим контролем? Известно, что у Ройне Столта всегда есть свое мнение (например, выбор обложки для первого диска проходил в спорах).
Да, он всегда смотрит на вещи очень-очень-очень по своему, и это очень-очень здорово! Человек, который имеет свое мнение, всегда полезен - он может помочь. Дело вот в чем: The Tangent включает двух человек, у каждого из которых есть своя группа – у меня есть группа и у Ройне есть группа. Совместная работа может стать проблемой, потому что кто-то думает, что это слишком сложно. На самом деле никакой проблемы нет – есть два разных мнения, которые взаимодействуют для получения чего-то нового. Поэтому я смотрю на такое сотрудничество весьма позитивно; думаю, что Ройне считает так же. Конечно, были какие-то разногласия, но по большей части к моменту окончательного сведения и мастеринга мы настолько хорошо знали, что делали, что никаких вопросов или споров уже не возникало. Каждый раз, когда я заканчивал микширование, я отправлял запись Ройне, он отправлял обратно ответ: «Это здорово, давай попробуем еще добавить меллотрона во втором куплете», мы пробовали – вот так получился результат, который устроил всех.
Еще до выхода нового альбома Вы говорили, что он будет более темным по настроению. С чем связано такое изменение? Что случилось?
А... гхм...
Ничего плохого, я надеюсь?
Нет, конечно! Обычно я пишу довольно мрачную по настроению музыку. Однако на первом альбоме The Tangent ничего подобного привычному «темному» звучанию не было. А в этот раз мы решили попробовать совсем другой рецепт – в результате получаются такие довольно мрачные треки, как “A Gap In The Night”, стоящие плечом к плечу с быстрыми и веселыми, вроде “Skipping The Distance”. Посмотрите на название – “Skipping The Distance” – даже оно предполагает довольно приподнятое настроение композиции. Возьмем “A Gap In The Night” – вот это по-настоящему пасмурная, темная, атмосферическая вещь. Мне нравится устраивать такое тесное соседство – довольно похоже поступали, например, King Crimson, помещая “Prince Rupert Awakes” рядом с “Happy Family” или “Circus”; таких примеров много. Довольно интересное сочетание.
Чувствуется также общее с Van Der Graaf Generator...
Это дает то, что я называю эмоциональным контрастом. Бывает громкая музыка, бывает тихая музыка; а есть записи, которые чередуют громкие и тихие эпизоды – такой вариант, конечно, более интересен именно своими контрастами. Если говорить об эмоциональных контрастах – допустим, настроение композиции изменяется от светлого, радостного к более темному, готическому – это вызывает аналогичное изменение настроения у слушателя – совсем как при просмотре фильма: иногда ты смеешься, а иногда пугаешься – и все это в одном фильме. Тоже самое мы хотели сделать на этом альбоме; этим и занимаются музыканты в прогрессив-роке – создают настроения и контрасты.
Если говорить об эмоциональных контрастах – наверное, Вы также любите слушать симфоническую музыку?
Да, мне действительно очень нравятся разнообразные произведения для оркестра – романтические и барокко – я не специалист в этой области, но я люблю, например, симфонии Бетховена и особенно балетные сюиты Стравинского – «Петрушка», «Жар-птица».
Джон Андерсон из Yes имеет такие же предпочтения...
Да, когда слушаешь музыку Yes, особенно “The Gates Of Delirium” – там влияние Стравинского чувствуется от начала до конца!
На обороте нового альбоме приведена цитата из Питера Хэммилла – почему? (“We can talk about it in the car”).
Это связано, собственно, с названием альбома – “The World We Drive Through”. Это как бы символизирует нашу жизнь в машине, мы ведем свои дела, перемещаясь по свету из одного места в другое. Альбомы Хэммилла всегда оказывали на меня большое влияние. Эта вещь под названием “Sitting Targets”, и слова «Мы поговорим об этом в машине» - все это так по-человечески! Мы сидим в машинах и мир проходит мимо нас...
Вы чувствуете изолированность? The Tangent – открытый проект, собравший свободно мыслящих музыкантов...
Мы, конечно, стараемся такими и быть. Как и в другом проекте – Parallel Or 90 Degrees – мы стремимся к открытму и позитивному мышлению. Идея названия альбома идет от игнорирования внешнего мира – можно называть это ездой в машине или как угодно еще. Вы ходите на работу и не замечаете ничего вокруг, вы лишаете себя стольких впечатлений – хороших, плохих – любых, потому что вы заняты дома, заняты на работе, заняты зарабатыванием денег, заняты их тратой – в общем делаете то, что должно быть сделано – и упускаете все остальное, что-то, чего вы уже никогда не увидите. Трек “The Winning Game” рассказывает о человеке, который проводит много времени на бирже ценных бумаг. Он не осознает, как его действия влияют на людей в других странах. Он покупает и продает акции – это значит, что кто-то теряет работу и тому подобное. Он не замечает этого – он лишь движется из пункта А в пункт Б. Заглавный трек на альбоме рассказывает о множестве тех прекрасных вещей, которых мы себя лишаем, посвящая все свое время лишь работе.
Перед названием альбома на обложке стоит цифра «2». Можно ли сказать, что этот проект станет постоянно действующей группой?
Нет, это не постоянная группа – так сказать нельзя, потому что уже много постоянных групп вовлечено в это дело. У Тео Трэвиса есть группа, у Гая Маннинга есть группа, The Flower Kings – также постоянная группа, а еще Parallel Or 90 Degrees... Скорее можно сказать, что мы встретимся, чтобы записать очередной альбом, когда у нас будет для этого время. И к тому же необязательно, что состав проекта будет тот же – музыканты могут меняться, потому что кто-то окажется недоступен. У нас уже есть этому пример – Тео Трэвис заменил Дэвида Джексона. Конечно, я хочу записать еще один альбом The Tangent, третий по счету, но если кто-то из музыкантов не сможет принять в нем участие, это не значит, что мы откажемся от этой затеи. Такие флуктуации в составе похожи на то, как в 70-е годы записывали свои альбомы King Crimson – на каком-то альбоме Дэвида Кросса уже нет, а вот Роберт Фрипп, конечно, появится и, может быть, еще Билл Бруфорд и Джон Уэттон... Вот хорошая идея для следующего альбома The Tangent!
Здорово! Но, надеюсь, Ройне Столт все же сможет принять участие...
Мне очень нравится с ним работать, ближе к концу этого года мы будем вместе играть на концертах The Tangent, а там будет видно... Несмотря на два вышедших альбома, мы, в общем-то, еще не так хорошо знаем друг друга – все вспоминаю, как я два дня назад был на концерте The Flower Kings в Ротерхэме - стою там рядом с Ройне и просто не знаю что и как сказать – я его большой поклонник, а это чувство, наверное, Вам тоже знакомо – Вы встречаетесь на концерте со своим кумиром и не можете вымолвить ни слова! Вот так у нас с Ройне. Я много ездил на концерты его группы, я очень люблю их музыку, мы записали вместе два альбома – и я до сих пор не знаю, что ему сказать! (смеется)
Альбом также вышел в варианте Special Edition – с добавочным треком. Что это за трек и что делает его таким особым?
Вы его слышали?
Нет, у меня был промо-CD.
Да, там есть добавочный трек, он звучит 14 минут – довольно большая вещь, к тому же это инструментал. Если говорить о двух альбомах The Tangent, то в них чувствуется влияние таких коллективов прошлого как Van Der Graaf Generator, Genesis, Yes и многих других. Но есть один человек, которого, казалось, нельзя было бы назвать в числе тех, кто вдохновлял на создание музыки The Tangent – и тем не менее он оказал большое влияние на нее – это Эдгар Фроезе, лидер группы Tangerine Dream. И поскольку музыка Tangerine Dream не очень-то близка по стилю музыке The Tangent, я решил сделать этот дополнительный трек – по его звучанию как раз чувствуется, что он был вдохновлен творчеством Tangerine Dream. Многие утверждают, что он звучит точь-в-точь как Tangerine Dream! (смеется)
Планируется ли выпустить концертное видео после окончания европейского турне? Находиться вместе на одной сцене – это совершенно новый опыт для The Tangent.
Действительно, это для нас нечто совершенно новое – мы еще толком не играли вместе, музыкантам The Tangent еще только предстоит настоящее знакомство друг с другом – поэтому мы все очень волнуемся. Я могу абсолютно точно, категорически заявить – никакого видео, по крайней мере, официально, выпущено не будет. Я не сомневаюсь, что многие хотели бы это увидеть, но также я не сомневаюсь и в том, что первый концерт в истории проекта – не самое подходящее время для записи. Мы будем играть в составе из пяти человек: трое из состава The Flower Kings, я и Сэм Бэйн. The Flower Kings играли вместе десять лет, у них было множество концертных турне – двадцать или около того. Сэм и я отыграли всего лишь несколько небольших концертов тут и там – никогда у нас не было концертных турне, ни разу! Это - первое. Мы будем играть вместе с ребятами, которые за десять лет стали экспертами – а мы лишь новички. Мы, конечно, очень счастливы, но к моменту нашего выхода на сцену The Flower Kings уже отыграют порядка тридцати концертов за год! Этот опыт для нас, конечно, просто фантастический, но как момент для записи концертного видео – совершенно неподходящий! (смеется).
Кто является первым слушателем для Вашей музыки?
Есть один-два человека, которым я первым даю послушать созданную музыку – Пол Браун, мой очень хороший друг, он занимался мастерингом альбома. Я считаю его очень хорошим слушателем для демонстрации нового материала. Мои родители не являются поклонниками рок-музыки как таковой, поэтому им я не предлагаю сразу же слушать записи... Интересный вопрос – никто меня еще об этом не спрашивал. (Смеется) Чаще всего я обращаюсь к участникам группы – например к Ройне Столту – мы вложили много сил в этот альбом. Но есть еще один человек, который мне очень помог в записи альбома – Гай Маннинг. Я приносил ему материал, он слушал и мог сразу указать на добрый десяток моментов: «О’кей, хорошо, вот это надо изменить, это надо изменить и это надо изменить». Так что его участие было очень полезно. Сэм и я все время занимались проектом, мы ведь почти всегда вместе. Так что мы слушали как альбом «обрастал» музыкой, а потом давали послушать это кому-то еще. Гай и Пол очень нам помогли. А вот родственники нашу музыку не воспринимают! (смеется)
Какие на Ваш взгляд музыканты и группы имеют большой потенциал в современном прогрессив-роке?
Мне очень нравится то, что делает Гай Маннинг, его последний альбом превосходен, рекомендую послушать, он действительно хорош! Очень сильное впечатление произвел Discipline “Unfolded Like Staircase” – просто фантастика! Я только что слышал новый диск Matthew Parmenter из Discipline – вот насчет этого я еще не уверен, но мне очень интересно будет следить за его будущими проектами – потому что если кто-то записывает альбомы вроде “Unfolded Like Staircase”, он несомненно заслуживает внимание. У нас в Англии есть много разных групп, но я не слишком слежу за этим, поскольку много времени уходит на написание музыки и на запись в студии. Наверное, когда закончатся все эти интервью и концерты, я начну слушать больше музыки. Мне, кстати, еще очень нравятся Pineapple Thief. Вы знаете такую группу?
Нет.
Pineapple Thief – очень хорошая английская группа. Bruce Soord был еще в группе Vulgar Unicorn, кажется, он там и сейчас играет. Просто замечательные ребята! Еще я слушаю группу Ankh, они из Польши.
Время, свободное от музыки Вы проводите, слушая музыку?
(смеется) Я слушаю огромное количество музыки, и старой, и новой. Transatlantic, The Flower Kings, Banco Del Mutuo Soccorso, Museo Rosenbach, вообще много итальянских прог-коллективов. До сих пор очень люблю Yes и Van Der Graaf Generator, конечно!
Заключительный вопрос – в шуточном ключе – чего у Вас дома больше всего? Цветы, книги, целая полка записей Yes или Van Der Graaf Generator?
(смеется) У нас дома, должен признаться, больше всего CD-дисков. Просто огромное количество. Но все же хорошего настроения у нас еще больше!
(c)2004 Azol, (c)2004
www.darkside.ru