Карьера: Актер, режиссер
Рост: 1.82 м
Дата рождения: 8 марта, 1941 | рыбы
Место рождения: Москва, СССР (Россия)
Дата смерти: 16 августа, 1987 | 46 лет
Место смерти: Рига, СССР (Латвия)
Жанры: Комедия, драма, мелодрама
Супруга: Екатерина Градова (развод) … один ребенок; Лариса Голубкина
Биография
Миронов Андрей Александрович родился 8 марта 1941 года в Москве в семье актеров Марии Владимировны Мироновой и Александра Семеновича Менакера.
В 1962 году окончил Театральное училище им. Б.В.Щукина при театре имени Евгения Вахтангова.
Принят в труппу Московского театра сатиры 18 июня 1962 года. Первую роль (Гарик) сыграл уже 24 июня в спектакле "24 часа в сутки" О.Стукалова. Последняя роль в театре – Клаверов в спектакле "Тени" М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Выступал как актер и певец на эстраде и телевидении. В кино снимался с 1962 года, первая роль в кино - Петр в фильме "А если это любовь?" Ю.Райзмана.
В 1971 г. женился на актрисе Екатерине Градовой. 28 мая 1973 года у них родилась дочь Маша, ставшая впоследствии актрисой. Однако этот союз продлился недолго, и в 1976 году Миронов женился на актрисе Ларисе Голубкиной.
Ушел из жизни - 16 августа 1987 года. В Риге, во время гастролей Московского театра Сатиры на спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро", не доиграв последнюю картину, потерял сознание. Умер в местной больнице через 2 дня от кровоизлияния в мозг.
Андрей Миронов родился в актерской семье. Его отец – Александр Менакер – начинал свою артистическую карьеру с музыкальных фельетонов, затем стал совмещать исполнительство с режиссурой. Мать – Мария Миронова – окончила Театральный техникум имени Луначарского и выступала сначала в Театре современной миниатюры, затем во 2-м МХАТе и в Московском государственном мюзик-холле. Знакомство Менакера и Мироновой произошло в только что созданном в Москве Государственном театре Эстрады и миниатюр, там появился на свет их знаменитый эстрадный дуэт. А через 3 года – на свет родился мальчик, которого назвали Андреем. До последнего дня своей беременности Миронова выходила на сцену, и предродовые схватки начались у нее именно во время одного из таких представлений. Роженицу успели довезти до родильного дома имени Грауэрмана на Арбате, где она вскоре счастливо разродилась. Вообще-то Андрей родился 7 марта, но его родители решили: «Запишем 8-го. Будет подарок для женщин».
Уже через несколько месяцев после рождения Андрея грянула война. Театр миниатюр эвакуировали в Ташкент. Там маленький Андрюша серьезно заболел. Врачи подозревали у него тропическую дизентерию. Помогла жена знаменитого летчика М. Громова, которая достала для больного мальчика лекарства.
В 1948 году Андрей, тогда еще носивший фамилию отца – Менакер, пошел в первый класс. Через два года в стране разразилось так называемое «дело врачей», и добрые люди из Моссовета посоветовали родителям сменить фамилию мальчика. Так он стал Андреем Мироновым.
Детство будущего актера было вполне типичным для большинства подростков той поры: он обожал мороженое, бегал смотреть кино, собирал значки и гонял в футбол. В классе он был лидером и заводилой, учился ровно, однако не любил точные науки: математику, физику, химию.
Театр с ранних лет пользовался особенной любовью Андрея Миронова. Почти каждое лето мальчик вместе с родителями отдыхал в Пестове, где находился Дом отдыха Художественного театра. Ему посчастливилось видеть знаменитых мхатовцев А. Кторова, В. Станицына, А. Грибова, К. Еланскую, О. Андровскую, М. Яншина и многих других. Да и в школе Андрей с удовольствием занимался в театральной студии, которую организовала их классный руководитель Надежда Георгиевна Панфилова. Кстати первой ролью мальчика на школьной сцене был, ни много, ни мало - Хлестаков из «Ревизора».
В 1958 году Андрей окончил школу и подал документы в Театральное училище имени Щукина. Удивительно, но в приемной комиссии не знали, что он актерский сын. Первое прослушивание у легендарной Мансуровой было неудачным. Едва Миронов вошел в аудиторию, как из его носа хлынула кровь. И все-таки Андрей сдал экзамены (на «отлично»!), после чего был зачислен на первый курс, которым руководил актер, педагог и режиссер Иосиф Матвеевич Рапопорт.
На IV курсе Миронов впервые снялся в кино. Режиссером, который открыл его зрителю, стал Юлий Райзман. Фильм назывался «А если это любовь?».
В 1962 году Миронов окончил Театральное училище имени Щукина. По окончании учебы Андрей мечтал попасть в труппу Театра имени Вахтангова. Однако его не взяли, и он пошёл к Театр Сатиры к Валентину Плучеку. Вскоре Миронов уже дебютировал ролью Гарика в спектакле «24 часа в сутки». Затем последовали роли: Толстого в «Дамокловом мече», телережиссера в «Льве Гурыче Синичкине», Сильвестра в «Проделках Скапена», Присыпкина в «Клопе». Но настоящая театральная популярность Миронова началась с роли Тушканчика в спектакле «Женский монастырь» (1964).
К этому моменту Андрей Миронов успел сняться еще в одной картине – в киноповести Александра Зархи «Мой младший брат». Это была первая серьезная роль актера в кино. А вскоре на экраны вышла комедия Генриха Оганисяна «Три плюс два», в которой Миронов сыграл одного из троих друзей – ветеринара Романа.
И в дальнейшем кинематографическая судьба актера складывалась благополучно. Снимался он хотя и не очень часто, но регулярно. В 1965 году его пригласил в свою картину Эльдар Рязанов. Миронову досталась роль прохвоста Димы Семицветова в комедии «Берегись автомобиля». Картина имела огромный успех, а роль Миронова была признана критиками одной из лучших в картине.
В историко-биографическом фильме Григория Рошаля «Год как жизнь» (1966) он предстал перед зрителями в образе Фридриха Энгельса, в иронической фантасмагории Ирины Поволоцкой «Таинственная стена» (1967) сыграл сержанта Карпухина, в комедии Алексея Коренева «Урок литературы» (1968) – Феликса и, наконец, в знаменитой комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» - жулика Геннадия Козодоева по кличке Граф.
Кстати, тогда же состоялся дебют Миронова как певца. Он исполнил песню «Остров невезения».
С начала 70-х Андрей Миронов буквально нарасхват у кинорежиссеров. В 1971 году выходит несколько картин с его участием, среди которых героико-приключенческий фильм Владимира Бычкова «Достояние республики». В этом фильме он сыграл одну из самых романтических своих ролей - бывшего придворного учителя фехтования по прозвищу Маркиз. Здесь Миронов смог выразить практически самого себя – красивого, доброго и сумбурного, азартного и скрытно-нежного, максималиста в душе, не признающего половинчатых дел и чувств. А его «Песенка о шпаге» мгновенно стала шлягером, вышла на миньоне и звучала, чуть ли не из каждого окна.
В том же году Миронов снялся в комедии Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». Роль блатного прихвостня была эпизодической, но благодаря таланту актера была сыграна ярко и запомнилась зрителям. А спустя два года Рязанов вновь пригласил Миронова в свою комедию. Теперь уже на главную роль. В картине «Невероятные приключения итальянцев и России» он сыграл лейтенанта уголовного розыска. Стоит отметить, что в этой картине Андрей Миронов исполнял все рискованные трюки сам, без дублера. Фильм вышел на экраны страны в 1974 году и мгновенно стал одним из лидеров проката - он занял 4-е место, собрав на своих сеансах 49,2 млн. зрителей. Не будет преувеличением сказать, что в основном публика шла на Миронова. Поэтому не случайно, что 16 октября того же года ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
В 70-е годы Андрей Миронов особенно много снимался в кино. Вслед за «Итальянцами» он снялся в телевизионном водевиле Александра Балинского «Лев Гурыч Синичкин», музыкальных комедиях Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки», в картинах Марка Захарова «Двенадцать стульев» и «Обыкновенное чудо», и в фильмах Наума Бирмана «Шаг навстречу» и «Трое в лодке, не считая собаки». Все они были прекрасно приняты зрителями, и до сих пор остаются в числе самых любимых фильмов.
Однако, как можно заметить, Миронову предлагали в основном роли комедийные, большей частью – музыкальные. Многие песни из этих фильмов в исполнении актера тут же становились шлягерами, как например: «Женюсь», «Белеет мой парус, такой одинокий», «Бабочка крылышками бяк-бяк» и др. Но Миронов чувствовал, что режиссеры не используют его настоящий потенциал.
Изредка случались и роли иного плана, например, в «Тени» (1972) и «Повторной свадьбе» (1976), однако они скорее были исключениями, да и большими удачами их вряд ли можно назвать. Отсутствие серьезных киноролей тяготило Миронова. Он мечтал сняться у Андрея Тарковского, но режиссер не видел в нем «своего» актера. Не приглашал его и Никита Михалков, и другие «серьезные» режиссеры. Сам актер в одном из интервью в середине 70-х так оценил свое положение в кинематографе: «С точки зрения открытия в себе новых возможностей кино мне мало что дало... В театре я используюсь в самых разных планах. В кино - пока очень однопланово».
Первые серьезные признаки болезни у Миронова обнаружились в конце 70-х годов. Как-то во время гастролей в Болгарии одна гадалка в ресторане сообщила ему: «Вы очень многого достигли, но это не предел. Вы сделаете еще очень много такого, что удивит всех. Но учтите, у вас очень плохое здоровье. Вы должны его беречь». К сожалению Миронов не принял это всерьез (а может просто не мог – настолько он был одержим своей работой, творчеством). Осенью 1978 года во время гастролей в Ташкенте у него произошел первое кровоизлияние в мозг. Его положили в больницу, где врачи поставили внезапный диагноз - менингит. В декабре Миронов вновь появился на сцене в роли Чацкого, и когда это произошло, зрители буквально забросали его цветами. Живыми цветами в декабре месяце!
В начале 80-х у Миронова внезапно по всему телу пошли страшные фурункулы. Болезнь была настолько тяжелой, что актеру было трудно двигаться.
Андрей Миронов обратился к помощи знаменитой Джуны, но и ее способностей не хватило на то, чтобы вылечить болезнь. В конце концов Миронов решился на жесточайшую операцию - лимфаденектомию: под общим наркозом ему удалили лимфоузлы в тех местах, где была хроническая инфекция. Операция была тяжелой, но он перенес ее мужественно. После нее ему стало немного легче.
1980-е годы были самыми тяжелыми в жизни актера. Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал активно работать в кино и театре, много гастролировал по всей стране, везде собирая аншлаги.
К сожалению не все работы 80-х годов можно считать удачными. Среди успешных – наполненные настоящим лиризмом роли в фильмах «Будьте моим мужем», «Сказка странствий», «Мой друг Иван Лапшин» и «Человек с бульвара Капуцинов». В комедии Аллы Суриковой «Будьте моим мужем» он предстал в роли чуткого и тактичного детского врача Виктора, который, отдыхая на море, встречает свою любовь. В романтической притче Александра Митты «Сказка странствий» Миронов сыграл Орландо - веселого и доброго врача, поэта и философа, помогающего девочке Марте разыскать своего брата.
Последней работой Андрея Миронова в кино стала роль мистера Феста в картине Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов. Причем режиссер взялась за этот фильм только после того, как заручилась твердым обещанием Миронова сняться в главной роли.
Фильм вышел на экраны страны в 1987 году и стал одним из лидеров проката (2-е место, 39,8 млн. зрителей). Такого повального успеха у фильма, где снимался Миронов, не случалось со времен «Бриллиантовой руки». Однако сам актер до пика этого успеха так и не дожил…
В последний год жизни у Миронова обострились отношения с главным режиссером Театра сатиры Валентином Николаевичем Плучеком. Миронов в то время приступил к постановке в театре спектакля «Тень», что очень раздражало Плучека. Это не могло не отразится на душевном спокойствии Миронова, и в конечном результате на его здоровье. 18 марта 1987 года состоялась долгожданная премьера, но, по мнению людей, видевших спектакль, Миронов в роли Клаверова был задумчив и печален.
5 августа ушел из жизни Анатолий Папанов, с которым Миронов был дружен, сыграл вместе множество ролей и в театре и в кино. Театр Сатиры в то время был на гастролях в Риге. Прерывать гастроли не разрешили, и друзья по сцене не смогли проводить Папанова в последний путь.
14 августа Миронов играл на сцене Рижского оперного театра в спектакле «Женитьба Фигаро». Представление началось без опозданий и ровно двигалось до 3-го акта, 5-й картины, последнего явления. Далее произошло неожиданное. Актёру стало плохо. «Шура, голова болит», - это были последние слова Андрея Миронова, сказанные им на сцене Оперного театра в Риге Александру Ширвиндту и в жизни вообще...»
Два дня врачи боролись за жизнь Миронова, однако медицина оказалась бессильна. Утром 16 августа Миронов скончался в результате обширного кровоизлияния в мозг (у него оказалась врожденная аневризма сосудов головного мозга).
Похороны Миронова прошли через несколько дней в Москве. Руководство театра вновь, как и в случае с Папановым, не отменило гастролей и не отпустило актеров на похороны.
Многие актеры откровенно признаются (а это редкость в актерском цеху), что Андрей Миронов был лучшим из них. С годами это становится все более очевидным. Благодаря фильмам и воспоминаниям друзей он стал неким собирательным образом идеального типа артиста, которому были подвластны все жанры в кино и театре. Он был остроумным без пошлости, ему были подвластны глубокие драматические переживания без ложной пафосности. Андрей Миронов был удивительно светлым человеком на сцене и на экране…
— Мемориальная квартира актерской семьи Мироновых в Малом Власьевском переулке в Москве всегда полна людей. Там — костюм Фигаро, в котором артист не доиграл свой последний спектакль, рубашка, которую пришлось разорвать, — врачам «скорой» надо было сделать укол… В Питере работает Театр антрепризы имени Андрея Миронова. А в Литве на знаменитой Горе желаний стоит крест с его именем. Туда приезжают молодожены в день бракосочетания. Говорят, что, если на крест повесить на нитке маленький крестик и загадать желание, оно сбудется.
— Андрей Миронов очень редко пользовался услугами дублеров и каскадеров, все трюки старался выполнять сам. Во время съемок «Невероятных приключений итальянцев в России» он вылезал из окна шестого этажа, цепляясь за ковровую дорожку, и повисал на ней. Болтался над Невой, ухватившись руками за край разведенного моста. Он сам вылезал из окна несущейся машины, проползал по пожарной лестнице и прыгал на другую машину.
21 июня 1990 года в Москве, на доме, где жил Андрей Миронов с 1941 по 1960 годы (угол улиц Петровка и Рахмановского переулка) была установлена мемориальная доска в его память. Это была первая дань его памяти.
Второй данью стал внук, родившийся 4 июня 1992 года. Маша назвала его в честь деда и дала свою фамилию. На своем 85-летии Мария Владимировна скажет, выведя на сцену внучку и правнука: «Вот вам Мария Миронова, а вот - Андрей Миронов!».
В 1993 году одна из малых планет № 3624, которая, при взгляде с земли кажется крошечной звёздочкой, получила имя Андрея Миронова. В том же году в Москве, в мемориальном доме М.Н. Ермоловой начала действовать посвящённая ему выставка.
В октябре 1996 года в Санкт-Петербурге, на Большом проспекте, 75/35, в доме, некогда принадлежавшем деду Миронова, преданный друг артиста и талантливый антрепренёр Рудольф Фурманов открыл Театр русской антрепризы имени Андрея Миронова.
Документальные фильмы об Андрее Миронове:«Это было недавно, это было давно…».
«Андрей». 1991 год.
«Браво, Артист!».
«Андрей Миронов. Обыкновенное чудо» - фильм Ларисы Голубкиной.
«Андрей Миронов и его женщины».
«Браво, Андрей!».
«Певец прекрасных дам» (фильм-концерт).
Последние 24 часа.
Андрей Миронов. Обыкновенное чудо.
Фильмография1988 Поет Андрей Миронов (Киноконцерт) с фрагментами песен из кино- и теле-фильмов
1987 Следопыт ... Санглие (Последняя незавершенная роль в кино)(озвучена другим актёром)
1987 Человек с бульвара Капуцинов ... Мистер Фест, главная роль
1986 Вдвоем с оркестром (Концерт А. Миронова, записанный в студии, в сопр. эстр. оркестра п/у А. Михайлова)
1985 Грустить не надо (ТВ) ... исполнение 3 песен и танца
1984 Победа ... Чарльз Брайт
1984 Мой друг Иван Лапшин ... писатель Ханин
1984 Блондинка за углом ... Николай, главная роль
1983 Я возвращаю Ваш портрет (документальный) ... Ведущий, исп.две песни
1983 Кое–что из губернской жизни (Где-то в губернском саду)(ТВ) … ведущий, поручик
1982 Сказка странствий ... Орландо – врач, поэт, философ и путешественник, главная роль
1982 Ревизор (телеспектакль) ... Хлестаков, главная роль
1981 Будьте моим мужем! ... Виктор, врач-педиатр, главная роль
1980 Назначение (ТВ) ... Лямин Алексей Юрьевич, главная роль
1980 Крах операции «Террор» — Глазов
1980 Альманах сатиры и юмора (телеспектакль) ... Генрих "Летучая мышь"
1979 Фантазии Фарятьева (ТВ) ... Павел Фарятьев, главная роль
1979 Трое в лодке, не считая собаки (ТВ) ... Джером, Джи, миссис Байкли, Трактирщик, Пьяница, Дядюшка Поджер, главная роль
1979 Дачная жизнь (телеспектакль) ... Дачник
1978 Особых примет нет ... Глазов
1978 Обыкновенное чудо (ТВ) ... Первый министр
1977 Между небом и землёй (телеспектакль) ... Климов, главная роль
1977 12 стульев (сериал) ... Остап Бендер, главная роль
1976 Повторная свадьба ... Илья, главная роль
1976 Небесные ласточки ... Селестен / Флоридор, главная роль
1975 Шаг навстречу (несколько историй веселых и грустных) ... Кочетков Маркел Владимирович - зубной врач, новелла "Всего за 30 копеек"
1975 Страницы журнала Печорина (ТВ) ... Грушницкий, главная роль
1975 Соломенная шляпка (ТВ) ... Фадинар, главная роль
1975 Возвращение … Борис Андреевич Вязовнин
1974 Невероятные приключения итальянцев в России ... Васильев Андрей, главная роль
1974 Маленькие комедии большого дома (телеспектакль) ... Алик, Муж
1974 Лев Гурыч Синичкин (ТВ) ... дирижер
1974 «Фитиль № 148»... (новелла«Наглядный урок»,реж.Никита Михалков)
1973 Старые стены ... Аркадий (озвучил А. Демьяненко)
1973 Безумный день, или женитьба Фигаро (телеспектакль) ... Фигаро, главная роль
1971 Тень ... Цезарь Борджиа
1971 Старики - разбойники ... Юрий Проскудин
1971 Малыш и Карлсон, который живет на крыше (телеспектакль) ... Рулле
1971 Достояние республики ... Маркиз (Шиловский), главная роль
1971 Держись за облака ... Генерал
1971 Терем-теремок (телеспектакль)
1970 Две улыбки (киноальманах) ... Молодой дедушка, новелла "Бабушка и цирк"
1970 Рудин (телеспектакль) ... Рудин
1970 Впотьмах (телеспектакль) ... Аларин
1970 Умеете ли вы жить ...
1969 – 1981 Кабачок "13 стульев" (сериал) ... Пан Ведущий (одни из первых передач), главная роль
1969 Семейное счастье (киноальманах) ... Ф. Ф. Сигаев, новелла "Мститель"
1969 Две комедии Бронислава Нушича ... ведущий, главная роль, исполнение песен,объединяющих действие
1968 Судьба играет человеком (телеспектакль) ... Антон
1968 Урок литературы ... Феликс
1968 Любить … парень на вечеринке
1968 Бриллиантовая рука ... Козодоев Геннадий Петрович - "Граф", главная роль
1967 Таинственная стена ... Сержант Карпухин
1966 Голубой огонек: Сказки русского леса
1966 Год как жизнь ... Фридрих Энгельс
1966 Берегись автомобиля ... Дима Семицветов
1963 Три плюс два ... Роман Любешкин, главная роль
1963 Два воскресенья ... журналист (нет в титрах)
1962 Мой младший брат ... Юрка
1961 А если это любовь? ... Петр (Дебют в кино)
Режиссер1974 Маленькие комедии большого дома
1979 Феномены
1981 Бешеные деньги
1984 Прощай, конферансье
1987 Тени
Озвучивание1985 Мы с Шерлоком Холмсом … дог, озвучка
1981 Раз ковбой, два ковбой … озвучка
1980 О бедном гусаре замолвите слово … Голос за кадром. Текст от автора
1978 И снова Анискин ... исполняет песню "Давай поговорим"
1976 – 1987 Приключения кота Леопольда (мультфильм, сериал) … озвучка
1976 Голубой щенок (мультфильм) … чёрный кот, озвучка
1975 Рикки-Тикки-Тави … Рикки-Тики-тави, озвучка
1973 Новые приключения Дони и Микки … голос за кадром
1969 Капризная принцесса (мультфильм) ... шут, озвучка
1969 Похищение (фильм-концерт) ... исполняет песню "Две копейки"
Работы в театреТеатр Сатиры, с 19621987 Белые розы, розовые слоны (У.Гибсон) ... судья Генри Пулэски
1987 «Тени» (М. Салтыков-Щедрин, пост. А.Миронов) … Клаверов
1985 «Бремя решения» (Ф. Бурлацкий) … Джон Кеннеди
1984 «Прощай, конферансье» (Г. Горин, пост. А.Миронов) … Буркини
1984 «Вишнёвый сад» (А. Чехов) … Лопахин
1981 «Бешеные деньги» (А. Островский, пост. А.Миронов) … Васильков
1980 «У времени в плену» (А. Штейн) … Всеволод Вишневский
1980 «Трёхгрошовая опера» (Б. Брехт) … Мекхит
1979 «Мы, нижеподписавшиеся» (А. Гельман) … Леня Шиндин
1979 Феномены (Г. Горин, пост. А.Миронов)
1976 «Горе от ума» (А. С. Грибоедов) … Чацкий
1975 «Ремонт» (М. Рощин) … Паша-интеллигент
1974 «Клоп» (В. Маяковский) … Баян, Присыпкин
1973 «Маленькие комедии большого дома» (А. Арканоа и Г. Горин) … Муж
1972 «Таблетку под язык» (А. Макаёнок) … Иван Швед
1972 «Ревизор» (Н. В. Гоголь) … Хлестаков
1969 «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Бомарше) … Фигаро
1969 «Женский монастырь» (В. Дыховичный) … Тушканчик
1967 «Интервенция» (Л. Славин) … Селестен, Жюльен Папа
1967 «Доходное место» (А. Островский) … Жадов
1967 «Баня» (В. Маяковский) … Велосипедкин
1966 «Тёркин на том свете» (А. Твардовский) … эпизоды
1966 «Дон Жуан или любовь к геометрии» (М. Фриш) … Дон Жуан
1965 «Над пропастью во ржи» (Дж.-Д. Сэлинджер) … Холден
1963 «Проделки Скапена» (Ж.-Б. Мольер) … Сильвестр
1963 «Лев Гурыч Синичкин» (В. Дыховичный) … Муха
1963 «Дамоклов меч» (Н. Хикмет) … Толстый
1962 «24 часа в сутки» (О. Стукалов) … Гарик
Малая сцена драматического театра на Малой Бронной1979 «Продолжение Дон Жуана» (Э. Радзинский, пост. А. Эфрос) … Дон Жуан
Награды и премииНика, 1988 год
Номинация: Лучшая мужская роль ("Человек с бульвара Капуцинов"
1987 Лучший актер года по опросу журнала "Советский экран" ("Человек с бульвара Капуцинов"
1980 Народный артист РСФСР
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Андрей Миронов (Менакер) родился 8 марта 1941 года в Московском родильном доме им.Грауэрмана на Арбате. Фактическая дата рождения Андрея Александровича - 7 марта, однако родители - известные актеры Мария Миронова и Александр Менакер - указали в качестве даты рождения 8 марта. Умер 16 августа 1987 года в Риге от разрыва аневризмы аорты.
Детство Андрея проходило традиционно: мороженое из ЦУМа, кино в «Метрополе», коллекционирование значков, футбол и любимые коньки. Андрей учился в 170-й школе на Петровке, которая славилась тем, что в ней учились дети ученых, артистов и писателей. Однако были и ребята из проходных дворов и переулков не самой безобидной репутации. Миронов сразу приобрел в классе статус неформального лидера. Он никогда не был старостой или комсоргом, но заражал ребят энтузиазмом, с пылом брался за все, что казалось ему достойным внимания. После ХХ Съезда партии жизнь сделалась интригующе интересной. В ЦДРИ - выставка гонимого художника Ильи Глазунова, в Литературном музее на Якиманке - вечер Сергея Есенина, в филиале МХАТа - потрясающий спектакль Олега Ефремова - надо прорываться! Учился всегда хорошо, ровно и уже тогда обожал театр - начал с Хлестакова в школьной студии, потом студия при Центральном детском театре.
Но все же главным его воспитателем стала семья. В их со вкусом обставленной квартире бывали известнейшие люди своего времени. Тесно здесь было не только от обилия книг и картин, но, прежде всего, от веселых и талантливых людей, которые постоянно собирались здесь. Удивительная, талантливая среда сильно повлияла на формирование его характера и способностей.
Вспоминая детские годы, Миронов часто произносил : «Мы с папой...» С папой они заходили в гости к известным на всю страну людям. Андрей Миронов, несмотря на уникальность семейного окружения, был типичным послевоенным мальчиком. И все, что так восхищало его сверстников, в равной степени восхищало и его. Черты поколения в нем были узнаваемы. И самозабвенные игры в войну, и «сногсшибательное» впечатление от трофейных фильмов вроде «Тарзана» или «Робин Гуда» - все это не прошло мимо него, хотя последние и не оставили в памяти большого следа. Если уж говорить о каком-то воздействии на сознание, то, скорее, это были фильмы с участием Ива Монтана и Жерара Филипа. Романтическая окрыленность, мальчишеская дерзновенность, человеческая открытость и веселость нрава всегда оставались глубоко симпатичны Андрею Миронову. С возрастом веселости поубавилось, но дух романтика в нем так и не был сломлен.
Андрею легко давались иностранные языки. Еще до школы его водили в группу немецкого языка - дети говорили только по-немецки. Помимо языковой практики, там приучали и к хорошим манерам. Ученики таких групп ходили друг к другу в гости, играли, вместе гуляли в парках. Их группу вела очень милая женщина, немка по происхождению. Продолжалось это недолго и осталось одним из воспоминаний раннего детства. Немецкий забылся, хотя его отлично знал его отец А.С.Менакер, окончивший знаменитую петербургскую «Аннешуле», где все предметы велись на немецком. А.Миронов свободно владел английским языком, уже в институте изучил французский. Родители были уверены, что именно в этом направлении Андрей продолжит свое обучение. Дело, однако, не в знании языков, а в остром чувстве, прежде всего, своего родного языка и поразительно бережном, любовном к нему отношении с юности. Миронов знал, что такое мелодика языка, какие богатства она таит в себе, а для актера это очень важно.
Вопреки ожиданиям родителей, Миронов поступил в Театральное училище имени Щукина. Решение сына у Марии Владимировны восторга не вызвало. Она панически боялась, что он окажется посредственным артистом. Перед вступительным экзаменом в Щукинское театральное училище его решили показать Цецилии Мансуровой, знаменитому педагогу. Андрей встал в позу, срывающимся голосом произнес первую строку пушкинского «Прощай, свободная стихия!», и у него от напряжения хлынула носом кровь... «Темперамент у мальчика точно есть! - тактично отметила Мансурова. - Для начала и это неплохо...»
На экзамене Миронов не признался, что он сын Мироновой и Менакера. К счастью, Андрей не только оправдал фамилию, но и превзошел ожидания родителей. Он был легок, остроумен, артистичен. Поступил блестяще, сдав все экзамены на пятерки - вместе с Ольгой Яковлевой, Юрием Волынцевым, Николаем Волковым. Когда о нем говорили как о сыне Мироновой и Менакера, он взрывался: «Я просто Миронов, и все!» Надо отдать должное родителям: они его не избаловали. Свою первую машину он купил на свои деньги. Ему не хватало некоторой суммы, он попросил денег у отца, но тот сказал, что помочь не может. Выручил его знакомый художник, и только потом счастливый автомобилист узнал: деньги художнику дали Мария Владимировна и Александр Семенович.
Училище он закончил с красным дипломом и был принят в Театр Сатиры. И все 25 лет творческой жизни, отпущенные ему судьбой, он отдал этой сцене. Главный режиссер «сатировцев» Валентин Николаевич Плучек влюбился в молодого артиста сразу. Его темперамент, легкость, искрометность заворожили мастера, он, распознав в Миронове будущую звезду, с самого начала стал поручать ему главные роли. Именно Плучек выпестовал в нем изумительного театрального актера, а потом дал возможность состояться и как режиссеру. Но даже он не мог предположить, на какую недосягаемую высоту поднимется его «солнышко», какая фантастическая судьба ему уготована. И через много лет он не сможет совладать с собственной ревностью к своему лучшему актеру и вольно или невольно причинит Андрею Александровичу немало страданий.
Но в начале пути все складывалось замечательно. Первые спектакли Андрея - «Клоп», «Баня», «Над пропастью во ржи», «Доходное место» - вызвали общее восхищение зрителей и критики, что нечасто случается на театре. Роль Холдена в спектакле «Над пропастью во ржи» по повести Сэлинджера сделала его знаменитым на всю Москву. В 60-70-е годы в театр было не попасть - ходили «на Миронова». Кино принесло ему всесоюзную славу.
В тот роковой 87-й год, закончив работу над новым фильмом, он уехал на новеньком «БМВ» в Ригу, куда собирался на летние гастроли Театр Сатиры. В то время в Риге странным образом собрались близкие Андрею люди: мама Мария Владимировна, первая жена Екатерина Градова с дочерью Машей, многие близкие друзья. Миронов даже сам удивлялся этому стечению обстоятельств: «Не хватает только сводного брата Кирилла». 14-го августа давали «Женитьбу Фигаро». За десять минут до конца спектакля, во время финального монолога Фигаро, Миронов потерял сознание от мощного кровоизлияния в мозг. Аневризма аорты. Растерявшиеся зрители аплодировали и думали, что он их слышит. Его друг и партнер Александр Ширвиндт на руках вынес Миронова со сцены.
Земное бытие Андрея Миронова, начавшись практически на сцене, на ней же и завершилось. Блистательный круг жизни артиста замкнулся.
________________________________
Трудовая биография :
Классный руководитель, учитель географии Н.Г.Панфилова создала в школе самодеятельный театр, в нем Андрей сыграл свою первую роль (Хлестакова).
О первом выходе на стену вспоминала его мама: «Первый выход Андрея на сцену произошел во время нашего выступления в Летнем театре ЦДСА. Ему было 5 лет. В зрительном зале неожиданно возник смех. Я не могла понять, в чем дело, оглянулась назад и увидела своего сына. Увлекшись, он вышел из-за кулис и, стоя, как всегда, с заложенными за спину руками, хохотал».
В 11 лет он чуть было не дебютировал в кино. Но раннему началу кинокарьеры помешала... природная чистоплотность. Чистота и порядок в доме Мироновых были возведены в культ. В подмосковное Пестово, где в Доме отдыха мхатовцев проводили отпуск родители, приехала съемочная группа фильма «Садко». Андрею вместе с сыном знаменитого мхатовца Хмелева поручили «роли» в массовке. Но Хмелеву дали роскошный костюм боярчонка, а Миронову - дерюгу попрошайки, которую он, побрезговав надеть на голое тело, нацепил поверх модной тенниски с блестящей молнией. Когда в кадре рядом с боярином оказался колоритный нищий в носках под лаптями и рубище, через которое отчетливо просвечивала молния, режиссер с криком изгнал хулигана со съемочной площадки.
Но за первой неудачей последовал молниеносный взлет: 1962 г. - премьера фильма «А если это любовь?». В июне Андрей окончил Щукинское училище с красным дипломом и 18-го июня был принят в труппу Московского театра сатиры, где проработал 25 лет. Первая роль на этой сцене - роль Гарика в спектакле «24 часа в сутки». 1963 год - Миронов все больше и больше занят в спектаклях театра, гастролирует с труппой. 1964 год- натурные съемки фильма «Год как жизнь» в ГДР, роль Ф.Энгельса. 1966 - в апреле-мае Миронов выступает в роли ведущего в двух выпусках телепередачи «Добрый вечер!», послужившей прообразом «Кабачка «13 стульев». 1967 год - на фестивале «Московская театральная весна - 67» Миронову присуждается третья премия за роль Селестена в спектакле «Интервенция» Л.Славина. В ноябре состоялся при полном аншлаге первый персональный творческий вечер артиста Миронова в Доме актера. 1968 год - присуждение первой премии за роль Жадова (спектакль «Доходное место») и Селестена («Интервенция») на Смотре театральной молодежи Москвы, посвященном 50-летию Великой Октябрьской революции. 1969 г.- озвучивает роль Себастьяна Лутатини в радиопостановке Т.Рыбасова «Соленая купель» (по роману А.Новикова-Прибоя), выходит первая грамзапись Андрея Миронова. На пластинке «Музыка и песни из фильма «Бриллиантовая рука» артист исполняет ставшую суперпопулярной песню «Остров невезения». Октябрь - снимается в телеспектакле режиссера Л.Хейфица «Рудин».
1970 -снимался у М.Микаэляна в роли Аларина в телеспектакле «Впотьмах» по А.Куприну. 1971 - 8-го марта Миронов празднует свое тридцатилетие в Доме литераторов. 1972 - 1-го января состоялась телепремьера спектакля «Малыш и Карлсон».
1973 -29-го декабря по телевидению показывают фильм «Старики-разбойники». Дебютировал в качестве театрального режиссера - спектакль «Маленькие комедии большого дома». 1974 - 29-го апреля состоялась премьера телеспектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро». 16-го октября Андрею Миронову присуждается звание «Заслуженный артист РСФСР». Несколько неудач: Миронов не проходит на роль Жени Лукашина в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». В ноябре с театром на гастролях в Италии. В декабре приступает к съемкам у Анатолия Эфроса в телеспектакле «Страницы журнала Печорина» (роль Грушницкого). Приказом по Госкино Миронову повышена до максимального уровня «съемочная ставка» - теперь Миронов входит в «элиту кино» по всем параметрам. 1975 год - премьера телеспекталя «Возвращение». Миронов в роли Бориса Вязовнина, постановка П.Резникова. В конце ноября с концертами в Тбилиси. 1976 - Участие в Международном театральном фестивале в Варшаве. 1977 год - выходит диафильм «Андрей Миронов». В 1978 - в январе выходит грампластинка «Поет Андрей Миронов». 18-го ноября по ТВ показан «Творческий вечер Андрея Миронова в концертной студии «Останкино». 1979 - выступает на сцене Театра на Малой Бронной в спектакле А.Эфроса «Продолжение Дон Жуана» в роли Дон Жуана. Телепремьера спектакля «Дачники». 1980 год - 14-го ноября награжден медалью «За трудовую доблесть», 18-го декабря указом Президиума Верховного Совета РСФСР присвоено почетное звание «Народный артист РСФСР». 1981 год - участие в международном фестивале «Театры мира - 81» с «Трехгрошовой оперой» Б.Брехта. 1982 год - премьера «Ревизора» с Мироновым в роли Хлестакова. В этой роли Андрей Миронов был уже другим. Спектакль оказался непростым, «тяжелым», как заметил однажды А.Папанов. 9-го декабря приказом по Госкино остановлены съемки фильма Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин», где Миронов играет роль журналиста Ханина. Начинаются съемки документального фильма В.Виноградова «Я возвращаю ваш портрет...», где Миронов занят в роли ведущего. Перед Новым годом выходит диск-гигант А.Миронова «Ну чем мы не пара?». 1983 - в июне-июле на гастролях в США по линии Советского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество «Родина»). Худсовет «Ленфильма» не принял «Блондинку за углом», следуют пересъемки и перемонтаж, но не принял Госкино, снова пересъемка, переозвучивание. 1984 - выходит диск-гигант «Старые друзья. Андрей Миронов. Раймонд Паулс». 1985 - выступает в Центральном доме актера имени А.Яблочкиной на презентации книги своих родителей под названием «... в своем репертуаре». 1986 год - премьера радиоспектакля «Душа Элеоноры» А.Луначарского. 1986 - он приглашен в жюри Высшей лиги КВН. 1987 год - последний спектакль в Москве: «Женитьба Фигаро» в Зеркальном театре сада «Эрмитаж». Август 87-го - последний сольный концерт Миронова в Риге и последний его спектакль.
В последние годы Миронов тяготился образом вечного весельчака, изо всех сил пытался поломать его. Свой последний день рождения Андрей встретил в Пушкинском заповеднике, на Псковщине, вместе с Марией Владимировной, Ларисой, Григорием Гориным и его женой. Незадолго до смерти он купил автомобиль «БМВ», которым очень гордился и радовался ему, как ребенок. На новой машине он и отправился на свои последние гастроли в Прибалтику. Каким-то странным, необъяснимым образом в это время там собрались все близкие ему люди. Мама, обе жены, обе дочери, Григорий Горин, Ян Френкель. Закончив съемки «Человека с бульвара Капуцинов», приехала Алла Сурикова. Известнейший нейрохирург Эдуард Кандель, друг их семьи, тоже почему-то оказался в это время на Рижском взморье. Андрей обратил внимание на удивительное обстоятельство. Потом всем стал ясен смысл этой случайности: драматург его судьбы, собираясь поставить точку, будто нарочно придумал эффектную и почти мистическую сцену прощания... 14-го августа 1987 года в Рижском оперном театре играли любимый спектакль Андрея - «Фигаро». В конце второго действия, на словах, обращенных к графу: «Я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтение мне», - он, пренебрегая логикой мизансцены, стал отступать к беседке и медленно опускаться. Граф - Ширвиндт - подхватил его и услышал: «Шура, голова болит». Это были последние слова Андрея Миронова. Дали занавес, кто-то крикнул: «Миронову плохо!» И зал, наблюдавший в щемящей тишине последнюю сцену, разразился овацией... 16-го августа отключили аппарат искусственного дыхания. Ничего нельзя было сделать - разрыв аневризмы аорты.
_____________________________________
Личная Жизнь
Родители - известные актеры Мария Владимировна Миронова и Александр Семенович Менакер. Жизненные дороги родителей Андрея пересеклись, когда оба уже были состоявшимися семейными людьми. Их горячий и стремительный роман вспыхнул в Ростове-на-Дону, куда труппа Московского театра выехала на летние гастроли. Стремясь произвести на белокурую, голубоглазую и остроумную Машу Миронову самое выгодное впечатление, Алик заказал у лучшего портного моднейший костюм цвета увядшей розы, купил в Елисеевском магазине разных сортов сыра, ананасы, вино и, упаковав все в корзину, прибыл в Ростов завоевывать сердце своей Маши. Увидав присланные в номер подношения, подруга Мироновой многозначительно сказала: «Это тебе, Марья, даром не пройдет».
«Даром» гастрольный роман не прошел обоим. Осенью решительная Мария Владимировна сообщила мужу о том, что они должны расстаться. И тут же потребовала от Алика, отныне переименованного по ее воле в Сашу, известить о разводе свою жену. Надо сказать, в симпатичную Марию Миронову тогда влюбился знаменитый тенор Иван Семенович Козловский, долго ухаживал за ней и предлагал ей руку и сердце. Но Миронова предпочла более молодого, двадцатисемилетнего Менакера. Александру Менакеру же было тяжело и больно расставаться с первой женой - балериной Ириной Владимировной Ласкари, с маленьким сыном Кириллом, с родным и прекрасным городом Ленинградом, где он родился и где прошли его детство, юность. Однако Ирина все поняла и тихо отпустила его. Со старшим сыном Кириллом Ласкари Александр Семенович всю жизнь поддерживал очень теплые отношения, и все сделал, чтобы его сыновья были дружными братьями.
В 1939 году Миронова и Менакер расписались. И на протяжении 45 лет каждый год 20-го сентября Менакер будет посылать телеграммы: «Дорогая Маша, поздравляю с нашим днем. Саша». А через полтора года на вечернем спектакле накануне 8 Марта года у тридцатилетней Марии Владимировны начались схватки прямо за кулисами. Так вместе с долгожданным сыном возникла красивая история, что будущий великий артист родился на сцене. Александр Менакер вспоминал: «Вечером накануне 8 Марта я пошел встречать Машу после спектакля, иду за кулисы и узнаю, что ее отвезли в Родильный дом имени Грауэрмана на Арбате». Встревоженный будущий папа неоднократно туда звонил, и, наконец, на следующий день, 8-го марта, ему сообщают, что у него родился сын. Ребенок здоров, мать здорова, все в порядке.
Брат Кирилл Ласкари вспоминал: «Андрей был удивительным братом. В трудные минуты моей жизни он всегда был рядом со мной. Помню, у меня умерла моя мама, и Андрей, узнав об этом, сразу ночью приехал ко мне в Ленинград, все сам организовал... За два дня его смерти мне приснился странный сон, будто бы Андрей спускается в черном смокинге с парадной лестницы и неожиданно кто-то его ударяет по голове бутылкой с красным вином... И вдруг в пять утра - страшный звонок».
Мария Владимировна Миронова пережила сына на 10 лет. Она до конца своих дней продолжала работать. В свой последний юбилей - 7 января 1997 года неожиданно для всех вывела на сцену театра красивую девушку, свою внучку Марию Миронову-младшую, и трехлетнего правнука Андрюшу Миронова (родился в 1992 году).
Отец Андрея - Александр Менакер умер 6 марта 1982 года.
Дочь Андрея Миронова Маша Миронова (род. 28 мая 1973 года) удивительно похожа на своего отца. Она пошла по стопам своих родителей, работает в театре Ленком, снимается в кино. Маша Миронова вспоминала: «В детстве я и все мои ровесники были под впечатлением фильма «Три мушкетера», и я попросила папу меня познакомить с главным мушкетером страны - Михаилом Боярским. Он, кажется, по-настоящему приревновал меня к д'Артаньяну! И в итоге познакомил с Куклачевым. Куклачев, конечно, не Боярский, но экскурсию за кулисы в сопровождении миллиона кошек я помню до сих пор. Папа был строгим, в то же время мягким и уступчивым. Но я никогда не слышала от папы: «Замолчи, ты еще маленькая!» Как-то мы ехали на дачу к бабушке. Смотрю: стрелка спидометра переваливает за сто. Я говорю: «Папа, ты скорость превышаешь». Он молчит, но скорость сбавляет. Немножко проехал - и снова на спидометре 100. Я опять прошу сбавить скорость. Папа так же молча снижает. И так всю дорогу: я его осаждала, а он молча повиновался. Потому что понимал: здесь я права, а не он. Иногда он приходил ко мне в школу. Тогда все занятия прекращались - учителя тоже высыпали из классов смотреть на Андрея Миронова. Это было как раз то время, когда он был в зените славы. И в то же время папа был очень скромным человеком. Каждый раз выходил на сцену, как впервые... Я ведь часто бывала у них с мамой в театре, хотя отец очень не любил, когда я бывала за кулисами. Мама говорила, что он нервничал, когда на меня смотрели мужчины...»
_________________________________________-
Увлечения :
В школьные годы Миронов с удовольствием занимался футболом, регби, входил в состав самодеятельного джаз-оркестра (где он с упоением стучал на пионерском барабане), выпускал стенгазеты и организовывал экскурсии. Любовь к джазу и футболу осталась на всю жизнь. В детстве Андрей даже твердо решил стать вратарем, но теперь сложно представить, что Миронов мог избрать какую-либо другую профессию, кроме актерской. Андрей пытался писать стихи, пробовал силы в живописи. В студенческие годы всерьез увлекся пением и танцами.
Актриса Ольга Яковлева вспоминала: «Оказавшись на одном курсе, мы стали почти постоянными партнерами по танцу, пению. Помню, как мы с ним танцевали вальс с поддержками, он при этом успевал петь, подбрасывать меня как пушинку в воздух. Но он, видимо, из-за своей увлеченности танцем не всегда успевал меня ловить. Это было смешно, но при этом я умудрялась, падая, громко жаловаться педагогу: «А Андрюша меня не ловит...» На каком-то одном из щукинских вечеров, мы с Андрюшей пели дуэт из какой-то оперетты. Сбежалось все училище. У меня ни слуха, ни голоса. А Андрей со слухом и приятным голосом. Потом жизнь развела нас в разные театры».
_______________________________________
ВРАГИ
Миронова многие считали везунчиком, которому все достается само собой. Но так мог рассуждать только тот, кому глаза застилала зависть. И таких было много. Андрей Александрович всю жизнь трудился как вол.
В последние годы жизни в театре вокруг него возникла странная атмосфера: некоторые коллеги не могли скрыть неровности во взгляде, уже и гравный режиссер театра Плучек не называл его «наше солнышко», а, стуча маленьким кулачком по столу, кричал, что «это не театр имени Миронова!» Придя на прогон «Теней» по Салтыкову-Щедрину, главреж очень неуважительно высказался о режиссерской работе Андрея. Хотя, скорее всего, в нем говорили страх и ревность - по спектаклю было видно, что Миронов состоялся как режиссер. Весной 87-го года исполнилось 25 лет, как Андрей пришел в Театр Сатиры, но никто в театре не вспомнил об этой дате и не поздравил его. В тот вечер они просидели вдвоем с мамой.
_____________________________________________
СОРАТНИКИ:
Его любили все - взрослые и дети, рабочие и интеллигенция, писатели и музыканты, режиссеры и зрители. Он и в жизни был добрым, воспитанным, интеллигентным человеком. На любой дружеской вечеринке Андрей становился центром веселья, придавал ей праздничность, украшал остроумием, восхищал всплесками своего вдохновения, легкой и блестящей ироничностью, мгновенной и неотразимой импровизацией. Он был душой общества. Девчонки со всей дачной округи часами просиживали на лужайке у калитки: вдруг выйдет Андрей. На площадь Маяковского стекались толпы посмотреть, как он выходит из театра - обаятельный, жизнерадостный, с глазами цвета синьки. Поклонницы ради автографа своего кумира готовы были броситься под колеса его автомобиля, а иногда действовали и вовсе экстравагантно - прокалывали шины. Вдоль железнодорожных путей, по которым поезд вез в Москву тело актера, стояли тысячи людей и бросали под колеса цветы.
«Миронистки» - совершенно особое явление в жизни театральной Москвы того времени. Они не оставили его и теперь: земля вокруг могильного холма на Ваганьковском расшита, как ковер, красиво уложены ветки, горят свечи...
Сегодня в московском Театре Сатиры, который возглавил ныне друг Андрея Александр Ширвиндт, поставлен спектакль о Миронове - «Андрюша», и его поклонники могут еще раз вспомнить удивительного неповторимого артиста, слава которого с годами не тускнеет.
_________________________________--
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ :
Он спешил жить. Играл в театре, снимался в кино, выступал с концертами, причем каждый отрабатывал серьезно и до конца, прекрасно знал английский и французский, шутил, смеялся, грустил, восхищался другими, обожал джаз. Он был педантом и чистюлей, обладал деликатностью и широкой душой. А если сталкивался с хамством и резкостью, то, говорят, с неподражаемым мироновским жестом произносил: «Мы их простим». Миронов был слишком умен и хорошо воспитан, чтобы пользоваться своей популярностью и даже стыдился собственной славы. Когда во время записи одной из телепередач в Останкино его спросили, что бы он хотел пожелать своим поклонниками, артист просто ответил: «Я желаю вам быть порядочными людьми». В застойные годы это прозвучало как минимум неожиданно.
_________________________________
Заслуги и провалы
Счастливцы, видевшие Андрея на сцене, знают, каким гипнотическим обаянием он обладал. Его удивительная пластика и танцевальность, самозабвенная импровизация и магнетическая энергетика завораживали зрительный зал.
Миронов рано начал сниматься. Снявшись в нестареющем фильме «Бриллиантовая рука», он покорил всю страну. «Бриллиантовая рука» сделала Миронова кумиром публики. В 1970-е годы его носили на руках в буквальном смысле: например, от служебного входа Театра Сатиры до ждавшего его автомобиля. Между тем восхождение Миронова к вершинам успеха продолжалось. 15 киноролей за год! В «Достоянии Республики» он, наконец, сыграл самого себя - красивого, доброго и сумбурного, азартного и скрытно-нежного, максималиста в душе, не признающего половинчатых дел и чувств... с припевом «Кто на новенького?» - и романтическая смерть героя в финале.
Потом были встречи с Эльдаром Рязановым в «Стариках-разбойниках» и «Невероятных приключениях итальянцев в России», где все рискованные трюки Миронов исполнял сам, без дублера.
Итальянские актеры, наотрез отказывавшиеся выполнять самостоятельно какие бы то ни было трюки, приходили в шок, глядя, что выделывал «сумасшедший русский»! Миронов же на скорости 60 км в час (да еще по нашим-то дорогам!) вылезал из кабины пожарной машины, залезал на аварийную лестницу, на четвереньках пробирался к ее концу - а это 11 метров, сползал на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и влезал в салон автомобиля. По свидетельствам опытных каскадеров, это сложный трюк даже для бывалых профессионалов. Однако Андрей не боялся проделывать и не такое... Он спускался с шестого этажа гостиницы «Астория», держась руками за ковровую дорожку. Висел над Невой на высоте двадцатиэтажного дома, ухватившись за края разведенного моста, причем под актером в это время проплывал пароход...
После «Итальянцев в России» Рязанов приступил к «Иронии судьбы», не сомневаясь, что Ипполита сыграет Андрей. Но тот попросил роль Жени Лукашина, и отказать ему режиссер не мог: «Андрюша, я дам тебе на пробу каверзную сцену. Убедишь меня в этом эпизоде - роль твоя».
И вот Миронов, пряча глаза, застенчиво произносит: «Я у женщин никогда не пользовался успехом... еще со школьной скамьи... Была у нас девочка, Ира. Я в нее в восьмом классе втюрился... Потом она вышла за Павла». Поверить в то, что неведомая Ира могла пренебречь таким парнем, как Миронов, было невозможно. Роль Лукашина досталась Мягкову.
Особая группа фильмов Миронова - советские мюзиклы, в которых он был царь и бог. «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки» стали классикой жанра именно благодаря участию в них Миронова. Благодаря телевидению стал самым популярным Остапом Бендером экрана. Одной песенки про бабочку и воробушка, которую Миронов спел в «Обыкновенном чуде», было бы достаточно для успеха всего фильма. Министр-администратор в его исполнении - смесь цинизма и шарма, любитель и любимец женщин - великолепен, хотя и несколько отступает от характера шварцевского персонажа.
Лучшая его роль в серьезном кино - Ханин в фильме Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» (1984). Сцена в ванной, когда герой Миронова пытается и не может застрелиться, - из тех, по которым учат актерскому ремеслу в киношколах. Это был новый Миронов. Вот там он и побывал на волоске от смерти: и когда от невыносимой душевной боли после смерти жены пытался покончить с собой, неумело засовывая в рот пистолет, и когда, одинокий и беспомощный, догонял убегающего бандита и падал в грязь с распоротым животом. До настоящей смерти Андрею оставалось три года.
В театре Андрей Миронов сыграл много серьезных ролей мирового драматического репертуара. Все их не перечислишь - Фигаро, Жадов, Хлестаков, Чацкий, Лопахин, купец Васильков, Дон Жуан, Жорж Дюруа, Грушницкий, молодой Вишневский, не говоря уже о ролях современной тематики ...
Роль Фигаро в блестящей комедии Бомарше казалась написанной специально для родившегося полтора века спустя артиста Миронова. С такой лучезарной элегантностью, легкостью и в то же время страстью и азартом вел он свою рискованную игру со всемогущим графом. Множество театральных и киноработ Миронова были богаты тем же феерическим обаянием, искрометным остроумием, музыкально-пластической одаренностью - словом, всем, что делало Миронова на протяжении многих лет любимцем женщин огромной страны. «Недаром же Андрей родился 8-го марта, в «женский день» - шутили его родители. Хлестаков в «Ревизоре» и Мэкки-Нож в «Трехгрошовой опере» в театре - каждая из этих ролей была по-настоящему «звездной».
Когда Анатолий Эфрос пригласил Миронова на роль Грушницкого в телеспектактль «Старицы журнала Печорина» по «Герою нашего времени» Лермонтова, многие удивлялись - почему именно Андрея. «Потому что он не злодей, не интриган. Нужно, чтобы Грушницкий был душою компании, но с некоторыми комплексами, а это именно Андрей».
Имя Андрея Миронова присвоено ежегодному фестивалю актерской песни, который дает возможность реализоваться молодым, талантливым, музыкально одаренным актерам со всех городов России.
КОМПРОМАТ
На съемках фильма «Три плюс два» Миронова настигла, захватила и унесла первая, а потому умопомрачительная любовь! Андрей безумно влюбился в Наталью Фатееву, первую красавицу и уже известную актрису, которая была на семь лет старше его.
Фатеева только что развелась с Владимиром Басовым и осталась одна с трехлетним сыном. Черное море, бухта Парадиз, новосветское шампанское, свидания в шаляпинской пещере... Через четверть века они снова снимались почти в тех же местах, недалеко от Коктебеля, в картине «Человек с бульвара Капуцинов», последнем фильме Миронова. А тогда, вернувшись со съемок, примерный сын не на шутку перепугал маму полыхавшей на всю Москву страстью. Он дежурил под Наташиным балконом, плакал, ревновал, сходил с ума и умолял выйти за него замуж.
Наконец Фатеева уступила мольбам безумного любовника. И когда он привез свою невесту на дачу в Пахру, чтобы представить маме, маленький Наташин сынишка Володя, оглядев мироновские богатства, ангельским голоском спросил: «Мама, теперь все это будет наше?» Вопрос был закрыт навсегда. Андрей Александрович уже в зрелом возрасте скажет: «Для меня первая любовь была драматична. В ней не было трагедий, но она была моей, именно моей маленькой драмой».
В середине 60-х у него начался еще один бурный роман - с молодой актрисой Театра Сатиры Татьяной Егоровой (она потом наделала много шума своей книгой «Андрей Миронов и я»). Эта женщина любила Андрея всю жизнь. Забеременев, она, вопреки всему, собиралась родить ребенка, но вмешалась Мария Владимировна и обстоятельства, которым молодая женщина не смогла противостоять. Дитя не появилось на свет.
По мнению «железной мадам» Мироновой, неизвестная начинающая актриса без родословной и связей не могла стать достойной парой ее сыну. Но как странно повернулась судьба! Именно Татьяна Егорова (а не законные жены) стала единственной женщиной, допущенной после смерти Андрея к сокровенным мыслям великой, властной и несчастной Марии Владимировны. Татьяна разделила ее горе и последние десять лет трагического одиночества.
Увлечения и романы Андрея продолжались и в браке, причем он имел обыкновение рассказывать о них своей супруге - Ларисе Голубкиной или, во всяком случае, не скрывать от нее своих чувств.
http://pisali.ru/Lado/------------------------------------------------------------------------------
Интересные факты:
1. Роль Мюнхгаузена, когда Григорий Горин написал пьесу предназначалась изначально не Янковскому, а Миронову (это говорилось в одной из телепередач). Горин был одним из ближайших, если не самым близким другом Миронова и очень много делал для своих друзей. Феномены ведь были поставлены по его пьесе.
2. Оказывается в фильме "Где находится нофелет?" у Бежанова должен был сниматься Миронов... Это был 1987 год... Он и Панкратов-Черный приехали на пробы... И стали играть, меняясь ролями... Сначала - Андрей ловеласа, а Черный скромного, затем наоборот... Все смотрели и понимали, что и один вариант и другой вариант смотрятся идеально... Причем, когда один "отвешивал" другому пощечину по роли... два артиста стояли и извинялись друг перед другом))) Андрей Александрович уехал в Ригу, дальше произошло то, что все знают....