Владимир Георгиевич Мигуля - профессиональный композитор и профессиональный певец. Лауреат Всесоюзных и международных конкурсов, заслуженный деятель искусств России. Родился 18 августа 1945 года в Волгограде. Отец Георгий Федорович Мигуля - военный летчик, мать Людмила Александровна - лейтенанта медицинской службы (в годы войны), медстатистик. Окончил среднюю школу- одиннадцатилетку и получил специальность мастера-наладчика швейного оборудования. Одновременно учился и в музыкальной школе, которую успешно закончил. Занимался спортом – стрельбой, боксом (имел 2-й разряд). В 1963 г. поступил в Волгоградский медицинский институт. После первого курса с лечебного факультета перевелся на стоматологический (специальность челюстно- лицевой хирург)... В институте создал и руководил ВИА «Аллегро», который стал очень популярным в студенческой среде; год работал на «скорой помощи». После второго курса института поступает в волгоградское музыкальное училище, где занимается в классе композитора В.П.Беренков и прекрасного педагога-теоретика С.А.Пищальникова. В 1968 году Мигуля успешно закончил оба учебных заведения и поступает в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова в класс композитора С.М. Сломинского. Одновременно занимается в классе педагога по вокалу Н.А. Серваль. Мигуля успешно работает в камерном и симфоническом жанрах, пишет музыку к спектаклям и фильмам (а в телефильме «В стране забытой сказки» даже сыграл главную роль – принца, были и другие роли). Его принимают в Союз композиторов СССР. По мнению преподавателей, он вполне мог заниматься серьезной симфонической музыкой. Но композитор признавался, употребив близкий ему медицинский термин: «Я заражён песенной бациллой. И ничего не могу с собой поделать». В Ленинграде Владимир впервые попробовал свои силы на профессиональной эстраде и получает приглашение от Ленконцерта на работу в качестве певца-исполнителя. По ЦТ Владимир Мигуля впервые выступил на «Голубом огоньке» в 1971-1972 гг. с песней «Сен Жермен де Пре» (ст. Александр Харченко). После окончания Ленинградской консерватории в 1974 году он переезжает в Москву как автор уже популярной песни «Поговори со мною, мама» (ст.В.Гина, исп.В.Толкунова). Песня стала лауреатом Всесоюзного телефестиваля «Песня-74». Мигуля пишет новые песни, среди которых «Не остуди своё сердце, сынок» (ст. В.Лазарева, исполнитель Ю.Богатиков) – «Песня-76»; – «Я люблю этот мир» (ст. Л.Дербенёва, исп. ВИА «Самоцветы») и «Песнь о солдате» (ст. М.Агашиной, исп.И.Кобзон) - «Песня-77»; «Солнечные часы» (ст. И.Резника, исп.Я.Йолла) – «Песня-78»; «Аты-баты» (ст. М.Танича, исп.Э.Хиль) – «Песня-79»… Они также становятся широко известными и популярными. В 1977 г. на конкурсе Интервидения «Сопот-77» композитор и певец Владимир Мигуля за песни «Победа живет» (ст.М.Владимирова) и «Аве, Мария» (ст. А.Дементьева и П.Бабакова) получил премию Польского радио и телевидения, «Янтарный приз» и звание лауреата. В 1980-е годы Владимир Мигуля сотрудничает с ленинградским вокально-инструментальным ансамблем "Земляне". Для них он пишет свои лучшие песни этого периода - "Каратэ" (стихи А. Монастырева и О. Писаржевской), "Поезд" (стихи Н. Олева), "В саду играет музыка" (стихи Танича), "Три дня", "Танцуем диско", "Каскадеры" (стихи А. Дементьева), "Аве Мария" (стихи Дементьева), "Земляничная поляна" (стихи И. Резника). Одной из самых популярных эстрадных песен середины 1980-х годов становится "Трава у дома" (стихи А. Поперечного). Музыкальные критики обозначили этот период в творчестве композитора, как период мужественной романтики. У Мигули ещё был дар разглядеть талант в других людях. Именно у него они научились премудрости написания песен тогда ещё никому неизвестные Лариса Рубальская («Воспоминание», «Сокольники») и Симон Осиашвили («Жизнь», «Скрипка Паганини»). Написал он несколько песен и на стихи Джуны (Е.Давиташвили), одна из которых – «Земля людей» – стала лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшую песню, посвящённую открытию всемирного праздника молодёжи в Москве (1985 г.). Мигуля помогал встать на крыло многим молодым: поддержал Александра Серова, сам маэстро Игорь Крутой начинал у него как клавишник… В конце 80-х годов в Росси возрождается благотворительность. Инициаторами благотворительных вечеров-концертов становятся многие московские популярные издания. Насколько хватает сил и времени, Владимир Мигуля принимает в них самое активное участие. В эти годы он пишет не только лирические, но и песни патриотического звучания, которые сам широко исполняет на многочисленных концертах по всей стране: «Мы воюем» (ст.Е.Евтушенко), "Хулиганы" (ст.В.Гафта), «Россия-родина» (ст.В.Овчинцева), «Открой мне, Господи, глаза" (ст.В.Лунин) и др. Гастролировал композитор до 47 лет, пока ему позволяло здоровье… Несмотря на тяжелейший недуг, приковавший его к постели (боковой амиотрофический склероз), Мигуля создаёт потрясающий цикл песен на стихи А.Очировой – было написано 17 песен, одна из которых («Россия», исп,Э.Пьеха) стала лауреатом телефестиваля «Песня-95». Продолжает сотрудничество и с другими поэтами – А,Дементьевым, В.Овчинцевым… 17 января 1996 г. в ГЦКЗ «Россия» состоялся авторский концерт Владимира Мигули. В Москве он был первым и единственным концертом при жизни композитора. Друзья и коллеги посвятили его 50-летию Владимира и 25-летию его творческой деятельности. Но сам Владимир Мигуля присутствовать на нём уже не мог, а слушал в трансляции по «Авторадио». Не стало композитора 16 февраля 1996 года.
Информация с сайта
http://neboqitel.narod.ru------------------------------------------------------------------------------
Владимир Георгиевич Мигуля родился 18 августа 1945 года в Волгограде (тогда Сталинград). Но по рассказам матери, Людмилы Александровны, из-за послевоенной неразберихи в метрике о рождении была поставлена дата их выписки из роддома, а родился Володя на неделю раньше. Так что в семье всегда его день рождения отмечали и 11-ого августа, и 18-ого.
Отец Владимира, Георгий Федорович Мигуля, был военным летчиком. На Ленинградском фронте впервые увидел Людмилу – лейтенанта медицинской службы, которая встречала и провожала самолёты ночной авиации. Возвращаясь из полётов, он всегда ей дарил букет полевых цветов. На фронтовой свадьбе гулял весь лётный состав, а через 3 месяца после Победы родился сын – Владимир.
Ещё до рождения он заявил о себе как о будущем музыканте. Людмила Александровна, находясь в роддоме и ожидая самого ответственного момента, вдруг начала… танцевать. Тем самым она снимала острую боль. «Двадцать пять лет работаю, - удивлялся акушер, - но ни разу не видел, чтобы женщина перед родами танцевала».
Позже семья переехала в Кировобад. Подошло время Володе идти в садик. Каждое утро мама отводила его в группу. По дороге мальчик смотрел по сторонам и громко пел. Людмиле Александровне делали замечания: «Что же он у вас так кричит?». А она не ругала его. Видно, чувствовала, что делает он это не из баловства.
С самого раннего детства Володя познал, что значит «жизнь на колёсах» с её вечными сборами, переездами, расставаниями с друзьями… Отец – военнослужащий. Как и все семьи военных, семья Мигули часто переезжала с места на место: ГДР, Кавказ, Польша, Урал, Казахстан.
Музыка в его детство вошла не случайно. Отец был очень музыкален – играл на балалайке, гитаре. Это приводило Володю в восторг. Отец казался сыну волшебником и он почувствовал жгучее желание научиться играть самому. Володя буквально заставил мать отвести себя в музыкальную школу. Приняли его сразу, хотя в Орске музыкальных школ было мало и попасть в них удавалось не каждому. Володя очень любил выступать. Ни одного утренника не пропускал, везде старался петь со сцены.
Потом настал день, когда Володя пришёл поступать в музыкальное училище. Сел к инструменту перед приёмной комиссией и начал играть. Но… Он волновался настолько, что вдруг почувствовал - не может больше прикасаться к клавишам. Играет плохо. Он встал, спокойно закрыл крышку рояля, медленно, не сказав ничего, вышел из класса…
Но Владимир не пал духом. Характер он начал вырабатывать ещё в отрочестве. Этому способствовали и занятия спортом. Так живя в Оренбургской Области, он несколько лет занимался боксом (имел второй разряд) и стрельбой.
Орск ещё оказался и последним городом, где семья была вместе. Людмила Александровна потом вспоминала: «Муж сказал, что расстаёмся. Он встретил другую. Я его попросила об одном – перевезти нас в Волгоград, к моим родителям… Володя, конечно, ужасно переживал разрыв с отцом. Наверное, от этого излома в его песнях такая грусть…»
Володя очень любил мать и старался не огорчать её. А она не хотела видеть сына бедным музыкантом и уговаривала его получить «настоящую профессию». Будучи, сама медик по специальности, она видела сына только врачом. Как-то к Людмиле Александровне зашёл учитель физики: «Если Володя не поступит в мединститут, не огорчайтесь. Это все равно не его». Но Мигуля поступил в медицинский с первого раза. А предсказание школьного учителя сбылось через несколько лет.
У студентов-медиков в те годы была традиционно сильная художественная самодеятельность. В мединституте был даже свой эстрадный оркестр, в котором Мигуля и становиться пианистом. Вот и сбылось: стал пианистом, - подтрунивает он над собой. Иногда на репетициях он импровизирует, хотя малосведущим самодеятельным музыкантам говорит, что играет Шопена, Баха… Как-то раскрыл томик Есенина и стал сочинять на заданную тему: стихи о собаке. Володя вдруг почувствовал, что создал нечто вроде песни, скорее всего, романс. Показал матери, ей понравилось. И тогда он стал писать романсы. Друзья одобряли и однажды предложили исполнить их на институтском вечере. Сам автор петь не решился, за исполнение взялся один из студентов, обладавший басом. Успех превзошёл ожидания… После романсов Володя начал сочинять песни, которые стали достоянием молодежных вечеров родного города. К тому времени Мигуля в своём институте создал и руководил ВИА «Аллего». Ансамбль был очень популярным в студенческой среде. Но не только песни были приятными, у Мигули ещё оказался приятным и голос. В институте за ним закрепилось прозвище «самодеятельный композитор». И вот со словом «самодеятельный» ему и захотелось расстаться. А для этого надо было учиться, начинать почти всё сначала.
После первого курса Володя с лечебного факультета перевелся на стоматологический. Просто на стоматолога учиться было на год меньше. Дома состоялся разговор. Владимир объяснил своё решение: «Я должен поступить в музыкальное училище, чтобы закончить его и институт в один год. Не знаю, что мне больше даст: училище или диплом врача».
В 1968 году Мигуля успешно закончил оба учебных заведения. Положил на стол перед мамой диплом врача: «Это вам. А теперь я буду зарабатывать диплом музыканта». Взял плетённую из камыша кошёлку, поставил туда банки с вареньем, надел спортивный костюм и уехал в Ленинград поступать в консерваторию.
В Ленинград Владимир приехал учиться композиции. Поступал к одному известному мастеру, но на свою удачу попал на курс к другому. Разносторонние интересы студента Мигули и преподавателя Слонимского совпали. Сергей Слонимский, композитор, преподаватель Владимира Мигули: «Мы с ним проходили песни. Кстати говоря, у меня писали диплом о „Битлз“ в это время, хотя это совсем не было тогда в Советском союзе можно, мягко говоря. Мы и этим тоже занимались. Иногда я позволял себе предлагать - нельзя ли поострее какие-то интонации. На что Володя тоже очень мягко говорил, не купят Сергей Михайлович, не купят». Но это было неофициально, т.к. в то время в консерватории написанию песен не только не учили, но даже такие попытки пресекались на корню. Песни Мигуля пишет «подпольно».
Он отправляется в Ленконцерт, чтобы предстать перед специалистами. К тому же ему очень хотелось петь на эстраде. Приняли его хорошо сверх всяких ожиданий, предложили немедленно начать работу. Но Владимир вдруг отказался. Понял, что вокалист он не подготовленный – нужна школа. Ему следует смотреть вперёд, а не жить случайным сегодняшним успехом.
Он просит принять его в класс педагога по вокалу Н.А.Сер-валь. Поначалу у него определили тенор, потом «прислушались» и сказали – лирический баритон. Поёт он, конечно же, классику – романсы, арии из опер. Занятия шли успешно, голос зазвучал, уже удавалось преодолевать и технические трудности. Теперь он мог выступать в филармонических концертах.
Но Мигулю тянет к себе песня. Он снова идёт в Ленконцерт, теперь уже с твёрдым желанием начать работу. Но на этот раз слышит иные слова: «Вы ещё не научились петь по-новому, по-старому же разучились». В приёме ему отказывают. Он понимает – правы. Исчезла простота пения, что необходима песни. Надо постараться вернуться к ней, используя те приёмы, которым его обучали в консерватории.
В студенческие годы Мигуля написал около полусотен песен, но практически ни одна не нашла признания. Просто у него в ту пору было ещё маловато композиторского мастерства, не хватало профессионального подхода к созданию песни, хотя писал он их с упорством. И это дало свои плоды. Однажды у него родилась мелодия – мягкая, задушевная, очень светлая. Эту мелодию он показал поэту Виктору Гину, который написал к ней стихи о матери. Песня «Поговори со мною, мама» и стала фактически первой песней Мигули. Её записала Валентина Толкунова. Как только песня прозвучала по радио, Владимир Мигуля проснулся знаменитым.
Его пригласили выступить по Ленинградскому телевиденью. В городе на Неве он сразу приобрёл известность как композитор-песенник и певец. Тогда же он получил, наконец-то, приглашение и в Ленконцерт в качестве певца-исполнителя.
Теперь студент Мигуля не скрывал своей привязанности к песне, вышел из своего «подполья», хотя и продолжал работать и в других жанрах – камерном, симфоническом. Его стали приглашать писать музыку к спектаклям и фильмам. А в телефильме «В стране забытой сказки» даже сыграл главную роль – принца, были и другие роли. Позже он написал и мюзикл для детей «Спортивные страсти в стране мульти-пульти». В конце 70-х годов спектакль с успехом шёл в «Московском государственном театре эстрады», в Рижском театре музыкальной комедии, в Львовском театре оперы и балета.
По мнению преподавателей, он вполне мог заниматься серьезной симфонической музыкой. Но он признавался: «Я заражён песенной бациллой. И ничего не могу с собой поделать… А ещё когда я учился в консерватории, лучшие ВИА страны предлагали мне сотрудничество с ними. Петь хотелось очень. Да и деньги немалые… Искушение было великое. Но я до сих пор благодарен себе, что не бросил консерваторию, что выбрал путь композитора. И теперь обе мои профессии помогают мне пытаться максимально донести до слушателя то, о чём думаю, волнуюсь, болею душой». А в обще-то Владимир не любил вспоминать о детстве, о прошлом – жил настоящим. Говорил кратко: «Жили как всё – трудно». Порой он питался раз в день - экономил, чтобы купить билет на концерт, на выставку….
В 1974 году он переезжает в Москву как автор уже популярной песни «Поговори со мною, мама». Она была включена в программу Всесоюзного телефестиваля «Песня-74», что уже само по себе озна¬чало признание. После этого песенное творчество Владимира Мигули сразу же получает широкую известность. Ежегодно несколько его песен становятся популярными. Их стали исполнять: Валентина Толкунова, Роза Рымбаева, Иосиф Кобзон, Яак Йоала, вокально-инструментальные и военные ансамбли. Песни В. Мигули запели и зарубежные ансамбли и артисты: американская группа «Роллинг стоунс», польские «Червоны гитары», югославский певец Иво Мойзер…
В 1977 году на песенном конкурсе в Сопоте композитор и певец Владимир Мигуля был удостоен премии Польского радио и телевидения – «Янтарный приз» - и звания лауреата фестиваля «Сопот-77».
В начале 80-х композитор сотрудничает с ленинградской группой «Земляне». Песни «Каскадёры» (ст.А.Дементьева) и «Трава у дома» (ст.А.Поперечного) становятся суперпопулярными, знаковыми песнями того времени.
Но стать знаменитым это ещё не означает стать счастливым. Личная жизнь Владимира долгое время никак не складывалась. Попытки обрести настоящую семьи кончались неудачами.
Первый раз композитор женился в середине 70-х. Его избранницей стала журналистка из Останкино - Анна. Они оказались несовместимыми людьми, Анна изводила ревностью, жизнь была очень тяжёлой. Но родилась дочка Юлечка, и Володя, как порядочный человек, долго не решался уйти. Они развелись только через 5 лет, когда стало совсем невмоготу. Дочки к тому времени исполнилось 4 года.
Через некоторое время появилась юная поклонница из Пскова, любившая его песни с детства, – Марина Леонова. Окончив 10 классов, она приехала к нему с чемоданом и заявила: «Я буду у Вас жить!» Так и осталась. Из-за того, что Марина была намного моложе его, Владимир долгое время колебался, прежде чем решился на ней жениться. Потом девушка захотела обучаться вокалу. Володя устроил её в Гнесинское училище, привлёк к участию в записи своих песен. Но вскоре она полюбила своего учителя из училища (сейчас она работает на «Фабрике звёзд», преподаёт вокал). Снова развод. Опять один…
В середине 80-х Мигулю преследует и ряд творческих неудач. В их числе никак не удаётся создать свой музыкальный коллектив.
Помощь пришла с неожиданной стороны. Известный эстонский журналист Урманс Отт, который вел популярнейшие тогда в Союзе «Телевизионные встречи», как-то познакомился с Мигулей в Ленинграде. Он до того был поражён интеллигентностью, Образованностью и скромностью популярнейшего композитора, что, приехав к себе в Таллин, стал уговаривать свою коллегу и подругу Марину Симонию, чтобы та пригласила Мигулю к ним на концерты. Марина и Отт читали вместе новости на местном телевидении. Но Марина к этому времени уже возглавляла концертный отдел «Таллиннского дворца культуры и спорта» и имела все полномочия приглашать артистов на концерты. Она не была поклонницей Мигули. Хотя песни его ей и нравились, но она знала лишь те из них, которые он записывал для радио и телевидения сам.
Марина вспоминает: «Однажды Урмас позвонил: «Слушай, пригласи Мигулю. У него сейчас тяжелый период, подари ему праздник». А у нас в зале почти пять тысяч мест… Зал, плохо собираемый на российских звёзд. Только разве на Пугачеву да Леонтьева. А он продолжает уговаривать: «Пригласи, сделай рекламу, ты же это умеешь. Он очень талантлив, познакомиться и пообщаться с ним будет очень интересно». Ещё назвал его «белой вороной» на эстраде. Я говорю: «Надо же как-то просчитать всё, мы не можем пригласить человека и остаться в прогаре». Урмас удивился: «Какой прогар? У него такие песни замечательные! Вот ты посмотришь, что здесь будет делаться…» Я сдалась.… Позвонила Мигуле в Москву. Он меня сразу удивил – это был первый и последний раз, когда известный исполнитель сказал: «Я даже не знаю, насколько готов выступить в таком замечательном зале. Может, я пришлю Вам кассету с материалом, и если он Вам подходит…» Они ещё несколько раз созванивались и договорились, что Мигуля даст 3 концерта во второй половине февраля 1986 года.
У Володи возникла любовь с первого взгляда. У Марины же в ходе репетиций к концертам возникла к нему симпатия, как к музыканту и певцу. Придя на одну из репетиций, она услышала песни, которые знала с юности, но думала, что они написаны нашими мэтрами старших поколений... Оказалось, что их автор — Мигуля. Была особенно потрясена песней «Не остуди своё сердце, сынок». «В Таллинне выступали многие тогдашние звезды,- продолжает рассказывать Марина, - но таких аншлагов ни до Мигули, ни после него не было! Он радостный улетел в Москву, а через несколько часов у меня раздался телефонный звонок: «Я только, что вошел в квартиру. Хочу еще раз побывать у вас». «Ну, - говорю, - приезжайте, когда захотите». «Я сейчас хочу!». Потом прислал подарки к 8 марту... Моя мама сказала: “Ухаживает, как в старые времена”. Он ничего не требовал, не “давил”. Довольно долго Мигуля вел себя просто как очень верный, хороший друг. Пока я сама не почувствовала, что он необходим мне... Так мы стали жить вместе» Вскоре маленькая Маринина дочка Кетуша стала называть Володю папой. Он сразу полюбил её, как собственную дочку. А в апреле 1987 года родилась малышка Лиана. Когда Лианка подросла, Володя бегал с детьми на дневные сеансы в Театр Дурова — специально выкраивал для этого время. Когда семья жила на Енисейской улице, там был огромный школьный двор с беговой дорожкой — мало того, что Володя сам бегал по утрам, так и жену и дочек подключил
Они начали всё с нуля. «У Володи, когда мы в 1986 году поженились, практически ничего не было. Просто у него был хороший вкус, он умел себя подать. На последние деньги покупал элегантную одежду. А когда встал вопрос о машине, взял подержанную, но иномарку. А еще он всегда прекрасно выглядел, потому что не любил спиртное, не курил, занимался спортом. Внешне он казался окружающим очень неприступным, но это не так – Володя в общении был очень доступен…».
Он никогда не продавал свои песни (как было уже тогда принято среди авторов). У него просто язык не поворачивался сказать любимым артистам: купите у меня песню. Он их всегда дарил. Гонорары же от исполнения песен были весьма скромными. Имея красивую внешность и хороший голос, много гастролировал, зарабатывая на жизнь.
В конце 80-х годов в Росси возрождается благотворительность. Инициаторами благотворительных вечеров-концертов становятся многие московские популярные издания. Насколько хватает сил и времени, Владимир принимает в них самое активное участие. В интервью перед одним из таких концертов он говорил: «Мы живём в мире, наполненном страданием, болью и несправедливостью. Потребность хоть что-то в этом мире изменить к лучшему возникает совершенно естественно, и не только у меня… Для меня это нашло выражение в создании агентства, назначение которого - благотворительность, сбор средств неимущим, больным людям, живущим за чертой бедности».
Агентство «Мегаполис» было создано Мигулей при Советском фонде милосердия и здоровья. Получало поддержку у его руководителя – известного офтальмолога С.Федорова, а также музыкального журнала с одноимённом названием «Мегаполис». Удалось провести несколько концертов в «Лужниках» и первый этап «Каравана милосердия», который должен был пройти через Москву, Ленинград, скандинавские страны и ФРГ при участии инвалидов и В.И.Дикуля, А.В.Фирсова (народных депутатов СССР).
Ещё Володе с Мариной хотелось, чтобы Агентство давало бы возможность вставать на крыло молодым талантам, а также оказывало бы помощь незаслуженно забытым мастерам; открыть свой арт-клуб и, наконец-то, сделать себе музыкальную студию. Он создал продюсерский центр, взял в аренду помещение на Новом Арбате. И уже многое предвидев в развитии нашей эстрады, делал первые шаги как продюсер.
Но кому-то такая деятельность композитора, мягко говоря, пришлась не по душе. Осенью 19993 года появляется маленькая заметка в «Московском комсомольце»: мол, Мигуля хочет сделать из своего офиса на Арбате перевалочную базу для большегрузных машин, которая аккурат расположиться чуть ли не во дворике дома-музея Цветаевой, что грозит последнему неотвратимыми бедами. Эту информацию сразу подхватило и московское радио. Вскоре об этом даже и не вспомнят. Но начало было положено... Пошли гулять по Москве и другие нелепые слухи о его больших коммерческих делах и связях.
Перестройка внесла в жизнь свои законы. Всё труднее было с эфирами, концертами, гастролями… Чтобы как-то продержаться на плаву многие коллеги Владимира стали петь на различных презентациях и на дачах «новых русских». Стать придворным композитором Мигуля не захотел! В самые переломные для страны годы (перестройки, ГКЧП…) он многих удивил своим гражданским мужеством, написав песни патриотического звучания: «Мы воюем» (Е.Евтушенко), «Проснись, Россия» (Ю.Гарин), "Хулиганы" (В.Гафт), «Россия-родина» (В.Овчинцев), «Открой мне, Господи, глаза" (В.Лунин) и др. Ансамбль, с которым он тогда выступал, назывался «Кремлёвский соловей». Но это название кого-то на верху не устраивало – не давали эфиров, концертных залов; музыкантам пришлось сменить название на более нейтральное – «Лимузин». А песню «Хулиганы», в разгул так называемой демократии – в 1990-м, просто запретили на радио и ТВ.
Гастролировал композитор до 47 лет, пока ему позволяло здоровье…
Владимир Мигуля был яркой звездой советской эпохи. Его успех вызывал не только восторг, но и зависть…. Криминальные авторитеты думали, что Мигуля подпольный миллионер и мстили ему за это… Поклонницы же с маниакальной настойчивостью добивались внимания своего кумира. Вспоминает Марина Мигуля: «Я стала замечать, что Володя приезжает с концертов опустошённый, выжатый. В нашем подъезде постоянно дежурили поклонницы, Многие вели себя агрессивно – требовали свиданий, обрезали телевизионный кабель, барабанили кулаками в дверь». Ни сил, ни здоровья композитору всё то естественно не прибавило. Он только сокрушался, что из-за таких «поклонников» нельзя было встретиться и поговорить с простыми ценителями его творчества, любящими и понимающими музыку и поэзию…
Так-то вдруг у Владимира вдруг стала провисать стопа. Но это поначалу все отнесли насчёт занятий спортом – потянул, наверно, связки. Потом стали появляться дефекты речи – на записи песни «Открой мне, Господи, глаза» не мог выговорить букву «р»… Здесь уже Марина забеспокоилась не на шутку: «За один вечер, сочиняя музыку, Володя мог запросто сбросить 2-3 килограмма… часто ложился на диван, включал свет, открывал форточку – дышал…» Начали покалывать мышцы… Сам Владимир связывал всё это с большими перегрузками и переутомлением. Долго не обращался к врачам, но Марина всё же убедила его пройти обследования. Определиться с врачом помогла Гелена (сестра И.Кобзона), которая очень переживала за Володю. Диагноз оказался смертельным: боковой амиотрофический склероз! Человек медленно угасает, атрофируются мышцы, а мозг остаётся ясным. Против этой болезни нет лекарств. Обычно этот недуг поражает молодых и проявляется не сразу (а с возрастом). Он ещё называется болезнью обнажённых нервов. Композитору было сорок семь, когда ему поставили этот страшный диагноз.
Как известно: беда не приходит одна. 1994 г. Володя уже не очень хорошо чувствовал, плохо стал ходить… Всё произошло из-за того самого офиса на Новом Арбате, которой пытались отобрать силой. Владимир начал бороться, но силы были явно не равные. Московская милиция никак не отреагировала на его просьбы и заявления оградить сотрудников Агентства от незаконного захвата помещения, организацией, которая проводила там ремонт, а его и его семью от расправы, которой угрожали звонившие неоднократно на домашний телефон. В ответ молчание, полное бездействие милиции и результат: 16 март неизвестные поджигают двери квартиры композитора (задержать никого не удалось), 7 апреля взрыв автомобиля… В результате взрыва Владимир получил сотрясения мозга и ушибы. Он чудом остался жив. Страшным ударом для него была гибель водителя - Эдуарда Попенкова. Эдик проработал с Мигулей 5 лет и был очень близким человеком, преданным другом.
Композитор тогда написал открытое письмо Президенту России Ельцину, которое так нигде и не опубликовали. По факту покушения было заведено уголовное дело – до сих пор не раскрыто, виновные не найдены. Для Марины и сейчас это слишком опасная тема… Но на вопрос: «Занимались ли они бизнесом?» Отвечает коротко и предельно ясно: «Нет. Только хотели. Но не дали. Нам помогали друзья из Германии. Мы успели только вложиться, но ничего не получили».
Владимир Мигуля в этом деле опередил время. К концу 90-х почти все его коллеги из ровесников имели свои студии, музыкальные центры, но уже без таких серьёзных проблем. Первым всегда тяжелее, а порой и опаснее.
Вспоминают друзья В.Мигули.
Диана Берлин (сейчас зам.главного редактора рст «Голос России): «Это были 90-ые годы, когда взрывали всё, что только можно. И любого кто высовывался, надо было обратно засунуть. Его было не просто засунуть – Володя сам не засовывался».
Иосиф Кобзон (певец, общественный деятель): «Когда зарождалась эта демократия, которая называется вседозволенность, так отобрали здания у Володи. Конечно, он хотел там сделать студию, хотел сделать центр культурный. Ну, кто-то оказался сильнее…»
Александра Очирова (поэт, общественный деятель): «И в бизнесе он бы мог состояться, потому что у него была очень серьёзная логика. Но просто она не совпадала с логикой той дикой ситуации, которая была в бизнесе, в том числе и в нашей стране, когда не профессионалы, а просто люди, которые подсуетились, урвали… Золотой телец – у него свои законы во всём мире… Володя никогда ничего не делал противоправного. Но, к сожалению, к сожалению, это идеализм, который свойственен всем творцам. Когда они уходят в своё творчество и иногда не замечают, что действительность может преподнести такие вот неприятности… Но он оценил всё это после… Но было уже поздно… Трагическая бомба (даже если это была не бомба, а ещё что-то такое) – она, конечно, подорвала его здоровье…»
Владимир пытался держаться, но последние потрясения усугубили течение болезни, которая приковала его к постели. Марина Мигуля: «Он даже писал в то время музыку. Я сделала ему специальный столик, поставила туда клавиши и вот он единственной левой рукой, которая могла ещё как-то двигаться, работал…». И Мигуля создаёт потрясающий цикл песен на стихи А.Очировой – было написано 17 песен, одна из которых («Россия», исп,Э.Пьеха) стала лауреатом телефестиваля «Песня-95». Продолжает сотрудничать и с другими поэтами – А.Дементьевым, В.Овчинцевым…
18 августа 1995 года очень многие пришли поздравить композитора с 50-летием. «Это было радостно, но очень тяжело – вспоминает Марина. – Володя практически уже не мог сидеть даже на кровати. Я его сажала на 3-5 минут и впускала очередную партию гостей, чтобы они его могли хотя бы поздравить. Потом он опять лежал. А люди стояли и ждали около двери». Марина решила подарить мужу на юбилей… концерт. Эту идею подхватили артисты, соавторы, друзья. Концерт, посвящённый 50-летию Владимира Мигули и 25-летию его творческой жизни, удалось провести в ГКЗ «Россия» через 5 месяцев – 17 января 1996 года. Благодаря Д.Берлин и коллективу «АВТОРАДИО», Володя мог слушать его прямую трансляцию. И каждый артист обращался к нему со сцены. Володя уже не мог говорить, но как же он был счастлив! Этот концерт продлил ему жизнь ещё на месяц. Он очень хотел увидеть его по ТВ, но почему-то телевизионное начальство не спешило с этим показом…
Володя всё прекрасно осознавал (он же окончил медицинский институт и год практиковал челюстно-лицевым хирургом). Со спокойствием врача готовил близких к своему уходу. Благодаря лечению и самоотверженному уходу родных (прежде всего жене Марине и старшей их дочери Кетуши), он прожил не 6-12 месяцев, как в самом начале предсказывали врачи, а три года… Ещё и сердце у Владимира было как у космонавта, поэтому и сопротивлялось болезни так мучительно долго…
Не стало композитора ранним утром 16 февраля 1996 года…
Хоронен Владимир Мигуля в Москве на Ваганьковском кладбище.