Рэй Дуглас Брэдбери
Ray Bradbury
США, 22.8.1920
Один из ведущих американских прозаиков, классик фантастической литературы ХХ столетия.
Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 г. Второе имя Дуглас было ему дано в честь знаменитого актера немого кинематографа Дугласа Фербенкса. С детства он рос в атмосфере "большой семьи", окруженный любящими и заботливыми родственниками. С тех пор сплоченный круг родных и близких кажется Рэю Брэдбери одной из высших ценностей жизни, а детские годы в Уокигане - зеленеющей весной счастья. У Льва Толстого осталась от детства на всю жизнь сказка о зеленой палочке, а у Рэя Брэдбери - ностальгия по "зеленому городу" (Гринтауну), которой проникнута в какой то степени автобиографическая повесть "Вино из одуванчиков" (1957).
Университета он не заканчивал. Помешала бедность. Пришлось начать трудовую жизнь продавцом газет. "У меня не было средств, - вспоминает он, - чтобы поступить в университет. Впрочем, университет ничего не дает для становления личности: писатель должен заниматься этим сам. Я посещал публичную библиотеку, работал там часами, по три, четыре дня в неделю. К двадцати годам я уже прочитал все значительные пьесы, знал американскую, французскую, итальянскую, английскую историю, знаменитые повести и рассказы".
Склонность к литературно-журналистской деятельности обнаружилась еще у деда Рэя, издателя газет в штате Иллинойс на рубеже XIX-XX вв. Отец же писателя - Леонард Сполдинг Брэдбери (1890-1957) - работал электромонтером. С будущей своей женой шведкой Эстер Мари Моберг (1888-1966) он познакомился в городке с индейским названием Уокиган, расположенном к северу от Чикаго на берегу озера Мичиган. Молодая небогатая пара не отличалась особой набожностью, зато увлекалась идущим в гору киноискусством.
Корни и ориентиры творчества всегда уходят в детство. К тому же впечатлительная душа Рэя Брэдбери обладает редкостной способностью отчетливо вспоминать не только первые годы жизни, но чуть ли не первые недели младенчества. "Будучи уже взрослым, - рассказывает фантаст, - я написал рассказ о самом себе под названием "Маленький убийца", в котором изображен ребенок, родившийся в полном сознании и памяти и вознамерившийся отомстить своим родителям за то, что они произвели его на свет..." В четыре года он посмотрел кинофильм "Собор Парижской богоматери". На экране силы мрака боролись с рыцарями добра. Малыш испытал сильное потрясение и с тех пор спал только ПРИ включенном свете - боялся тьмы.
Магия книги захватила Рэя с рождества 1925 г., когда тетушка подарила ему фантастический комикс "Жил-был однажды". Затем она прочла мальчику книги Л. Фрэнка Баума о чудесной стране Оз, а мать познакомила с рассказами Эдгара По. Потом пришла очередь Эдгара Райса Бэрроуза с его захватывающими романами о приключениях Тарзана в джунглях и о подвигах Джона Картера на Марсе. А мир научной фантастики открылся Рэю в 1928 г., когда ему в руки попал первый выпуск журнала Хьюго Гернсбека "Удиви тельные истории" и он с восторгом прочитал рассказ "Мир гигантских муравьев". Отныне его воображение становится пленником "страны фантазии".
Смерть впервые потрясает Рэя в 1926 г. Умирает дедушка, а за тем - от воспаления легких - годовалая сестренка Элизабет. "Смерть, - признается Рэй Брэдбери, - это мой постоянный бой. Я вступаю с ней в схватку в каждом новом рассказе, повести, пьесе... Смерть! Я буду бороться с ней моими произведениями, моими книгами, моими детьми, которые останутся после меня". Может быть, надеялся ребенок, существуют добрые и могучие волшебники, способные победить смерть? Судьба сводит одиннадцатилетнего Рэя с известным фокусником "Магом Блэкстоуном", гастролировавшим в Уокигане в 1931 г. Мальчику посчастливилось: кудесник на его глазах сотворил из ничего живого зайца. Об этом случае писатель вспоминал всю жизнь Пораженный могуществом мага, он даже одно время хотел стать "величайшим волшебником мира". В 1968 г. он разыскал старого Блэкстоуна и снялся с ним на память.
Во время Великой депрессии в 1932 г. отец теряет работу и в поисках ее перебирается в Тусон, штат Аризона, совсем неподалеку от мексиканской границы. Но постоянной работы нет и там. Семья возвращается в Уокиган. Так Рэю пришлось на автомобиле пересечь страну сначала с севера на юг, затем с юга на север. Увиденные по дороге автомобильные катастрофы, гибель людей настолько подавляют его, что он дает зарок никогда не водить машину.
В середине апреля 1934 г. безработный отец принимает приглашение доброго дядюшки Эйнара (позднее дядюшка Эйнар становится героем одноименного рассказа) и вместе с Рэем едет в Лос-Анджелес. Вот где раздолье для фантазий! Рядом с домом "фабрика грез" - киностудия Парамаунт, где можно взять автограф чуть ли не у самой Марлен Дитрих. Сохранилось фото: улыбающийся четырнадцатилетний Рэй - угловатый, в очках - плечом к плечу с кинозвездой Грейс Брэдли.
В августе 1936 г. в уокиганской газете появилась первая публикация Брэдбери - стихотворение "Памяти Вилла Роджерса". А и 1937 г. в достаточно солидной лос-анджелесской "Антологии студенческих стихов за 1937 г." было помещено его стихотворение "Голос Смерти".
Рассказы-страшилки, разные жуткие истории так и сыплются из его уст и из-под его пера, а девочка-соседка печатает их на машинке. Это далеко не первые писательские пробы юного Брэдбери. В одном из интервью на вопрос: "В каком возрасте вы начали писать?" - следует ответ: "В двенадцать лет. Я не мог позволить себе купить продолжение "Марсианского воина" Эдгара Бэрроуза, ведь мы были бедной семьей... и тогда написал свою собственную версию".
В 1937 г. он становится членом лос-анджелесской "Лиги научных фантастов", знакомится с Форрестом Аккерманом, Генри Каттнером, Pэем Харрихоузеном. Огромную помощь оказывают молодому таланту супруги Хайнлайны - Роберт и его жена Леслин.
Началась изнурительная, но радостная работа. Копился писательский опыт. Одновременно Рэй еще долго продолжал участвовать в самодеятельных театральных постановках, поэтических вечерах. И во все вкладывал страсть, не боясь творческих перегрузок.
Первая серьёзная публикация - рассказ "Pendulum" (1941 - в соавт. с Генри Хассе).
Мастерство росло с каждым новым произведением, и главное Рэй Брэдбери нашел свой стиль, в котором отразилось страстное переживание писателем каждой художественно исследуемой ситуации "Перенести на бумагу то, что чувствуешь, - вот что значит стиль, свидетельствует он. - Все остальное - не более чем крем на торте, украшение, "декор". Некоторые думают, что стиль - это фантазия. В действительности стиль - это правда. Даже если моя правда состоит в том, чтобы слышать, как кричат динозавры... Если вы разовьете свои пять чувств, то вы сможете воздействовать на людей. Вы сумеете передавать им вкус вещей, их форму и цвет, самые невероятные ощущения! Вы сможете придумывать фантастические истории. Логика чувств убедит человека, что все это реально" Брэдбери стал издавать мимеографический журнал "Футуриа фантазия", в четырех выпусках которого за 1939-1940 гг. попытался передать свои эмоциональные предвосхищения будущего. Зародыш "Марсианских хроник" можно усмотреть в рассказе "Дудочник", опубликованном в одном из номеров собственного (первого и единственного) журнала Рэя Брэдбери. В 1944 г. он записывает "Сделать книгу о людях на Марсе". В 1946 г. появляется первая из "марсианских хроник" - рассказ "Миллионнолетний пикник".
В 1942 г. Рэй перестает продавать газеты и переходит на литературный заработок, создавая до 52 рассказов в год. Идет воина против гитлеровского нацизма с его расовой ненавистью, подавлением личной свободы, уничтожением неугодных книг. Рэя из-за близорукости не берут на военную службу. В Лос-Анджелесе, где он в это время живет, он знакомится с мексиканскими юношами, и эта дружба впоследствии дает ему материал для рассказа "Чудесный костюм цвета сливочного мороженого" (1958).
На протяжении всей жизни Рэй Брэдбери остается даже не книголюбом, а книгоманом. Он любит книги и ненавидит тех, кто способен уничтожать их. В библиотеках проходили его детство, юность и молодость, книжные магазины он посещает при каждом удобном случае. В 1946 г. в одном из книжных магазинов Лос-Анджелеса он встретил работавшую там белокурую худощавую девушку - Маргарит Сусану Маклюр (Мэгги) и влюбился в нее на всю жизнь. Год 1947 и стал переломным в жизни Брэдбери. 27 сентября он обвенчался с Мэгги. За день до этого сжег "миллион слов" своих забракованных сочинений. В том же году вышел первый сборник его рассказов "Темный карнавал", а радиопьеса "Луг" получила признание как одна из лучших одноактных пьес сезона.
На первых порах доход четы Брэдбери составлял примерно 250 долларов в месяц: половину из них зарабатывал Рэй, а другую половину - Мэгги. Дела шли в гору по мере того, как росла известность писателя. В 1950 г. появляются "Марсианские хроники", в 1951 г. публикуется микроповесть "Пожарный", из которой в 1953 г. вырастает знаменитый роман "451° по Фаренгейту"."Марсианские хроники" и "451° по Фаренгейту" прославили тридцатитрехлетнего Брэдбери на весь мир.
Практически каждая книга Брэдбери становилась явлением в современной литературе, будь то "451 по Фаренгейту", "Вино из одуванчиков", "Что-то страшное грядет" или "Смерть - удел одиноких".
Ныне Рэй Брэдбери продолжает добиваться взаимопонимания между людьми доброй воли, призывает сохранить зеленый космический оазис - Землю. Оптимизм его действенен. Пусть космос станет, считает он, пространством творческого самоосуществления человека, а не театром звездного апокалипсиса. Конечно, непозволительно заботиться о дальнем, забывая о ближнем. Писатель вполне осознает эту простую истину. Вокруг себя он стремится создать атмосферу доброты и участия. Его дом в лос-анджелесском пригороде, где он вместе с женой воспитал четырех дочерей, открыт для близких и далеких друзей. Семья, общение с друзьями, любовь к людям вдохновляют его на труд во имя добра. И стучит каждодневно по утрам его пишущая машинка...
Почетный доктор литературы колледжа Уиттьер (штат Калифорния). Лауреат премий О'Генри, Бенджамина Франклина, премии Американской академии, премии Энн Радклифф, премии "Гэндальф". В 1988 году удостоен титула "Гранд-мастер", год спустя получил премию Брэма Стокера "за достижения всей жизни".
Живет в Лос-Анджелесе (штат Калифорния).
Рэй Брэдбери: биография
22.08.1920 Уокиган, США
Родился 22 августа 1920 года в больнице на улице Сент-Джеймс-стрит 11, в городе Уокиган, штат Иллинойс. Полное имя — Рэймонд Дуглас (второе имя в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса). Дед и прадед Рэя, потомки первопоселенцев — англичан, приплывших в Америку в 1630 году, в конце 19 века издавали две иллинойские газеты (в провинции это определённое положение в обществе и известность). Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери. Мать — Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению. К моменту рождения Рэя отцу его не исполнилось и 30, работал он электромонтёром и был отцом четырёхлетнего сына — Леонарда-младшего (вместе с Леонардом-младшим родился его брат-близнец — Сэм, но он умер двух лет отроду). В 1926 у Брэдбери появляется сестрёнка — Элизабет, она также умерла будучи ребёнком.
Рэй редко вспоминал отца, чаще — мать, и только в третьей его книге («Лекарство от меланхолии», 1959) можно найти следующее посвящение: «Отцу с любовью, проснувшейся так поздно и даже удивившей его сына». Впрочем, Леонард-старший прочесть этого уже не мог, он умер за два года до этого, в возрасте 66 лет. Яркое отражение эта невыраженная любовь нашла в рассказе «Желание». В книге «Вино из одуванчиков», являющейся по сути дела книгой детских воспоминаний, главный взрослый персонаж носит имя Леонард Сполдинг. Сборник стихов «Когда слоны последний раз во дворике цвели» он снабдил следующим посвящением: «Эта книга — в память о моей бабушке Минни Дэвис Брэдбери, и моём деде Сэмюэле Хинкстоне Брэдбери, и моём брате Сэмюэле, и сестре Элизабет. Все они давно умерли, но я по сей день их помню». Часто он вставляет их имена в свои рассказы.
«Дядюшка Эйнар» существовал в действительности. Это был любимый из родственников Рэя — когда в 1934 семья перебралась в Лос Анджелес, туда же переехал и он — к радости племянника. Также в его рассказах встречаются имена другого дяди — Биона, и тёти Невады (её в семье называли просто Невой).
«Я начал читать произведения Достоевского, когда мне было 20 лет. Из его книг я узнал, как нужно писать романы и рассказывать истории. Я читал и других авторов, но, когда я был моложе, Достоевский был основным для меня».
Рэй Брэдбери обладает уникальной памятью. Вот как он рассказывает об этом сам: «У меня всегда присутствовало то, что я бы назвал «почти полным мысленным возвратом» к часу рождения. Я помню обрезание пуповины, помню, как в первый раз сосал материнскую грудь. Кошмары, обыкновенно подстерегающие новорождённого, занесены в мою мысленную шпаргалку с первых же недель жизни. Знаю, знаю, что это невозможно, большинство людей ничего такого не помнит. И психологи говорят, что дети рождаются не вполне развитыми, лишь спустя несколько дней или даже недель обретая способность видеть, слышать, знать. Но я-то — видел, слышал, знал…». (вспомните рассказ «Маленький убийца»). Он отчётливо помнит первый снегопад в жизни. Более позднее воспоминание — о том, как его, ещё трёхлетнего, родители первый раз взяли с собой в кино. Шёл нашумевший немой фильм «Горбун собора Парижской богоматери» с Лоном Чейни в главной роли, и образ урода поразил маленького Рэя до глубины души.
«Мои ранние впечатления обычно связаны с картиной, что и сейчас стоит перед глазами: жуткое ночное путешествие вверх по лестнице… Мне всегда казалось, что стоит мне ступить на последнюю ступеньку, как я тотчас же окажусь лицом к лицу с мерзким чудовищем, поджидающим меня наверху. Кубарем катился я вниз и с плачем бежал к маме, и тогда мы уже вдвоём снова взбирались по ступенькам. Обычно чудовище к этому времени куда-то убегало. Для меня так и осталось неясным, почему мама была начисто лишена воображения: ведь она так и не увидела ни разу это чудовище».
В семье Брэдбери бытовала легенда о колдунье в их собственной родословной — пра-пра… прабабке, будто бы сожжённой на знаменитом Сейлемском процессе над ведьмами в 1692 году. Там, правда, осуждённых вешали, да и имя Мэри Брэдбери в списке проходивших «по делу» могло оказаться простым совпадением. Тем не менее, факт остаётся фактом: с детства писатель считал себя правнуком колдуньи. Стоит отметить, что в его рассказах нечистая сила как раз добрая, и существа потусторонние оказываются куда более человечнее, нежели их преследователи — пуритане, ханжи и «чистюли» — законники.
В Лос-Анджелес семейство Брэдбери перебралось в 30-х годах, в разгар Великой депрессии. Когда Рэй окончил среднюю школу, ему не смогли купить новый пиджак. Пришлось идти на выпускной вечер в костюме покойного дяди Лестера, который погиб от руки грабителя. Дыры от пули на животе и спине пиджака аккуратно заштопали.
Всю свою жизнь Брэдбери жил с одной женщиной — Маргарэт (Marguerite McClure). Вместе они нажили 4 дочерей (Tina, Ramona, Susan и Alexandra).
Они поженились 27 сентября 1947 года. С этого дня в течение нескольких лет она работала целыми днями, чтобы Рэй мог оставаться дома и работать над книгами. Её руками был набран первый экземпляр «Марсианских хроник». Ей же и была посвящена эта книга.
Маргарэт за жизнь изучила четыре языка, а также слыла знатоком литературы (в числе её любимых писателей Марсель Пруст, Агата Кристи и… Рэй Брэдбери). Ещё она хорошо разбиралась в винах и любила кошек.
Все, знавшие её лично, отзывались о ней, как о человеке редкого обаяния и обладательнице незаурядного чувства юмора.
Она умерла 24 ноября 2003 года.
«На поездах… в поздние вечерние часы я наслаждался обществом Бернарда Шоу, Дж К. Честертона и Чарлза Диккенса — моих старых приятелей, следующих за мной повсюду, невидимых, но ощутимых; безмолвных, но постоянно взволнованных… Иногда Олдос Хаксли присаживался к нам, слепой, но пытливый и мудрый. Часто езживал со мной Ричард III, он разглогольствовал об убийстве, возводя его в добродетель. Где-то по середине Канзаса в полночь, я похоронил Цезаря, а Марк Антоний блистал своим красноречием, когда мы выезжали из Элдебери-Спрингс…»
Рэй Брэдбери так и не поступил в колледж, формально он закончил своё образование на школьном уровне. В 1971 году вышла его статья под названием «Как вместо колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м».
Многие из его рассказов и повестей названы цитатами из произведений других авторов: «Something Wicked This Way Comes» — из Шекспира; «Диковинное диво» — из неоконченной поэмы Колриджа «Кубла(й) Хан»; «Золотые яблоки солнца» — строка из Йитса; «Электрическое тело пою» — Уитмен; «И по прежнему лучами серебрит простор луна…» — Байрон; рассказ «Уснувший в Армагеддоне» имеет второе название: «И видеть сны быть может» — строка из монолога Гамлета; начало «Реквиема» Роберта Луиса Стивенсона — «Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря!» также дало название рассказу; рассказ и сборник рассказов «Машины счастья» названы цитатой их Вильяма Блейка — список этот далеко не полон.
«Жюль верн был моим отцом. Уэллс — мудрым дядюшкой. Эдгар Аллан По — приходился мне двоюродным братом; он как летучая мышь — вечно обитал у нас на тёмном чердаке. Флэш Гордон и Бак Роджерс — мои братья и товарищи. Вот вам и вся моя родня. Ещё добавлю, что моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Уоллстонкрафт Шелли, создательница «Франкенштейна». Ну кем я ещё мог стать, как не писателем-фантастом при такой семейке.»
В рабочем кабинете Рэя Брэдбери к стене прибит автомобильный номер «F-451», притом что сам он за руль ни разу не садился.
«А что до моего могильного камня? Я хотел бы занять старый фонарный столб на случай, если вы ночью забредете к моей могиле сказать мне «Привет!». А фонарь будет гореть, поворачиваться и сплетать одни тайны с другими — сплетать вечно. И если вы придете в гости, оставьте яблоко для привидений».