Библиотека: Сборник книг по психосоматике (телесно-ориентированной психотерапии) Тематика: телесно-ориентированная психотерапия, психосоматика, осанка, голос Формат: DOC, PDF Качество: Распознанный текст с ошибками (OCR), Отсканированные страницы + слой распознанного текста, изначально компьютерное, распознанный текст
Описание: Основные разделы этого сборника — это книги структурно-функционального направления ТОП (техника Александера, метод Фельденкрайза и т.п)
Техника Александера - суть метода, созданного сто лет назад австралийским актером Александером, — обучение правильному движению и расслаблению, что позволяет улучшить координацию и научиться владеть своим телом. Основное преимущество этого метода — улучшение осанки. Также доказано, что этот метод снижает уровень стресса, помогая справиться с неправильными привычками в питании, а также укрепляет здоровье в целом, избавляя от таких болезней опорно-двигательного аппарата, как артрит и боли в спине.
Леонардо да Винчи славился своей непринужденной, прямой осанкой и безупречным изяществом в каждом движении. Граждане Флоренции толпами высыпали из своих домов, чтобы поглазеть, как он шествует по улице. Практически невозможно себе вообразить Леонардо да Винчи, который бы неуклюже ковылял, тяжело и шумно опускался на стул или нескладно сутулился.
Вы тоже можете выработать у себя безупречную осанку, уравновесить пропорции тела и научиться непринужденной грациозности движений — одним словом, воспитать в себе весь набор благородных качеств, присущих Леонардо да Винчи. Но для этого вам придется применить метод, который был изобретен другим гением, Ф. Матиасом Александером. Этот гений родился в 1869 году на острове Тасмания и в молодые годы был шекспировским актером. Его "специальностью" были камерные постановки трагедий и комедий, в которых он в одиночку разыгрывал все роли. Многообещающая карьера Александера прервалась из-за того, что во время спектакля у него зачастую пропадал голос.
Когда ему окончательно стало ясно, что ни врачи, ни педагоги ничем не могут ему помочь, Александер со всей очевидностью понял, что ему нужно найти способ превозмочь свою беду собственными силами. Он резонно рассудил, что проблема, должно быть, коренится в каких-то его ошибочных действиях: он явно делал что-то не так. И тогда Александеру стало понятно, что ему необходимо отыскать какой-то способ, с помощью которого он бы смог получить объективную информацию о самом себе. Он начал наблюдать за собой в специально устроенных зеркалах. После многих месяцев детального и тщательного наблюдения он подметил у себя целую серию стереотипных напряжений и зажимов, которые всякий раз проявлялись в тот момент, когда он хотел прочитать что-нибудь вслух. И тогда он понял, что ему необходимо "отучиться" от этой дурной привычки, перевоспитав свой ум и тело как единую и целостную систему, и что сокровенная цель этой работы должна заключаться в том, чтобы измениться раз и навсегда. Он обнаружил, что ключ к решению этой задачи состоит в следующем: прежде чем сделать какое-нибудь движение, нужно привести в действие внутренний контроль и сознательно воспрепятствовать привычному сокращению мышц, а затем сосредоточиться на выполнении определенных "инструкций", которые он разработал с той целью, чтобы помочь себе распрямиться во весь рост и расправить грудную клетку.
Настойчиво практикуя новоизобретенный метод, Александер не только восстановил полный контроль над своим голосом, но и сумел избавиться от многочисленных проблем со здоровьем, которые донимали его своей неистребимостью. Затем, благодаря своему превосходному голосу, безупречно поставленному дыханию, внушительной осанке и умению держаться на сцене, он стал весьма известным актером.
И тогда к Александеру со всех сторон стали стекаться люди; все они хотели брать у него уроки, и просто удивительно, сколь часто ему удавалось оказать содействие этим людям, помогая им устранить дурную привычку, понуждавшую их к несоразмерным усилиям, что и было основной причиной их недугов.
Кроме того, деятельность Александера оказала глубокое влияние на многих выдающихся людей, в числе которых были писатели Олдос Хаксли, Джордж Бернард Шоу, философ и психолог Джон Дьюи. Среди его адептов выделяются прославленные ученые — лауреаты Нобелевской премии, в том числе сэр Чарльз Шеррингтон и Николаас Тинберген.
Работа над собой
Работа над собой по методу Александера начинается с пристального самонаблюдения. Заведите в своей записной книжке особый дневник и берите на карандаш любые проявления неадекватных усилий, которые вы замечаете за собой в своей повседневной деятельности. Пристально следите за проявлениями несоразмерных усилий в таких видах деятельности, как сидение, наклоны, вставание со стула, ходьба, вождение автомобиля, еда и разговоры. Не деревенеет ли у вас шея, не оттягивается ли назад голова, не немеют ли плечи, не съеживается ли спина, не напрягаются ли колени, не замирает ли в груди дыхание, когда вы:
— берете в руку зубную щетку; — работаете за компьютером; — разговариваете по телефону; — берете ручку, чтобы черкнуть несколько слов; — знакомитесь с посторонним человеком; — выступаете перед публикой; — ударяете по теннисному мячу или отбиваете волан в бадминтоне; — завязываете шнурки на ботинках; — крутите баранку на повороте; — наклоняетесь, чтобы поднять упавшую вещицу; — едите что-нибудь вкусненькое.
Если вы когда-нибудь видели человека, неуклюже бегущего трусцой по улице, или наблюдали, как он извивается всем телом, пытаясь поднять непосильную для него тяжесть, вы знакомы с тем, что философ Джон Дьюи называл "компенсационными рассогласованностями". Иначе говоря, физические упражнения порой могут причинить больше вреда, чем пользы, если вы не научитесь понимать свое тело и правильно им распоряжаться.
Очень трудно подмечать и исправлять эти повседневные привычки, не получая никакой объективной информации со стороны. Порой бывает полезно прибегнуть к помощи зеркала или видеокамеры, но лучше всего брать частные уроки у квалифицированного преподавателя, работающего по методу Александера. Таким путем вы в кратчайшие сроки добьетесь наибольшего успеха. Специалисты, практикующие технику Александера, в процессе обучения овладевают особыми, чрезвычайно тонкими и деликатными приемами "наложения рук"; посредством едва заметных манипуляций такой преподаватель поможет вам высвободить шею, вновь обрести естественную прямоту и ровность осанки, а также пробудить давно утраченное кинестетическое чутье.
А пока вы будете искать себе подходящего специалиста, я предлагаю вам прибегнуть к следующей процедуре, которая впитала в себя вдохновляющее воздействие достижений Ф. М. Александера. С помощью этого несложного упражнения вы постепенно начнете вырабатывать у себя правильную осанку и умение гармонично двигаться в будничной житейской обстановке.
Состояние сбалансированного покоя
Для того чтобы извлечь из этой процедуры максимальную пользу, вам понадобится относительно спокойное место, где вас никто не потревожит, кусочек пола, застеленный ковром, несколько книг в мягкой обложке и десять-двадцать минут свободного времени.
Для начала разложите книги на полу. Затем отступите от них на расстояние, приблизительно равное длине вашего тела. Станьте в исходное положение: ноги врозь на ширине плеч, руки висят расслабленно по обеим сторонам туловища. Отвернитесь лицом от книг и посмотрите прямо перед собой; ваш взгляд должен быть сосредоточенным и слегка настороженным, но одновременно "мягким" и непринужденным. Постойте так несколько секунд, целиком углубившись в свои ощущения.
А теперь поразмышляйте о том, каким образом можно было бы высвободить из тисков вашу шею, — так, чтобы голова у вас немного выдвинулась вперед и вверх, а туловище вытянулось во всю длину и хорошенько расправилось. Дышите свободно; сознательно сосредоточьтесь на тех ощущениях, которые возникают при соприкосновении ваших ног с поверхностью пола, и отметьте про себя расстояние от ваших стоп до макушки. При этом глаза у вас должны быть все время открыты и живо следить за окружающими вас предметами. Внимательно прислушивайтесь к звукам вокруг себя.
Сохраняя в себе эти ощущения, сделайте легкое и быстрое движение и опуститесь на одно колено. Затем сядьте на пол таким образом, чтобы ваше тело опиралось на руки, заведенные за спину и полностью выпрямленные. При этом ваши ступни плоско стоят на полу, а колени согнуты. Дышите в прежнем ритме — легко и спокойно.
Ну а сейчас пусть ваша голова безвольно упадет на грудь; это движение может быть едва заметным — достаточно лишь убедиться, что шейная мускулатура свободна от зажимов и вы не пытаетесь судорожно оттянуть голову назад.
Затем мягко прокатите ваш позвоночник по полу и "приземлитесь" головой на книги. При этом книги должны лежать таким образом, чтобы они поддерживали вашу голову точно в том самом месте, где кончается шея и начинается голова. Если ваша голова не укладывается так, как надо, вытяните одну руку назад и поддерживайте ею голову, пока другая рука не приведет книги в порядок. Вы можете убирать лишние книги или подкладывать новые, пока не нащупаете для себя такую высоту, которая позволит вам бережно расправить свою шейную мускулатуру. При этом стопы ваших ног все так же плоско стоят на полу, колени смотрят в потолок, а руки опираются об пол или свободно сложены на груди. Пусть ваше тело всей своей тяжестью покоится на полу.
Если вы хотите, чтобы описанная здесь процедура принесла вам максимальную пользу, пробудьте в этом положении десять-двадцать минут. Пока вы таким образом отдыхаете, силы гравитации неустанно трудятся для вас, растягивая ваш спинной хребет и возвращая туловищу его былую ровную осанку". Держите глаза открытыми, чтобы не задремать. Возможно, у вас возникнет потребность сконцентрировать внимание на каком-нибудь объекте. Проследите за тем, чтобы ваше дыхание было текучим и ровным, или прислушайтесь к едва уловимой пульсации всего вашего тела. Сознательно сосредоточьтесь на тех ощущениях, которые возникают при соприкосновении вашей спины с поддерживающей ее поверхностью пола. Ощутите всю мощь этой поддержки и позвольте вашим плечам пребывать в абсолютном покое, пока ваша спина распрямляется. Позаботьтесь о том, чтобы шея у вас была свободной и расслабленной, а тело беспрепятственно распрямлялось вширь и в длину.
После того как вы пробудете в этой позе десять или двадцать минут, медленно подымитесь с пола; когда вы будете возвращаться в положение "стоя", проявите максимум осторожности, чтобы ненароком не напрячь какую-нибудь мышцу и избежать судорожных сокращений, которые вновь сожмут ваше тело в комок. Дабы переход к вашему нормальному состоянию был по возможности гладким, примите более или менее определенное решение насчет того, в какой момент вы собираетесь менять позу, а затем мягко перевернитесь на живот, все время стараясь сохранить в себе новое ощущение гармоничного единства и равномерной растяжки всего вашего тела. Облегчите себе подъем на четвереньки, а затем вновь обопритесь на одно колено. Ну а теперь вставайте во весь рост; и пусть ваша голова первой прокладывает вам путь наверх.
А сейчас на протяжении нескольких мгновений замрите в полной неподвижности... прислушайтесь, осмотритесь вокруг живым и осмысленным взглядом. Вновь прочувствуйте, что ваши ноги твердо стоят на полу, и отметьте про себя расстояние от ваших стоп до макушки. Вероятно, вы с удивлением обнаружите, что расстояние увеличилось. Теперь вы готовы погрузиться в свои повседневные дела, но посреди этой будничной суеты время от времени пытайтесь вообразить, что вы движетесь с грацией фигур, изображенных на полотнах маэстро.
Чтобы достичь наилучших результатов, вам следует выполнять упражнение сбалансированного покоя по меньшей мере два раза в день. Вы можете делать это утром, сразу после пробуждения, или в конце дня, когда вы приходите с работы домой, или вечером перед сном. Процедура сбалансированного покоя особенно полезна, когда вы чувствуете, что слегка перетрудились или подверглись чрезмерному стрессу, а также до и после физических упражнений. Если вы будете практиковать ее более или менее регулярно, это поможет вам выработать идеально прямую, естественную и непринужденную осанку, которая является непременной предпосылкой гармонии и изящества во всем, что вы делаете.
Метод Фельденкрайза основан на осознававии собственных движений, что позволяет телу двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности. Мышечная раскованность и умение управлять своими движениями в свою очередь приводят к эмоциональной раскованности, умению управлять чувствами.
Метод Фельденкрейса предназначен для того, чтобы вернуть естественную грацию и свободу, которой каждый из нас обладал в детстве. Последователи школы Фельденкрейса обучаются таким видам движений, которые позволяют им найти наиболее эффективный способ движений, устраняют мышечные напряжения и неэффективные привычки двигаться, приобретенные ими за годы жизни.
Моше Фельденкрейс (Moshe Feldenkrais) получил степень доктора физики во Франции и работал в этой области до 1944 года, когда ему исполнилось 40 лет. Он стал глубоко интересоваться борьбой дзюдо и основал первую школу дзюдо в Европе, а со временем разработал собственную систему этого единоборства. Кроме того, Фельденкрейс работал совместно с Александером, а также изучал труды Фрейда, Гурджиева, йогу и неврологию. После Второй мировой войны он посвятил себя изучению человеческого тела.
«Я переворошил огромное количество литературы по физиологии и психологии и, к своему величайшему изумлению, обнаружил лишь сплошное невежество, массу предрассудков и полный идиотизм в той области, которая касается поведения человека. Не нашлось ни одной книги, где говорилось бы о том, как именно функционирует наш организм» (Feldencrais, 1966, р. 115).
Метод Фельденкрейса использует огромное количество самых разных упражнений, которые меняются от занятия к занятию. Обычно упражнения начинаются с почти незаметных движений, постепенно переходящих в движения более энергичные. Цель подобных упражнений — развитие легкости и свободы в движениях всего тела.
Фельденкрейс часто цитирует китайскую пословицу: «Слышу и забываю, вижу и вспоминаю, делаю и понимаю». Его работа сосредоточена на понимании с помощью делания; свои упражнения он называет «знанием через движение». Совершенствование по Фельденкрейсу есть постепенное овладение более эффективными приемами действия. Не отказываться от старых привычек, а расширять их ассортимент — вот в чем должна состоять наша цель. Например, когда мы учимся печатать на машинке, то обычно пользуемся всего двумя пальцами. Но потом мы стараемся распространить наш навык на все десять пальцев, а для овладения таким мастерством требуется время. В результате оказывается, что новый способ легче и быстрее, чем старый, и мы начинаем пользоваться только им.
«Чтобы учиться, нам необходимо время, внимание и умение различать. Чтобы научиться различать, мы должны уметь ощущать. То есть для того, чтобы учиться, мы должны крайне обострить все наши способности ощущать; одной только силой мы достигнем результата, в точности противоположного тому, к чему мы стремились» (Feldencrais, 1972, р. 58).
Если новые привычки больше не приносят пользы или утрачивают надежность (например, наносят нам вред), у нас под рукой всегда есть старые. Фельденкрейс рекомендует постепенное и естественное изменение, которое не угрожает тому, что наши полезные привычки исчезнут навсегда.
Фельденкрейс часто любил повторять: «Если знаешь, что делаешь, можешь делать все, что захочешь». Цель его упражнений — дать возможность делать то, что хочешь, понять, как наиболее простым и легким образом следует двигаться во всякой новой ситуации.
Упражнения Фельденкрейса направлены на то, чтобы восстановить эффективные связи между корой головного мозга и мускулатурой, связи, которые были нарушены нашими привычками, узлами напряжений или в результате травмы.
Согласно Фельденкрейсу, усиление сознательного отношения к гибкости движений нашего тела может быть достигнуто балансировкой и успокоением коры головного мозга, отвечающей за двигательные функции. Чем активнее ведет себя кора головного мозга, тем меньше мы отдаем себе отчет в тонких изменениях, происходящих в нашем организме. Одним из фундаментальных принципов его работы является закон Вебера, который гласит, что наша восприимчивость к изменению пропорциональна наличному уровню нашего возбуждения. Например, если вы тащите на себе пианино, то не почувствуете изменения тяжести груза, если к пианино добавят коробок спичек. Но если вы несете всего одну спичку, вес целого коробка вы ощутите немедленно.
Этим объясняется тот факт, почему большинство людей с плохой осанкой не сознают, что они на самом деле обладают плохой осанкой. По этой же причине такие люди склонны не замечать, что их осанка постоянно ухудшается, ведь им требуется прикладывать много усилий только для того, чтобы стоять и ходить. И с другой стороны, люди, обладающие красивой осанкой, имеют тенденцию ее даже улучшить. Они сознают тончайшие физические изменения в своем организме и способны использовать это знание для самосовершенствования. Фельденкрейс обнаружил, что балансировкой двигательных функций коры головного мозга и снижением уровня возбудимости мы способны расширить сферу, доступную нашему сознанию, и попробовать новые двигательные комбинации, которые были невозможны, когда двигательные функции коры головного мозга и мускулатура были замкнуты в старые шаблоны.
Для размышления. Поворот головы Чтобы получить общее представление о том, как работает метод Фельденкрейса, проделайте следующее упражнение. Сядьте на пол или на стул, медленно поверните голову направо, не напрягая при этом мышцы. Обратите внимание, как сильно смогла повернуться ваша голова и как много пространства сзади вы смогли увидеть. Верните голову в нормальное положение.
Снова поверните голову направо. Оставаясь в этом положении, сдвиньте свой взгляд вправо. Проверьте, не сможет ли голова сдвинуться еще вправо. Повторите это движение три-четыре раза.
Поверните голову направо. Разверните плечи в правую сторону и проверьте, не сможет ли голова сдвинуться еще вправо. Повторите это движение три-четыре раза.
Поверните голову направо. Теперь разверните бедра в правую сторону и проверьте, не сможет ли голова сдвинуться еще вправо. Повторите движение три-четыре раза.
Поверните голову направо и, оставив ее в таком положении, одновременно сдвиньте свой взгляд, плечи и бедра в правую сторону. Как много пространства сзади вы можете увидеть?
Теперь поверните голову налево. Много ли вам видно пространства сзади? А теперь шаг за шагом повторите в левую сторону все движения, которые вы уже проделали в правую, но лишь мысленно.Представьте, что голова движется влево, что глаза поворачиваются влево и так далее. Каждое движение мысленно повторите три-четыре раза. И, наконец, на самом деле поверните голову, переведите взгляд, разверните плечи и бедра влево. Как далеко вы смогли теперь повернуться? Как вы думаете, что произошло?
Пределы вашего движения расширились, потому что вы сломали старый стереотип движения. Вы достигли успеха благодаря тому, что ослабили тиски, сковывающие не столько ваши мышцы, сколько ваш мозг.
Соматика (Hanna Somatic Education) — направление в работе с телом, созданное в 1970х годах Томасом Ханной (Thomas Hanna), в основе которого лежит концепция осознанности и интеграции тела и разума. Сейчас это направление включает в себя целый комплекс дисциплин, разработанных многими авторами.
Соматика - Соматическое обучение (Somatics, Somatic Education, Hanna Somatic Education®) - это системa нервно-мышечного обучения (тренинг разума и тела), которая помогает освободиться от болей и обрести свободу в движениях тела на всю оставшуюся жизнь. Соматика учит узнавать, изменять и полностью освобождаться от ведущих к хроническим болям паттернов, которые возникают из-за травм, стресса, повторяющегося напряжения или же из-за вошедшей в привычку неправильной осанки. Соматика особенно помогает уменьшить боли и недомогания, связанные с типичными жалобами на здоровье, такими как: головные боли; неэластичные или болезненные суставы и мышцы; усталость; плохая осанка; проблемы с дыханием; ограниченная подвижность тела; последствия травм; боли в спине и шее; аккумулированный стресс/напряжение; и т.д. Заниматься Cоматикой можно как индивидуально с преподавателем, так и в группе. В любом случае Ваш учитель Соматики профессионально проведёт Вас через необходимый образовательный процесс. Через Соматику Вы обретёте способность ощутать и владеть Вашим телом осознанно, свободно, и естественно. Изучив Соматические упражнения Вы сможете продолжить самостоятельное исследование своего тела и его возможностей, тем самым улучшая себя ежедневно. Соматика может увеличить эффективность большинства методов усовершенствования здоровья, которые Вы используете. Если Вы заинтересованы в максимальном улучшении Вашего здоровья и в достижении быстрого, лучшего, долговечного результата, добавьте индивидуальные и/или групповые занятия Соматикой в Вашу программу оздоровления. Поступив таким образом, уже в ближайшее время Вы сможете наслаждаться быстрыми и существенными улучшениями Вашего физического состояния, новым качеством движений тела, хорошей осанкой и бодрым внешним видом.
История Соматическое обучение по Ханне (Hanna Somatic Education - HSE), также называемое Соматикой, было разработано Томасом Ханной. Будучи философом и деканом факультета философии в Университете Флориды, Ханна подробно описал философию тела в своей книге "Охваченные восстанием тела: Учебник соматического мышления" (Bodies in Revolt: A Primer in Somatic Thinking).
В 1976 г. Ханна вводит термин "соматика" (somatics), чтобы описать вид обучающих дисциплин, которые относятся к объединению разума и тела. Он начинает с переосмысления термина "сома". Сома - понятие, которое определяется им как тело, ощущаемое изнутри. Греческое слово "сома", в его первоначальном смысле обозначает тело отделённое от ума. Это разделение искусственно отдалило исследование структуры тела от исследования его функций. С точки зрения Ханны нет никакого разделения между телом и разумом. Ханна использует термин "сома", чтобы описать "тело, ощущаемое изнутри": т.е. представление человеком самого себя от первого лица, в пределах которого полностью осознаются собственные внутренние чувства, поведение и намерения. Таким образом, по определению Ханны, слово "сома" не обозначает тело, как обособленный и отделённый от разума компонент. Вместо этого термин "сома" относится к осознаваемому телу, которое ощущается изнутри и является неотделимой частью процесса "разум-тело". Терапевтическое использование этой перспективы самоосознования - ключевое различие, отделяющее соматику Ханны от обычных терапевтических подходов.
В начале 1970-х, Ханна встречает Мойше Фельденкрайза, израильского физика и "телесного" педагога, чей метод (Метод Фельденкрайза) был созвучен философии тела Ханны. Ханна организует первую программу обучения методу Фельденкрайза в Соединенных Штатах как директор Института Гуманистской Психологии (теперь Saybrook Institute). Он продолжает свои исследования вместе с Фельденкрайзом на протяжении многих лет, а также практикует в Институте Соматического Исследования и Обучения в Новато, учреждения, которое он основал в 1975 г.
Практикуя метод Фельденкрайза, Ханна ведёт наблюдения за характерными проблемами, связанными с осанкой, у людей всех возрастов и слоёв общества. Он также замечает, что определенные процедуры чрезвычайно эффективны, т.к. помогают клиентам восстановить управление мышцами, которые держат их в неправильной осанке и ограничивают их движения. Эти приёмы работы становятся известными как Соматическое обучение по Ханне.
Принципы Соматика утверждает, что мы имеем тенденцию принимать ту или иную характерную осанку, которая вызывается хронически напряжёнными мышцами. Когда наши мускулы уравновешены в тонусе (нормальное напряжение мышц передней, задней и боковых частей тела), мы находимся в удобном, вертикальном положении. Когда наши мускулы напряжены с одной стороны больше чем другой, то нас "тянет" в направлении напряжения. Мышцы напрягаются в ответ на сигналы, посылаемые нервной системой. Если наша нервная система непрерывно посылает сообщения "напрячь", возникают хронические паттерны сокращения определенных мышц. Это может привести к неправильной осанке и неприятным симптомам, таким как болезненные мышцы/суставы, головные боли, и т.д. Чтобы объяснить происхождение нашей предрасположенности забывать определенные движения или сбалансированное использование наших мышц, Томас Ханна предложил понятие "сенсорно-моторной амнезии" (SMA). SMA случается, когда мы учимся сильно напрягаться, реагируя в на боль, травму или эмоциональный стресс. SMA отражает потерю идеального нервно-мышечного контроля на нашей осанке. SMA часто приводит к боли и всегда приводит к ощущению дискомфорта и потери лёгкости в наших движениях. В своей работе с клиентами Томас Ханна заметил, что SMA и сопутствующие ей нарушения осанки проявляются в виде трёх основных паттернов рефлекторного напряжения. Ханна обозначил эти рефлексы как: рефлекс "зелёного света", рефлекс "красного света" и рефлекс травмы
Идеокинезис - это наука об осознанном изменении своего тела, базируюшаяся на глубоком понимании законов биомеханики человеческого тела в сочетании с практикой осознанности.
Идеокинезис (Ideokinesis) - Это образовательный подход к постуре тела и движению, основанный Мейбл Э. Тодд, который использует визуальные и осязательно-кинестетические образы, чтобы указать студенту на более здоровое положение и движение.
Занятия идеокинезисом строятся на идее единства тела-сознания и принятии возможности их совместного развития и переобучения. Через изучение анатомических фактов, создание и практику механически эффективных кинетических образов мы получаем мощные инструменты преобразования и развития скудных телесных привычек, накопленных за годы сидяче-лежачего образа жизни или – что еще хуже – однобокой телесной практики. Устойчивость и свобода движения приходят с правильными образами и последовательной практикой.
Результат достигается не через большие физические нагрузки, а через умение сосредотачиваться. Идеокинезис является одной из частей телесной терапии. Про другие методы приглашаю прочесть мой предыдущий пост.
Методы телесной терапии позволяют научиться использовать и выражать внутренние импульсы, из которых и рождается наш собственный глубоко личный танец. Танец – это осознанное движение. Двигаясь от простого к более сложному, осознаются ключи для двигательной импровизации, позволяющие расширить возможности выбора в движении и сделать этот выбор осознанным, научиться воспринимать время и пространство через тело, почувствовать и низованное в пространстве и времени и каждый из нас может быть автором своего танца.
#777Хакоми - психотерапия, направленная на непосредственное переживание, основные принципы которой - осознанность и ненасилие.
Хакоми-метод – это идеальная система для развития эмоционального интеллекта. Дэниел Гоулмен, «Эмоциональный интеллект»
«Хакоми» – это емкое слово в переводе с языка индейцев племени Хопи означает: «Как ты располагаешься по отношению к этим многим мирам?» Хакоми – это вопрос. Вопрос «Кто ты?»
Ответы ищет Хакоми-метод - современное, ориентированное на практику психотерапевтическое направление, в рамках которого органично соединяются достижения телесно-ориентированного подхода в психологии и основные идеи восточной философии: ненасилие, следование природе вещей, осознанность, всеединство и взаимосвязь всего и вся.
Основатель Хакоми-терапии – Рон Куртц, американский психотерапевт, признанный авторитет в современной психологии. Несмотря на то, что его докторская была посвящена прозаичной и механистической теме (математические модели восприятия и обучения), Р. Куртца всегда интересовали восточные медитативные практики, вопросы биоэнергетики, идеи единства тела и души, а также такие психотерапевтические направления, как гештальт, школа Вильгельма Райха, эриксоновский гипноз и структурная интеграция.
Результатом этих увлечений, а также обширной частной практики, стало рождение Хакоми-метода – органичного синтеза философии (истоки Хакоми в буддизме и даосизме), различных психологических техник и подходов, метода, обладающего уникальным психотерапевтическим рисунком и огромным целебным потенциалом. В 1979 году Р. Куртц создал «Институт Хакоми», целью которого является обучение и сертификация психотерапевтов.
В чем же специфичность Хакоми-терапии? Вот как на этот вопрос отвечает автор метода: «Уникальность Хакоми состоит в следующем. В результате проведения особых экспериментов с находящимся в состоянии осознанности клиентом, пробуждаются его эмоции, воспоминания, реакции, которые в свою очередь помогают обнаружить глубинные установки и убеждения, формирующие привычные паттерны поведения клиента». Экспериментами в Хакоми называются техники, упражнения и импровизации, в основном телесно-ориентированные, позволяющие терапевту получить доступ к «глубинному материалу». «Глубинный материал» – это те эмоции, переживания, реакции и воспоминания, которые обнаруживает клиент, находящийся в состоянии осознанности.
Состояние осознанности – ключевая идея Хакоми-терапии. «Осознанность – самая короткая дорога к бессознательному», считают Хакоми-терапевты. В этом постулате – целительная сила метода. Осознанность – это особое состояние сознания, которое характеризуется сфокусированным вниманием, спокойным, свободным от намерений и конкретных задач, обостренным самонаблюдением. Работа с человеком, пребывающем в состоянии осознанности, позволяет терапевту прояснить связь между проявляющимися в ходе Хакоми-терапии телесными феноменами и неосознаваемыми установками, влияющими на повседневную жизнь клиента. Страхи и надежды, стили взаимоотношений, типичные способы разрешения проблем и трудностей - понимая глубинные причины своих особенностей, клиент может с помощью психотерапевта реорганизовать свой опыт и осознанно изменить привычным паттернам.
Хакоми – это не только эффективная психотерапия, методологическое подспорье в ежедневной работе психолога и психотерапевта. Хакоми помогает увидеть – осознать – наши ограничения, и барьеры. Помогает проработать – осознать – наш индивидуальный опыт. А значит, является особым инструментом личностного роста и саморазвития, доступным и в то же время вдохновляющим.
Торрент обновлен 26.12.10, добавленные книги выделены цветом
Техника Александера На русском На русском Барлоу У. - Техника Александера (1995).doc Крейз Р. - К здоровью через естественную осанку. Александер-метод (1999).doc Якубанеце - Руководства по телесно-ориентированной терапии
На английском Книги Матиаса Александера Alexander F.M. (1910) - Man's Supreme Inheritance (1946)(3rd Edition).pdf Alexander F.M. (1923) - Constructive Conscious Control Of The Individual (1946)(8th Edition).pdf Alexander F.M. (1932) - The Use of The Self (1946)(3rd Edition).pdf Alexander F.M. (1942) - The Universal Constant in Living (1946)(3rd Edition).pdf
Книги других авторов Sarah Barker (1978) - The Alexander Technique.pdf Michael Gelb (1981) - Body learning (1987)(2nd edition).pdf Richard Brennan (1992) - The Alexander Technique Workbook.pdf Michael Brown (2005) - The Presence Process.pdf Noel Kingsley (2005) - Perfect Poise, Perfect Life.pdf Missy Vineyard (2007) - How you Stand Move Live.pdf Balk & Shields (2007) - Master the Art of Working Out.pdf Roy Palmer - Improve Your Running Technique.pdf Patsy Rodenburg - Presence (2007) .pdf Patsy Rodenburg - The right to speak Richard Craze - Teach Yourself Alexander Technique (1996).pdf
Метод Фельденкрайза На русском Фельденкрайз М. - Искусство движения. Уроки мастера (2003).doc - вычитана, приведено в порядок форматирование Фельденкрайз М. - Осознавание через движение (2001).doc - идет работа над новым переводом Якубанеце - Руководства по телесно-ориентированной терапии
На английском Книги Моше Фельденкрайза Feldenkrais M. (1949) - Body & Mature Behavior (OCR).pdf Feldenkrais M. (1972) - Awareness Through Movement.pdf Feldenkrais M. (1977) - Body Awareness - The Case of Nora.pdf Feldenkrais M. (1981) - The Elusive Obvious.pdf Feldenkrais M. (1984) - The Master Moves.pdf Feldenkrais M. (1985) - The Potent Self.pdf Elizabeth Beringer - Embodied Wisdom - Collected Papers of Moshe Feldenkrais (2010) Его книги по БИ: Feldenkrais M. (1942) - HADAKA-JIME - The Core Technique for Practical Unarmed Combat.pdf Feldenkrais M. (1952) - Higher Judo - Ground Work.pdf Feldenkrais M. (1944) - Judo the Art of Defence and Attack.pdf
Книги других авторов Yochanan Rywerant (1983) - The Feldenkrais Method - Teaching By Handling (OCR).pdf Ruthy Alon (1996) - Mindful Spontaneity - Lessons in the Feldenkrais Method (OCR).pdf Steven Shafarman (1997) - Awareness Heals (OCR).pdf Frank Wildman (2000) - The Busy Person's Guide to Easier Movement (2006) (2nd Edition).pdf Frank Wildman - Change Your Age - Feldenkrais (2010).pdf
Метод Ханны (Соматика) Anthony Apesos - Anatomy for Artists (2007)(OCR).pdf Lawrence Gold - Deeper Lovemaking-Move Freely, Enhance Your Sensuality, and Prolong Your Intimate Occasions (2004).pdf Thomas Hanna - Explorers of Humankind (1979)(OCR).pdf Thomas Hanna - Somatics (2004)(OCR).pdf
Томас Ханна - Исскуство не стареть (Соматика).doc
Идеокинезис (Ideokinesis) Джон Ролланд - Движение внутри.pdf Сьюзан Баркновиц - Дыхание, проявление жизни.pdf
Роберт Мастерс - Телесное осознание.pdf Роберт Мастерс - Нейроречь
Andre Bernard - Ideokinesis.pdf John Rolland - Inside Motion.pdf Eric Franklin - Conditioning For Dance.pdf Eric Franklin - Dynamic Alignment.pdf Eric Franklin - Relax Your Neck Liberate Your Shoulders.pdf Eric Franklin - Dance Imagery for Technique and Performance
Authentic Movement (Dance Movement Therapy) Гришон, Веремеенко, Козлов - Интегративная танцевально-двигательная терапия.doc Гришон А. - Истории рассказанные телом. Практика аутентичного движения.pdf Andrea Olsen - Body Stories.pdf
Eva Horvitz - Dance-Movement Therapy with FibroMyalgia Patients Linda Hartley - Wisdom of the Body Moving Джозеф Хавилер - Тело танцора
Хакоми (Hakomi) Рон Курц - Телесно-ориентированая психотерапия. Метод Хакоми.pdf Рон Курц - Пособие по самоисследованию при поддрежку напарников.pdf Рон Курц - Семинар ЛЮБЯЩЕЕ ПРИСУТСВИЕ.pdf Ron Kurtz - The Body Reveals.pdf
Остальное Александр Лоуэн (Bioenergetic Analysis) Александр Лоуэн. Депрессия и тело.doc Александр Лоуэн. Любовь и оргазм.doc Александр Лоуэн. ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛА.doc Александр Лоуэн. Радость.doc Александр Лоуэн. Сборник биоэнергетических опытов.doc Александр Лоуэн. СЕКС, ЛЮБОВЬ И СЕРДЦЕ.doc Александр Лоуэн. Терапия, которая работает с телом.doc Александр Лоуэн. ФИЗИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА СТРУКТУРЫ ХАРАКТЕРА .doc Александр Лоуэн. Предательство тела Александр Лоуэн. Удовольствие. Творческий подход к жизни.doc
Alexander Lowen - BIOENERGETICA.pdf Alexander Lowen - Depression And Body.pdf Alexander Lowen - Love And Orgasm - A Revolutionary View of the Role of Love in Sex (320p).pdf Alexander Lowen - The Language of the Body (Physical Dynamics of Character Structure) [1958, Psychology, Freud](1).pdf
Вильгельм Райх Райх_Анализ личности.doc Райх_АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА.doc РАЙХ_ПОСМОТРИ НА СЕБЯ, МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК.doc РАЙХ_Сексуальная революция.doc РАЙХ_Функция оргазма.doc РАЙХ_ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЧУМА.doc Фейдимен_Телесная терапия.doc
Reich, Wilhelm - Sex Economy In The Fight Against Mysticism.pdf
Книги других авторов Андреева_ЭНЕРГИЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ.doc Баскаков_СВОБОДНОЕ ТЕЛО.doc Баскаков_Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии.doc Бернштейн_Физиология движений и активность.doc Бурбо_Слушайте свое тело.doc Вульф Вернон. Холодинамика. Как развивать и управлять внутренней силой.doc Вульф Вернон. Холодинамика. Танец жизни - можно мне втиснуться.doc Ермошин_Вещи в теле.doc Сандомирский М. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf Сандомирский М. ЗАЩИТА ОТ СТРЕССА.doc Тимошенко Г. Работа с телом в психотерапии.pdf Тхостов А. Психология телесности.pdf Фейдимен_Телесная терапия.doc Кениг Карл - Развитие чувств и телесный опыт.pdf Малкина-Пых И.Г. - Телесная терапия (Справочник практического психолога).djvu Менегетти А. - Психосоматика.djvu Сергеева Л.С. - Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия.pdf Томас Майерс - Анатомические поезда Рудестам К. - Групповая психотерапия Майкл Керн - Мудрость тела. Краниосакральный подход к здоровью.pdf Гринштат - Двигайтесь правильно — и будете здоровы.pdf Апледжер - Телесно-эмоциональное освобождение и за его пределами.pdf The Illustrated Encyclopedia of Body-Mind Disciplines.pdf Vladimir Mirodan - The Way of Transformation - The Laban-Malmgren System of Dramatic Character Analysis (1997).pdf Anthony Apesos - Anatomy for Artists (2007)(OCR).pdf Peggy Hackney - Making Connections. Total Body Integration Through Bartenieff Fundamentals.pdf Ruth Zaporah - Action Theater.doc Nick Totton - New Dimensions in Body Psychotherapy.pdf Michael Nagel - Getting Grounded.pdf David Berceli - The Revolutionary Trauma Release Process (2009)
...
Для лучшего понимания работы техники Александера и метода Фельденкрайза, рекомендую посмотреть видеотренинги
Техника Александера Метод Фельденкрайза New!
Есть желание посмотреть эти видео на русском или посодействовать дальнейшим переводам? Присоединяйтесь к группе ru_somatics
а также аудио уроки по методу Фельденкрайза
New! - на английском New! - на английском New! - на английском
. .
Часть книг из этой раздачи требуют вычитки и форматирования. Если они есть у Вас в лучшем качестве или Вы сами привели их к надлежащему виду,
а также если у Вас есть книги, которые отсутствуют в раздаче, пишите в ЛС
Все, кто поможет в улучшении и увеличении данной подборки, кроме благодарностей получат эксклюзивные материалы, которые я пока выставить в общий доступ не могу.
.
Коллективные переводы статей и книг по соматике на translatedby.com Присоединяйтесь!
Сейчас эту тему просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Ресурс не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. Файлы для обмена на трекере предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!