Жанр: Тестовый диск для настройки и оценки качества звукового тракта Год выпуска диска: 2005 Производитель диска: Россия Аудио кодек: FLAC Тип рипа: tracks Битрейт аудио: lossless
Этот фрагмент не зря стоит на первом месте. Перезвон записан очень натурально и довольно громко. Если слышны искажения, АС «кричат», удары раздражают, – значит, выбранный для прослушивания уровень громкости слишком велик. Отрегулируйте его так, чтобы, с одной стороны, чётко слышать мелкие детали, а с другой – чтобы они воспроизводились легко, без напряжения.
Нижний регистр под конец фрагмента может обнаружить неудачное расположение АС в помещении наличием «подбубнивания» или гула. Удары должны быть «плотными» и вместе с тем уходящими довольно глубоко по НЧ.
Большое количество мелких призвуков, особенностей тембров электронных инструментов и обработанных голосов, а главное, чёткая локализация источников на звуковой сцене позволяют точнее оценить правильность расположения АС, специфику акустики помещения, привыкнуть к ней. В общем, трек достаточно сложный для воспроизведения, но при этом чисто аудиофильский.
Прислушайтесь к тембру вступительных нот. Сколько нот одновременно звучит? А если две, то не слишком ли мешает задержка фазоинвертора? Затем вступают тарелки – оцените их звучание, локализацию. Возможно, придётся откорректировать расположение АС. Резкие вставки, вроде той, что на 15-й секунде, капризны к ВЧ динамикам. Впрочем, слушайте сами – здесь много необычных мелочей. В частности, поэтому музыка Yello так не любит сжатие с потерями (вроде mp3).
Энергичный фрагмент с ярким электронным басом. Тембр басового аккомпанемента, с одной стороны, позволяет отметить естественность/неестетсвенность спада НЧ в тракте, а с другой стороны, уточняет специфику НЧ в помещении для прослушивания. На отметке 0:46 бас довольно глубок и может потерять свой колорит.
Ведущие ритм тарелки, отлично слышимые в начале фрагмента, ненастоящие. Обратите внимание на звучание голосов, их некоторый контраст с электронным аккомпанементом, различие партий солиста и хора.
Напрасно говорят, что поп звучит «попсово» на любой акустике. Композиции Стинга – яркий пример простой, но качественно записанной и довольно эмоциональной музыки. В данном фрагменте интересно звучит вокал: помимо чувствительности к тембральному балансу тракта, свойственной любой хорошей записи вокала, здесь заметно влияние согласования динамиков, качества звучания ВЧ-динамиков.
Вообще-то этот трек нужно слушать целиком. Однако и этот фрагмент позволяет многое узнать. Вокал Высокцого здесь очень здорово поставлен, он поёт настолько эмоционально и чисто, что настроение передаётся мгновенно.
Композиции Dire Straits замечательно сочетают в себе высокое качество записи, богатство музыкальных решений и эмоциональность исполнения. В этом фрагменте, взятом с начала первой композиции их раннего альбома «Communiqué», очень красиво записана электрогитара.
Фирменное многоголосие «Песняров» передать полностью достаточно тяжело. Владимир Мулявин немало сил отдал на то, чтобы аранжировать композиции именно голосами.
Запись очень натуральна и динамична. Помимо крупномасштабных перемен в громкости оркестра и хора, позволяющих оценить динамический диапазон системы, на высококачественном тракте сказываются мелкие громкостные перепады (особенно в хоре), усиливающие эффект до десятков фон и добавляющие адреналин.
Потрясающее качество записи живого звука, и не менее впечатляющее мастерство исполнителей. Казалось бы – рояль, контрабас и ударные, что можно на них сыграть? Но запись поражает своей красотой и ёмкостью, слаженностью работы исполнителей, а главное – живостью инструментов.
Вспомните, как вы впервые слушали живое исполнение на рояле, вам тогда наверняка казалось – как странно он звучит, раньше это звучание представлялось по-другому. А живой рояль именно таким должен быть. И на этой записи он именно такой. Оцените резкость верхних нот, богатство тембра нижней си на 57-й секунде...
Редкий фазоинвертор хорошо играет контрабас. Примечательный момент: на 35-й секунде контрабас берёт ре, и затем, после удара – это не передать словами, дух захватывает! А при плохом балансе по НЧ слышно лишь некое завывание.
Об ударных и сказать нечего. Это талант – так чётко улавливать игру других, где-то вести их, где-то подыгрывать, и всё это с динамикой, импровизацией и невероятной живостью.
Ещё один фрагмент из творчества Dire Straits, на этот раз с последнего альбома «On Every Street» 1991 года. Здесь сконцентрировано мягкое и сильное звучание бас-гитары. Не стоит следить за тембром, – просто наслаждайтесь этой ненавязчивостью, спокойствием.
В художественном плане именно этот фрагмент (взятый с сингла «Тайны Марса») не даёт представления о композиции, т.к. был выбран из-за спецэффектов. Здесь начинается серьёзная работа сабвуфера. Именно сабвуфера, – никакие обычные колонки, кроме, быть может, Genesis APM-1, не воспроизведут полноценно нижний регистр во второй половине фрагмента.
Нежность, грусть саксофона мгновенно снимает настроение, созданное предыдущей записью. Здесь хорошо заметна «фирменная» окраска в звучании различных АС. Но никакой окраски не должно быть ни в саксофоне, ни в вокале. В целом настроение записи трудно описать словами, проще его однажды прочувствовать. 21 Vangelis - Opening Вангелис – известный мастер электронной музыки. Особенно трепетно он относится к качеству записей. Ведь очень важно сохранить то, авторское, звучание, которое не присуще ни одному живому инструменту.
Динамика записи здесь очень капризна к качеству тракта. Многие ошибаются, утверждая, что акустическая гитара имеет узкий динамический диапазон. Гитара говорит, выплёскивает эмоции почти как человек. По красоте она, пожалуй, не уступает арфе. Но на многих АС слышно просто обычное бренчание.
Большинство нежелательных призвуков и общих тональных перекосов выявляется на этом фрагменте очень быстро. Но при этом желательно наличие опыта прослушивания этого же отрывка на действительно качественном тракте.
Вообще именно народные мотивы с их колоритом, оригинальностью и непосредственностью при надлежащем мастерстве исполнения и как можно более коротким трактом записи – отличный материал для тестирования акустических трактов. И Горан Брегович доказывает это альбомом «Tales and Songs from Weddings and Funerals», фрагменты из которого – ещё более сложные! – прозвучат чуть позже. 28 Песняры - Жураўлі на Палессе ляцяць Это реставрированная запись 1968 года. Техническое её качество низкое, однако уникальный тембр голоса Игоря Пени сохранён, и на хороших АС слышно, как вокалист владеет голосом, насколько этот голос чист и богат.
Уровень громкости на этой записи сильно завышен, но компрессия сделана очень грамотно. Весь частотный диапазон пестрит множеством деталей и оттенков. Драйв, скорость, гитарные и синтезаторные переливы, бешеный ритм, истошный вокал – как страшно и как красиво!..
Вместе с тем эмоциональный настрой композиции позитивный, нет такой депрессивности, как у Graveworm или Dark Tranquility, несмотря на «чёрный» текст композиции, – он воспринимается, можно сказать, как декорация.
Очень редкая АС не смешает здесь в кучу ритм и бас, гитару и клавиши; и голос, и ударные должны звучать бритвенно чётко (конкретно на этом отрывке даже вполне разборчивы слова), а мощный низкочастотный хит на 17-й секунде вгоняет слушателя в кресло ещё глубже.
Оцените тембральную насыщенность духовых, их естество, юморное звучание, особенно когда большие трубы берут нижние ноты. Даже если вы безнадёжный флегматик, отрывок даст заряд бодрости и хорошего настроения. На референсном тракте. 35 Shankar Lakshminarayana - Song For Everyone (исполняет Аркадий Шилклопер) Очень интересная, оригинальная, показательная запись. Эффект присутствия, который ей создаётся, не передаётся словами, это надо слышать. Флюгельгорн материализуется прямо перед глазами. Но мало того – практически в нетронутом виде присутствует акустика большого помещения. Сами по себе послезвучия хорошо слышны уже на тракте среднего качества, но вот их характер, естественность, рисующая этот зал, достигается далеко не везде.
На самом деле не так просто воспроизвести щипковую игру контрабасиста. Само по себе звучание этого инструмента завораживает спокойной мощью, объёмом, своеобразным «дыханием» инструмента. Оно даёт почувствовать мягкость струны, дерево корпуса.
Редкая АС не привнесёт в это звучание чего-то своего, не принадлежащего ни струне, ни корпусу. Обычно это банальный гул, бубнёж. Иногда звучание просто искажается, становится «толстым» либо «задохнувшимся».
В конце фрагмента появляется рояль. Ненадолго, но здесь достаточно лишь вступления. Если он появился как-то неожиданно, звучит будто в другом помещении – значит, неверен баланс между нижней серединой и средними частотами. 37 Goran Bregović feat. Iggy Pop - In the Deathcar Этот фрагмент взят с альбома «Arizona Dream» 1993 года. Прежде всего он интересен оригинальным вокалом, но надлежащее его звучание описать трудно.
Вокал Игги слишком специфичен, но это не умаляет естественности его звучания на действительно хорошем тракте. Бывают ситуации, когда обычный и даже оперный вокал отыгрывается системой отлично, в то время как данный фрагмент обнаруживает несоответствия. Благодаря этому отрывок удобен при сведении полос в АС.
Музыка погружает слушателя в медленное межпланетное путешествие. Мелодия кажется простой, но она аккуратно обрамлена множеством сопутствующих звуков. Здесь слышна и теплота аналоговых синтезаторов, и холод Космоса. Но в единое полотно все звуки объединяет – лишь в электронной музыке такое возможно! – шум.
Слышна ли каждая скрипка? Они не должны звучать порознь, но должны быть узнаваемы. Т.е. музыка звучит целостно, играет квартет, а не отдельные инструменты, но вместе с тем при последующем мысленном воспроизведении можно легко восстановить партии первой и второй скрипки, альта и виолончели, записать их нотами.
С этим отрывком безупречно справятся разве что очень хорошо сведённые трёхполосные АС. Здесь мало не смешать звучание в кашу, мало материализовать четыре настоящие виолончели перед взглядом слушателя. Вы должны услышать действительно старинные инструменты, увидеть сжатые губы на лицах исполнителей.
Здесь именно не шум аплодисментов, а живые, натуральные аплодисменты, восхищённые возгласы в концертном зале. Вы слышите, как они аплодируют – сидя или стоя? 46 Impulses - Six impulses at 0, -18, -36, -54, -72, -90 dB FS Это первый испытательный сигнал. Все испытательные сигналы следует воспроизводить на пониженном уровне громкости во избежание некорректности результатов измерений и повреждений аппаратуры.
Данная запись содержит шесть идеальных положительных импульсов на фоне цифровой тишины, записанных с 5-секундным интервалом в порядке убывания интенсивности. Сигнал моно, поэтому все импульсы должны исходить из центра сцены. Обратите внимание, чтобы первый импульс не был на слух как-либо окрашен в сравнении с последующими, в противном случае следует уменьшить уровень громкости.
Каждый последующий импульс на 18 дБ слабее предыдущего. Выразительность и локализация источника шестого импульса позволяет оценить уровень перманентного шума в тракте и помещении. Если импульс слышен нечётко, не похож на предыдущие, не локализуется либо вообще не слышен – значит, уровень перманентного шума слишком велик, причём шумит именно тракт, если импульс не удаётся расслышать, находясь в непосредственной близости от АС.
Отключив один из каналов, можно записать воспроизведение импульсов трактом при различном положении микрофона относительно динамиков работающей АС. Анализ фронтов сигнала на полученных записях позволяет получить импульсную характеристику, а также «мгновенную» АЧХ канала. При подключении к усилителю отдельных динамиков появляется возможность оценить «waterfall».
Точные значения относительных уровней громкости в дБ, вычисленные с учётом 16-битной разрядности, соответственно равны -0.000265, -18.00052, -36.00565, -54.05073, -72.2472, -90.309. 46a Impulses - Filtered bands at -6 dB FS bonus track Дополнительный трек, по умолчанию не входящий в состав диска. Однако вы можете смонтировать свой вариант тестового диска, выборочно включив в него этот или другие треки (лишь бы суммарный объём не превысил 79:56).
Здесь также звучат шесть импульсов, однако теперь в них отфильтрованы определённые частотные полосы: нижний бас (20 Гц – 80 Гц), верхний бас (80 Гц – 300 Гц), нижняя середина (300 Гц – 1 кГц), верхняя середина (1 кГц – 3 кГц), нижние ВЧ (3 кГц – 8 кГц), верхние ВЧ (8 кГц – 20 кГц). Все импульсы записаны по уровню -6 дБ.
По первому импульсу можно определить правильность абсолютной фазировки каналов. В момент импульса низкочастотная головка должна двигаться вперёд (из корпуса АС) в обоих каналах. По локализации кажущихся источников остальных импульсов в центре сцены можно судить о правильности относительной фазировки головок, воспроизводящих соответствующие полосы частот. См. также комментарий к предыдущему треку. 47 Pink noise at -12 dB FS - Left channel only Далее следует серия шумовых сигналов, записанных со среднеквадратичной амплитудой, соответствующей относительному уровню -12 дБ. Этот уровень вычисляется как отношение среднего квадрата амплитуды, выраженной в единицах значений отсчётов (которые изменяются от -32768 до +32767), к числу 229 = 536870912. Для перевода этого отношения в децибелы следует взять его десятичный логарифм и результат умножить на 10.
Здесь правый канал пуст, в левом же записана полоса идеального розового шума 3.00 Гц – 22049.97 Гц длительностью 30 секунд. Значение нижней границы, равное 3 Гц, было выбрано из соображений компромисса между полнотой спектра шума и избежанием избыточного хода диффузора и нежелательного воздействия постоянного тока на усилитель. При ограничении в 3 Гц ход диффузора примерно соответствует его режиму работы при воспроизведении мощных ударных партий и спецэффектов в фильмах, что ещё находится в допустимых рамках, но вместе с тем позволяет оценить нелинейность подвижной системы НЧ динамика. А именно: на слух шум должен звучать однородно, без колебаний и выбросов, послезвучий. Если ход диффузора слишком велик – уменьшите уровень громкости.
Человеческое ухо является наиболее совершенным подавителем розового шума и способно различить в нём мельчайшие детали. Вслушайтесь в шум, в его течение, постарайтесь уловить в нём какие-либо тона. Как правило, при наличии крупных неровностей АЧХ уже в течении первого десятка секунд слушатель способен уловить тона, призвуки, соответствующие этим неровностям. Они чаще всего напоминают отдалённое эхо, отголоски флейты, шелест, шум поезда на большом расстоянии.
Изрезанность АЧХ отражается в своеобразной «зернистости», грубости шума. Этого не должно быть, шум должен быть «мягким», не беспокоящим, как бы естественным.
Общий тональный баланс с помощью шума на слух уловить тяжело, здесь необходимо помнить, как должен звучать ровный, неокрашенный шум, чтобы судить об окраске. Гораздо удобнее для этого воспользоваться микрофоном: спектральный анализ полученной записи даст приблизительную «усреднённую» АЧХ канала.
Звук записан лишь в левом канале и должен исходить точно из левой АС. Источник звука не должен «плясать» при поворотах головы слушателя, иначе АС имеет слишком узкую направленность. Отключите левую АС и прислушайтесь, не звучит ли правая. Возможно, ваш усилитель слегка смешивает каналы. 48 Pink noise at -12 dB FS - Right channel only Прочитайте комментарий к предыдущему треку. Здесь ситуация аналогичная, только сигнал записан в правом канале. Сходу оцените различия в звучании шума. Сигналы идентичны, но несимметричное расположение АС либо их несогласованность может привести к различной подаче шума. Вполне вероятно, что нижний регистр в одном из каналов будет звучать выразительнее, чем в другом, за счёт резонансов помещения.
При обнаружении каких-либо особенных призвуков в ходе воспроизведения шума правым либо левым каналом, возможно, свидетельствующих о неисправности тракта, подключите АС в обратном порядке. Если призвук перейдёт в другой канал, значит, причина в усилителе либо в источнике, иначе – в колонке. 49 Pink noise at -12 dB FS - Both channels, in phase Теперь этот же сигнал звучит в обоих каналах. Кажущийся источник звука должен находиться строго посередине стереосцены. Если рядом с ним появляются какие-либо другие источники (как правило, издающие посторонние призвуки), то АС либо неправильно размещены, либо не согласованы между собой.
Обратите внимание, что шум звучит в общем не так, как из одной АС. Это нормально, поскольку излучение отдельных каналов теперь взаимодействует. Здесь справедливы рассуждения, аналогичные приведённым в комментарии к треку №47, однако уже для стереосистемы. 49a Pink noise at -12 dB FS - Full spectrum bonus track Этот дополнительный сигнал аналогичен сигналу №49, однако в нём спектр частот не ограничен снизу 3 Гц. Значительная мощность здесь приходится на инфразвуковые частоты, поэтому шум слышен заметно тише в сравнении с треком №49, несмотря на ту же среднеквадратичную амплитуду.
Появившиеся здесь частоты 0.03 – 2.97 Гц представляют собой, по сути, плавно изменяющийся постоянный ток. Обратите внимание, воспроизводится ли он источником, насколько хорошо фильтруется усилителем, как реагируют на него АС. 50 Pink noise at -12 dB FS - Both channels, out of phase Этот трек аналогичен предыдущему, но в нём инвертирован один из каналов, вследствие чего шум излучается каналами в противофазе во всём диапазоне частот. Это приводит к спаду интенсивности шума в низкочастотном диапазоне, а также к трансформации кажущегося источника звука. Звук идёт как бы отовсюду, в том числе словно из головы слушателя. Никаких посторонних источников не должно наблюдаться, а эффект «звук вокруг» должен быть устойчивым к лёгким поворотам головы. 50a Pink noise at -12 dB FS - Both channels, independent bonus track Здесь оба канала независимы друг от друга. На слух чётко локализуются два отдельных одинаковых источника шума: левая АС и правая АС. Суммарный уровень от обоих каналов в идеальном случае должен быть на 3.01 дБ ниже, чем для трека №49, но реально это условие выполняется только для относительно низких частот.
Разность АЧХ сигналов, записанных с микрофона при воспроизведении 49 и 50a треков, даст представление о верности расположения АС. Возможно, именно поведение этой разностной кривой на высоких частотах отражает эффект появления т.н. «точек живого звука». 51 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 20 Hz Треки с 51-го по 81-й представляют собой третьоктавные полосы розового шума, расположенные в порядке возрастания среднего геометрического граничных значений частот. Среднеквадратичная амплитуда по-прежнему соответствует уровню -12 дБ, а продолжительность звучания равна 30 секунд (без учёта пауз между треками). Оба канала идентичны (в т.ч. синфазны).
Третьоктавные полосы розового шума очень хороши при настройке АС. С помощью них можно исследовать АЧХ, резонансы системы, локализовать возможные повреждения и неисправности. Они имеют преимущество перед синусоидальными сигналами в том, что, подобно реальной музыке, динамичны во времени, легко обнаруживают склонность к резонансам, а при должном качестве сигнала позволяют лучше оценить КГИ. Псевдошумовые сигналы, имеющие постоянную амплитуду, несмотря на их популярность, дают менее надёжные результаты, т.к. в некотором смысле подобны бегущему синусу с его недостатками.
Данные сигналы, так же, как и вышеописанный широкополосный розовый шум, были синтезированы с 64-битной точностью с помощью специально созданной программы в течение двух суток работы ПК на базе Athlon XP 1600+. Расчёт мог бы занять ещё большее время, если бы код не был соптимизирован средствами ассемблера. Единственный источник погрешности в этих сигналах – разрядность формата CD-Audio (16 бит), а также граничные эффекты в момент появления сигнала и в момент его окончания. При желании вы можете с помощью аудиоредактора удалить паузу в конце любого из этих треков и продублировать сигнал сколько угодно раз, увеличивая продолжительность до нужного значения: места «склейки» никак себя не проявят (если, конечно, вы отключите в аудиоредакторе опцию сглаживания сигнала при вырезании/склеивании).
Уровень -12 дБ является довольно высоким и может представлять опасность для аппаратуры на высоких частотах, т.к. в реальной музыке ВЧ-составляющие редко имеют столь высокую интенсивность, поэтому заблаговременно уменьшите уровень громкости перед началом измерения либо прослушивания.
Полоса «20 Гц» содержит частоты от 17.83 до 22.43 Гц. Эти частоты практически не встречаются в музыке и лишь иногда используются в спецэффектах. Человеческое ухо не способно воспринимать эти звуки как тона, оно ощущает их как «живое» движение воздуха, отдающее нездоровостью. Физиологически эти частоты воздействуют задолго до того, как становятся осознанно слышны, и могут вызвать чувство страха, головокружение, тошноту.
Если вы слышите гудящие призвуки, пусть и низкой частоты, – это гармоники, возникающие как в помещении, так и в АС (особенно с фазоинверсным оформлением головок). Если же не слышите ничего – значит, АС не рассчитаны на воспроизведение столь глубокого баса, не стоит увеличивать уровень громкости в попытках расслышать что-либо: ход диффузора на этих частотах очень велик, и есть шанс повредить динамик. В любом случае, адекватное прослушивание столь низких частот возможно лишь в специально подготовленных помещениях. 52 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 25 Hz Полоса «25 Гц» содержит частоты от 22.30 до 28.03 Гц. Здесь уже можно расслышать некое подобие гула, но всё ещё далёкое от понятия «тон». Вторая гармоника уже слегка маскируется основным сигналом, хотя при наличии опыта распознаётся на слух. В музыке частоты этого диапазона встречаются редко. Как правило, это нижнее «ля» (27.5 Гц) в электронной музыке, органных произведениях. См. также комментарий к предыдущему треку. 53 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 31.5 Hz Полоса «31.5 Гц» содержит частоты от 28.07 до 35.33 Гц. Наверняка при воспроизведении этого и следующего трека будут хорошо улавливаться резонансы помещения. Чётко слышна их природа: они как бы подчёркивают места всплесков амплитуды, слышен «разгон» помещения. Далее, на более высоких частотах, резонансные явления будут проявлять себя по такому же механизму, только всё будет происходить быстрее. Лишь на самых высоких частотах резонансы будут проявляться в виде изменённого спектрального состава полосы.
Нижние ноты контрабаса, большие барабаны частично попадают в этот диапазон. Можно количественно оценить высоту звука, но чёткого ощущения тона нет, чувствуется лишь «уплотнение» воздуха. Если, конечно, сигнал не приукрашен гармониками. А гармоники уже хорошо маскируются: их наличие приводит как бы к большей ясности звучания низкочастотного сигнала, но сами они при этом почти не слышны. 54 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 40 Hz Полоса «40 Гц» содержит частоты от 35.67 до 44.87 Гц. Этот диапазон уже широко используется в музыке, его часто называют «напольным басом», т.к. редкие полочные АС воспроизводят эти частоты полноценно. Маскировка гармоник, особенно второй, здесь очень сильная, и на слух определить гармонические искажения становится очень трудно. Гораздо проще воспользоваться микрофоном, но нужно быть уверенным в отсутствии заметного влияния помещения на воспроизведение НЧ. 55 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 50 Hz Полоса «50 Гц» содержит частоты от 44.57 до 56.10 Гц. Сюда довольно часто попадают частоты настройки резонансных элементов оформления АС – фазоинверторов, лабиринтов и т.п., что даёт возможность заметить отличия в подаче низкочастотного сигнала при различном оформлении.
Этот бас, в отличие от предыдущих сигналов, звучит мощнее, увереннее, словно пронизывая тело. Он уже не давлеет над слушателем, а как бы возбуждает его, – этот эффект часто используют звукорежиссёры, делая низкочастотные вставки в напряжённых моментах фильма. 56 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 63 Hz Полоса «63 Гц» содержит частоты от 56.13 до 70.70 Гц. Здесь активно играют бас-бочка, контрабас, участвует бас-гитара. Этот диапазон у многих ассоциируется с «ливеротрясением», дрожанием стен и потолков. Такой бас иногда называют «раскатистым», «нутряным». Именно его любят выпячивать некоторые производители АС, рассчитывающие на «моду на бас» в среде молодёжи. 57 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 80 Hz Полоса «80 Гц» содержит частоты от 71.30 до 89.77 Гц. Ещё более насыщенный диапазон: появляется мужской вокал, виолочнель, многие другие инструменты. Эффект маскировки гармонических искажений слегка снижается. Важно проследить, чтобы уровень этого и последующего диапазона не был завышен, т.к. в противном случае нижняя середина будет замаскирована. Хороший пример этому – музыкальные центры, в которых район 80-100 Гц, как правило, умышленно приподнят (так называемый «попсовый бас»). 58 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 100 Hz Полоса «100 Гц» содержит частоты от 89.10 до 112.23 Гц. Основные резонансы помещения здесь сходят на нет, однако ещё сказываются побочные. Этот и последующий диапазоны в значительной степени отвечают за «бубнение» АС. Иногда проблему «бубнения» удаётся решить размещением АС (в простом случае - отодвиганием от стен), но при этом не восстанавливается разборчивость НЧ регистра. 59 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 125 Hz Полоса «125 Гц» содержит частоты от 111.37 до 140.30 Гц. Начало верхнего баса. В этом и последующих диапазонах играет уже большое количество инструментов, соотношение интенсивностей этих полос определяет правильность их тембров. Настройка звучания в верхнем басе – довольно специфическая задача, связанная прежде всего с оформлением динамика, т.к. номиналы элементов фильтров, работающих на этих частотах, слишком велики. 60 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 160 Hz Полоса «160 Гц» содержит частоты от 142.57 до 179.57 Гц. Здесь сказывается влияние отражений от пола: наблюдается некоторый спад интенсивности из-за полуволновой разницы между прямым и отражённым НЧ-излучением. То же можно сказать и о следующем диапазоне. 61 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 200 Hz Полоса «200 Гц» содержит частоты от 178.20 до 224.47 Гц. Некоторые считают этот диапазон завершением басового регистра, определяя бас как полосу от 27.5 до 220 Гц. Однако существует и другая градация, по которой бас ограничивается частотой 300 Гц, соответствующей максимальному росту направленности слуха. В любом случае, данный диапазон не менее сложен в настройке, чем два предыдущих. Избыточность давления в этом диапазоне приводит к «бочкообразному», гулкому звучанию.
Как правило, многие АС советского производства «грешили» неровностями АЧХ на верхнем басе, и с этим пытались бороться, обрабатывая стенки корпуса АС звуко-, вибро-поглотителями. Однако в большинстве случаев полностью выровнять верхний бас без доработки самих динамиков не удаётся. В то же время доработка динамиков изменяет их АЧХ в СЧ-диапазоне, что приводит к необходимости дорабатывать фильтры. Это одна из причин долговечности споров по поводу доработки советских акустических систем. 62 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 250 Hz Полоса «250 Гц» содержит частоты от 222.73 до 280.60 Гц. Пограничная область между басом и серединой. Начиная с этих частот и на протяжении примерно октавы сказывается эффект дифракции акустического излучения на передней панели АС, известный под названием «Baffle Step». Это переходная область между частотами, на которых излучение распространяется практически во все стороны от динамика (в «пространство», 4π стерадиан), и частотами, на которых передняя панель АС препятствует распространению волн в сторону корпуса и, наоборот, отражает их вперёд, в результате чего динамик излучает лишь в «полупространство» (2π стерадиан). 63 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 315 Hz Полоса «315 Гц» содержит частоты от 280.63 до 353.57 Гц. Начало нижней середины. От баланса АЧХ в области этого диапазона сильно зависит характер звучания мужского вокала, натуральность контрабаса и виолончели. Довольно паразитным является излучение задней стороны диффузора в этом и следующем диапазоне, что часто является причиной вывода порта фазоинвертора на заднюю панель. По этой же причине следует серьёзно отнестись к правильности размещения звукопоглотителя внутри корпуса АС.
Импеданс НЧ динамиков довольно низок в этой области частот и может привести к излишней нагрузке на усилитель. 64 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 400 Hz Полоса «400 Гц» содержит частоты от 356.37 до 448.97 Гц. Примерно с этих частот начинается форманта рояля, отвечающая за раскатистоть, «рокот» нижних нот. Здесь также начинается область максимальной направленности слуха: четвертьволновое расстояние на частоте 400 Гц примерно соответстует расстоянию между ушными раковинами. 65 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 500 Hz Полоса «500 Гц» содержит частоты от 445.47 до 561.20 Гц. Избыток этих частот приводит к «трубному», «туннельному» звучанию, сильно искажает игру электрогитары, рояля, мужского вокала. То же относится и к следующей полосе частот. 66 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 630 Hz Полоса «630 Гц» содержит частоты от 561.27 до 707.13 Гц. 67 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 800 Hz Полоса «800 Гц» содержит частоты от 712.73 до 897.97 Гц. 68 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 1 kHz Полоса «1 кГц» содержит частоты от 890.90 до 1122.43 Гц. 69 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 1.25 kHz Полоса «1.25 кГц» содержит частоты от 1113.63 до 1403.07 Гц. 70 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 1.6 kHz Полоса «1.6 кГц» содержит частоты от 1425.47 до 1795.93 Гц. 71 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 2 kHz Полоса «2 кГц» содержит частоты от 1781.80 до 2244.90 Гц. 72 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 2.5 kHz Полоса «2.5 кГц» содержит частоты от 2227.27 до 2806.13 Гц. 73 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 3.15 kHz Полоса «3.15 кГц» содержит частоты от 2806.33 до 3535.73 Гц. 74 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 4 kHz Полоса «4 кГц» содержит частоты от 3563.60 до 4489.83 Гц. 75 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 5 kHz Полоса «5 кГц» содержит частоты от 4454.50 до 5612.30 Гц. 76 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 6.3 kHz Полоса «6.3 кГц» содержит частоты от 5612.67 до 7071.50 Гц. 77 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 8 kHz Полоса «8 кГц» содержит частоты от 7127.20 до 8979.67 Гц. 78 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 10 kHz Внимание! Высокий уровень сигнала!
Полоса «10 кГц» содержит частоты от 8909.00 до 11224.60 Гц. Середина ВЧ диапазона. Здесь продолжают играть тарелки, звучит треугольник. Верхние гармоники большинства инструментов находятся в этом диапазоне уже на незначительном уровне. Исключения – скрипка, альт, саксофон.
На подачу ВЧ, начиная примерно с этого диапазона, заметно влияет тип конденсаторов в фильтрах. Это связано с природой установления равновесия между носителями зарядов по мере прохождения тока через конденсатор. Чем инертнее (грубо говоря) система, тем менее точно вторая обкладка откликается на поведение потенциала первой.
Наиболее «беспорядочным» является шумовой ВЧ сигнал, поэтому именно на тарелках и перкуссии, а именно на натуральности их звучания влияние конденсаторов (особенно электролитических) наиболее заметно. На данном испытательном сигнале (и двух последующих) подобное влияние обнаружить сложно, т.к. полоса шума такой частоты в пределах разрешения слухом деталей по времени – почти стационарный сигнал, в то время как тарелки и щётки представляют собой совокупность атак и затуханий.
В некоторой степени похожие процессы наблюдаются при прохождении сигнала по кабелям. Поверхность металла, покрытая слоем оксида, а затем слоем изоляции, представляет собой и конденсатор, и электрохимическую ячейку. Поэтому низкое качество поверхности проводника, наличие следов влаги, а в особенности наличие химически активных компонентов в изоляции (например, ПВХ) приводит к неравновесным эффектам на микрофронтах сигнала, увеличению мгновенного эффективного сопротивления кабелей и ухудшению звучания. В заметной степени эта проблема решается использованием устройств компенсации сопротивления проводов.
Помимо этого, на верность звучания влияет качество разъёмов и пайки. По сути, этим влияние кабелей на качество звучания исчерпывается, однако многие фирмы до сих пор продолжают распространять мифы о влиянии на звучание индуктивности кабелей, статического электричества на них и т.п., поскольку вполне реально продавать кабели по цене, сравнимой с ценой усилителя, в то время как их себестоимость составляет в лучшем случае один-два процента от этой величины. 79 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 12.5 kHz Внимание! Высокий уровень сигнала!
Полоса «12.5 кГц» содержит частоты от 11136.27 до 14030.77 Гц. Этот диапазон в значительной степени отвечает за «твёрдость» либо «мягкость» звучания. Здесь присутствует верхняя форманта женского вокала, в частности, оперного; звучание скрипки и саксофона также зависит от верной постановки этого диапазона частот. Обнаруживается разница между тканевыми и металлическими куполами ВЧ динамиков; она заметна и на предыдущей полосе. 80 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 16 kHz Внимание! Высокий уровень сигнала!
Полоса «16 кГц» содержит частоты от 14254.40 до 17959.37 Гц. Последний хорошо слышимый человеком диапазон частот. Дисбаланс между ним и другими частотами уже не привязывается к конкретным инструментам, он обнаруживается в ощущении «пушистости» (подъём АЧХ) либо «нераскрытости» (провал АЧХ) звучания.
На слух сигнал заметно тише предыдущего: частоты выше 15 кГц фильтруются перед попаданием в кортиев орган со спадом около 50 дБ на октаву. У пожилых людей эта частота среза понижена, а также понижена концентрация клеток, реагирующих на частоты этого диапазона, поэтому они могут уже не расслышать данный сигнал. 81 Pink noise at -12 dB FS - Third-octave band 20 kHz Внимание! Высокий уровень сигнала!
Полоса «20 кГц» содержит частоты от 17818.00 до 22049.97 Гц. Эти частоты практически не воспринимаются на слух большинством людей старше 30 лет, и сигнал будет ощущаться как еле заметный, очень тонкий свист. Однако это не значит, что на ВЧ динамик не идёт колоссальная нагрузка, поэтому будьте осторожны.
Наличие посторонних призвуков, вероятнее всего, свидетельствует о низком качестве ЦАПа источника сигнала. Запишите воспроизводимый трактом сигнал и сравните его спектр с исходным спектром: наверняка будут заметны существенные отличия.
Впрочем, для полноценной передачи этого диапазона уже недостаточно частоты дискретизации 44100 Гц, реализованной в формате CD-Audio. Теорема Котельникова справедлива лишь для идеальных ЦАПов, обрабатывающих весь сигнал сразу, а не в реальном времени. Поэтому в большинстве аудиозаписей на частотах около 20 кГц и выше наблюдается спад интенсивности, предотвращающий добавление ЦАПом «мусора».
Следует отметить, что подобное поведение ЦАПов наблюдается в некоторой степени и на других частотах, которым кратна частота дискретизации. Это район 14700 Гц, район 11025 Гц. Судя по всему, именно этот факт является основной причиной разницы в качестве звучания CD и SACD дисков (см. также комментарий к треку 98). 82 Pink noise at -12 dB FS - Band 20 Hz - 80 Hz Следующие шесть треков (а также шесть бонусных) содержат более широкие полосы розового шума и отражают условное разделение частотного диапазона на нижний, средний и верхний регистры. С помощью этих сигналов можно проверить фазировку отдельных полос АС, оценить общий тональный баланс.
Логичнее было бы разместить эти треки перед третьоктавными полосами, но при этом сдвинулись бы номера последних, и по ним было бы не так удобно определять частоту, как сейчас (если вы ещё не догадались, как это сделать, то обратите внимание, что, например, полосы 2.5, 3.15, 4, 5 и 6.3 кГц соответствуют номерам треков 72, 73, 74, 75 и 76 соответственно, а при сдвиге на 10 треков частоты изменяются в 10 раз).
Полосу 20 Гц – 80 Гц именуют нижним басом. Её можно использовать при размещении и настройке сабвуфера. Наиболее простой способ размещения – установить сабвуфер в точке прослушивания, а потом найти место в помещении, где бас звучит наиболее верно, – туда и следует установить саб. Если подходящего места нет, можно переключить фазу и повторить эксперимент. Однако при этом следует использовать не только полосы розового шума, но и музыкальный материал, где нагружен НЧ регистр.
Если сигнал воспроизводится слишком тихо, значит, перепутана фазировка низкочастотных головок либо АС в целом. 82a Pink noise at -12 dB FS - Band 20 Hz - 80 Hz, out of phase bonus track То же, что и предыдущий трек, но в противофазе. При верном расположении АС низкие частоты в точке прослушивания не должны быть слышны за счёт акустического короткого замыкания (АКЗ), и все дополнительные призвуки, связанные, например, с резонансными элементами оформления АС, при этом перестают маскироваться и становятся легко обнаружимыми.
Однако не переборщите с повышением уровня громкости в поисках этих призвуков, – слишком большой ход диффузоров может привести к повреждению динамиков. 83 Pink noise at -12 dB FS - Band 80 Hz - 300 Hz Верхний бас. Комментарий. 83a Pink noise at -12 dB FS - Band 80 Hz - 300 Hz, out of phase bonus track Верхний бас в противофазе. Комментарий. 84 Pink noise at -12 dB FS - Band 300 Hz - 1 kHz Нижняя середина. Комментарий. 84a Pink noise at -12 dB FS - Band 300 Hz - 1 kHz, out of phase bonus track Нижняя середина в противофазе. Комментарий. 85 Pink noise at -12 dB FS - Band 1 kHz - 3 kHz Верхняя середина. Комментарий. 85a Pink noise at -12 dB FS - Band 1 kHz - 3 kHz, out of phase bonus track Верхняя середина в противофазе. Комментарий. 86 Pink noise at -12 dB FS - Band 3 kHz - 8 kHz Нижние ВЧ. Комментарий. 86a Pink noise at -12 dB FS - Band 3 kHz - 8 kHz, out of phase bonus track Нижние ВЧ в противофазе. Комментарий. 87 Pink noise at -12 dB FS - Band 8 kHz - 20 kHz Внимание! Высокий уровень сигнала!
Верхние ВЧ. Комментарий. 87a Pink noise at -12 dB FS - Band 8 kHz - 20 kHz, out of phase bonus track Внимание! Высокий уровень сигнала!
Верхние ВЧ в противофазе. Комментарий. 88 Sine waves at -12 dB FS - 1 kHz reference tone Далее следуют чистые синусоидальные сигналы, записанные с тем же уровнем -12 дБ (кроме бонусных и 94-го). Во всех треках правый и левый каналы идентичны.
Частота 1 кГц является стандартной, относительно неё принято измерять частотные характеристики, поэтому сохраняйте уровень громкости неизменным (но существенно пониженным) в ходе измерений. 88a Sine waves - 1 kHz tone at -0.1 dB FS bonus track Эти десять бонусных треков содержат тот же синусоидальный сигнал 1 кГц, но записанный с разным уровнем. Они могут понадобиться для калибровки оборудования и прочих целей.
Внимание! Высокий уровень сигнала!
Синус 1 кГц здесь записан по уровню -0.1 дБ. 88b Sine waves - 1 kHz tone at -1 dB FS bonus track Внимание! Высокий уровень сигнала!
Синус 1 кГц здесь записан по уровню -1 дБ. 88c Sine waves - 1 kHz tone at -3 dB FS bonus track Внимание! Высокий уровень сигнала!
Синус 1 кГц здесь записан по уровню -3 дБ. 88d Sine waves - 1 kHz tone at -6 dB FS bonus track Внимание! Высокий уровень сигнала!
Синус 1 кГц здесь записан по уровню -6 дБ. 88e Sine waves - 1 kHz tone at -9 dB FS bonus track Внимание! Высокий уровень сигнала!
Синус 1 кГц здесь записан по уровню -9 дБ. 88f Sine waves - 1 kHz tone at -20 dB FS bonus track Синус 1 кГц здесь записан по уровню -20 дБ. 88g Sine waves - 1 kHz tone at -30 dB FS bonus track Синус 1 кГц здесь записан по уровню -30 дБ. 88h Sine waves - 1 kHz tone at -60 dB FS bonus track Синус 1 кГц здесь записан по уровню -60 дБ. 88i Sine waves - 1 kHz tone at -90 dB FS bonus track Синус 1 кГц здесь записан по уровню -90 дБ. 88j Sine waves - 1 kHz tone at -120 dB FS bonus track Синус 1 кГц здесь записан по уровню -120 дБ. 89 Sine waves at -12 dB FS - Sweep tone from 3 Hz to 22050 Hz Синусоидальный сигнал экспоненциально возрастающей частоты. Скорость возрастания равна одному полутону (100 центам) в секунду, что соответствует одной октаве в 12 секунд, или пяти октавам в минуту. Начальное значение частоты равно 3.01 Гц; частота в произвольный момент времени может быть вычислена как 3.01*2t/12, где t – время в секундах от начала трека.
Обратите внимание на ход диффузора. Усилители с широкой полосой частот выдают слишком высокий уровень напряжения на этой частоте, проследите за регулятором громкости. В течение полуминуты не должно быть слышно абсолютно ничего. Высокочастотные призвуки и шум, возможно, меняющийся в такт ходу диффузора – свидетельство низкого качества разводки усилителя либо источника. Появление же низкочастотных звуков раньше времени говорит о недостатках оформления.
При наличии в АС резонансного элемента НЧ оформления (чаще всего фазоинвертора) можно оценить частоту его настройки. Как правило, ход диффузора постепенно уменьшается, достигая минимума в определённый момент времени. Момент, когда ход диффузора перестаёт уменьшаться, примерно соответствует частоте резонанса. Для того, чтобы это можно было заметить невооружённым глазом, в течение всей процедуры потребуется использовать повышенный уровень громкости, – не забудьте затем вернуть регулятор в исходное положение, иначе рискнёте сжечь ВЧ динамики во второй половине трека.
Начиная со второй минуты, кажущийся источник звука всё точнее локализуется в центре сцены. Замечайте его отклонения, моменты появления призвуков, изменений громкости, их характер. Этот трек, как правило, обнаруживает множество источников резонансов в помещении: мебель, полка с дисками, дверь. Не менее чётко он фиксирует подъёмы и спады АЧХ. Возможно, придётся прослушать трек не один раз, записывая подозрительные моменты. Впоследствии их будет несложно перевести в соответствующие значения частот. Краткое описание различных частотных поддиапазонов было дано в комментариях к трекам 51 – 81.
В самом конце трека, после исчезновения высокочастотного писка, продолжайте пристально вслушиваться. Все высокочастотные тона, в т.ч. идущие вниз по частоте, – мусор, вносимый источником.
Анализ записи звучания АС на этом сигнале позволяет получить «долговременную» АЧХ системы (в противоположность «кратковременной» и «усреднённой», см. комментарии к трекам 46 и 47 соответственно). Обратите внимание на то, что в тракт входит и помещение, поэтому здесь, как и выше, нельзя говорить об измерении АЧХ собственно АС. Следует также помнить о зависимости АЧХ от точки измерения. 90 Sine waves at -12 dB FS - Sweep tone from 22050 Hz to 3 Hz Внимание! Высокий уровень сигнала!
Та же запись, но обращённая во времени. См. комментарий к предыдущему треку; возможно, некоторые артефакты будут звучать яснее при обратном ходе частоты. 91 Sine waves at -12 dB FS - Quick sweep up Этот трек аналогичен 89-му, только рост частоты в нём идёт в 12 раз быстрее, на октаву в секунду, и начинается с частоты примерно 3.07 Гц.
При быстром изменении частоты картина резонансов может оказаться другой; в частности, ВЧ-резонансы становятся более явно слышимыми (как своеобразные щелчки). 92 Sine waves at -12 dB FS - Quick sweep down Внимание! Высокий уровень сигнала!
То же, что трек 91, но в обратном направлении, начиная с частоты 22050 Гц и заканчивая 3.07 Гц. 93 Sine waves at -12 dB FS - Intermodulation test Название этого трека говорит само за себя. Здесь записана сумма двух синусоидальных сигналов: частота одного постоянна и равна 20 кГц, а частота другого линейно растёт от 19 кГц в начале трека до 21 кГц в конце. В момент 15.00 частоты совпадают, а сигналы при этом оказываются в противофазе. Среднеквадратичный уровень по-прежнему равен -12 дБ, но на этих частотах это очень высокая нагрузка, будьте осторожны, не повредите ВЧ-головки.
При воспроизведении этого сигнала, как правило, появляется обширный набор синусоидальных волн различных частот ниже 19 кГц (которых быть не должно). Их интенсивность, характер изменения, распределение по спектру и прочие параметры могут многое рассказать как об источнике сигнала, так и об усилителе. Очень неплохим подспорьем в данном тесте является качественный спектроанализатор. 94 Sine waves - Dynamic range test Идея создать этот последний синусоидальный сигнал возникла в спорах о динамическом диапазоне формата CD-Audio. Здесь, в течение 25 секунд, сигнал частотой 1 кГц плавно нарастает от уровня -150 дБ до уровня 0 дБ (внимание, опасность выхода АС из строя), соответственно, со скоростью 6 дБ в секунду.
Вас смутила цифра 150 дБ? Ведь, говорят, диапазон 16-битной записи всего 96 дБ, да и то лишь теоретический, а на практике лезут гармоники и в звуке появляется «цифровая жёсткость»...
Нет! Это не совсем так. Цифровая «жёсткость» обусловлена другими причинами: качеством оцифровки (АЦП, цифровой мастеринг), качеством записи на носитель (джиттер, BLER), качеством ПКД – как головки (лазер, сервосистема), так и ЦАП (питание, джиттер). А «винил» звучит «мягче» вовсе не из-за мифической узости динамического диапазона и мифических же гармонических искажений CD-Audio, а по причине более короткого тракта записи-воспроизведения и психоакустической маскировки искажений.
На слух (сигнал должен быть значительно усилен) тон 1 кГц проступает сквозь шум уже на третьей секунде трека (-140..-135 дБ); на спектрограмме же полоса 1 кГц видна, начиная с нулевой отметки (параметры спектрограммы). Что самое важное – отсутствуют пресловутые гармоники, на качественном тракте слышен чистый синус на фоне белого шума. Первое время уровень шума растёт, но не так быстро, как уровень сигнала, и отношение сигнал/шум улучшается. К 10-й секунде уровень шума стабилизируется, а вскоре появляется необходимость вернуть в исходное состояние выкрученные на максимум регуляторы громкости. Трек заканчивается щелчком, т.к. сигнал обрывается мгновенно (хотя и в точке нулевой амплитуды).
Впрочем, прослушивание этого сигнала – не более, чем опасное развлечение. Реально его можно использовать, подключив к усилителю вместо АС осциллограф. Здесь будут видны и динамический диапазон, и гармонические искажения, вносимые усилителем (и, возможно, источником). 95 Square waves at -12 dB FS - 100 Hz Треки 95 – 98 представляют собой меандр различной частоты. Меандром является сигнал прямоугольной формы, т.е. мгновенное значение звукового давления постоянно по абсолютной величине, но периодически меняет знак.
В идеальном меандре ряд гармоник простирается до бесконечности, поэтому при дискретизации необходимо отфильтровать частоты, превосходящие предел Найквиста, либо же заранее не вносить их при синтезе. Именно последним путём и были получены эти четыре сигнала.
Меандр имеет своё особенное, неповторимое звучание именно благодаря крутым фронтам сигнала и отсутствию чётных гармоник. Оно очень капризно к изрезанности АЧХ системы, к фазочастотной характеристике тракта, к качеству динамиков.
Сигнал 100 Гц имеет достаточно низкую частоту и обнаруживает также недостатки питания усилителя. Его кажущийся источник очень чётко локализуется в центре сцены. Спектр сигнала богат и содержит 110 гармоник. Рекомендуется предварительно послушать этот сигнал на референсном тракте, чтобы запечатлеть в памяти характер его верного звучания. 96 Square waves at -12 dB FS - 300 Hz На слух тембр меандра 300 Гц слегка отличается от предыдущего сигнала частотой 100 Гц: в записи уже содержится лишь 37 гармоник из прежних 110, и расположены они реже.
Неверный тональный баланс, а в особенности изрезанность АЧХ в области средних частот легко разбрасывает этот сигнал на отдельные группы тонов. Слышен как бы основной тон и дополнительные, диссонирующие с ним; может появиться иллюзия присутствия в записи высокочастотного шума. 97 Square waves at -12 dB FS - 1000 Hz Меандр 1 кГц довольно популярен среди настройщиков акустических систем. В его записи содержится 11 гармоник, соотношение которых на слух позволяет оценить баланс между СЧ и ВЧ областями, фазовое согласование динамиков, степень изрезанности АЧХ в верхнем диапазоне частот.
Верное звучание меандра 1 кГц поражает своей чистотой, в то время как большинство АС, отыгрывая его, порождают неприятные ощущения, слышна «грязь», диссонанс. Кажущийся источник звука часто разрывается, формируется в стороне, «пляшет»; здесь меандр подчёркивает недостатки слишком высокого либо слишком низкого раздела полос АС. 98 Square waves at -12 dB FS - 3000 Hz Всего четыре составляющих – 3, 9, 15 и 21 кГц – формируют данный сигнал, причём последняя гармоника оказывается за пределами слышимого диапазона. Однако это не значит, что отсутствие этой частоты никак не скажется на тембре. Сигнал позволяет обнаружить степень завала АЧХ на верхней границе диапазона, обнаружить дисбаланс между верхней серединой и ВЧ, недостатки ВЧ динамиков.
Строго говоря, на тембре прямоугольного сигнала сказываются и более высокие частоты, не попадающие в диапазон частот компакт-диска. Например, синус 8 кГц на слух отличается от реального меандра 8 кГц, хотя в последнем гармоники начинаются с частоты 24 кГц, лежащей далеко за пределами восприятия. Объясняется это недостатками модели звуковосприятия, основанной на принципе спектрального анализа.
Имеются также свидетельства о том, что диапазон слышимости меандра заканчивается выше, чем диапазон слышимости синусоидального сигнала. Это значит, что при удачном стечении обстоятельств человек способен косвенно обнаружить на слух наличие ультразвуков. Т.е. если, например, человек уже не слышит синус частотой 20 кГц, но всё ещё слышит меандр такой же частоты и интенсивности, то он, по сути, обнаруживает на слух присутствие звука частотой 60 кГц. Однако проверить эту информацию без специального оборудования не представляется возможным. 99 White noise at -12 dB FS - Both channels, in phase На последней дорожке тестового диска записаны 30 секунд идеального белого шума со среднеквадратичным уровнем -12 дБ. Оба канала идентичны.
Есть множество алгоритмов генерации белого шума, однако почти все они страдают определёнными недостатками (компрессия, неравномерность АЧХ на краях диапазона, фазовые корреляции и т.д.) из-за стремления к высокой производительности.
Синтез данного сигнала занял сутки компьютерного времени, но зато в нём нет недостатков, кроме присущих самому формату CD-Audio, а также слабых граничных эффектов в моменты появления и исчезновения шума. Впрочем, последние могут быть устранены повторением 30-секундного сигнала в аудиоредакторе сколько угодно большое количество раз подряд (главное при этом – отключить сглаживание сигнала при вырезании/склеивании); см. также комментарий к треку 51.
Шум содержит полосу частот от 0.03 до 22049.97 Гц, т.е. отсутствуют постоянная (0 Гц) и неопределённая (ЧД/2) частотные составляющие. Преимущество этого сигнала перед треком №49, во-первых, в полноте частотного диапазона, а во-вторых, в отсутствии необходимости взвешивать результат измерения АЧХ: для белого шума огибающая частотная кривая горизонтальна, а для розового имеет спад в сторону высоких частот 3.01 дБ на октаву. Последняя ближе по характеру к т.н. музыкальной кривой, описывающей усреднённое распределение нагрузки по частотам в музыкальном материале, поэтому именно розовый шум используется при измерениях и настройке АС; для усилителей же и источников предпочтительнее использовать белый шум. 99a White noise at -12 dB FS - Both channels, out of phase bonus track Белый шум, каналы в противофазе. Комментарий. 99b White noise at -12 dB FS - Both channels, independent bonus track Белый шум, каналы независимы друг от друга. Комментарий. 99c White noise at -12 dB FS - Left channel only bonus track Белый шум, излучает только левый канал. Комментарий. 99d White noise at -12 dB FS - Both channels, out of phase bonus track Белый шум, излучает только правый канал. Комментарий.
Доп. информация: Prime Test CD #1 является самостоятельным тестовым диском и рекомендуется автором к использованию в готовом виде для тестирования качества звукового тракта.
Диск состоит из двух частей. Первая часть представляет собой экспресс-тест, собранный из 45 фрагментов разнообразных композиций. ...Порядок фрагментов не случаен: переход между контрастно звучащими записями, смена настроения даёт больше информации о звучании тракта, чем случайное прослушивание. Фрагменты выбраны из контекста так, чтобы передать максимум особенностей звучания за минимальное время. Безусловно, этот экспресс-тест не идеален и позволяет лишь быстро получить представление об основных характеристиках тракта.
Вторая часть диска – набор откалиброванных испытательных сигналов максимально возможного для формата CD-Audio качества. Среди них импульсы, идеальный розовый шум и его третьоктавные полосы, ряд синусоидальных сингалов, меандр разной частоты. Будьте осторожны при использовании некоторых спецсигналов: их прослушивание, а также проведение соответствующих измерений следует осуществлять при небольшом уровне громкости, иначе в лучшем случае результаты измерений будут некорректны, а в худшем аппаратура выйдет из строя.
Еще один диск для оценки и отстройки звукоговго тракта отчет ApeBatchCheck
Сейчас эту тему просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Ресурс не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. Файлы для обмена на трекере предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!