1972-1979: Рождение “Petra”Все началось в 1972-ом году в христианском учебном центре в Форт Уэйн, штат Индиана. Четыре молодых верующих музыканта - Боб Хартман (Bob Hartman), Грег Хок (Greg Hough), Джон ДиГрофф (John DeGroff) и Билл Главер (Bill Glover) - почувствовали в себе призыв к особому служению. Их намерением было создать христианскую рок-группу и выйти в мир с новой радикальной музыкой. Это была замечательная идея, которая могла быть осуществлена только такими единомышленниками, как они, чья неугасимая страсть по музыке была в состоянии проделать подобную революционную работу.
Хартман и ДиГрофф, оба выросшие в штате Огайо, раньше играли в одной и той же группе под названием «Rapture». Затем ДиГрофф переехал в Форт Уэйн, чтобы ходить на Библейские курсы, а Хартман за это время сблизился с гитаристом Грэгом Хоком.
В Форте Уэйн ДиГрофф посещал местную молодежную организацию «The Adam's Apple», где и познакомился с Биллом Главером. Тот узнал его как одного из «Rapture» и время от времени приглашал побренчать со своими друзьями.
А в это время Хартман и Хок тоже решили переехать в Форт Уэйн для библейской учебы и очень скоро присоединились к ДиГроффу и Главеру в «The Adam's Apple». В результате, бренчать они уже стали вместе, и дела понемногу начали продвигаться вперед. Медленно, но уверенно каждый из них, в конце концов, пришел к мысли о том, что им надо стать "продавшей душу Христу" рок-группой.
Только к осени 1972-го года команда официально заявила о себе. Хартман и остальные участники нарекли группу "Petra" (с греч. "скала"). Название было выбрано в знак утверждения того факта, что их основанием и скалой был Иисус Христос, а также потому что они играли рок (с англ. "скала"). Состав группы был такой: Боб Хартман (гитара, вокал), Грэг Хок (гитара, вокал), Джон ДиГрофф (бас) и Билл Главер (ударные, перкуссионные).
Их миссия была проста: давать концерты, а затем говорить о евангелии тем, кто пришел их послушать. Этим, в сущности, они и занимались пару лет. Играла группа, в основном, на Среднем Западе США, там, где только их готовы были услышать: в кафе, в парках, в школах, колледжах и тех немногих церквях, которые не противились новому музыкальному веянию. Постепенно к ним прицепилось имя крутых христианских рокеров, хотя сталкивались они также с оппозицией со стороны консервативных слоев христианского общества. Но, несмотря на то, что их часто неправильно интерпретировали и злословили сами братья и сестры по вере, "Petra" все равно тащились вперед, делая свое дело и давая концерты как для верующих, так и неверующих.
Уже в 1973-м году группа подписывает контракт с Myrrh Records – их музыку в кафе «The Adam's Apple» услышал Billy Ray Hearn, который в то время возглавлял Myrrh Records. Он и спродюсировал их дебютный альбом, вышедший в 1974-м году под названием
Petra, с бюджетом менее тысячи долларов и записанный за две недели где-то в южной части штата Иллинойс.
Альбом не протолкнул группу к верхушкам хит-парадов, однако это была прекрасная дебютная работа, которая определила их музыкальное направление. По стилю, музыка “Petra” того периода напоминала смесь country и southern-rock в духе очень популярных тогда The Allman Brothers. Хартман дал слушателям возможность оценить его способность написания песен, хотя многое из того, что было написано для первого альбома, не было таким впечатляющим, как его более поздние работа. Тем не менее, там, где хромала лирика, на выручку приходили горячие гитарные переборы и двойные соло Хартмана и Хока, а также барабаны Главера и тяжелые басовые ходы ДиГроффа. В конечном счете, альбом был коммерческим провалом. Но, несмотря на менее-чем-посредственный успех их дебюта, группа продолжала двигаться в своем видении, завоевывая популярность благодаря живым концертам.
Через три года выходит второй альбом –
Come & Join Us. Звук стал немного лучше, в качестве вокалистов были приглашёны несколько известных музыкантов: Steve Camp, Austin Roberts и Greg X.Volz (также приглашен в качестве барабанщика). Кроме того, этот альбом принёс миру песню "God Gave Rock & Roll To You", быстро ставшую популярной и требуемой публикой на концертах. Но, надо сказать, что Бобу Хартману пришлось пойти на компромисс: во-первых, он хотел назвать альбом «God Gave Rock & Roll To You», но Myrrh Records сочла это название неподходящим; а во-вторых, в альбом не вошла песня "Killing My Old Man", т.к. Myrrh Records решила, что люди неправильно интерпретируют эту песню и поймут её буквально. Впрочем, позже эта песня была включена в альбом
Never Say Die.
Come And Join Us получился более сильным альбомом, чем дебютная работа, хотя блокбастером, как этого ожидали “Petra” , он не стал. Кроме того, из-за плохой распродажи Myrrh Records разорвали контракт с “Petra”, и группа оказалась на грани преждевременного исчезновения. Однако, они упорно продолжали нажимать на газ.
Не вешая нос из-за отсутствия контракта, “Petra” просто продолжали делать то, что было их первоначальной целью - давать концерты и говорить публике об Иисусе. Они избороздили всю страну, заряжая толпы своей музыкой и неся евангелие аудитории. Группа стала известной благодаря своим пылким выступлениям и таким хитам, как «Killing My Old Man» и «Disciple». А 45-минутная версия композиции «Backslidin' Blues» с затяжными гитарными, басовыми и ударными соло непрестанно приводила массы в неописуемый восторг.
Однажды, все еще в период туров без контракта, к группе обратились представители молодой звукозаписывающей фирмы "Star Song Records". В восхищении от планов и потенциала “Petra”, они вручили им письмо с предложением контракта. Музыканты были рады такому повороту событий и подписали контракт.
Ко времени записи третьего альбома под названием
Washes Whiter Than, состав “Petra” очень сильно поменялся. Группу покинули Хок, ДиГрофф и Главер. Им на замену пришли Роб Фрейзер (Rob Frazier) – вокал и гитара, Грег Волц – вокал, Луи Вивер (Louie Weaver) – ударные.
Новый альбом принес группе успех благодаря их первому радио-хиту «Why Should The Father Bother?». Слушателей, несомненно, пленяли красивые мотивы и глубокая лирика Хартмана, а также полный простого и искреннего рвения вокал Волца, который только усиливал шарм песен.
В целом, звучание группы на
Washes Whiter Than не было таким тяжелым, как на предыдущих альбомах. И такой стиль заставил людей обратить больше внимания на содержание песен. Успех “Petra” на радиоволнах говорил о светлом будущем, хотя они все еще сталкивались с оппозицией со стороны многих церквей и христиан, которые просто не выносили их "радикального" звучания и подхода к служению.
Второй альбом с компанией «Star Song» (или четвёртый по общему количеству альбомов) вышел в 1981-м году и носил название
Never Say Die. Продюсером группы стал Джонатан Дэвид Браун (Jonathan David Brown), который и определил звук “Petra” на ближайшие 3-4 года. Для записи альбомы были наняты басист Марк Келли (Mark Kelly) и клавишник Джон Слик (John Slick). Новые радио хиты, такие как "For Annie" и "The Coloring Song" придали группе дополнительный импульс. Также этот альбом стал немного тяжелее, что заметно в песнях: "Angel of Light" и "Chameleon".
1980-1985 годы: Эра Грэга ВолцаС альбома
Never Say Die начинает расти популярность и коммерческий успех группы. Успех открыл для "Petra" новую аудиторию слушателей и возможность радиотрансляций, так необходимые группе. С этим альбомом группа гастролировала на разогреве у «Servant». Во время гастролей количество поклонников неуклонно росло, открывая новую эру Современной Христианской Музыки (Contemporary Christian music – CCM). После выпуска
Never Say Die, барабанщик Луи Вивер остался в группе на следующие 22 года.
С импульсом, полученным от выпуска альбома
Never Say Die, группа последовательно выпустила три успешных альбома:
More Power To Ya в 1982,
Not of this World в 1983 и
Beat the System в 1984, гастролируя так часто, как это было возможно. Факторами, способствовавшими популярности стали национальные туры с полнобюджетным звуком и освещением (возможно впервые CCM дали такую поддержку), а также привлекательные обложки альбомов, изображающих электрическую гитару в качестве морских, воздушных и космических судов, вероятнее всего навеянные “Star Wars”.
Непрерывные гастроли, радиотрансляции, выпуск новых альбомов помогли “Petra” занять позицию первой христианской, гастролирующей группы с постоянными поклонниками и заполнить пустоту в движении ССМ.
В это время Слик ушел из группы и на его место пришел клавишник Джон Лоури (John Lawry). Длительные путешествия вели к потерям в группе, так в 1985 после завершения тура
Beat the System, Волц решил оставить группу, чтобы больше времени проводить с семьей и начать сольную карьеру. Уход Волца стал большим переломом в творчестве «Petra», т.к. «звук» группы зависит от вокалиста намного больше, чем от, скажем, гитариста или клавишника. Начались напряженные поиски подходящего солиста на его место.
Во время тура
Beat the System (1985), “Petra” выпустили их первый live-альбомов –
Captured In Time and Space, собранный из трех концертных записей тура.
1986: Приход Джона ШлиттаВ это время в группе произошло событие, окончательно определившее направление звучания на остаток десятилетия.
В конце 1985 Хартман искал замену для Волца. Ему удалось уговорить Джона Шлитта (John Schlitt) – бывшего вокалиста группы «Head East» – присоединиться к “Petra” в качестве солиста.
Голос Шлитта поистине удивителен! Создаётся впечатление, что он может взять ноту любой высоты. Он идеально подходит для солирования в хэви-металле. И группа постепенно начинает «утяжелять» звучание. Гитары стали основными в аранжировке песен, а клавиши декоративным дополнением. Первый альбом с Джоном у микрофона вышел в 1986-м году под названием
Back To The Street. Альбом не имел большого коммерческого успеха, но впервые к альбому было выпущен клип для песни "Back To The Street".
1987-1994: Успех “Petra”“Petra” вошли в период их пиковой популярности, выпустив, самые успешные альбомы группы:
This Means War!,
On Fire!,
Petra Praise: The Rock Cries Out и
Beyond Belief.
Back To The Street стал «переходным звеном» между
Beat The System и следующим альбомом –
This Means War! (1987). Гитар становится всё больше, звук «тяжелеет». Произошли радикальные перемены в лирических темах группы. Альбом
This Means War! отражает духовную войну, особенно заглавная песня “This Means War!” и песня "Get On Your Knees & Fight Like A Man". Группа также начала публично поддерживать политические взгляды, включая Конституционную поправку, о разрешении молитвы в общественных школах.
1988 год принёс один самых «тяжёлых» и революционных альбомов группы –
On Fire! Наверное, ещё ни один альбом «Petra» не содержал столько замечательных песен. Песня “Hit You Where You Live” надолго стала лучшим хитом группы. Тексты песен с альбома
On Fire! говорят о наполнении присутствием Божиим и применении его в повседневной жизни.
Petra Praise: The Rock Cries Out (1989) стал первым альбомом прославления, выпущенным группой. Многие композиции альбома – не творение «Petra», музыканты просто по-своему аранжировали некоторые известные песни прославления, такие, как, например, “King of Kings”, “The Battle Belong to the Lord”, “I Will Call Upon the Lord” и другие. Стиль этого альбома варьируется от типичного хард-рока (“I Love the Lord”) до бита 50-х (“Friends”).
Petra Praise: The Rock Cries Out стал первым Золотым альбомом группы. “Petra” сумели установить новую норму для современной музыки поклонения, что очень хорошо видно в более поздних группах, таких как Delirious?, Sonicflood, MercyMe и т.д.
В 1990, альбом
Beyond Belief, снова вернул группу к лидирующей позиции среди музыки госпел. Альбом получил первую «Грэмми», за «Лучший Рок/Современный Госпел Альбом», и сделал “Petra” первой группой, выигравшей эту награду. Можно заметить, что звук «Petra» начинает немного меняться – появилось больше клавиш, хотя в целом песни звучат ещё по-роковому.
Совместно с христианским автором апологетом Д.Макдауэлом группа совершила несколько туров, что помогло многим верующим принять служение “Petra”. В это время басист Келли покинул группы и на его место пришел Ронни Кейтс (Ronny Cates). Состав группы: Шлит, Хартман, Кейтс, Лоури и Вивер был самым устойчивым в истории группы. Эти пять участников оставались вместе до 1994, пока Лоури не покинул группу.
Продолжая умягчать звук, группа в 1991-м году записывает альбом
Unseen Power. Однако, хард-рок ещё сохранился: песни “Destiny” и “Secret Weapon” тому подтверждение.
Unseen Power считают самым разнообразным и экспериментальным альбомом группы.
В 1992-м году «Petra» записали свой первый официальный испанский альбом -
Petra En Alabanza. По сути, это версия альбома
Petra Praise 1 (минус одна песня), но на испанском языке.
Альбомом, завершающим эпоху хард-рока «Petra» стал
Wake Up Call (1993). Последние усилия в области тяжёлого рока не пропали даром и группа получает «Грэмми», а баллады с этого альбома стали популярными на радио. Промежуток времени с 1987-го по 1993-й годы поистине стали золотыми в жизни группы.
1995-2000: Новое Поколение 90-хВ середине 90-х произошли события, которые вновь привели группу к нестабильности. Во-первых, гитарист и основатель Боб Хартман решил прекратить гастролировать, чтобы посвятить время семье. Он продолжил работать с группой как продюсер, автор песен и студийный гитарист. Джон Лоури также покинул группу. В 1995 с новыми гитаристом Девидом Личенсом (David Lichens) и клавишником Джимом Купером (Jim Cooper) группа выпустила следующий альбом –
No Doubt.
Хотя альбом имел коммерческий успех, можно увидеть, как сильно изменился звук «Petra» - он сместился от хард-рока к более лёгкому року, что было популярно в то время.
В 1997-м году «Petra» записывает второй альбом прославления –
Petra Praise 2: We Need Jesus. Новый альбом собрал много позитивных отзывов и хорошо продавался.
И снова изменения в составе: группу покидают басист Ронни Кейтс, а также недавно пришедшие Джим Купер и Дэвид Личенс, вместо них появляются Кевин Брендоу (Kevin Brandow) - клавиши, Пит Орта (Pete Orta) - гитара и Лонни Чапин (Lonnie Chapin) - бас. Боб Хартман, перестав ездить в гастроли, однако не терял времени просто так, и написал к этому альбому три песни (в том числе “Lovely Lord”).
Микс молодых музыкантов с опытом Шлитта и Вивера привели группу к выпуску следующего альбома, с которого и начался новый период для “Petra”. Новые члены команды наряду с Хартманом, всецело отдались написанию песен и музыки нового альбома
God Fixation, выпущенного в 1998. Альбом не рекламировался, поскольку его ждали. Перегруза на гитаре теперь всё меньше и меньше.
Группа переживает сложное время, стараясь завоевать новую аудиторию и не потерять прежних слушателей. Они перезаписывают некоторые классические песни для альбома, выпущенного в 2000 году под названием
Double take. На диске также были представлены две новые песни, одна из которых была написана и спета гитаристом Ортой. Музыкальной основой альбома стала акустическая гитара, фоном для которой служили мелодичные оркестровые арранжировки.
Несмотря на то, что этот диск принес группе четвертую премию «Грэмми», большинство пуристов его назвали ересью и оскорблением классических хитов. Вскоре после этого, Чапин, Орта и Брендоу покинули группу. Впоследствии, усугубляя ситуацию, группе отказала звукозаписывающая компания, и коллектив переходит работать на "Inpop Records" в 2001 году.
2001-2004: “Petra” в новом тысячелетииInpop убедили группу выпустить еще одни альбом прославления с современными песнями поклонения. При этом, Inpop хотели чтобы музыканты осовременили свое звучание и назвали альбом
Revival (Пробуждение). Хотя это и была очевидная ссылка на песню "Send Revival" – сообщение о том, что Inpop надеется сделать для группы. Впрочем "возрождения" команды не получилось, и работа осталась без особого внимания. Ядро группы на тот момент составляли "старички" Джон Шлитт, Луи Вивер и Боб Хартман, а в турне участвовали также клавишник Брайс Белл (Bryce Bell), гитарист Квинтон Гибсон (Quinton Gibson) и басист Грег Бэйли (Greg Bailey). Тур Revival 2002 был своего рода успехом. В декабре 2002, “Petra” совершали свою первую поездку в Индию, выступая перед огромными толпами. 12 декабря они играли в Тирувале, Керале, а 15 декабря на Бангалоре перед аудиторией в 10000 человек.
Большие изменения произошли в 2003 году. Гибсон ушел в группу "Strange Celebrity" и Белл присоединился к туру Rebecca St.James. Немного позже Хартман вышел "из гастрольной отставки", чтобы заменить Гибсона. После ухода клавишника Белла, Хартман убедил Шлитта играть без клавишей на следующих гастролях.
Ошеломляющая новость появилась в мае, когда “Petra” подтвердили слух о том, что барабанщик Вивер больше не играет в команде. На сайте “Petra” было сказало, что Вивер и группа не могут найти компромисса в противоречиях, и группа решила, что такое решение - воля Божья.
На своем сайте Вивер утверждал, что он не уходил из “Petra”, а был уволен солистом Джоном Шлиттем и менеджером Вэйном Себоа. Вивер сообщил, что был потрясен этим событием. Позднее Хартман признал, что Вивер был уволен, однако подчеркнул что, это решение было принято Шлиттем единолично после консультации с ним и пастором. Причины не оглашались ни одной стороной. В конечном счете, Вивер присоединился к группе «Viktor».
На место Вивера был принят Пол Симмонс.
В августе 2003 вышел альбом
Jekyll & Hyde, на котором "Petra" вернулись к настоящему тяжелому року, по которому так соскучились ее фанаты. Этот альбом был встречен с восторгом и номинировался на "Грэмми".
Jekyll & Hyde был примечателен гитарными соло, которыми знаменита “Petra” и отсутствием клавишных.
В 2004 у группы состоялось наибольшее количество концертов за последние несколько лет. “Petra” покорили множество Американских и Европейских фестивалей. Заслугой такого оживления наблюдатели считают возвращение к более тяжелому звуку, а также возобновившуюся работу Хартмана в группе. В конце 2004 группа вернулась в Индию, собрав на концертах аудиторию в 20 000 человек. Они продолжили свой «тяжелый» тур в марте следующего года в Австралии.
2005: Petra FarewellПосле долгих размышлений и молитв, Шлитт и Хартман решили распустить группу в конце 2005 года. Было организовано прощального турне. 4 октября 2005 “Petra” записывает концерт в городе Франклин, штат Теннеси, готовясь к выпуску завершающего live CD и DVD дисков под названием
Petra:Farewell. Бывшие члены группы Грег Волц и Джон Лоури присоединились к текущему составу для исполнения нескольких песен, в том числе попурри, в которой Волц и Шлитт попеременно исполняют песни из своих эпох. Помимо этого, Волц исполнил песню "Grave Robber", а клавишник Джон Лоури сыграл своё знаменитое соло "Jesus Loves You" из альбома
Captured in Time & Space. CD-версия альбома была выпущена в ноябре 2005 года, а DVD – в марте 2006 года.
«II Guys From Petra»После роспуска группы, Шлитт и Хартман объединились для записи собственного диска хвалы и поклонения названного
Vertical Expressions. Диск был выпущен в январе 2007 года группой под названием «II Guys From Petra» и первоначально был доступен только через веб-сайт «Petra» (впоследствии распространялся через ITunes и т.п.) Идея создания альбома у Хартмана появилась после приглашения стать лидером молодежного поклонения в Канаде. Он попросил Шлитта присоединиться к нему.
Vertical Expressions по звучанию напоминает
Petra Praise 2: We Need Jesus. Очень многое сделано в том же ключе, что и работы «Petra» середины 90-х годов. Также на диск добавлены два концертных бонус-трека "Lord I Lift Your Name On High" и "Judas Kiss", взятых с
Petra:Farewell.
2007 РеюньонГруппа снова воссоединилась в Буэнос-Айресе (Аргентина) 1 декабря 2007 для одного выступления на фестивале «Rock & Vida» в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом.Скомпилировано из источников:
http://en.wikipedia.org,
http://rock4god.moy.su,
http://petra-rium.narod.ru