Ночью 11 мая 2003 года умер Ноэль Реддинг (Noel Redding), басист Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). Именно он и ударник Митч Митчелл (Mitch Mitchell) были теми, кто, кроме самого Хендрикса входил в состав Jimi Hendrix Experience на дебютном альбоме гитариста "Are You Experienced", вышедшем в 1967 году.
Noel Redding В мае 1998 года Ноэль Реддинг как почетный рок-ветеран был приглашен в Москву Стасом Наминым на открытие «Ритм-Энд-Блюз Кафе». (В интервью он упоминает, что принял участие в росписи фасада). Артур Гаспарян («МК») и я провели это парное интервью. Слегка сумбурное: Реддинг в долгие разговоры не вступал. Казался он человеком спокойным, чуть усталым: Умиротворенным, если только разговор не касался гонораров музыкантов. Вся его автобиография посвящена этой теме. Его можно понять, он нищенствовал, когда мир продолжал раскупать альбомы, в записи которых он принимал не последнее участие. В его автобиографии не слишком много написано о Хендриксе. Зато многократно повторяется назидание начинающим музыкантам: сто раз подумайте, прежде чем ставить подпись под контрактом. Мне больше запомнились рассуждения Реддинга о его новообретенной родине: об Ирландии. Время-де там течет по-своему. Если вы договариваетесь, что гости придут к вам в четыре, то это может случиться и в пять, и в шесть, и в семь. А может, и в три - совсем не так, как в Англии. Он с женой промышлял тогда тем, что собирал и сдавал пустые бутылки. Это нисколько не мешало им вечерами вести беседы, например, с соседом, владельцем крупного туристического бюро.
К моменту его приезда в Москву Реддинг уже обвыкся с ролью реликта рок-музыки, в каковом качестве и гастролировал по клубам всего мира.
Андрей Евдокимов, 2003
Да, я первый раз в Москве. Я был раньше в Чехословакии. Ну вот, потихоньку привыкаю. Я теперь живу в Ирландии. По нашим понятиям - еще слишком рано. Разница, кто-то сказал, разница в один час - на самом деле больше. Но я уже привыкаю. Я обнаружил, что здесь очень хорошая еда и люди очень хорошие. И архитектура здесь - невозможно поверить.
АГ - Вы не устали от музыки здесь? От гостеприимства Стаса Намина?
Да, я устал. Я собираюсь отправиться в постель.
АЕ - Вы не собираетесь выступать здесь?
Да, мы в прошлый вторник играли на открытии «Ритм-энд-блюз кафе». Мы здесь играли. И потом мы сделали какие-то записи со Стасом. И прошлой ночью что-то для телевидения, кажется. В каком-то театре. Я не знаю точно, где это было. В любом случае, это было в Москве. Потом, сегодня мы были заняты рисунком там наверху, снаружи на стене - для клуба. Потом Эрик (Белл?) - он сейчас играет у меня на гитаре - тоже сделал свои маленькие рисунки. Потом - обед. А теперь - это интервью. Мы сейчас опаздываем на какое-то рандеву.
АЕ - Вы один из тех, кто изменил музыку этого столетия.
Да. Спасибо.
АЕ - Как по-вашему, а она изменилась с тех пор принципиально, сравнивая сейчас и тогда?
АГ - Да, потому что много спорят - рок-н-ролл мертв или нет?
Это кто-то другой так сказал.
АГ - Философский вопрос, конечно:
Конечно, потому что вещи конца 60-х: вроде «Битлз» и «Роллинг Стоунз», «Джимми Хендрикс Экспириенс» и «Зе Кинкс», «Зе Мув» и так далее, и так далее. Их музыка все еще держится. Она чего-то стоит и сейчас. Я не слушаю современную музыку совсем.
АЕ - Вам не интересно?
Нет.
АЕ - Может быть, Вы объясните, почему?
Да. Все потому, что они все используют драм-боксы и используют сэмплеры. И песни недостаточно хороши. И особенно я ненавижу всю эту рэп-музыку. Я ее называю - «Сраная музыка» (RAP-CRAP). Извините. Я по-прежнему играю музыку. Я играю старые вещи. Понимаете?
АЕ - Там в 60-х музыка была наполнена смыслом (посланием), была способом изменить мир.
О, да.
АЕ - Вы считаете, что это ушло из музыки?
Нет, не совсем. Россия так изменилась за последние годы. Я здесь прежде не был, но с тех пор, как я здесь, мне много об этом рассказывают. И я думаю, что это очень хорошо. Но все мы способны испытывать какой-то страх. Я по-прежнему пишу песни, которые несут созидательные мотивы, если можно это так назвать.
АГ - Последнее время наблюдается Ренессанс старых музыкантов - начиная от «Роллинг Стоунз» и до Пола МакКартни. Не кажется ли ему, что это попытка зайти в ту же воду третий или четвертый раз.
Это только желание получить больше денег или снова быть на вершине чартов, это может быть мотивацией.
АЕ - Может быть, просто музычку поиграть?
Может быть.
АГ - Когда-то они были на вершине. Потом оказались внизу. Что это? Пытаются вернуться? Или пришло время Ренессанса? Или что?
ОК. Первое ваше высказывание - попытка заработать деньги, что, может быть, самое трудное для музыканта. Потому, что у меня никогда не было никаких денег на гастролях за 36 лет: Я знаю, что у некоторых музыкантов деньги - тоннами, но у меня дом под закладом, у меня машина, которая принадлежит банку. Я не думаю, что они отправляются выступать, чтобы снова стать знаменитыми. Я не думаю. Если бы у меня был менеджер - потому что я бы не доверял менеджеру - у меня агент - и у меня все больше и больше работы становится сейчас - да? - Я недавно был в Италии вместе с Эриком, я провел два американских турне в этом году, одно - в Англии в этом году. И теперь занят этим в Москве. И потом, на следующей неделе я отправляюсь в Америку, а потом - снова в Италию. А потом - снова в Англию. Так что я получаю снова всю эту работу. Но я полагаю, как вы сказали, быть музыкантом, понимаете: Первое, если я провожу неделю дома - мне становится скучно. Вы понимаете, что я имею ввиду - скучно. Вот почему я живу в Ирландии, где я играю каждую пятницу вечером у себя дома, и я могу играть.
АЕ - Один? Просто импровизируете?
Нет, Нет - у меня группа. Разные группы. У меня барабанщик и еще один гитарист. Иногда я играю на басу.
АЕ - Послушать бы:
И мы играем все - никаких репетиций - мы никогда не репетируем. Мы не проводим саундчеков. Просто включаем. Пьем пиво. И играем. И мы играем самые разные вещи. Вещи Боба Дилана, вещи Бадди Холли, мы все делаем. Вот так я люблю работать, так я делаю последние лет десять. И это лучший способ работать - если у вас есть музыканты, у которых то же отношение к этому. Во сколько концерт? Скажем, в 9 часов. Мы приезжаем на место уже после половины девятого. Пропускаем по одной. Играем - в 9 часов. И потом уезжаем. Или остаемся, чтобы пропустить понемногу. И потом уезжаем. Все это, что связано с саундчеками - и так далее и так далее - это все вздор. И я отказываюсь этим заниматься.
АГ - Но поколения меняются. И в музыке тоже. И что вы думаете, как один из отцов рок-н-ролла, о современном поколении музыкантов, тех, кто сейчас на вершине. Я имею в виду <Продиджи>, <Юту> - их послание - то же, или оно с вашей точки зрения отличается от послания, которые вы пытаетесь открыть миру?
Во-первых, все музыканты, которых я слышал в Москве, были очень хороши, действительно. Все гитаристы:
Что касается второй части. Я могу сказать, что у всех молодых теперь есть машины для точной настройки, педали и многое другое, чего не было у нас в 60-х. У нас была только гитара, усилитель и шнур. В-третьих, я хочу сказать, что все они хотят стать звездами. Они все хотят попасть на телевидение и прочий вздор. Все они хотят стать звездами. Я, когда стал профессиональным музыкантом, не хотел стать звездой, чтобы меня знали в Америке. Я хотел стать профессиональным музыкантом. И, к счастью, а так же, к несчастью.
АГ - Они не такие искренние.
Правда, правда.
АГ - Какими были вы.
Да. Я просто хотел стать профессиональным музыкантом. И потом, к несчастью, плюс к счастью, «Джими Хендрикс Экспириенс» стали великими (прославились). И мне пришлось поездить по миру, и это было удивительным переживанием. Я играл с Джими три года. И я был очень молод. - Кэнди, принесешь мне «туборг»? - Сейчас так много групп. Когда мы начинали, в Лондоне было не так уж много групп. Но это были хорошие группы. Но сейчас повсюду, в Лондоне и Нью-Йорке, эти молодые группы вынуждены платить клубам, чтобы там сыграть, надеясь, что там они получат контракт на запись альбома. Я даже знаю группы, которые никогда не играли перед публикой. Они искали контракт на запись. Вот все, что им нужно - чтобы они могли стать звездами. Это, я считаю, тупой подход. Нужно быть профессиональным музыкантом. Таково мое мнение.
АЕ - Когда вы начинали, в Лондоне был в разгаре блюзовый бум. Вы играли блюз до того, как присоединились в «Джимми Хендрикс Экс».(ДХЭ)?
Я играл в Германии до того, как присоединился в ДХЭ, в клубах в Германии. Мы время от времени играли несколько блюзов, но, главным образом, в Германии мы играли поп-музыку, потому что это было то, что германцы хотели услышать. Мы делали несколько блюзов время от времени. Когда я начал работать с Хендриксом, играть блюз было ОК, потому что я - исполнитель рок-н-роллов. Митч Митчел - развивался под влиянием джаза.
АЕ - До того, как появилась группа ДХЭ, никто не знал Хендрикса, особенно в Лондоне. Его игра была революционной для того времени. Когда он начал выступать перед лондонской публикой, не было ли какого-то непонимания у публики - на первых порах?
Так. Хендрикс играл только в аккомпанирующих ансамблях, он играл со многими, с Литл Ричардом, например, с Тиной Тернер. И Час Чандлер, бывший басист из Энималз, который умер в прошлом году, светлая память, в последний американский тур «Энималз» в 1966г. пошел в какой-то клуб и увидел, как играет Джими. И он получил огромное впечатление. И взял его с собой в Лондон, Час это сделал. И в основном, постепенно, собрал группу. И примерно через месяц мы уже отправились на гастроли во Францию, в 1966м, в октябре.
АЕ - Это был успех с самого начала, или потребовалось время на то, чтобы публика поняла игру Хендрикса.?
Первый наш тур во Франции мы провели вместе с Джонни Холлидеем. Нас принимали достаточно хорошо. И мы играли в клубах, в Лондоне, в очень маленьких клубах. Вы знаете, и «Битлз» и «Роллинг Стоунз» - все вышли из клубов. И в наш второй небольшой тур мы поехали в Мюнхен, в Германию. И в ноябре 1966 мы играли в этом клубе, который назывался «Биг Эппл». Дней пять. И потом вернулись в Англию. Потому что тогда мы базировались в Лондоне. И тогда записали «Хей Джо». «Хей Джо» вышел в январе 1967 и стал хитом.
АГ - Я бы хотел вернуться к вопросам о лозунгах рок-музыки. Многие изменилось с тех пор. И единственное, что осталось, - это вопрос о наркотиках и алкоголе. Которые очень актуальные для музыкантов. Для их творчества, деятельности и мыслей. И время от времени многие музыканты используют это. Потому, что это считается какой-то частью рок-культуры. И время от времени они пытаются проводить какие-то акции против наркотиков.
Ха.
АГ - Что вы думаете об этих противоречиях. Они сами используют и обращаются к публике с призывом воздержаться.
Ха-ха.
АГ - Что вы думаете? Публика им верит?
Мое личное мнение, что все музыканты, которых я знаю, пьют пиво. И у них нет другого опыта. Кроме виски - иногда, после концерта. Они держатся пива. Я говорю о тех музыкантах, которых я знаю. Из тех людей, с кем я общаюсь, никто больше не употребляет кокаин или героин. А я вообще никогда их не принимал. И мы не проповедуем публике, что употреблять. Пусть решают сами.
АГ - Вы считаете, эти лозунги достигнут результата?
Нет, совершенно. Что на самом деле следует сделать - это легализовать все. Так, что бы те, кто употребляет героин, могли пойти в героиновый магазин. И полиция пусть знает, кто употребляет героин. И можно будет забыть о криминальных элементах, которые сейчас занимаются посредничеством при приобретении наркотиков. Потому что тысячи людей употребляют героин и кокаин. Так? Они говорят: легализуйте! Пусть за это платят настоящие деньги - правительству Колумбии и Пакистана, и соответствующие налоги. Пусть будут кокаиновые магазины, героиновые магазины. И марихуановые магазины. Потому, что пиво можно купить где угодно. Так? И полиции будет легче работать. Потому, что посредники, гангстеры, окажутся не у дел. Это уже давно доказано в Голландии. Это вовсе не проблема. Там можно зайти в любой кабак, кафе-бар и получить любою дурь. Там это контролируется. Там это сделали в 1967м.
АГ - Что вы думаете о современной эстетике рок-музыки? Это хорошо, культура наркотиков, которая слышна повсюду, и в музыке Мадонны, и в музыке «Аэросмит»? Этих электронных звуках, этом хип-хопе. Этой техно-музыке? Не слишком ли это плохо с этой точки зрения. Даже Мадонна сказала, что ее музыку лучше слушать, когда ты под кайфом.
Она сама наркотики не употребляет. Перед этим интервью она выпила бокал шампанского, я так полагаю. Все дело в том, что, как вы сказали, новая музыка, все эти люди, особенно в Западной Европе (мы сейчас в Восточной Европе), принимают экстази. Вы слыхали об экстази?
АГ - Да.
(разочаровано) ОК. В основном это спиид, его называют ЭмДиЭмЭй, который изобрел Граутц в 1916. Это был спиид (кислота), для людей в депрессии. Теперь его называют Экстази, узнали как его делать. Делать его очень просто. Это будет стоить вам примерно полрубля, чтобы его сделать. Его продают за 25 фунтов - сколько это в рублях? И все эти детишки принимают его, отправляются в эти клубы и болтаются там всю ночь напролет, слушая эту новую музыку. Но по-настоящему они ее не слушают. Они, вероятно, в это время не в своем уме. Я сам попробовал спиид много лет назад. Больше не стану никогда. Экстази, в основном, это - спиид. И, когда говорят о молодом поколении, слушающем всю эту чепуху, ну так они ее не слушают! По всей Западной Европе в пятницу вечером, в субботу, принимают экстази - пару таблеток, и идут в клуб и отрубаются. Что странно, не так ли?
АГ - Может быть, чисто теоретический вопрос. Если бы Джими Хендрикс не умер, что вы думаете, случилось бы теперь? Вы отправились бы в большой тур как «Роллинг Стоунз», или каков был бы сегодняшний день ДХЭ?
Как вы только что сказали, вероятно, мы бы сделали что-то вроде того, что делают «Роллинг Стоунз», потому что нам никогда не платили раньше. Мы получали удовольствие от игры друг с другом. Вероятно, «Экспириенс» давали бы концерты тут и там.
АГ - Что вы помните о первых моментах, когда получили известие о его смерти?
Это было в Нью-Йорке. Это было в моей комнате, в отеле. Мне позвонили, сказали, один твой друг умер. Я спросил - кто? Мне сказали: Джими Хендрикс. Он оказался первым среди моих друзей, кто умер. И я был абсолютно потрясен. И потом много девушек пришло ко мне в номер, они хотели выброситься из окна, потому что только что услышали, что он умер. Я с ними пошел в церковь. И после церкви мы пошли в пивную, и я напился.
АЕ - Вы помните эту запись (ДЖЭ на БиБиСи)?
О, да. Это 1967, сейчас это переиздают. Выпускают то, что мы раньше не использовали. Это из программы «Вуду», которую мы играли тогда.
АЕ - Несколько слов о ней?
О БиБиСи говорят, что она старомодна. Все записывается предварительно. На БиБиСи работают профессионалы. Все эти сессии в основном делались очень быстро. Но мы все равно все записывали с одного раза. Ты заходишь туда, записываешься. Делаешь перерыв. Минут десять. Возвращаешься. Публики на записи не было.
АГ - Мой последний вопрос как к опытному человеку. Каков ваш прогноз на будущее этого культурного феномена - рок-музыки? Она действительно мертва? Или у этой музыки есть будущее? И какое будущее?
Вовсе не мертва. Мы только что вернулись после двух американских туров. Мы играли рок-н-ролл. И мы провели турне по Англии, вместе с Эриком (он уже уехал), итальянский тур. Мы играем все время рок-н-ролл, и все залы у нас были заполнены. И у меня уже намечен еще один тур по Италии. Я выступаю в Америке, Италии. И он - все еще жив. Это хорошо.
АГ - Что, вы думаете, люди будут говорить о рок-музыке лет через сто? Как ее будут принимать - как классику, как сейчас Моцарта и Бетховена, или как-то по другому?
Ну нас тогда не будет.
АЕ - А вдруг люди прочтут ваши слова и скажут - он это предвидел и предсказал.
Пусть читают мою книгу.
Я думаю, все вернется. Мы играли песню Чака Берри «Джонни Би Гуд», сколько этой песне - лет сорок с чем-то, звучит как новая. Я много думаю о музыке 50-х, сравнивая ее с музыкой сейчас. И я думаю, все снова изменится, и снова вернутся к людям, которые действительно умеют играть как следует. Выступают в таких местах как это, с усилителем, колонками, ударной установкой - и играют. Вы понимаете, что я имею ввиду?
АЕ - Когда вы выступаете, вы по-прежнему играете вещи Дж.Хендрикса?
Да - с моей американской группой. И здесь с Эриком Бэллом, который раньше играть в «Тин Лиззи», и барабанщиком Стаса, не помню его имени, но он очень-очень хороший. Мы сделали «Стоун Фри» и еще пару вещей из «Экпириенс». Мы сыграли песню «Тин Лиззи», сыграли какие-то блюзы, что-то из Элвиса Пресли, что-то из «Битлз». Вот что мы играем.
Группа просуществовала всего лишь до 1970 года и была распущена незадолго до смерти Хендрикса. Но сейчас, наверное, нет челдовека, который не слышал бы баса Реддинг, даже если обращал внимание только на лидера группы. Сотрудничество с Хендриксом была самой яркой страницей биографии басиста, хотя особых прибылей он этого не получил, и постоянно испытывал проблемы с получением ройалти от переизданий группы. Как сказал агент Реддинга, сообщая о смерти музыканта: "Ноэль воссоединился с Джими...", цитирует BBC.
Noel Redding was a member of the Jimi Hendrix Experience from its formation in 1966 until he left in 1969. He was hired in as a bass player, reportedly due in some part to his look (a huge afro and his trademark granny glasses), despite his real desire to continue as a guitarist. In addition to his work in The Experience, Redding formed and played guitar in Fat Mattress, who released two albums in the late '60s and early '70s, and was involved in Road and the Noel Redding Band. In the mid-'70s, the Noel Redding Band did two albums for RCA, three tours of Holland, two tours of England, one tour of Ireland, and a ten week tour in America. Residing in County Cork, Ireland, in a house purchased from his Experience earnings, however, he claimed to no longer receive payment for his time with the band. "I was forced to sign away my royalties in 1974," he said, "I even had to sell the bass I used during that time, for $16,000." Redding has since written a book which has been compiled over the years from his diaries and legal files, entitled "Are You ExperiencedNULL'' It was published in 1996 by a small London firm called Fourth Estate Books, and includes some previously unpublished photographs. In May of 2003 Redding was found dead in his home, he was 57. ~ Zac Johnson, All Music Guide
: Ночью 11 мая 2003 года умер Ноэль Реддинг (Noel Redding), басист Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). Именно он и ударник Митч Митчелл (Mitch Mitchell) были теми, кто, кроме самого Хендрикса входил в состав Jimi Hendrix Experience на дебютном альбоме гитариста "Are You Experienced", вышедшем в 1967 году.