1. Surround Madness v5.1.03
2. Monteverdi: Vespers of 1610: Deus is adjutorium / Domine ad adjuvandum
3. Horner: End Credits from Braveheart
4. Think About You
5. Sahra
6. Mahler: Lustig im Tempo und Keck im Ausdruck from Symphony No. 3
7. Holst: Jupiter, the Bringer of Jollity from The Planets
8. Perfect Blues
9. Vaughan Williams: Beat! Beat! Drums! from Dona nobis pacem
10. Canning: Fantasy on a Hymn by Justin Morgan
11. Summertime
12. Broke and Hungry
13. The Apollo 13 Mission
14. Home Run
15. Warp Eight
16. F-16 Fighter Squadron—Into the Battle
17. Jurassic Lunch
Звук Telarc
Все, что вы слышите - правда. Everything You Hear is True.®
Компания Telarc заработала хорошую репутацию за исключительно чистый, естественный звук записей. Еще до того, как широкая публика узнала о цифровой обработке, в Telarc ее уже использовали. Ее хвалили критики, и артисты Telarc полагаются на нее, зная, что звук, записанный Telarc способен передать их творчество настолько точно, насколько это возможно. «От самых первых своих записей,- говорит знаменитый дирижер Роберт Шоу (Robert Shaw) о своем двадцатилетнем опыте работы с Telarc, - Роберт Вудз (Robert Woods) и Джек Реннер (Jack Renner) наполняли свою работу умом, заботой и новаторством. Их работа сразу подняла стандарты всей индустрии звукозаписи. Все меломаны и любители музыки у них в долгу».
«Telarc гордится естественностью и прозрачностью своего звука», - говорит вице-президент по работе с артистами и производственным отношениям, Элейн Мартон (Elaine Martone). «Как работнику музыкальной закулисы, мне всегда казался важным этот аспект нашего ремесла», - продолжает она. «Наши классические, джаз и блюз записи передают почти осязаемые ощущения, чтобы голоса и инструменты могли завлечь слушателя с первых нот».
С 1980 Telarc удостаивалась премии Грэмми 40 раз за лучшее исполнение, звукорежиссуру и продюсирование, а также звания «Брэнд года» от Gramophone; французских «Grand Prix du Disque» и «Diapason d' Or»; японской «Запись года»; и немецкой «CD меломана года».
Несмотря на то, что Telarc начинала как компания, записывающая только классику, сейчас она может похвастать списком из более чем 800 записей, от классической музыки и сочетаний классической с разными стилями до джаза, современного джаза, блюза и кантри. В 2005 Telarc ворвется в мир поп и рок музыки с выходом записей Аланы Дэвис и Los Super Seven. Telarc выпускает больше шестидесяти записей в год, вместе с компанией-партнером по музыке, Heads Up International, работающей со знаменитыми артистами и выдающимся персоналом из более чем пятидесяти работников в штаб-квартире компании в Кливленде (штат Огайо).
Кто или что позволило этой относительно маленькой, независимой американской компании получить свое почтительное положение? Как ей все еще удается успешно соревноваться с крупнейшими компаниями звукозаписывающей индустрии? И что Telarc делает, чтобы сохранить свое лидирующее положение в следующем тысячелетии и после?
Мастерство
«Лучше всего «звук Telarc» моих записей описал, - говорит легенда джаза Дейв Брубек (Dave Brubeck), - мой сын, Дариус, пианист. Вот что он сказал по поводу рождественского альбома: «Я почувствовал себя дома в той же комнате, где играл отец». Брубек продолжает: «Этот эффект присутствия, в концертном зале, ночном клубе или маленькой комнате, придает записям Telarc их реалистичное, чистое звучание».
«В том, что делает Telarc, есть большая доля мастерства», - говорит президент и старший продюсер компании, Роберт Вудз (Robert Woods), который выиграл для Telarc 11 из 40 Грэмми. «Если бы это было просто результатом работы оборудования, которое мы используем, кто угодно мог бы делать записи не хуже наших». «Это ремесло, говорит Вудз, – то, что Джек Реннер (Jack Renner) и Майкл Бишоп (Michael Bishop) превратили в вид искусства, и, благодаря ему, «звук Telarc» стоит в стороне от прочих».
«Мы не стремимся делать захватывающие записи», - говорит Вудз. «Звук, который мы хотим получить, лучше всего описал известный дирижер. Так он прокомментировал «звук Telarc»: «Это то, что я слышу, стоя на возвышении перед оркестром, и то, что, я надеюсь, слышит аудитория позади меня!»
Реннер, руководитель и старший инженер по записи Telarc, выиграл шесть Грэмми за «Лучшую звукорежиссуру классических записей». Майкл Бишоп, который стал звукоинженером в Telarc на полный рабочий день в 1988, известен всей звукозаписывающей индустрии как ключевой элемент великолепной команды Telarc, а также как мыслитель, стоящий за выдающимися звуковыми эффектами на его записях. Его шедевры включают четыре выигравших Грэмии релиза P.D.Q. Баха.
Недавно его совместная работа с Реннером над альбомом Копленда с Cincinnati Pops и Эрихом Кунцелем (Erich Kunzel) выиграла Грэмми 1998 за «Лучшую звукорежиссуру классических записей». Бишоп записал и смикшировал некоторые из первых в истории звукозаписи дисков с DTS 5.1, и был той движущей силой, которая привела Telarc к объемному и многоканальному звуку.
Звукоинженеры и продюсеры в Telarc - перфекционисты в том, что касается звучания их записей. «Это относится ко всем компонентам цепочки, по которой идет сигнал, - подчеркивает Реннер, - включая микрофоны, кабели, записывающую и проигрывающую аппаратуру, динамики, и даже акустические материалы комнаты управления». Этот перфекционизм, тем не менее, начинается с естественного звука самого места, где проходит запись.
Минимум микрофонов
Выбор места записи
«С появлением цифровой записи, выбор места записи стал более важен, чем когда-либо раньше», - утверждает Реннер. Он и Бишоп ищут места, которые обладают акустикой, подходящей для записи, сделанной с минимальным использованием микрофонов, что, кроме прочего, требует максимально тихой обстановки - внутри и снаружи. Иногда звукоинженерам приходится изменять или перемещать акустическое окружение в определенных концертных залах, или даже класть фанеру на сидения, чтобы «мягко расширить эхо естественным путем», - говорит Реннер, - «Это политика Telarc – не испортить записываемый звук искусственностью». Когда место выбрано и физически сбалансировано в соответствии с их требованиями, следующим шагом Реннера и Бишопа будет определение типа и расположения микрофонов, что очень важно для записи выступления в окружении звуков среды.
Микрофоны
Когда Реннер говорит о «минимальном» использовании микрофонов, это означает использование такого минимального их количества, которое абсолютно необходимо для выполнения работы. Это означает два, три или четыре главных микрофона - для записи целого симфонического оркестра. Только в чрезвычайных обстоятельствах он задействует «подчеркивающие» микрофоны. «На самом деле, все зависит от акустики зала, размера записываемой группы, и репертуара – партитура может быть очень сложной, и я добавляю микрофоны, только если мы не можем добиться максимально детализированной записи какой-то части оркестра без дополнительных микрофонов. Вот, что я называю характерный «звук Telarc». Этот звук – результат использования omni-микрофонов (широконаправленных) для главной записи, и правильного их расположения для того, чтобы акустика места записи и выступающая группа успешно сливались в единую, хорошо-сбалансированную звуковую картину. К тому же, качество всей цепи записи добавляет свой оттенок законченному результату».
Реннер признает, что он консервативен в том, что касается выбора микрофонов и ему нравится работать со своими любимыми системами. Он часто использует две пары высококачественных omni-микрофонов Schoeps, а также старомодные omni-микрофоны Neumann M50 с ламповой электроникой. «Мы выбираем микрофоны по их уникальным звуковым характеристикам», - говорит Реннер. «Выбор микрофона зависит от акустики, а также от репертуара - например, конденсаторные микрофоны the Bruel and Kjaer (B&K) хорошо подходят именно для записей фортепиано». Реннер подчеркивает, тем не менее, что выбор микрофонов – это только один аспект из множества, когда необходимо получить желаемый результат.
«Хорошо использовать законы физики при принятии решений о расположении микрофонов, но по-настоящему полезны инстинкты, выработанные за много лет в сотнях разных мест по всему миру», - размышляет Реннер. «Для записи оркестра я обычно начинаю с внутренней пары микрофонов, расположенных где-то в 10 футах над полом сцены, и от трех до пяти футов от первого ряда музыкантов. Потом я устанавливаю внешние микрофоны примерно в двенадцати-тринадцати футах от центра сцены. Далее, микрофоны подстраиваются, пока не проявится требуемая картина звука».
Реннер также предпочитает простые системы микрофонов для камерного оркестра и оперных записей. В дополнение к центральным микрофонам, используемым на оперных записях, он подключает дополнительные микрофоны для певцов соло и хоров, которые помогают достичь отчетливости и баланса. Звук с этих микрофонов включается в основной микс только на самом необходимом уровне.
Джазовые записи представляют определенные трудности для звукоинженеров, но оба соглашаются, что они распространяют свой подход «меньше значит больше», используемый при записи классики, на все остальные жанры. «В том числе, - говорит Бишоп, - студийные записи». Бишоп использует свой восемнадцатилетний студийный опыт до прихода в Telarc, а также работу с классическими записями, создавая свое собственное сочетание двух техник.
Записи высокого разрешения
Аналогово-цифровой преобразователь Telarc
Задолго до того, как это стало стандартом, Telarc прыгнула в будущее, перейдя на 20-битовую запись, и инвестировала в развитие своего собственного запатентованного аналогово-цифрового преобразователя (АЦП). «Это одна из наиболее переменчивых сфер в цифровой записи, - говорит Реннер, - наряду с цифро-аналоговым преобразователем (ЦАП). Если вы с самого начала не сможете правильно преобразовать сигнал из аналогового в цифровой, то даже лучший ЦАП в мире не заставит его звучать лучше».
Чтобы выполнить эту задачу, Telarc пригласила Тома Стокхэма (Tom Stockham) с его опытом работы с цифровыми технологиями. Стокхэм вместе с Кеннетом Хаманном (Kenneth Hamann) из Suma Recording, Кливленд и Гэри Гомесом (Gary Gomes) из UltraAnalog (производители чипа АЦП, использованного в преобразователе), разработали и создали запатентованный 128x супердискретизирующий 20-битный АЦП Telarc/UltraAnalog. Собственный преобразователь дал Telarc преимущество в виде 20-битной технологии записи в то время, когда другие АЦП с трудом справлялись с 16-битным звуком.
Хотя звукоинженеры Telarc время от времени использовали другие преобразователи, они уверены, что АЦП Telarc – один из лучших звуковых ИКМ преобразователей в мире.
Техника 20/24-битовой записи
С 1988 года Telarc записывала в 20-битовом формате. «Мы обнаружили, что 20-битность заметно изменяет конечный результат», - говорит Реннер. - «Наши 20-битные записи захватывают больше деталей, и дают нам больше контроля над динамическим диапазоном, с гораздо более низким уровнем шума и повышенным разрешением. Это гибкий и удачный способ записи».
«Telarc стала делать записи в различных 24-битных форматах в 1996, работая с сигналом на больших частотах, чем большая часть индустрии, - говорит Бишоп. - «Это позволило нам делать записи, которые обладают большим диапазоном, чем само место выступления».
Громадная сеть разработчиков, работников и производителей тестируют в Telarc прототипы передового аудио оборудования на звукозаписывающих сессиях, давая компании уникальную возможность работать с будущими технологиями, а также участвовать в их разработке.
Звуковые эффекты
Львиный рык, ракеты, паровые двигатели, торнадо и прочее — волшебные звуковые эффекты Telarc
Майкл Бишоп говорит, что его первым «выпустили» работать над цифровыми эффектами для Star Tracks II (CD-80146). Годами его звуковые эффекты, включая многие записи Cincinnati Pops, придавали свои черты этим CD, усиливая «темы» записей и восхищая слушателей реализмом.
Много звуковых эффектов делалось в экзотических местах и требовало тщательной подготовки. Например. Бег стада животных в Happy Trails [CD-80191] был настоящим, записанным на северном крае Большого Каньона. Звуки в Sailing [CD-80292] были сделаны на борту военного корабля США Brig Niagara, (реконструированное судно 1812 года из флота коммодора Перри сражавшееся в войне 1812 года на озере Эри), а запуск ракеты из фильма Аполлон-13, использовавшийся в The Big Picture [CD-80437], был звуком старта настоящего шаттла НАСА.
Рев льва и тигра, используемые в различных записях (включая один из множества звуковых слоев для тираннозавра в выигравшем множество наград Great Fantasy Adventure Album [CD-80342], и рев монстров в Chiller [CD-80189]) были сделаны в логове львов и клетках тигров Зоопарка Кливленда.
«Записывание рева львов мне запомнилось», - говорит Бишоп. Он вспоминает, что интуитивно решил включить запись до того, как зоопарк был открыт для публики. Львы, говорит Бишоп, были послушны до того, как он сделал шаг внутрь их «дома». Тогда они сразу взбесились, стали рычать и прыгать. «Тогда я смог сделать небольшую запись ужасного дикого рева», - говорит он. Этот рев был смикшиован вместе с записями ржания двадцатичетырехлетней арабской лошади Бишопа, Рики, и в результате получились леденящие кровь звери упомянутых выше записей.
Telarc и рассвет цифрового звука
Telarc был основан в 1977 двумя классически обученными музыкантами и бывшими учителями, Джеком Реннером и Робертом Вудзом, и заполнил нишу в растущем рынке музыки для меломанов. Реннер подготовил почву для компании в 1962, когда он основал компанию, выполняющую индивидуальные заказы на высококачественные, реалистичные записи, сделанные во множестве сложных с акустической точки зрения мест. Записи Mercury Living Presence, сделанные Робертом Файном Robert Fine) в пятидесятых и шестидесятых, послужили ему моделями в работе со звуком. Реннер экспериментировал и в итоге создал свой собственный подход «минимум микрофонов», который остается основным методом, используемым звукоинженерами компании сегодня.
Первые записи под флагом Telarc не были цифровыми, но были довольно современными прямыми записями на диск, сделанными с оркестром Кливленда и органистом Майклом Мюрреем. Когда эти отдельные проекты были закончены, Реннер и Вудз стали искать многообещающую технологию компании Soundstream Inc. Тома Стокхэма в Солт-Лейк-Сити, штат Юта. В 1978 они отважились взять на себя риск использования новой технологии, чтобы остаться на передовой линии звуковой индустрии. Такие рискованные шаги – важная черта истории Telarc. Они сделали первую коммерческую классическую запись в США в цифровом формате.
Говорит Вудз: «Цифровые технологии мгновенно расширили palate звукозаписи, и стали отличным дополнением к нашему подходу «минимум микрофонов». В частности, это позволило нам вернуть «недостающие» низкие частоты звукового спектра. Известные бренды годами выпускали записи с ослабленными низкими частотами, как из-за картины вкусов потребителей, так и из-за технических ограничений процесса записи дисков. Цифровые записи, которые мы сделали, были кошмаром для master for LP's, но мы знали, что это был единственный способ сделать реализм живого представления технически возможным».
Поначалу два партнера не были удовлетворены высокой частотой цифровой системы. Они обратились к Тому Стокхэму, которого Реннер называет «отцом цифровой обработки сигналов», с просьбой улучшить ее. Стокхэм согласился не просто найти способ увеличить частоту с 17 кГц до 20 кГц, но сумел увеличить ее до 22,5 кГц при частоте дискретизации 50 кГц – неизвестной в сфере цифровой обработке того времени (и выше частоты, которая, в конце концов, была принята для CD). «Он, - говорит Реннер, - опережал свое время». Преданность, упорство, изобретательный гений Стокхэма вдохновили Реннера и Вудза полностью перейти на цифровой звук раньше всех известных брендов.
Торя дорогу для Direct Stream Digital и другое
Недавно, работая с Canorus, Inc., dCS (Data Conversion Systems), и Nagra, Бишоп сделал первую в истории джазовую запись в США, используя систему звукозаписи высокого разрешения 24-бита/192 кГц. В этой революционной записи представлены Ray Brown Trio с приглашенными вокалистами. Вокал для сессии был записан в стерео с парой микрофонов-прототипов от Canorus, а система звукозаписи состояла из пары цифровых рекордеров, укомплектованных АЦП dCS 904 и ЦАП dCS 954. «Музкантам очень понравилась 192 кГц запись, - говорит Бишоп. - «Певица Ди Ди Бриджуотер (Dee Dee Bridgewater) услышала разницу немедленно, заметив какой прозрачной была запись, как если бы звук освободился от сдерживающих его рамок». Использование технологий ИКМ высокого разрешения и DSD подготовило Telarc к тому, чтобы использовать все преимущества форматов DVD-аудио и SACD.
Невидимое редактирование — Редакторы Telarc
Талантливая и педантичная редакторская команда в Telarc заслуженно гордится своим умением. Они накладывают последние штрихи на записи Telarc до того, как они станут компакт-дисками и отправятся к потребителю. Но, несмотря на то, что их имена есть в списке в брошюрах CD, определенная анонимность в работе редактора присутствует. «Так должно быть, - говорит Эрика Бреннер (Erica Brenner), менеджер по редактированию Telarc, - Чем лучше редактор делает свою работу, тем более незаметной его или ее работа становится».
Как и в любом другом аспекте философии Telarc, в отделе редактирования «меньше значит больше». «Мы все исполнители в каком-то смысле, - говорит редактор записей Том Мур (Thom Moore). – «Мы понимаем исполнителей во всех тонкостях. И артист, и редактор - часть одной команды». Редакторы Telarc работают в производственных студиях компании в Кливленде, используя такие редакторские системы, как комплект решений от Sonic Solutions и 24-битный ИКМ и DSD от SADiE, подготавливая главную запись к производству CD.
«У нас были замечательные длительные отношения с техническим персоналом в производственном цехе Sony в Терре-Хоте (SDM: Sony Disc Manufacturing), - говорит Реннер. – «Мы делаем наши CD для Северной Америки и Азии, и используем их завод в Австрии для распространения в Европе», - объясняет он. - «Мы работаем с ними очень тесно, чтобы быть уверенными, что продукт, который получит потребитель, будет точной копией наших мастер-копий».
Источник: m-music.ru