В начале шестидесятых любители блюза в Англии находились не в самом лучшем положении. Не было радиопрограмм, отражающих их вкусы, витрины престижных магазинов не изобиловали соответствующей продукцией, и если кто-то предпочитал слушать что-либо не попавшее в Топ-40, ему жилось не так просто, как хотелось бы. Но для тех, кто "знал рыбные места", эта проблема не была особо серьезной. Существовало немало магазинов, торговавших редкими записями, и именно они выручали коллекционеров и просто любителей блюза.
Одним из таких любителей был будущий гитарист и лидер группы Groundhogs Тони Макфи (Tony McPhee). Родился он 23 марта 1944 года в небольшом городке Хамберстоне на северо-восточном побережье Англии. В раннем возрасте его больше привлекала модная в то время группа THE SHADOWS и ей подобные, но, как это нередко бывает, под влиянием старшего брата он, в конце концов, пристрастился к блюзу. Это была уже, что называется, "любовь до гроба". Первыми его пластинками были подаренные старшим братом синглы Мадди Уотерса (Muddy Waters). Его сразу же поразила эта экспрессивная и мощная музыка. Немалое впечатление на него произвело так же творчество его соотечественника Сирила Дэвиса (Cyril Davis). Тони вместе с братом регулярно посещал его выступления, и постепенно в нем разгорелось желание самому взять в руки гитару. В 15 лет ему, в результате тяжелой и продолжительной осады, удалось уговорить родителей на покупку инструмента. Нотная грамота Тони не давалась, но со слухом у него все было в порядке, и обучение шло полным ходом.
После окончания школы он присоединился к группе DOLLARBILLS. Состав группы выглядел следующим образом: Джон Круикшэнк (John Cruickshank) - гармоника вокал, Пит Круикшэнк (Pete Cruickshank) - бас, Дэвид Бурман (David Boorman) - ударные, Том Паркер (Tom Parker) - фортепиано саксофон, Тони Макфи (Tony McPhee) - гитара. Поначалу группа исполняла обычную поп-музыку тех лет, но Тони быстро убедил (очевидно, у него был талант убеждать), своих товарищей переключиться на не слишком еще популярный в то время в Великобритании традиционный блюз, и группа, переименовавшись в JOHN LEE'S Groundhogs, принялась за дело.
Название это она взяла в честь легендарного американского блюзмена Джона Ли Хукера (John Lee Hooker). Фронтмэн группы Джон Круикшэнк взял себе сценический псевдоним "Джон Ли", а слово "Groundhogs" (что в переводе означает "сурки") было взято из названия песни Джона Ли Хукера "Ground Hog Blues", из альбома 1960 года "House Of The Blues". На дворе было как раз то время, когда блюз в Великобритании начинал приобретать широкую популярность, и группа сразу же попала в струю. Но объяснять ее быстрый взлет одной лишь актуальностью не стоит. Будучи талантливым гитаристом и обладая хорошим чувством блюза и хорошей техникой, белый Макфи сумел почувствовать и передать дух и энергетику черного блюза и заслужить признание даже у чернокожих блюзменов.
В конце концов, Тони решил пойти на риск, и, оставив выгодную работу инженера-связиста, профессионально занялся музыкой. Его упорство вскоре принесло плоды. В 1964 году в США вышел сингл Groundhogs - "Rock Me Shake", получивший неплохие отзывы. Вскоре Тони получил заманчивое предложение присоединиться к группе Алексиса Корнера (Alexis Korner), от которого отказался. Его так же приглашали Крис Барбер (Chris Barber) и Джон Мэйолл (John Mayall), но Тони отверг все эти предложения. Его в большей мере привлекала собственная карьера, дающая ему возможность реализовать себя, представив свое видение блюза. Он готов был ради этого идти на риск, отказавшись от более простой и прямой дорожки на вершину. Не согласился он даже тогда, когда близкий ему по духу Питер Грин (Peter Green) предложил ему присоединиться к FLEETWOOD MAC. В конце 1964 года Джон Ли Хукер посетил Англию в рамках широкомасштабного мирового турне. Тони Макфи приложил все усилия, чтобы добиться для JOHN LEE'S Groundhogs права открывать его выступления, но промоутеры все же решили пригласить для этой цели Джона Мэйолла. К счастью для Тони, Мэйолл, стесненный предыдущими обязательствами, не смог отработать гастроли полностью, и заключительную неделю тура его замещала группа Тони Макфи. Промоутеры и сам Хукер были настолько довольны ее выступлением, что JOHN LEE'S Groundhogs была приглашена сопровождать его в последующих турах. В том же году, Хукер говорил в интервью для Melody Maker: "JOHN LEE'S Groundhogs - номер один на сегодня, среди ваших лучших блюзовых групп, и она подходит лучше всего для моей музыки. Часто ребята знали, что я собираюсь делать еще до того, как я делал это. У Джона Мэйолла тоже хорошая группа, но Groundhogs, они лучше подходят к тому, что я делаю". Примерно в то же самое время JOHN LEE'S Groundhogs гасторолировала вместе с Champion Jack Dupree, который позже сказал в интервью Melody Maker, что это была "лучшая группа, с которой он когда-либо играл".
После турне 1965 года Хукер пригласил группу Тони Макфи для совместной студийной работы. В результате через год вышел альбом, который выдержал в последствии несколько переизданий под разными названиями, в том числе "John Lee Hooker & The Hogs" и "John Lee Hooker & Seven Nights". Эта пластинка всегда пользовалась успехом у любителей блюза, и Хукеру не пришлось краснеть за своих аккомпаниаторов. В 1966 году вышел еще один альбом с участием Тони Макфи. На этот раз он поучаствовал в записи пластинки Джека Дюпри (Champion Jack Dupree). Запись была произведена в следующем составе: Ждек Дюпри - вокал, клавишные, ударные Тони Макфи - гитара Джон Мэйолл (John Mayall) - гармоника Эрик Клэптон (Eric Clapton) - гитара Малькольм Пул (Malcolm Pool) - бас Киф Хэртли (Keef Hartley) - ударные Билл Шорт (Bill Short) - стиральная доска. Организовал все это "безобразие" известный продюсер Майк Вернон (Mike Vernon) - основатель ныне легендарных лейблов BLUE HORIZON и PURDAH, где выпускали свои работы FLEETWOOD MAC, Savoy Brown и Chicken Shack. Данная продукция Майка Вернона так же оказалась "на уровне". Да и могло ли быть иначе, если Джеку Дюпри помогали лучшие британские исполнители блюза, находящиеся, к тому же, на пике творческой активности!? Вскоре, под эгидой все того же Майка Вернона, вышел еще один альбом с участием Макфи. Теперь он помогал знаменитому американскому клавишнику и вокалисту Эдди Бойду (Eddie Boyd). И снова он оказался в "звездном" составе. С ним снова играл сам Джон Мэйолл вместе со своими "воспитанниками": будущими основателями FLEETWOOD MAC гитаристом Питером Грином (Peter Green) и басистом Джоном Маквайем (John McVie), а так же барабанщиком Эйнсли Данбаром (Aynesley Dunbar), который, помимо выступлений с Мэйоллом, впоследствии еще покажет себя в работе с Фрэнком Заппой (Frank Zappa), Лу Ридом (Lou Reed), Дэвидом Боуи (David Bowie). В конце 1966 года, выпустив еще пару синглов, Groundhogs распалась. Макфи недолго поработал с поп-дуэтом TRUTH, а затем присоединился к группе HERBAL MIXING. Его товарищами на тот момент оказались барабанщик Майк Михам (Mike Meekham) и бывший коллега по Groundhogs басист Пит Круикшанк. Не надо быть особо проницательным, чтобы по названию догадаться, что группа исполняла психоделию, ну и конечно, с блюзовым уклоном, а как же иначе? В результате последовательного провала двух синглов, распалась и она. В 1993 году некоторые песни "ТРАВЯНОГО СБОРА" были выпущены в виде компилятивного альбома "Please Leave My Mind". В конце 1967 года Макфи присоединился к JOHN'S DUMMER BLUES BAND в качестве поющего гитариста. Играя вместе с гитаристом Дэйвом Келли (Dave Kelly), его сестрой вокалисткой Джо-Энн Келли (Jo-Ann Kelly), басистом Лэйном Тампер-Томпсоном (Lain "Thumper-Thompson") и барабанщиком Джоном Даммером (John Dummer), он успел поучаствовать в записи лишь одного единственного альбома. Еще до выхода в свет этой пластинки Тони оставил коллектив, имея целью реорганизовать свою прежнюю группу. Все то время, что прошло с момента распада Groundhogs, Тони Макфи был вынужден, помимо музыкальной деятельности, работать почтальоном, так как ни одна из групп, в которых он играл, не могла обеспечить ему достойного существования. Но воссоздание Groundhogs было слишком серьезной и сложной задачей, чтобы он мог позволить себе отвлекаться на постороннюю деятельность, и он, оставив работу, целиком сконцентрировался на ее решении. Приходилось, по сути, начинать все заново. Снова группа открывает выступления заезжих американских знаменитостей, снова ее зовут для совместных выступлений Джек Дюпри и Джон Ли Хукер, и снова Тони Макфи приходится доказывать всем, что он достоин звания одного из сильнейших блюзовых гитаристов Великобритании. В сентябре 1968 года Тони совместно с Джо-Энн Келли выпустил альбом "Me and the Devil". Помогали им в записи басист Пит Круикшенк, пианист Боб Холл (Bob Hall) и барабанщик Кен Пастелинк (Ken Pustelnik).
Дебютный альбом собственно Groundhogs под названием "Scratchin' the Surface" был записан всего за четыре часа в течение пятого и двенадцатого октября 1968 года. На тот момент группа работала в составе: Тони Макфи - гитара, вокал Пит Круикшэнк - бас и новички Кен Пастелинк (Ken Pustelnik) - ударные Стив Рай (Steve Rye) - гармоника, вокал. Эта пластинка стала самой близкой к тому, что называется "классическим блюзом" среди всех последующих альбомов группы. Эксперимент только начинался, и новаторского в ней не много, но это вполне зрелая работа, достойная того, чтобы иметь ее в коллекции. После выхода первого альбома Стив Рай покинул группу. Он предпочел работу вместе с Жо-Энн Келли в BURNING HALL SUNFLOWER BLUES BAND. Следующий альбом "Blues Obituary" записывался в формате трио. Он продемонстрировал, что группа развивается в несколько ином направлении, чем разработка линии классического блюза. Хотя блюз всегда оставался краеугольным камнем в творчестве коллектива, с этого момента группа повернулась лицом к хард-року и прогрессиву, привнеся одновременно в музыку элементы психоделии. Все говорило о прогрессивности данной работы: интересные ритмические структуры, осмысленная партия ударных, ну и конечно же "завихрастая" гитара Макфи. К сожалению, эксперименты группы не нашли должного отклика у публики. Это сейчас ее ранние работы, наряду с альбомами CREAM, TEN YEARS AFTER, Chicken Shack, считаются классикой прогрессивного блюза, а тогда Макфи сотоварищи добился лишь "широкой популярности в узком кругу", очаровав критиков и коллег-музыкантов, но не сумев вылезти из андеграунда и понравиться "широким слоям рок-общественности". В феврале 1970 года Groundhogs снова оказалась в студии. Новый альбом "Thank Christ for the Bomb" совершенно неожиданно показал весьма впечатляющие результаты. По продажам он не уступал пластинкам DEEP PURPLE, LED ZEPPELIN и BLACK SABBATH, и ему суждено было подняться до 9-го места в британских чартах и продержаться там аж целых 13 недель. Наконец-то группу заметили. Немаловажную роль в этом сыграло то, что в Великобритании наступила эра хард-рока, а этот мощный и яркий альбом как нельзя лучше подходил под такое определение. Ободряемые столь внушительными результатами, музыканты в ноябре того же года снова отправились в студию. Реакция публики на их следующий альбом "Split" превзошла все ожидания коллектива. По результатам продаж в Великобритании он оказался на 5-ом месте, причем, по уверению менеджеров, лучших результатов ему помешала добиться "нерасторопность" принтера, не успевавшего печатать обложки для слишком активно раскупавшихся пластинок. Альбом действительно хорош. Жесткие и энергичные гитарные риффы обработаны настолько умело и интеллигентно, что ощущения грубости не создается вовсе. Страстный вокал добавляет драйва, а саунд, который выдает трио, очень плотный и сочный. Альбом сильно отличался от остальной продукции своего времени, да и сейчас он звучит ярко и неповторимо. Группу можно сравнить с TEN YEARS AFTER, но те гораздо мягче и "задумчивее", по сравнению с работами Джона Мэйолла она так же более мощная и экспрессивная. Ближе всего она, пожалуй, к Savoy Brown начала семидесятых, но там гораздо меньше страсти и эксцентричности. На волне успеха группа отправилась на гастроли по Великобритании совместно с ROLLING STONES. Выступление в Leeds University, записанное на передвижной студии "Роллингов", было издано в виде "живого" альбома, и не так давно переиздано в формате CD.
Удачно откатав турне, в январе 1972 года группа выпустила свой очередной альбом "Who Will Save The World? The Mighty Groundhogs!". Менеджмент оказывал сильное давление на музыкантов, с целью ускорить процесс записи, не желая упускать момент, пока группа находится на пике популярности. Тони Макфи остался сильно недоволен этим фактом, так как, по его мнению, из-за спешки альбом получился несколько сырым. Обложку пластинки было поручено оформлять знаменитому автору комиксов Нилу Адамсу (Neil Adams). Обложкой альбома, в отличие от его содержания, Тони остался очень доволен, и, по его собственному признанию, работа художника сильно помогала ему, создавая соответствующее настроение для работы над музыкальным материалом. Пластинка продержалась в чартах 9 недель, поднявшись до восьмого места. В общем, Тони жаловаться на судьбу не приходилось, тем более, что непонятно, чем он был так недоволен, ведь альбом получился не таким уж плохим. Хотя, он конечно спорный. Несмотря на активное использование меллотрона и синтезаторов, несмотря на всю необычность и изысканность музыки, он все же скучноват, и несколько коробит эклектика сочетания блюза с арт-роком. Но стоит признать, что мало кому удавалось органично сочетать эти два живущих на противоположных сторонах рок-улицы стиля. Как бы там ни было, альбом был издан и занял свое место в ряду интереснейших экспериментальных работ своего времени, а насколько этот эксперимент считать удавшимся….. это уже дело вкуса. В плане лирики, Макфи, на этот раз, обратился к социально значимой поэзии с философскими размышлениями на тему войны и мира, которые так же освещаются в альбоме "Thank Christ For The Bomb". Успех на родине группа себе обеспечила, но, как известно, это только половина дела. Впереди у коллектива оставался главный бастион - США. Емкость американского рынка всегда привлекала музыкантов из Великобритании, да и к тому же, группе с блюзовым материалом было как-то неудобно не попытаться "взять" Америку - родина блюза, как-никак! Группа с честью выполнила поставленную боевую задачу. Концерты на американском континенте проходили в переполненных залах, да и альбомы, поддержанные широкомасштабным турне, продавались весьма неплохо. В общем, гастроли прошли очень успешно, но не обошлось без потерь. Домой Макфи вернулся со сломанной рукой, а барабанщик, решивший, что такой образ жизни не для него, оставил группу. Первые американские гастроли для англичан часто заканчивались перетряской состава, ведь гастроли по этой огромной стране с их плотным графиком и напряженной атмосферой были серьезным испытанием на прочность. Группе, находящейся на гребне успеха, не пришлось долго искать барабанщика. Им стал бывший участник кентерберийской группы EGG Клив Брукс (Clive Brooks).
В сентябре 1972 года выходит альбом "Hogwash". На пластинке отчетливо слышно усиление прог-блюзовой составляющей. Возможно, на группу оказал влияние приход кентерберийца Клива Брукса, имевшего богатый опыт работы в стиле приджазованного арт-рока. Смена барабанщика пошла группе на пользу, и "Hogwash" стал одним из сильнейших в ее дискографии. Выпустив альбом, Groundhogs отправилась на гастроли в его поддержку. Во время турне стал очевиден некоторый спад интереса британцев к коллективу. В 1973 году Тони Макфи выпустил свой первый сольный альбом под названием "Две Стороны Тони Макфи" (The Two Sides of Tony (TS) McPhee). Запись была сделана на его домашней студии в Суффолке. Первая сторона пластинки включала композиции, выдержанные в классическом блюзовом ключе. Вторая же состояла из экспериментальных работ, записанных с использованием клавишных и различных устройств, расширяющих возможности для экспериментов и работы со звуком. В 1974 году вышел очередной альбом Groundhogs "Solid". Он сумел добраться только до 31 места в чартах, и это, увы, был последний случай, когда Groundhogs удостоилась чести попасть в диаграммы. Вскоре после этого творческий кризис и спад общественного интереса к блюзу вынудили Тони распустить группу и покинуть сцену. Но долго оставаться в стороне от музыкальной жизни он не смог, и уже в 1975 году Groundhogs снова в строю, на сей раз в виде квартета. Состав группы был уже иной, но музыка, в целом, осталась прежней, ведь у Тони не было никакого желания изменять себе, пусть даже его страстно любимый блюз и не пользовался популярностью. В этом составе группа выпустила два альбома. "Crosscut Saw" стал, пожалуй, самым "рокерским" альбомом коллектива среди пластинок семидесятых годов, и одним из лучших альбомов группы, вообще. Звучание стало более жестким и сочным, что добавило ему драйва и мощи. Два дополнительных гитариста, присутствующих на пластинке помимо самого Макфи, так же не зря свой хлеб ели. "Black Diamond" не сильно отличается от своего предшественника. Такой же мощный и качественный, он был несколько мелодичнее и мягче. Обе пластинки, несмотря на то, что они были великолепны, раскупались плохо и не вызывали интереса у молодежной аудитории. Близилась эра панка, и совершенная коммерциализация музыкального рынка не позволяла выживать группам, которые "не котировались". Не выжили и "Сурки". В 1976 году Тони Макфи объявил о роспуске группы и резко снизил творческую активность. В 1977 году он организует группу TERRAPLANE в составе: Тони Макфи - гитара, вокал Джо Янг (Joe Young) - гитара Алан Фиш (Alan Fish) - бас Улгар Кэмпбелл (Wilgur Campbell) - ударные. В конце семидесятых он так же помогает своему бышему коллеге по Groundhogs Майку Батту, переключившемуся на сольное творчество. TERRAPLANE просуществовала до 1983 года. Эта группа особой активностью не отличалась: давала редкие концерты, записывалась "в стол". Некоторые работы коллектива не так давно вошли в компилятивный альбом "Best of AOG". В 1983 году Тони собирает трио, с которым начинает гастролировать по стране. Некоторый успех гастролей, а так же неплохая реакция публики на концертный альбом "Hoggin The Stage" вселяют в Тони оптимизм и веру в себя, и он принимает решение реорганизовать Groundhogs в новом составе. Альбом "Razor's Edge", вышедший после почти восьмилетнего бездействия группы, явил новое лицо Groundhogs. Группа явно пошла по стопам своих сородичей Savoy Brown, существенно упростив музыку и ужесточив саунд. Теперь это был очень мощный "метализированный" блюз-буги с соответствующим низким хриплым вокалом. Классифицировать ее как прогрессивный блюз очень сложно, скорее, это уже прямолинейный хард-рок на блюзовой основе с отличным драйвом и великолепной исполнительской техникой. Несмотря на все его достоинства, альбом был замечен только в среде поклонников коллектива. Некоторые прежние почитатели отвернулись от Groundhogs, обвинив ее в отходе от принципов и потакании "современной молодежи", но большинство все же осталось довольно новой работой и возвращением "Сурков" на сцену.
Следующий студийный альбом увидел свет через два года. Он был выдержан примерно в том же духе. Все тот же драйв, все те же мощь и животные эмоции, все тот же высочайший исполнительский уровень и сильный "мужицкий" голос. Заключительная композиция альбома имеет весьма необычное название: "54146". Это ни что иное, как идентификационный номер гитары Тони "Gibson SG", которая была украдена у него незадолго до выхода альбома. В буклете обозначена просьба Тони Макфи, в случае обнаружения гитары, вернуть ее за хорошее вознаграждение, так как потеря любимого инструмента стала для него серьезной проблемой. В записи принимал участие бывший басист AMON DUUL и HAWKWIND Дэйв Андерсон (Dave Anderson). Спустя еще два года пути Андерсона и Макфи снова пересеклись. На этот раз уже Тони сотрудничал с AMON DUUL на альбоме "Die Losung". На основе концертных выступлений середины семидесятых был записан альбом (вышел в 1989 году) "No Surrender - Razor's Edge Tour '85". Качество запечатленного на нем материала не вызывает нареканий, и если бы не плохой звук, альбом можно было бы рекомендовать всем любителям соответствующей музыки. В девяностых выходит несколько сольных альбомов Макфи. В этих работах Тони отрешается от своего "рокерского" прошлого, возвращаясь к своему горячо любимому блюзу. Эти пластинки весьма далеки от того, что он делал в Groundhogs. В конце 1993 года у Тони возникли серьезные проблемы со здоровьем. Его сердце было уже настолько слабым, что появилась опасность того, что он откажется от выступлений. Но, к счастью, этого не случилось. Напротив, Тони в этот период очень активен и полон энтузиазма. Не отказываясь от сольной деятельности, он реформирует Groundhogs. В октябре 1996 года вышел альбом "Who Said The Cherry Red?", включивший в себя не изданные ранние песни в новом исполнении. Материал изначально готовился для "живого" альбома. В выступлениях, помимо самого Макфи, должны были участвовать барабанщик Мик Джонс (Mick Jones) и бастст Брайан Джонс (Brian Jones), но что-то у них там не срослось, и альбом записывался на домашней студии Тони Макфи. На обложке, в качестве басиста и барабанщика указаны Pete Chymon и Dale Iviss. Поклонники группы долго пребывали в замешательстве, пытаясь узнать, кто же это такие, пока ситуацию не прояснил сам Макфи. В одном из интервью он признался, что все партии исполнил сам. По его словам, "Pete Chymon" - анаграмма от "Tony McPhee", а "Дэйвом Айвиссом зовут его драммашину". В 1997 году Макфи снова издает сольный альбом, а так же, в рамках Groundhogs работает над пластинкой "Hogs in Wolf's Clothing". Этот альбом посвящен знаменитому американскому блюзмену Howlin' Wolf, чье творчество оказало сильнейшее влияние на Тони Макфи. Песни Howlin' Wolf уже давно стали стандартами и историей блюза. Кто только их не исполнял?! Макфи решил не отставать и записал целый альбом каверов. Через год группа снова отправляется в студию для работы над пластинкой "Muddy Waters Songbook", посвященной не менее знаменитому блюзовому мастеру Мадди Уотерсу (Muddy Waters). Трудно сказать, где пребывала в тот момент Муза, но явно, что в ту студию она не залетала. Живые и энергичные песни Уотерса звучат в этом исполнении на удивление вяло. Скука, грусть, тоска, вымученность, полное отсутствие драйва……. Вызывает удивление то, что мастер такого уровня, как Мкфи налепил такого. Теперь на очереди третий трибьют-альбом. Сейчас у нежелающего сдавать свои позиции Макфи в планах выпустить пластинку каверов на песни Джона Ли Хукера - музыканта, давшего ему "путевку в жизнь" и оказавшего наибольшее влияние на его исполнительский стиль.
Дискография:
Groundhogs:
1968 - Scratching The Surface
1969 - Blues Obituary
1970 - Thank Christ for the Bomb
1971 - Split
1972 - Who Will Save the World? The Mighty Groundhogs!
1972 - Hogwash
1973 - Solid
1976 - Crosscut Saw
1976 - Black Diamond
1985 - Razors Edge
1987 - Back Against The Wall
1996 - Who Said Cherry Red
1998 - Hogs in Wolf's Clothing
1999 - The Muddy Waters Songbook
Tony McPhee solo:
1973 - The Two Sides of Tony (TS) McPhee
1991 - The Blues and the Beast
1993 - Foolish Pride
1996 - Slide T. S. Slide
1997 - Bleaching the Blues
1998 - Me and the Devil / I Asked For Water She Gave Me Gasolinehttp://www. old-rock. ru/monsters/groundhogs/groundhogs. html