"09.04.1895 - род. Mance LIPSCOMB - в Навасоте, Техас, родился Мэйнс Липскомб (Mance LIPSCOMB). Фермер, который свою первую запись сделал в 1960году на своей ферме, где его нашел Крис Скрэтчвитц. Липском показал себя безупречным гитаристом и певцом с огромным репертуаром. В последующие годы он регулярно записывался и выступал на блюз- и фолк-фестивалях." (Спасибо сайту blues.ru за предоставленную информацию)
"Like Leadbelly and Mississippi John Hurt, the designation as strictly a blues singer dwarfs the musical breadth of Mance Lipscomb. Born on April 9, 1895 in Navasota, TX, Lipscomb was a sharecropper/tenant farmer all his life who didn't record until 1960, "songster" fits what Lipscomb did best. A proud, yet unboastful man, Lipscomb would point out that he was an educated musician, his ability to play everything from classic blues, ballads, pop songs to spirituals in a multitude of styles and keys being his particular mark of originality. He appeared at numerous blues and folk festivals throughout the '60s, released several albums on Arhoolie and even one for a major label, Reprise, in 1970, Trouble in Mind. Four years later, Lipscomb retired from the festival circuit and passed away on January 30, 1976 in his hometown of Navasota, TX. He was 81. With a wide-ranging repertoire of over 90 songs, Lipscomb may have gotten a belated start in recording, but left a remarkable legacy to be enjoyed."-- AMG Biography by Cub Koda
"Мы уже столько раз обращались к Мэнсу Липскому, что самое время рассказать об этом удивительном и необычном сингере, о котором до 1960 года ничего не слышал ни один из специалистов.
Мэнс родился 9 апреля 1895 года в Бразос-каунти (Brazos County), неподалеку от Навасоты, Граймс-каунти (Grimes County). Он прожил долгую и трудную жизнь шеаркроппера, очень редко покидал родные пределы и умер в январе 1976 года, оставив о себе память как о последнем техасском сонгстере ‒ фолк-музыканте, хранившем и исполнявшем песенный репертуар доблюзовой поры.
Мэнс был одним из одиннадцати детей бывшего раба из Алабамы Чарльза Липскома (Charles Lipscomb) и наполовину индианки Джени Прэтт (Janie Pratt). В своё время малолетнего Чарли отобрали у родителей, вывезли из Алабамы в Техас и продали владельцу плантации в долине реки Бразос (Brazos River). В юности Чарли обнаружил музыкальные способности, соорудив фиддл из коробки из-под сигар, и это определило его дальнейшую судьбу: он стал фиддлером и зарабатывал игрой на танцах, развлекая выходцев из Шотландии и Ирландии. Привлекал он к этому занятию и Мэнса, обучив его игре на гитаре, и иногда мальчик подыгрывал отцу. Когда Мэнсу исполнилось одиннадцать, отец, и до того пропадавший неделями, перестал возвращаться домой, так что на попечении матери остались все одиннадцать детей, которых надо было кормить и растить.
«Мне пришлось тогда заняться мужской работой: у матери было много детей, а отец, кажется, решил её оставить. Если бы я этого не сделал, моим братьям и сестрам пришлось бы голодать», ‒ вспоминал Мэнс Липском много лет спустя. В восьмилетнем возрасте он собрал свои первые пятьдесят фунтов хлопка, а в одиннадцать уже стал главой семейства, работая в полях, управляя мулом при пахоте и обработке плантации. В шестнадцать Мэнс занялся шеаркроппингом на двадцати акрах земли, по его словам хорошей и плодородной... В наших книгах мы уже не раз объясняли, что значит так называемая система шеаркроппинга, но Мэнс Липском делает это куда лучше:
«Я начал работать под руководством главного менеджера одной из крупных плантаций. В те дни все они были крупными в округе, по пятьсот – шестьсот акров.[xviii] Что ж, ты туда приходил и работал за половину урожая (work on half-handers). Они выдавали продукты, мулов, корм для скота, инвентарь, плуги... Всё это выдавалось из плантационного магазина (commissary store). Потом уже, когда ты собрал урожай, то, если собрал, скажем, десять тюков хлопка (bales of cotton), ‒ они забирали себе пять и мне оставалось пять. А затем ещё надо было рассчитаться с плантационным магазином за всё, что тебе выдали раньше. Иногда к концу года у тебя практически ничего не оставалось. При этом они могли тебе сказать: "Что ж, ты мне не всё выплатил в этом году". И ты ничего не мог с этим поделать! Ты работал и продавал хлопок по их цене».
Таковой была так называемая система шеаркроппинга, в которой трудились десятки тысяч чёрных (да и белых тоже) работников на Юге. Такими шеаркропперами были и родители Чарли Пэттона, и мать Джона Хёрта в миссисипском Авалоне, и так же, за половину урожая, трудились на чужой земле родители Лемона Джефферсона, проживавшие на ферме в Коучмене. Точно так же в продолжение сорока двух лет трудился и Мэнс Липском. По его словам, в самый удачный свой год он заработал семьсот долларов, а в просто «хороший» год обычно зарабатывал от ста пятидесяти до двухсот долларов!
Ещё в 1913 году Мэнс женился на Элноре Кемпс (Elnora Kemps, 1897–1978), с которой счастливо прожил до конца своих дней: Элнора пережила Мэнса на два года и покоится рядом с ним на кладбище в Навасоте. «Вы не отыщите и десяти пар, которые бы прожили так долго вместе. Мы никогда не расставались», – говорил не без гордости Мэнс Липском, и в этих словах слышится невольный упрёк отцу, оставившему его мать и одиннадцать детей, включая самого Мэнса, на произвол судьбы...
Но всё же именно своему незадачливому отцу Мэнс обязан вовлечением в музыку. Ведь это Чарли научил его игре на гитаре, и от него же Мэнс узнал песни и баллады времён Гражданской войны, рилы, танцевальные мелодии, песни чёрных менестрелей... Мы уже знаем, что в дни молодости он бывал и в далласском Дип Эллуме, где слышал самых разных музыкантов, в том числе Блайнд Лемона Джефферсона, у которого многому научился, внимательно наблюдая за слепым сингером. Учился он блюзам и у Ричарда Дина (Richard Dean) и Хемпа Уолкера (Hamp Walker), музыкантов из странствующего водевильного шоу. С середины двадцатых Мэнс слушал ещё и пластинки таких исполнителей, как Биг Билл Брунзи (Big Bill Broonzy, 1893–1958), Бесси Смит, Мемфис Минни (Memphis Minnie, 1897–1973). По его словам, однажды его заметил Джимми Роджерс (Jimmie Rodgers, 1897‒1933), проезжавший через Навасоту со своим шоу, и вроде бы знаменитый белый блюзмен пригласил Мэнса ехать с ним в тур, но тот, занятый домашним хозяйством и обязанностями главы семьи, отказался. Да и со своей Элнорой он никогда не хотел расставаться. Это только в заимствованных песнях он позволял себе быть беспечным, как когда-то отец.
Мэнс Липском пережил Депрессию и видел, как банкротятся и продаются с молока крупные плантации... Только к 1943 году он обзавелся сельскохозяйственным инвентарём и упряжкой мулов, тем самым повысив свой профессиональный и социальный статус: «Мы тогда называли это third-and-fourths. Поскольку у меня был свой инвентарь, владелец земли получал каждый третий тюк хлопка и каждую четвертую повозку зерна». В 1954 году владелец земли, оценив трудовые и управленческие способности Липскома, поставил его управляющим фермой в двести акров и определил ему долю из общей прибыли. Казалось бы, Мэнсу впервые представилась возможность вздохнуть. Но уже вскоре землевладелец передумал и решил выплачивать своему управляющему фиксированную зарплату, на что гордый Мэнс не согласился: он привык работать только за взращенный урожай. Поэтому, собрав урожай 1956 года, он уволился и устроился на работу в одну из деревообрабатывающих компаний в Хьюстоне. Там, однако, он долго не проработал, потому что в сентябре 1957 года перевернулся грузовик с брёвнами, вследствие чего Мэнс получил серьезные травмы, приведшие к ухудшению зрения. С тех пор он перешёл на контрактную работу, получив подряд на подстрижку травы вдоль хайвеев. Сам Липском управлял трактором, и под его началом работали ещё два работника... Так бы и протекала в неустанных трудах и домашних заботах жизнь Мэнса Липскома, если бы не наступила эпоха, которую мы именуем Фолк-Возрождением.
Как мы уже отметили, в 1960 году сонгстера разыскали продюсер и издатель Крис Стрэшвиц и фольклорист Мэк МакКормик. Тогда же, ещё в старом домике Липскома под Навасотой, они записали множество его песен, которые издали на только что образованном лейбле Arhoolie. Альбом Мэнса Липскома Texas Sharecropper And Songster вышел под первым номером, положив начало блистательному каталогу Arhoolie Records. А вскоре Мэнса услышали и увидели тысячи молодых его поклонников в самых разных частях Америки. Он был одним из первых представителей старшего поколения чёрных фолк-музыкантов, к которым обратилось молодое поколение в начале шестидесятых. С тех пор и едва ли не до самой своей смерти, в январе 1976 года, Мэнс Липском выступал на различных фестивалях, концертах, теле- и радиошоу и много записывался. К счастью, бóльшая часть этого материала издана, и в этом огромная заслуга Криса Стрэшвица и Arhoolie Records, на котором последовательно были выпущены альбомы Липскома, ставшие фирменным знаком лейбла, классикой жанра и ценным документом эпохи...
Важно и то, что некоторые из выступлений Мэнса Липскома сохранились на видео, и мы можем видеть этого статного, гордого, всегда серьёзного и сосредоточенного и, главное, очень красивого музыканта, глаза которого повествуют о прошлом не меньше, чем его голос. Таким он предстает во время концерта на Техасском телевидении в 1969 году, и это стоит посмотреть. (Скачать это видео ещё пока можно здесь - . Прим. Скворец66). Разнообразная и досконально отточенная техника игры, разные стили ‒ рэгтаймы, вестапол (vestapol), блюзы, олд-таймы, баллады... И почти для каждого исполнения ‒ своя особенная настройка, которыми Мэнс владеет, кажется, в совершенстве...
Таким был великий сонгстер из Навасоты, оставивший после себя не только песни, но и очень важные для нас воспоминания, собранные в автобиографическую книгу I Say Me For A Parable, на которую мы ссылаемся в нашем рассказе о Блайнд Лемоне Джефферсоне." (В.Ф. Писигин "Пришествие блюза. Т.4. Country Blues. Книга четвертая: Блайнд Лемон Джефферсон. Глава 8. Поиск репертуара" -
http://www.collectable-records.ru/pisigin/vol8/08.htm )
(Спасибо Валерию Писигину и сайту - collectable-records.ru за предоставленную информацию)