Iced Earth относится к тому не очень многочисленному виду металлических коллективов, которые имеют свое лицо, свой оригинальный звук и уникальный подход к сочинению музыки. В том, что альбомы группы выпускаются не с ежегодной периодичностью дает нам надежду ожидать, что музыка будет продумана до мельчайших деталей, не будет банальной и технически занудной, а откроется с новой стороны. Правда в этой цепочке есть одно слабое звено – предыдущий "Horror Show" (2001), на котором, по сути, есть всего лишь три прекрасных вещи, но правил без исключений не бывает. Ожидание нового альбома было наполнено надеждой об исправлении предыдущее ошибки, тревогой, связанной со сменой состава – ушел великолепный Larry Tarnowski (guitar), а затем рокировка Barlow – "Ripper" Owens, а ведь вокал Barlow был чуть ли не основной частью творчества группы, определяющей ее успех. Да еще и смена лейбла... Картина вырисовывалась довольно интригующей и все эти события подогревали интерес к группе. Выпущенный в преддверии альбома сингл "The Reconing" лишь приоткрыл завесу тайны, хотя многие стали ожидать убойного альбома, а другие плеваться и говорить, что "ни за что на эту лабуду деньги тратить не будут". Стараниями "Союза" лицензионная версия альбома вышла в России на неделю ранее европейского релиза, и вышла абсолютно отменной – отличный толстый буклет, прекрасный звук, а самое главное – возможность развеять все тревоги ожидания ранее остальных. Теперь непосредственно о музыкальном содержании.
Конечно, музыка написана под вокал Barlow. Ведь когда альбом создавался, вокалист был еще в составе, и говорят что даже есть версия альбома (или нескольких песен) с вокалом Barlow. Ripper поет иначе, временами скатываясь к стилистике, наработанной в Judas Priest, но по большей частью это индивидуальный вокал, не имеющий ничего общего с Barlow. Поначалу это напрягает – все время ловишь себя на мысли, а как бы это спел Barlow, но музыкальный материал настолько силен, что после нескольких прослушиваний все встает на места, кажется, что так и должно быть, и вокал к месту, тем более, что поет Owens разнообразно, где тоньше, где жестче. Честно говоря, он открылся на этом альбоме совершенно с новой и положительной стороны.
Музыкально альбом, при наличии всех фирменных ходов группы все же немного иной. Этому поспособствовал и вокал Риппера, и оркестровки, и немного иная стилистика песен – меньше стало мрачности, больше динамизма и ярости. Вообще, альбом силен настроением, он явно захватывает прогрессивные территории, наподобие последних альбомов Iron Maiden. Альбом мощно стартует с "Declaration Day", которая напоминает лучшие боевики с альбома проекта Demons&Wizards, мелодическая вставка в середине прекрасна, а вокал Риппера скатывается к пристовско/халфордовской высокой (по тону) стилистике. Мелодия сильно напоминает одну вещицу с Demons&Wizards – то ли Шаффер воспользовался зарисовочкой с той сессии, то ли переработал вещь кардинально, но, тем не менее, это мощное и убедительное начало, проистекающее в блестящую, великолепную, эмоциональную гениальную балладу "When The Eagle Cries". Начавшись как полуакустическое спокойное музыкальное повествование со спокойно-проникновенным вокалом Риппера, в припеве музыка взрывается мощнейшими тяжелыми гитарами и многоголосьем бэк-вокалистов. Ведущую линию держит Риппер, а на заднем плане звучат голоса Шаффера и Барлоу. Тяжелейшая и эмоциональная вещь, без соплей, а соло в середине настоящий меломан оценит не то что по достоинству, но душу продаст за этот великолепный кусок Музыки с большой буквы. Безусловный хит, на концерте я б угорел под него со всей эмоциональностью, на какую только способен. Сингловая "The Reckoning" является типичнейшей вещью группы, но только вокал Риппера иначе окрашивает всю идею песни. Быстрая, притрешованная, она сначала может показаться монотонной, но при многократном прослушивании это ощущение исчезает, как пушечный дым в прокопченном небе. Середина трека разбавлена замедленной интерлюдией с лидирующим басом и пронзительным вокалом Риппера, обрывающимся убойным ритмом и мощной атакой гитар. Не спешите делать скоропалительных выводов – вещь заслуживает большего при внимательном и многократном прослушивании. "Attila" начинается в точности со своим названием – мощные хоралы, передающие атмосферу тех времен, а далее вновь убойный фирменный трешевый хэви, кажущаяся монотонность которого блестяще разбавлена мелодичными вставками, перекликающимися с основной темой припева. Шаффер максимально постарался передать соответствие текста и музыки – тут и исторически не образованный слушатель поймет, о чем идет речь в песне. Великолепный разноплановый трек, явный фаворит альбома. Очень хорош припев – гармонично сочетается с основным ритмом куплета. Его не сразу запомнишь, ибо мелодия совсем не хитовая, но будьте готовы заметить, что она вдруг с неизбежностью всплывет в голове через пару дней после прослушивания. Без перерыва трек переходит в повествование о летчиках первой мировой войны "Red Baron/Blue Max". Этот трек удивил и восхитил меня – ничего подобного ранее Iced Earth не делали! Влияние Риппера и Пристов однозначное, но так это хорошо вышло, да в фирменном звучании группы, просто блеск. Риппер тут такие высоты берет, что дух захватывает. Соло просто чумовое и очень неожиданное для Шафера. "Hollow Man" представляет собой тяжелую полубалладу с проговыми вставками, напомнившую мне первые альбомы группы, а мощная мелодика припева просто добивает свое монументальностью и убедительностью. Не могу скрыть своего восхищения мастерством и сыгранностью музыкантов на этой вещи. Она просто нравится безотносительно всяких описаний и препараций – при ее прослушивании просто отключаешься и внимаешь музыке. Мой еще один фаворит альбома – слушаю соло и понимаю, за что я люблю тяжелую музыку – вот оно мое, родное. "Waterloo" напомнил мне лучшие вещи Мейден последнего периода, естественно в фирменном ключе Iced Earth. Эту вещь мог бы прекрасно спеть и Дикинсон, я бы назвал ее хорошим металлическим прогрессивом, без занудного технического дрочилова. И здесь очень убедительно звучит вокал Риппера. Отличный динамичный трек с впечатляющей подложкой бэк вокала. Великолепная мелодия на фоне тяжелых, одновременно трешевых и прогрессивных гитар. Прослушиваю его, и хочется нажать кнопку repeat, а это ох как не часто случается. Еще один фаворит, высший балл. "Valley Forge" начинается полуакустическими гитарами, переходящими в мелодичную Шафферевщину. Он как бы принимает эстафету предыдущего трека, так как по духу, по прогрессивному настрою они очень похожи. Многослойное соло придает вещи весомость и такой какой-то особенный окрас, как изюминка хорошему блюду. Здесь вокал не очень убедителен, ибо властвуют гитары – они ведут всю тему, расцвечивая ее блестящими соло проходами.
"Gettysburg (1863)". Монументальнейшая вещь на 30 с лишним минут, перекликающаяся с трилогией "Something Wicked" по своему композиционному построению, но гораздо более сложнее, монументальнее, разнообразнее. Описывать такое огромное, многоплановое произведение очень трудно, слова тускнеют перед грандиозностью замысла и его воплощения. Вы просто послушайте этот шедевр, прочувствуйте, как блестяще связаны между собой разные мелодичные темы, пронизывающие трилогию единым стержнем, отметьте, как разнообразил свой вокал Риппер, прочувствуйте замысел автора – его попытку связать повествовательную и музыкальную части в единое произведение. Это самая настоящая музыкальная пьеса, которая после первого прослушивания показалась мне все же слегка затянутой и утомительной к концу, впрочем, как в свое время и "Something Wicked". Но затем, когда я слушал внимательно, музыка захватила меня, и я не успел заметить, как все подошло к концу, не оставив и следа от прежних ощущений затянутости. Из одной только этой пьесы может получиться концерт, ибо она обладает законченностью, завершенностью и внутренней логикой. И как же удачно вплетены оркестровки в основное композиционное тело! Для меломана, прежде всего ориентированного на металлический звук это настоящее пиршество, так как оркестровки являются лишь дополнением к выведенным на передний план тяжелым гитарам. Сведение и баланс для меня представляется идеальным, с точки зрения металлической музыки. Вставленные в малом количестве сэмплы пушечной пальбы и шума боя совсем не раздражают, а наоборот помогают ярче и отчетливей представить всю картину события, явившегося основой творческого замысла. Это пик таланта Шафера, он долго шел к этому произведению, всем своим творчеством доказывая не банальность и уникальность своей музыки. Пьеса, длящаяся более 30 минут заканчивается, а внутри – в душе, музыка продолжает жить, вызывая сильнейший эмоциональный отклик.
Ответил Шаффер на все вопросы, ох как грамотно ответил! И за "Horror Show" "извинился", и за "сомнительное" приглашение Риппера, и за уход гитариста, представив блестящее музыкальное произведение, а не просто очередной номерной альбом. Говорят, что, как встретишь Новый Год, так его и проведешь. Новый Металлический Год начался с такого высоченного уровня музыки, заданного Iced Earth своим новым альбомом, что я бы не возражал, если этот уровень будет поддержан и другими группами и исполнителями металлического жанра.
Оценка: 9/10
www.metallibrary.ru