01. Esma (3:53)
02. Vatra i barut (3:40)
03. Što ti dadoh (4:40)
04. Sarajevo (4:00)
05. Ljubiti (3:50)
06. Opušteno skroz (4:03)
07. Šok, šok (4:43)
08. Ne govori mi da me više ne voliš (4:21)
09. Slavljenička (3:48)
10. Zar se nismo shvatili (4:24)
11. Rio (3:30)
12. Samo pričaj (4:13)
Credits:
Music by Zdravko Čolić (1, 2, 4, 5, 7-9, 11), Antonija Šola (3), Marsell Benzon (3), Maya Sar (10), Bruno Kovačić (12)
Lyrics by Zdravko Čolić (1, 2, 5, 7, 11), Momčilo Bajagić (1, 4, 7, 11), Marina Tucaković (2, 5, 8, 9), Antonija Šola (3), Duško Trifunović (4), Maya Sar (10)
Arranged by Vojislav Aralica (1, 4-6, 9, 11), Nikša Bratoš (2, 3, 8, 10, 12), David Vurdelja (7), Bruno Kovačić (12)
Lead Guitar: Vlatko Stefanovski (2, 10)
Guitar: Vojislav Aralica (1, 4-6, 9, 11), Nikša Bratoš (2, 3, 7, 8, 10, 12), Zdravko Čolić (9), Bruno Kovačić (12)
Portuguese Guitar: Nikša Bratoš (10)
Bass: Vojislav Aralica (1, 4-6, 9), Nikša Bratoš (2, 3, 8, 10, 12), Miroslav Tovirac (11)
Keyboards: Vojislav Aralica (1, 4-6, 9, 11), Aleksandar Banjac (1)
Programmed by Vojislav Aralica (1, 4-6, 9, 11), Nikša Bratoš (2, 3, 8, 10, 12), David Vurdelja (7)
Piano, Accordion: Aleksandar Banjac (11)
Saxophone: Nikola Demonja (5)
Trumpet: Miloš Nikolić (5, 9, 11)
Horn, Trombone: Miloš Nikolić (9)
Mandolin: Vojislav Aralica (4)
Cümbüş, Baglama: Nikša Bratoš (3, 8)
Backing Vocals: Daria Hodnik Marinković, Ivana Čabraja, Jadranka Krištof, Dragan Branas (2, 3, 7, 8), Vladimir Pavelić (2, 3, 7, 8), Dragoljub Milenković (4), Mihajlo Pribišević (4), Bojana Racić (6), Nevena Filipović (6)
Executive Producer: Adis Gojak
Producers: Vojislav Aralica (1, 4-6, 9, 11), Nikša Bratoš (2, 3, 8, 10, 12), David Vurdelja (7)
Engineer: Domagoj Perišić, Nikola Radivojević, Sam Petts-Davis, Tomaž Maras
Recorded at studio Siena, Belgrade; Studio N.B., Zagreb; Studio RSL, Novo Mesto; Studio Strongroom, London.
Mixed at studio Strongroom, London; Studio RSL, Novo Mesto; Studio N.B., Zagreb.
Mastered by John Webber at Air Studio, London, UK
Mixed by Nikša Bratoš, Vojislav Aralica
Design: Marko Vajagić, Orange Studio
Photography by Nebojša Babić
Об исполнителе:
Здравко Чолич родился 30 мая 1951 года в Сараеве, куда его родители Владимир и Стана Чоличи переехали из городка Требине. Отец служил в милиции, мать была домохозяйкой. Здравко рано проявил интерес к спорту: сначала он играл за юношеский состав сараевского футбольного клуба «Железничар», затем ушёл в лёгкую атлетику. Однако его спортивная карьера не состоялась - Здравко не хватало необходимой для этого строгой дисциплины. Чолич учился в общеобразовательной школе им. Владимира Перича Валтера в сараевском районе Грбавица. Иногда участвовал в постановках местного «Пионерского театра» («Pionirsko pozorište»). Также он учился играть на гитаре в местной музыкальной школе.
Помимо музыкальной школы Здравко играл на гитаре и на сараевских улицах. Чолич и его приятель Брацо Исович создали дуэт, который стал известен местным жителям, как «Чола и Иса из Грбавицы». Начинающие музыканты пытались перепевать югославские и итальянские шлягеры.
Сценический дебют Чолича, как певца состоялся в конце 1968 года, когда он отправился отдыхать на черногорское побережье, в Баошичи, где у его отца был дом. Ещё один приятель Здравко, Недим Идризович, уговорил его съездить в соседнюю Биелу, где проходил конкурс местной самодеятельности, посвящённый Дню Республики. Чолич занял второе место, исполнив песню «Lady Madonna» группы «The Beatles».
Вернувшись в Сараево, окрылённый неожиданным успехом, Чолич приходит в свою первую музыкальную группу - «Mladi i lijepi» («Молодые и красивые»). Сотрудничество длится недолго: в это время Здравко ещё учится в гимназии. Но уже в 1969 году он находит более профессиональный, с его точки зрения, коллектив - «Ambasadori» («Послы»), в работе которого будет участвовать следующие два с половиной года.
На момент прихода Чолича «Ambasadori» были по сути военным ансамблем: все музыканты за исключением руководителя Слободана Вуйовича были курсантами. Основу репертуара составляли ритм-энд-блюзовые композиции «Chicago», Отиса Реддинга, Уилсона Пикетта и других. Также в обязательном порядке в программу выступления включались новые и старые югославские хиты. Всё это чередовалось с композициями, сочинёнными самими курсантами. Долгое время «Ambasadori» имели сложности с проведением концертов, от многих из которых приходилось отказываться - организацию каждого нужно было согласовывать с командованием части.
Осознавая, что в подобной ситуации их возможности сильно ограничены, в 1970 году Вуйович и Чолич решают создать группу «Novi ambasadori». Они приглашают барабанщика Перицу Стояновича, клавишника Владо Правдича, саксофониста Лале Стефановича и бас-гитариста Златко Холда. Репертуар нового коллектива составляют не только привычные для основателей ритм-энд-блюзовые композиции, но и песни «Led Zeppelin», «Blood, Sweat & Tears», «Creedence Clearwater Revival» и т. п.
Летом 1970 года «Novi ambasadori» вместе с группой «Indexi» отправляются в свой первый гастрольный тур из Сараева в Дубровник. В 1971 году они занимают на сараевском ежегодном музыкальном фестивале «Vaš šlager sezone» 7-е место с песней «Plačem za tvojim usnama», которая сразу же издаётся фирмой «Beograd disk» на сингле «Plačem za tvojim usnama / Zapjevaj». Кроме первого сингла музыканты получили и первую возможность заявить о себе в телевизионном эфире. Одним из тех, кто увидел их тогда по телевизору был Корнелие Ковач - композитор и продюсер, с которым Здравко Чолич сотрудничает и по сей день. Ковач, будучи на тот момент уже влиятельной фигурой в мире югославской популярной музыки, был удивлён хорошим голосом Чолича и его умением держаться на сцене. Певцу скоро была предложено место дублирующего вокалиста группы «Indexi». Несколько раз он выступал в этом качестве, заменяя основного вокалиста группы Даворина Поповича.
В конце лета Корнелие Ковач приглашает Здравко в группу «Korni» («Корни») на замену только что ушедшему солисту Дадо Топичу. В отличие от «Ambasadori», «Korni» имели собственный репертуар и более серьёзный подход к музыке.
10 сентября 1971 года двадцатилетний Чолич переезжает из Сараева в Белград. Однако сотрудничество с «Korni» не складывается: певцу, ориентированному на исполнение шлягеров, трудно исполнять композиции в жанре прогрессивного рока. Вместе с группой ему удаётся записать лишь 3 песни: «Kukavica», «Gospa Mica gazdarica» и «Pogledaj u nebo». Все они сразу же издаются на сингле белградской фирмой грамзаписи «PGP RTB». Песня «Gospa Mica gazdarica», которую стали передавать по радиостанциям Югославии, вызвала многочисленные жалобы слушателей и скоро была убрана из эфира из-за провокационного содержания. В песне молодой человек просит пожилую хозяйку квартиры разрешить ему лечь в её кровать. «Gospa Mica gazdarica» отчасти перекликается с тогдашней жизнью Чолича в Белграде, когда ему приходилось переезжать из одной съёмной квартиры в другую. Скоро Чолич и Ковач пришли к выводу, что Здравко лучше выступать сольно. Для подготовки к этому, всего через полгода после отъезда, Чолич возвращается обратно в Сараево.
15 апреля 1972 года Здравко Чолич впервые принял участие в музыкальном конкурсе, выступая сольно. На «Vaš šlager sezone» он занял третье место с песней Кемала Монтено «Sinoć nisi bila tu». Изначально Монтено писал песню для джазовой певицы Йосипы Лисац, но та в последний момент отказалась от её исполнения. 20 мая того же года состоялось организованное Корнелие Ковачем выступление Чолича в популярной музыкальной программе Белградского телевидения «Obraz uz obraz», которую вели югославские актёры Милена Дравич и Драган Николич. Чолич выступает на музыкальных фестивалях в Сплите, Приштине и Скопье, после чего отправляется на гастроли в СССР вместе с группой «Indexi», Бисерой Велетанлич, Сабахудином Куртом и Сабиной Варешанович.
Победив на фестивале в Опатии с ещё одной песней Кемала Монтено - «Gori vatra», Здравко Чолич получил право представлять Югославию на конкурсе «Евровидение». 7 апреля 1973 года в Люксембурге песня «Gori vatra» разделила с песней «Sans toi» в исполнении французской певицы Мартин Клемансо 15-е место из 17-ти возможных. Несмотря на явное поражение на конкурсе, песня сразу стала хитом в Югославии. Участие в «Евровидении» позволило Чоличу быстро стать популярным на родине. 23 ноября 1974 года он побеждает на белградском фестивале «Hit parada» с песней «Ona spava». В следующем году с песнями Ковача «April u Beogradu» и «Zvao sam je Emili» Здравко побеждает на «Beogradsko proleće» и сараевском «Vaš šlager sezone». Несколько позднее появляются песни «Bling blinge bling» (автор - Корнелие Ковач), «Ljubav je samo riječ» (автор - Войкан Бориславлевич) и «Zelena si rijeka bila» (автор - Кемал Монтено). Тогда же Чолич заключает контракт с немецким лейблом «WEA» и записывает два сингла с песнями на немецком языке - «Madre Mia / Rock n roll himmel» и «Alles was ich hab / Lampenfieber». Продюсеры посчитали, что имя «Zdravko» будет слишком сложным для восприятия немецкоязычными слушателями, поэтому придумали Чоличу псевдоним - «Dravco». Вскоре контракт был расторгнут, поскольку Чолич не захотел переезжать в ФРГ.
Дебютный альбом
Альбом «Ti i ja» был выпущен в 1975 году загребской фирмой «Jugoton». Бо́льшую часть альбома составили песни, написанные Корнелие Ковачем. Автором композиций «Igraš se vatrom» и «Loše vino» стал гитарист сараевской группы «Bijelo Dugme» и начинающий композитор Горан Брегович. С Бреговичем и фотохудожником Драганом Стефановичем, создавшим обложку для альбома, Чолич, так же, как и с Ковачем, будет сотрудничать на протяжении долгих лет.
Несмотря на достаточное признание у публики, Чолич продолжает участвовать в музыкальных фестивалях наряду с начинающими исполнителями. На одном из них - в Загребе, в 1976 году - он, к удивлению многих, занимает всего лишь четвёртое место. В конце 1976 года Здравко отправляется в турне по всей Югославии с группой «Indexi». В следующем, 1977 году, Чолич выступает на фестивале в Загребе с песней «Živiš u oblacima», а затем - теперь уже в последний раз - в том же Загребе на фестивале революционных и патриотических песен с композицией «Druže Tito mi ti se kunemo», сингл с которой позднее будет распродан в количестве 300 000 копий.
Популярность
Вышедший в 1978 году второй альбом Здравко Чолича «Ako priđeš bliže» оказался более успешным, чем «Ti i ja». За первые две недели было продано около 50 000 копий. В альбом вошли такие композиции, как «Glavo luda», «Zagrli me», «Juče još», «Pjevam danju, pjevam noću», «Jedna zima s Kristinom» и «Produži dalje».
1 апреля 1978 года начался гастрольный тур Чолича с танцевальной группой «Lokice» в поддержку альбома, разошедшегося к тому моменту тиражом более 150 000 копий. На протяжении всего тура на концертах повторялась одна и та же ситуация: толпы поклонниц пытались прорваться на сцену. Никогда прежде Югославия не сталкивалась с подобной степенью популярности эстрадного исполнителя. Заключительный концерт тура проходил на белградском стадионе «Црвена Звезда» 5 сентября 1978 года. Все 70 000 билетов были проданы, несмотря на то, что за пять месяцев до этого, 4 и 8 апреля, Чолич уже давал концерты в белградском «Хала Пионир». После окончания тура выяснилось, что продано уже более 700 000 копий альбома. В 1999 году альбом был переиздан тиражом в 1 000 000 копий. Белградским музыкальным журналистом Душаном Савковичем и режиссёром Йованом Ристичем был снят фильм «Pjevam danju, pjevam noću», посвящённый гастрольному туру Чолича 1978 года и пути, которым Здравко шёл к подобному успеху.
Так же Чоличем вновь заинтересовался лейбл «WEA», руководство которого предложило ему возобновить контракт. Теперь Чолич записал сингл на английском: песни «Jedina» и «Zagrli me» были переделаны в «I’m Not a Robot Man» и «Light Me». Однако певец во второй раз отказался переезжать в ФРГ, а вместо этого 14 ноября 1978 года отправился на срочную службу в Югославскую народную армию. Отслужив сперва в Валеве, а затем в Белграде и Пожареваце, Здравко Чолич демобилизовался из рядов ЮНА 14 сентября 1979 года.
Записанный в 1980 году в Лондоне альбом «Zbog tebe», так же, как и все последующие, не смог повторить успеха «Ako priđeš bliže», но был, тем не менее, продан тиражом 400 000 копий. В 1981 году выходит альбом «Malo pojačaj radio», так же записанный в Лондоне. В работе над альбомом кроме уже сотрудничавших с Чоличем ранее Корнелие Ковача, Горана Бреговича и Марины Туцакович принимает участие Джордже Балашевич. С этим же альбомом связан дебют Чолича в качестве композитора: он пишет музыку к песне «Što si prepotentna» на стихи Бреговича и Туцакович. Количество проданных копий альбома на этот раз ещё меньше - около 300 000.
Последним «лондонским» альбомом певца становится «Šta mi radiš», вышедший в 1983 году. В него входит баллада «Stanica Podlugovi», в дальнейшем включающаяся во все сборники лучших песен Здравко Чолича.
В 1983 году Чолич переезжает из Сараева в пригород Любляны Домжале. Постепенно он сокращает количество концертов и посвящает основное время музыкальному бизнесу. Вместе с Гораном Бреговичем он создаёт лейбл «Kamarad». Следующий большой гастрольный тур Чолича по всей Югославии проходит в 1985 году, и посвящён выходу альбома «Ti si mi u krvi». Кроме одноимённой композиции, сочинённой Корнелие и Споменкой Ковачами, в него входят песни, написанные в народной манере: «Ruška», «Sto cigana» и «Ti možeš sve, al’ jedno ne».
Следующий гастрольный тур, опять же посвящённый выходу нового альбома - «Zdravko Čolić», проводится певцом только через три года - в 1988. Альбом не получил высокой оценки музыкальных критиков, несмотря на то, что на нём были такие песни, как «Oj djevojko, selen velen», «Hej suzo» и «Samo ona zna», впоследствии полюбившиеся слушателям. Гастрольный тур 1988 года не оправдал и финансовых ожиданий Здравко, который опять был вынужден заняться записью и изданием альбомов других музыкантов на лейбле «Kamarad».
В 1990 году белградская компания «Komuna» издаёт альбом Здравко Чолича «Da ti kažem šta mi je». Продюсером и аранжировщиком, а также автором большинства песен становится Горан Брегович. Заглавную композицию пишет лидер сараевской группы «Merlin» Эдин Дервишхалидович (в дальнейшем получивший известность, как автор первого гимна Боснии и Герцеговины «Jedna si jedina», и как популярный певец Дино Мерлин).
1990-е
Из-за межнациональной напряжённости, а затем и начавшейся войны в Хорватии, Здравко Чолич возвращается из Загреба, где к тому моменту проживал, в Сараево. Однако в 1992 году ему приходится уехать и оттуда из-за начала Боснийской войны. Певец даёт концерты в небольших залах за пределами бывшей Югославии и работает помощником Горана Бреговича, записывающего в это время музыку к фильмам Эмира Кустурицы. В 1994 году компании «Komuna» и «PGP RTS» издают сборник лучших песен Чолича «Posljednji i prvi», который становится одним из самых продаваемых в тогдашней Югославии.
После семилетнего перерыва, в 1997 году Чолич записывает альбом «Kad bi moja bila». Музыку к песням он сочиняет совместно с Гораном Бреговичем. Так же Брегович вновь становится продюсером и аранжировщиком очередного альбома певца. Тексты пишут Марина Туцакович и участник рок-групп «Riblja čorba» и «Bajaga i Instruktori» Момчило Баягич.
В июне 1998 года проходит концерт Чолича в черногорской Будве, после чего певец решает провести 9 концертов в Белграде, все билеты на которые были распроданы. После этого Здравко Чолич выступает в Приштине, несмотря на вооруженное противостояние в Косове между сербами и албанцами.
Возвращение на сцены бывшей Югославии
В конце 2000 года на белградском лейбле «BK Sound» вышел десятый по счёту студийный альбом Здравко Чолича. Он получил название «Okano» по одноимённой песне, музыку к которой написал сам Чолич. Альбом был издан тиражом 500 000 копий, а сам певец отправился в первый после 1988 года гастрольный тур по всем крупным городам бывшей Югославии. Тур завершился в Белграде 30 июня 2001 года концертом на стадионе «Црвена Звезда». На самом стадионе присутствовали 80 000 человек, ещё 4 000 000 - смотрели прямую трансляцию по телевидению.
24 декабря 2003 года Чолич представил свой одиннадцатый альбом «Čarolija». В мае 2004 года начался очередной тур певца по странам бывшей Югославии, завершившийся в конце года. В октябре 2005 года состоялись 2 концерта Чолича на «Белградской Арене». Позднее записи этих концертов были изданы на CD и DVD.
В декабре 2006 года вышел альбом «Zavičaj». Работа по его записи велась не только на сербских студиях, но и на принадлежащей Питеру Гэбриелу «Real World Records» и студии «Abbey Road» в Лондоне. Изначальный тираж альбома составил 300 000 копий. Первые 100 000 копий были распроданы за 2 дня.
В 2010 году Здравко Чолич дал большой концерт перед более чем 60 000 зрителями на стадионе Асим Ferhatovic Hase в Сараево в рамках промо-тура нового альбома «Kad pogledaš me preko ramena» (Когда ты смотришь на меня через плечо). А 25 июня 2011 года на Ušće в Белграде состоялся самый большой концерт в карьере певца (более чем 100 000 человек). Так Здравко Очолич отпраздновал свое 40-летие на эстраде.
В декабре 2013 Здравко Чолич преподнес рождественский подарок своим поклонникам в виде нового альбома «Vatra i barut» (Огонь и порох). Есть еще порох...