#777
#777
#777Композитор Владимир Валентинович Пономарёв родился в 1960 году в Красноярске. Его образование вполне традиционно. После музыкальной школы он окончил теоретическое отделение Красноярского Училища искусств (ныне – Колледж искусств им. П. И. Иванова-Радкевича) и теоретико-композиторский факультет Новосибирской Консерватории им. Глинки, проходил ассистентуру-стажировку там же. По окончании обучения вернулся в Красноярск, и с того момента по сей день преподает в Красноярском Институте искусств (ныне – Академия музыки и театра), являясь доцентом кафедры теории музыки и композиции и участвуя во многих музыкальных проектах Красноярска.
Учителями Пономарёва, по его собственным словам, всегда оказывались лучшие из тех, то мог быть в данное время в данном месте. Он учился в музыкальной школе, где в эти же годы учился Дмитрий Хворостовский. В Красноярском училище искусств его учителями были старейший композитор Сибири Федор Петрович Веселков, а также Борис Трифонович Плотников, человек энциклопедических знаний, выросший в Харбине и ставший впоследствии известным российским музыковедом, первым переводчиком на русский язык основных музыковедческих трудов Генриха Шенкера. На его уроках Пономарёв проходил музыкально-исторические предметы, но также впервые познакомился с образцами западного музыкального авангарда.
В Новосибирске Пономарёв обучался в классе профессора Аскольда Мурова, пожалуй самого значительного сибирского композитора, создавшего в Новосибирской консерватории свою школу и воспитавшего многих композиторов, ныне определяющих лицо сибирской музыки. Это, в частности, Е. Кравцов, С. Кравцов, А. Попов, В. Пешняк, Г. Гоберник, И. Хейфец и др. В классе А. Мурова Владимир Пономарёв смог получить навыки прекрасного владения оркестром (которые, собственно, и мог передать ему крупнейший симфонист Сибири), а также углублённый интерес к хоровому письму во всех его жанровых проявлениях (напомним, что Аскольд Муров сам начинал музыкальную карьеру на дирижёрско-хоровом отделении Новосибирского музыкального училища). Это позднее проявилось и в светских хоровых сочинениях Пономарева (к ним могут быть отнесены кантата «Звезды» на стихи А. Фета, хоровые циклы на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Б. Пастернака, В. Хлебникова, С. Есенина, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова, и др.), и в его духовных хорах, и в хорах на народные тексты.
В числе сочинений В. Пономарёва есть музыка практически во всех академических жанрах: неоконченная опера («Белая гвардия» по М. Булгакову), несколько циклических оркестровых сочинений, принципиально не названных симфониями («Альбом гравюр»,«Театральная сюита» и др.) , а также множество камерно-инструментальных композиций для различных составов. Однако, приоритетными в творчестве композитора являются жанры вокальной и хоровой музыки. К сегодняшнему дню им написано более десятка вокальных циклов для всех голосов, и более восьмидесяти наименований сочинений для хора.
Причины преобладания хоровых опусов в творчестве композитора есть как внешние, так и внутренние, глубинные, связанные с убеждениями Пономарёва, позиционирующего себя как русского композитора. Из внешних причин следует назвать то обстоятельство, что сам Владимир Пономарёв с детства пел в хоре, любит вообще всякое пение и в настоящий момент, помимо основной работы, руководит небольшим хоровым ансамблем в красноярском Свято-Троицком храме. К внутренним причинам можно отнести убеждение в том, что хоровой жанр, исконный для русской музыки, не потерял актуальности в культуре России и продолжает оставаться жанром «живым».
#777В частности, на задаваемый В. Пономарёву вопрос, почему он не пишет симфоний, композитор отвечает так: «я не судмедэксперт, и не занимаюсь эксгумацией трупов! Симфония, некогда завезенная к нам с Запада, сегодня не просто умерла, но и труп ее разложился! Уже в конце ушедшего столетия симфонией стали называть все, что угодно, а сегодня писать какую-то новую симфонию означает ковыряться в трупной слизи разложившегося жанрового архетипа! Я хочу писать живую музыку». Это высказывание, звучащее несколько резко, очень характерно для Пономарёва, как человека и музыканта.
#777Следует добавить, что В. Пономарёв не обошел вниманием и вокально-ансамблевое пение. В 90-е годы XX века он сам работал в Красноярской филармонии с вокальным квартетом, для которого написал две «Тетради мадригалов» на стихи сибирских поэтов и некоторые другие сочинения (в частности, «Три мадригала на стихи А. Деменюка») а также серию аранжировок «Jazz in vocal», опубликованных новосибирским издательством «Окарина». Помимо сочинений в «чистых» академических жанрах, в творческом портфеле композитора есть сочинения, условно говоря, «фольклорно-этнографические» ( «Пять сибирских песен», «Две енисейские свадебные», «Сибирская прибаутка» и др. для хора, «Шотландская рапсодия» для аккордеона и оркестра) и сочинения «третьего течения», например «Fusion-концерт» (джазовый) для аккордеона с оркестром. а также бесчисленное количество аранжировок.
Сегодня в Красноярске (и вообще в Сибири) Владимир Пономарёв известен не только как плодовитый композитор (- а его церковные песнопения поются в храмах по всей России), его хорошо знают также и как аранжировщика музыки в самых разных жанрах и стилях. Большая их часть (около полутора сот) была сделана им для его друга, засл. арт. России, аккордеониста Александра Шендрика.
Нужно сказать, что это непросто аранжировки. Многие из них представляют собой партитуры точно «снятые» с аудиозаписей и аранжированные для того или иного ансамбля (а в последние годы – для симфонического оркестра). Начиналась эта работа в экономически тяжелые 90-е годы XX века и была первоначально «способом зарабатывания денег», но постепенно встроилась общее русло устремлений композитора. В частности, он любит говорить, что ему хочется, чтобы в концертных залах всегда звучала только хорошая и достойная музыка, а не повторялось одно и то же, надоевшее до тошноты. И если есть хорошее произведение, которое можно играть, но нет его партитуры – эту партитуру нужно написать. В числе наиболее известных произведений и «горячих хитов», «снятых» и аранжированных В. Пономарёвым следует назвать «Adios Nonino», «Libertango» «La muerte del Angel», «Decarissimo» и «Концерт для квинтета» Астора Пьяццоллы, «New country» и «Bowing bowing» Жана-Люка Понти, «Three views of a secret» Жако Пасториуса и др.
Музыка красноярского композитора Владимира Пономарёва записана как минимум на двенадцати CD, среди которых есть и диски, вышедшие за рубежом. Основные нотные издания: «Хоровые произведения композиторов России» («Композитор», 2010), «Jazz in vocal», аранжировки для вокального ансамбля («Окарина», 2001), «Тетрадь мадригалов» для вокального ансамбля («Окарина», 2002), «Прелюдии» для фортепиано («Окарина», 2003), «В. Пономарёв. Церковные песнопения» (Красноярск, Православный фонд, 2006), «Хоровые циклы на стихи русских поэтов» («Окарина», 2010), «Мадригалы и хоры на стихи сибирских поэтов» (Красноярск, «Дом искусств», 2010) и др.
Знаки внимания: Губернаторская Премия за циклы хоров на стихи А. С. Пушкина (1999), звание Лауреата Всероссийского конкурса композиторов за хоровые духовные сочинения (2003), грамота Министра Культуры РФ за достижения в сфере профессионального искусства (2007), орден св. Даниила Московского III ст. за заслуги перед Отечеством и Церковью (2008). Информация о В. Пономареве и его творчестве содержится на нескольких сайтах в Интернете, в частности, в «Русском Музыкальном Академическом Каталоге» (сайт Союза Композиторов России –
www.composers.ru)
Светлана Одереева, доцент Красноярской Государственной Академии Музыки и Театра