.
. Джозеф ХЕЛЛЕР (англ. Joseph Heller, 1 мая 1923, Нью-Йорк, США — 12 декабря 1999, Нью-Йорк, США) — американский прозаик-романист. Российскому читателю Хеллер известен в основном своим сатирическим антивоенным романом с элементами литературы абсурда «Поправка-22» (англ. Catch-22, в прежних русских переводах – Уловка-22).
Джозеф Хеллер родился в Бруклине, в бедной еврейской семье выходцев из России, писать начал уже в детстве. Закончив в 1941 году школу им. Авраама Линкольна, Хеллер в течение года перепробовал несколько работ — помощника кузнеца, курьера, клерка, — после чего в 1942 году (в возрасте 19 лет) вступил в ряды американских ВВС. Через два года он был отправлен в Италию, где осуществил 60 боевых вылетов на бомбардировщике B-25.
В 1949 г. получил степень магистра искусств в Колумбийском университете. В 1949—1950 гг. вел научную работу в Оксфорде по программе стипендий Фулбрайта. Преподавал в университете штата Пенсильвания (1950—1952), писал рекламные тексты для журналов «Тайм» и «Эсквайр» (1952—1958), был агентом по рекламе журнала «Макколс». В 1961 оставил эту работу, чтобы вести творческие семинары по прозе и драматургии в Йельском университете и университете штата Пенсильвания. Первые его рассказы появились в «Атлантик мансли» и «Эсквайре» еще в студенческие годы.
В 1953 приступил к работе над романом «Уловка-22» («Поправка-22»). Книга положила начало экспериментам в жанре военного романа, предварив такие произведения, как «V» Томаса Пинчона и «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута, с которым дружил с 1968. В роли злодеев у Хеллера выступают не немцы или японцы, а высокопоставленные американские военные — политические воротилы, наживающиеся на войне, и садисты, которые получают наслаждение от насилия, часто абсурдное. Роман был экранизирован Майком Николсом в 1970. Выражение «поправка-22» вошло в лексикон американцев, обозначая всякое затруднительное положение, нарицательным стало и имя героя. В 1994 вышло продолжение романа под названием «Лавочка закрывается» (Closing Time). Действие происходит спустя 50 лет после войны, в числе главных персонажей несколько новых, но действуют и старые — Йоссариан и некоторые другие.
Хеллеру принадлежат также романы «Что-то случилось» (Something Happened, 1974), «Чистое золото» (Good as Gold, 1979), «Видит Бог» (God Knows, 1984) и «Вообрази себе картину» (Picture This, 1988). Хеллер написал также пьесу «Мы бомбили Нью-Хейвен» (We Bombed in New Haven, 1969), выдержавшую 86 представлений на Бродвее. Книга «Это не шутка» (No Laughing Matter, 1986), написанная со Спидом Фогелем, рассказывает о борьбе Хеллера с редким недугом, приводящим к параличу. В другой своей автобиографической книге «Время от времени» (Now and Then, 1998) он возвращается в места своего детства, в бруклинский парк аттракционов Кони-Айленд 1920—1930-х годов. Последний роман «Портрет художника в старости» (Portrait of An Artist As An Old Man), опубликованный посмертно в 2000 г., рассказывает о популярном писателе, ищущем вдохновения для нового романа. Умер Хеллер от инфаркта в своем доме на Лонг-Айленде 13 декабря 1999 года.
.Библиография.РассказыПоправка за поправкой (Catch As Catch Can: The Collected Stories and Other Writings) (2003)
.АвтобиографииЭто не шутка (No Laughing Matter) (1986)
Время от времени (Now And Then) (1998)
.РоманыПоправка-22 / Уловка-22 (Catch-22) (1961)
Что-то случилось (Something Happened) (1974)
Голд, или Не хуже золота (Good as Gold) (1979)
Видит Бог (God Knows) (1984)
Вообрази себе картину (Picture This) (1988)
Лавочка закрывается (Closing Time) (1994)
Портрет художника в старости (Portrait of an Artist, as an Old Man) (2000)
.ПьесыМы бомбили Нью-Хейвен (We Bombed in New Haven) (1967)
Поправка-22 (Catch-22) (1973)
Процесс Клевинджера (Clevinger’s Trial) (1973)
.СценарииСекс и незамужняя девушка (Sex and the Single Girl) (1964)
Казино «Рояль» (Casino Royale) (1967) (некредитованный)
Грязный Дингус Маги (Dirty Dingus Magee) (1970)
.Николай Анастасьев
Очерк из книги "Писатели США" (Москва, 1990)
ХЕЛЛЕР (Heller), ДЖОЗЕФ (p. 1.V.1923, Нью-Йорк) – прозаик. Выходец из рабочей семьи. Учился в Нью-Йоркском (1948), Колумбийском (1949) и Оксфордском (1949-1950) университетах. Приобрел известность по выходе романа-дебюта "Поправка-22" (Catch 22, 1961, рус. пер. 1967, 1988), в котором своеобразно преломился военный опыт автора, бывшего офицера американских ВВС. Роман был не без успеха экранизирован, его общий тираж уже к началу 80-х гг. достиг 8 000 000 экземпляров, он был переведен на многие языки.
Написанный в остросатирической, гротескной манере роман "Поправка-22" разоблачает нравы американской армии. Перед читателем встает картина тотального распада: коррупция, предательство, жестокость, главное же - полнейшая нелепость всего происходящего. Высшие чины армии вместо планирования боевых операций заняты подсиживанием друг друга; военно-полевой суд выносит обвинительный приговор армейскому капеллану, даже не зная (и откровенно в этом признаваясь), в чем его вина; снабженцы вступают в коммерческие сделки с противником. При этом персонажи романа лишены каких бы то ни было личностных свойств, являя собою порождение безнравственной социальной системы, толкающей людей на заведомо абсурдные действия.
Многие американские критики сочли автора приверженцем школы "черного юмора" (см. ст. Дж. Барт, Д. Бартельм, Дж. П. Донливи), но творческое сознание "черных юмористов" поражено вирусом безраздельного пессимизма, тогда как Хеллер отрицает не разум, не возможности человека, не смысл жизни как таковой, но лишь ее уродливо-извращенные формы. Это выражается в подчеркнуто "отстраненных" оценках, осуществляемых
с точки зрения центрального персонажа, капитана Йоссариана: пребывая внутри распадающегося мира, он в то же время находится вне его, являя черты неутраченной человечности. Еще существеннее скрытое присутствие автора, его смех, который поистине становится главным положительным началом произведения. Нельзя при этом не заметить, однако, что сама творческая задача, которую поставил перед собою писатель, не позволила ему показать высокий смысл и благородные цели войны с фашизмом.
Весьма отчетливо разрыв между подлинными интересами общественного бытия и буржуазной цивилизацией выявлен в следующем романе писателя – "Что-то случилось" (Something Happened, 1974, рус. пер. 1978). Герой произведения, служащий процветающей фирмы, – характерный представитель "среднего класса" Америки 60-70-х гг. Все у него как у всех людей его круга: дом в пригороде, две машины, два цветных телевизора, но чем благополучнее складывается его жизнь, тем горше и неотступнее преследует героя чувство страха, страха даже не конкретного, а словно бы метафизического, вызываемого тотальной ненадежностью окружающего мира, отсутствием иной перспективы, кроме механического продвижения по служебной лестнице. Это не просто личное ощущение героя, это всеобщее состояние; каждый боится каждого: родители
– детей, дети – родителей, подчиненные – начальников, начальники – подчиненных.
Скука и опасная пустота существования воссозданы в романе сильно и впечатляюще. Но это не единственная задача автора. Если Бобу Слокуму (так зовут главного героя) его положение кажется едва ли не универсальной моделью современного бытия, то автор не склонен соглашаться с этим мрачным ощущением. За нервической интонацией героя то и дело пробивается авторский голос, лишенный однотонности голоса протагониста-повествователя. Он слышен в отступлениях, в повторах уже "проигранных" ситуаций, в нарочитых сдвигах временных планов, нарушающих линейную последовательность повествования и подвергающих сомнению фатальную предопределенность судьбы героя. Хеллер и издевается над своим слезливым болтливым персонажем, и глубоко сочувствует ему, видя постепенную утрату тех естественных человеческих качеств, которыми он был изначально наделен. В этом сложном отношении сказывается гуманистическая идея произведения: человек должен оставаться человеком, то есть разумным, исторически ответственным существом, даже в самых неблагоприятных услових жизни.
В романе "Чистое золото" (Good as Gold, 1979) в привычной для себя гротескной манере писатель изображает коридоры высшей власти Америки. Надо признать, однако, что в этой книге критический пафос ослаблен своего рода игрой в прозрачные намеки на события недавней политической истории США. Она лишена той обобщающей сатирической силы, что отличает лучшие произведения писателя. То же самое можно сказать и о романе "Бог знает..." (God Knows, 1984), построенном на библейской тематике.
Роман "Запечатлеть все это" (Picture This, 1988) являет собой комическое путешествие во времени от Аристотеля до наших дней, окрашенное стойким убеждением автора, что нет оснований говорить о том, что человечество за это время сильно усовершенствовалось в моральном и интеллектуальном отношении. Несмотря на отдельные удачные фрагменты, и здесь Хеллер не достиг уровня "Поправки-22" и "Что-то случилось".